Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Новинский испытывал раздражение, видя, как учительница «губит время». После урока, спросив двух-трех учащихся, он убедился, что они не поняли, что такое причастие, что Крючкова сбила их с толку своими рассуждениями о древнерусских прилагательных, утративших в современном языке глагольное значение.
Свои замечания Новинский высказал учительнице в самой суровой форме:
— Планировать материал не умеете. Тому, на что следовало бы потратить не более десяти минут, вы посвятили весь урок, а основной материал скомкали. Ведь суффиксы причастий вы начали только сегодня?
— Да...
— Ну, что ж, это урок впустую! Цель урока не достигнута. И домашнее задание вы дали, как говорится, «под звонок».
Крючкова со всем была согласна: да, плохо она работает, очень плохо! Она заплакала. Новинский смягчился. Он начал терпеливо объяснять ей, как надо спланировать материал, чему уделить особое внимание, на каких примерах следует остановиться подробнее, как закрепить новый материал обобщением и, путем опроса наиболее слабых учеников, убедиться, что класс усвоил объяснение. Новинский дал молодой учительнице планы своих уроков, чтобы она руководствовалась ими при подготовке к следующим занятиям.
Однако Крючкова не смогла сразу избавиться от своих ошибок. Она ориентировалась на сильных учеников, спрашивала их чаще, чем слабых, и класс начал отставать, успеваемость резко понизилась. На уроках Крючковой побывали и другие, более опытные учителя. Они тоже помогали ей составлять планы уроков, тщательно регулировать время объяснения нового материала, время опроса учеников, учили ее индивидуально подходить к каждому учащемуся и ни на минуту не выпускать из поля зрения слабых. Был созван педагогический совет, на котором подробно разбирались ошибки молодой учительницы.
Постепенно дело стало налаживаться. Крючкова овладела классом, усвоила методику преподавания. Ведь в работе учительницы были и положительные стороны, говорящие о потенциальных ее возможностях. И директор — руководитель коллектива, и сам коллектив не побоялись потратить время, повозиться с молодым педагогом. Они верили, что Крючкова сможет добиться успеха.
Новинский посоветовал Крючковой продолжать учиться, и она поступила на заочное отделение Московского областного педагогического института.
— Мне хочется, — говорила она, — работать с более взрослой и подготовленной аудиторией. Наверное, мне было бы легче работать в школе рабочей молодежи или а техникуме.
— Но и там необходимо знать методику преподавания, — говорил Новинский, — надо уметь отличить главное от второстепенного, дать учащимся сначала основы знаний, а потом уже, если позволяет время, использовать материал, которому в программе отводится второстепенное место.
Крючкова не упорствовала в своих заблуждениях. Она охотно и старательно следовала советам старших учителей.
Много времени потратил Новинский, разъясняя учителям важность домашних заданий, которые не только Крючкова, но и многие другие давали за пять минут до звонка.
На методическом совещании директор сделал доклад о том, как следует планировать домашнюю работу учащихся и как тщательно надо ее проверять. Ведь именно домашние задания закрепляют пройденный на уроке материал; от систематического их выполнения зависит прочность знаний учащихся. Весь ход урока, по мнению Новинского, должен быть подготовкой к домашнему заданию.
Так упорно и настойчиво, совмещая обязанности и завуча, и завхоза (в штате маленьких сельских школ нет ни завуча, ни завхоза), директор Стоговской школы боролся за квалифицированную, доброкачественную работу учительского коллектива, за высокую успеваемость учащихся.
Время шло. В Стоговской школе появились хорошо оборудованные кабинеты; оборудовать их помогли сами учащиеся. Многие физические приборы были приобретены Новинским, а кое-что ребята сделали сами под руководством Краснова. С его помощью ребята собрали динамомашину, сделали киноаппарат. Новинский купил фильмоскоп.
И вот в вечерние часы, после занятий, в демонстрационном кабинете школьникам показывают научно-биографические фильмы о жизни Галилея, Коперника. Молодой биолог Кузнецов, только что окончивший институт и начавший свою педагогическую деятельность в Стоговской школе, рассказал однажды ребятам, как развивается клетка живого организма, затем была показана кинокартина на эту тему.
