Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
В 1949 году в доме Новинских появился новый член семьи — Николай, которого так нехватало им для полного счастья.
По вечерам, вернувшись из школы, Лев Александрович подолгу простаивал у кроватки сына, разглядывая его крохотное розовое личико. Он осторожно касался пальцами его щеки, — какой нежной была кожица, покрытая шелковистым пушком!
Убавив огонь в лампе, Новинский принимался за подготовку к завтрашнему уроку: он вел в пятом классе русский язык. Для опроса учащихся Лев Александрович заготавливал особые карточки, каждому ученику отдельную. Ведь у каждого были свои слабые места, свои особенные ошибки, которые Новинский хорошо изучил. В карточках приводились грамматические примеры на не усвоенный учащимися материал.
— Целесообразно ли тратить столько времени на заготовку этих карточек? — спросил Новинского кто-то из учителей.
— Считаю, что целесообразно, — ответил Новинский. — Не пожалейте времени при подготовке к уроку, — этим вы сэкономите дорогие для нас минуты классных занятий. Вот я каждому заготовлю такую карточку, и весь класс у меня будет работать. А то ведь и так бывает: учитель вызовет к доске ученика и с ним занимается, а класс в этой работе участия не принимает...
Углубившись в занятия, Лев Александрович не слышал стука в дверь. В комнату осторожно, на цыпочках вошла Татьяна Дедюлина, ученица, которой Лев Александрович поручил сделать наглядное пособие к следующему уроку грамматики. Эта девочка была активной помощницей учителей. Кому поручить отставшего ученика? Да лучше всего Татьяне Дедюлиной. Уж она, если возьмется, вытянет. Посмотрите, с каким упорством она помогает своей подруге Жене Муравьевой. Без нее Женя застряла бы в четвертом классе. Таня дала Новинскому слово, что Муравьева непременно окончит школу.
Новинский похвалил девочку за аккуратно выполненную работу, но Таня медлила уходить. Она присела на кончик стула и с интересом смотрела, как Лев Александрович составляет карточку опроса для ученика Анатолия Сорокина.
— А ну, Таня, придумай-ка мне предложение для грамматического разбора, чтобы были в нем прилагательные мужского рода: одно — в творительном, а другое — в предложном падеже.
Девочка озабоченно нахмурила лоб. Она быстро придумывает пример, и Лев Александрович записывает его в карточку Сорокина. — Молодец! — говорит Новинский.
— Трудно быть учителем? — спрашивает Таня.
— А тебе как кажется?
— Мне кажется — нет. Напротив, легко и интересно. Я стану учительницей.
Лев Александрович одобряет ее намерение:
— Мне это очень приятно, Таня. Я рад, что тебе нравится наша профессия.
— А что в ней самое главное? — спрашивает Таня.
— Главное? Главное — любовь к своему делу. Любовь к детям, которых ты будешь учить, и к предмету, который выберешь своей специальностью.
— Я так и думала. — Она повторяет еще раз настойчиво: — Я буду учительницей.
Большую работу ведет Новинский и с педагогами, помогая им полнее проявить свои способности, стать настоящими наставниками молодежи.
Почти с первых дней своего пребывания в школе Новинский отметил среди учителей преподавателя Григория Ивановича Краснова. Этого педагога отличала особая забота о детях. Часто посещает он учащихся на дому, знает условия их жизни, подолгу разговаривает с родителями. Изучая характер каждого ученика, он знает их достоинства и недостатки. Однажды Новинский заметил, что Краснов чем-то озабочен.
— Что, Григорий Иванович, или нездоровится?
— Нет, со здоровьем все в порядке. Мальчонка один меня беспокоит...
Григорий Иванович рассказал директору, что ученик шестого класса Витя Точенов по болезни пропустил весь учебный год и вот не хочет возвращаться в школу.
— Говорит: «не догоню». Обидно, Лев Александрович, надо что-то придумать.