Но чем больше делал Новинский для школы, тем больше возникало в его беспокойной голове новых планов и проектов. Так, однажды пришла ему в голову идея радиофицировать школу. И идея эта, разумеется, по сердцу пришлась учащимся.
— В каждом классе установим репродуктор. — Каждую пятницу будем передавать радиогазету, — развивал свою мысль Лев Александрович.
И когда из Загорского радиоузла была получена необходимая аппаратура, технический кружок во главе с Красновым вновь взялся за работу: сделали проводку, в классах и коридорах установили репродукторы. Но ни ребята, ни Новинский не любили ограничивать свою деятельность школой: громкоговоритель был установлен снаружи на школьном здании, чтобы по утрам его веселый и звонкий голос возвещал всем обитателям окрестных деревень о начале нового дня. За пять километров окрест, над просыпающимися полями звенела песня, заглушая птичьи голоса. Москва говорила с жителями деревни Малинники и других соседних сел. Но и на этом не остановились: раз уже в школе появилось радио, как не провести его в Малинники? Вскоре в правлении колхоза и в домах некоторых колхозников появились репродукторы.
Жизнь школы стала содержательной и интересной. Каждый месяц ребята получают свежие журналы, каждый день — газеты и сами же аккуратно подшивают их. А сколько у них настольных игр! И выглядит теперь школа нарядно: стены украшены репродукциями с картин известных художников, хорошо выполненными учебными пособиями, диаграммами.
У дверей учительской висит почтовый ящик; под ним надпись: «Что тебя интересует?» Этот ящик повесили старшие ученики, комсомольцы. Ребят многое интересует, и свои записочки с вопросами они опускают в этот ящик. Они спрашивают: «Что такое империализм?», «Что такое атомная бомба?», задают и другие, самые разнообразные вопросы. Учителя отвечают на все.
Есть в школе метеорологический уголок, а на пришкольном участке высится сооруженный школьниками ветряной двигатель. По нему можно узнать направление и силу ветра.
Серьезно работает технический кружок. Главные его участники — Иван Малышев и Виктор Комаров — ныне уже ученики старших классов.
В правлении колхоза часто говорили о постройке электростанции. И вот, наконец, вопрос был решен положительно! Весть эта обрадовала и учителей, и ребят: без электростанции трудно, почти невозможно было наладить работу физического кабинета. Правда, выручала динамомашина. Но то ли дело электричество!.. Ребята охотно взялись помогать строителям.
— Сельская школа, — говорил Лев Александрович,— должна жить с колхозом в теснейшей дружбе. Взять хотя бы постройку электростанции. Каждый ученик в ней заинтересован. Он мечтает о том, чтобы в доме у него и в школе было электрическое освещение. Это поможет ему учиться. А демонстрация кинофильмов, а работа физического кабинета, а постановка спектаклей, которые так любят ребята! Без электричества мы как без рук. У нас с колхозом общие хозяйственные заботы. Мы хотим помочь постройке проектируемой шоссейной дороги от Загорска до Малинников. Городские школы не знают таких забот.
Многие из этих задач теперь решены. Уже в 1949 году электростанция была построена.
Работать с людьми Лев Александрович научился в Советской Армии. Юношей, в 1940 году, вступил он в ее ряды, прошел нелегкий путь от солдата до майора. Он побывал во многих городах, в том числе в Риге, Вене, Будапеште. В армии он приобрел знания и жизненный опыт. В сущности, именно на фронте он стал настоящим педагогом, требовательным к себе и к своим подчиненным.
Незадолго до конца войны Новинский был назначен начальником партийной школы бригады. В нем проснулся учитель. Руководство людьми в трудных военных условиях требовало особого такта, особой чуткости. Лев Александрович обладал этой чуткостью: в каждом воине он видел живого человека со своей особенной судьбой, привязанностями, интересами. Он знал, кто из его учеников чем живет, к чему стремится, каковы его планы на послевоенное время, кто его родные и где они находятся, пишут ли... Он пользовался авторитетом, ему верили. Он умел находить путь к человеческим сердцам. Беседуя с солдатами, он уже не искал слов, как когда-то на первом районном совещании учителей, где он был самым молодым и таким еще робким. Нужные слова находились сами.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.