— А с родителями говорили?
— А как же! Да ведь они тоже так смотрят: «Не догонит. Пусть идет работать».
— Что же вы думаете предпринять?
— Думаю подзаняться с ним отдельно.
— Ходить не будет.
— Я сам к нему пойду.
Так он и сделал. Ежедневно, во всякую погоду Григорий Иванович ходил к Точенову домой, и в конце концов Витя понял, что догнать он может. Мальчик приохотился к занятиям и благополучно окончил школу. Больше того, технические науки всерьез заинтересовали Витю, и по окончании школы он поступил в техникум механизации и электрификации сельского хозяйства.
Однако у Краснова были свои недостатки: будучи учителем с инициативой и деятельным классным руководителем, он неохотно принимал участие в общественной работе, отказывался выступать на учительских собраниях с докладами на общественно-политические темы, мало читал. Речь его была затрудненной, недостаточно литературной, — об этом не раз говорил ему Новинский.
— Нам, физикам и математикам, это не обязательно, — оправдывался Краснов.
Но Лев Александрович не соглашался с ним:
— Каждый учитель должен хорошо владеть языком. Ведь, глядя на вас, и ребята будут говорить неправильно.
И однажды на районном собрании учителей Лев Александрович, не называя фамилии Краснова, заговорил о нем с осуждением. Краснов, присутствовавший на собрании, разумеется, понял, о ком идет речь, и впервые всерьез задумался над словами директора.
После собрания он подошел к Новинскому и признался:
— Что же мне делать, если я подходящих слов не нахожу?
— Читать надо больше, — посоветовал директор, — интересоваться не только математикой, но и литературой. Политический кругозор у вас тоже не широк.
И Новинский поручил Краснову сделать учителям доклад на тему «Строительство социализма в странах народной демократии». Человек исполнительный и добросовестный, Краснов стал готовить материал. Работа увлекла его, и доклад вышел хорошим.
Льву Александровичу удалось заинтересовать Краснова общественной работой, пристрастить его к чтению политической литературы. Работая над докладами, Краснов понял, что Новинский был прав:
— Действительно, Лев Александрович, на языке формул и цифр далеко не уедешь...
Был и другой случай...
Новая учительница русского языка и литературы, которой поручили вести шестые и седьмые, то есть старшие в Стоговской школе классы, с первого же взгляда произвела на учителей впечатление человека растерявшегося, неуверенного в себе. Маленькая и слишком уж робкая, она мучительно краснела, разговаривая с Новинским.
— Мне сказали, что ваша школа одна из лучших в районе, что я должна поддержать эту репутацию. А я не знаю, смогу ли я?
Новинский подумал: «Я тоже этого не знаю». Вслух он сказал:
— Будем надеяться, что поддержите. Ведь все в ваших руках. Что вы окончили?
Выяснилось, что Валентина Ефимовна Крючкова только что окончила заочный учительский техникум. До техникума недолго работала в начальной школе. Опасения директора оказались не напрасными: дело не пошло. Дисциплина на уроках Крючковой была плохая, ребята не слушались. Посетив уроки Крючковой по русскому языку, Лев Александрович расстроился. Редко случалось ему видеть, чтобы преподаватель чувствовал себя в классе таким беспомощным. Нельзя было сказать, что Крючкова не владеет материалом, — нет, материал она знала, но излагала его сбивчиво, путанно, выбирала, словно нарочно, примеры, не характерные для данного правила. Не закрепив основного материала, она останавливала внимание учащихся на исключениях, на моментах спорных, неубедительных. Урок был на тему: «Суффиксы действительных причастий настоящего и прошедшего времени».
Торопливо дав объяснение образования действительных причастий и не поинтересовавшись, всё ли поняли учащиеся, Крючкова потратила почти весь урок на рассуждения по поводу прилагательных типа «могучий», «лежачий», их древнерусского происхождения, их значения.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.