Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
В первый день занятий урок малышей еще похож на игру: знает Вера Ивановна, как зовут какую-нибудь Машеньку Иванову, но серьезным тоном попросит ее тихо, «как надо» встать за партой и отчетливо, полностью произнести свое имя и свою фамилию, сказать, сколько у нее братьев и сестер, как их зовут, как зовут папу и маму.
Затем раздаст всем листки бумаги и попросит нарисовать, что кому хочется. Наблюдательному взору учительницы многое открывают эти рисунки: что интересует ребенка в окружающем мире, каков он сам, этот художник: аккуратен или небрежен, быстро или вяло работает и соображает, самостоятелен ли в своем творчестве или только подражатель, «копиист».
С этих рисунков начинается то кропотливое исследование маленького человека, которое позволяет потом Вере Ивановне воздействовать на него. В ее дневнике появляются первые записи об учениках.
После рисования учительница дает детям еще по листочку и просит написать строчку палочек сейчас и строчку — дома, на этой же бумаге, а завтра показать свою работу в классе. И палочки подчас больше говорят, чем рисунок: еще яснее характер ребенка. Один ученик сдаст листок чистый, тщательно сложенный. У другого палочки вкривь и вкось, бумага грязная, мятая, в сальных пятнах — этот не дорожит школой, неряха и торопыга, лишь бы как-нибудь сбыть с рук. Значит, приглядывайся, учитель, к нему — настойчиво, повседневно, бывай и в семье почаще, наставляй родителей.
А то покажет Вера Ивановна первоклассникам картины «Зима», «Лето», «Осень», и опять новые заметочки в тетради-дневнике. Один ребенок обратит внимание только на красоту природы, на ее краски. Другого остановит деятельность людей, лица, одежда. А иной будет сидеть безучастно, занятый мыслями о чем-то далеком от классных дел.
Увеличиваются записи о каждом школьнике, вернее становятся выводы о характере, отчетливее и задачи, которые ставит перед собой учительница-воспитатель, словно осязает она детскую душу со всеми ее извилинами. Знает, что нужно развивать, с чем бороться, с чем сладит сама, а в чем понадобится помощь родителей и надежного школьного коллектива. У ребенка, как и у взрослого, сложная психика. Черты характера не выступают отчетливо, в строгом порядке, как клавиши рояля — нажал и получил желаемый звук. Задатки, склонности переплетены, запутаны, дают все новые и новые сочетания.
Трудно уловить, когда и почему ребенок стал говорить неправду, замкнулся в себе или начал лицемерить, льстить; почему один скромен, застенчив, а другой заносчив, высокомерен, хвастлив, тщеславен; один работает увлеченно, упорно, настойчиво, а другой, легко загораясь, бросает дело на полдороге, едва встретится с трудностями. Нет, не вдруг, как Афина из головы Зевса, возникает личность. Надо много потратить времени, сил, надо приобрести те знания, которые становятся «педагогической проницательностью».
Иной раз входит Вера Ивановна в класс с тяжелой головой, с плохим настроением — учитель тоже человек, а не машина. Кажется, все забыла, что надо делать с живым, все время меняющимся коллективом ребят. Но обведет глазами сидящих за партами, каждый ученик предстанет перед ней со всеми своими достоинствами и недостатками, и она снова владеет собой, — чувствует, что сегодня надо делать.
После занятий Вера Ивановна уходит с первоклассниками в лес, перекликается с ними: «Ау!» Дети собирают яркие листочки, жолуди, ягоды, цветы, палочки — срезы веток. Они уже знают: все это понадобится на уроках арифметики и русского языка. Побегав, ученики окружают Веру Ивановну.
— А как я открываю рот, когда говорю «а»? — неожиданно спросит учительница.
— Широко! — кричат ребята. — Вот так! — И, как галчата, раскрывают рты и тянут, тянут «а», пока не попадет в рот «смешинка» и не огласится луг звонким детским смехом.
— Ну, а как я «у» произношу?
Дети смотрят, как вытягивает губы Вера Ивановна.
— Трубочкой! Трубочкой! И гудят «у-у», что шмели.
В классе она может легко убедиться, что ребята знают эти звуки. Вывесит картинку — младенец в люльке. Начнет разговаривать о маленьких братьях и сестрах своих учеников. Спросит:
— А как они плачут?
— Уа, уа! — отвечают дети и, вспоминая, как аукались в лесу, произносят звуки ясно, отчетливо. Вера Ивановна предлагает им попробовать «напечатать» изученные буквы, проведет на доске косую линию, прямую:
— Ну, кто сумеет так сделать?
И ребята уверенно повторяют. Летние упражнения сказываются.
Вся азбука в классе Веры Ивановны иллюстрирована подходящими к случаю картинками. В Москве она ходит по книжным магазинам и подбирает то, что ей нужно. Но букваря не дает детям две-три недели. Главные действующие «лица» в классе — это доска и мел. — Зачем им, этим малышам, давать сразу букварь?— говорит она. — Пока они не изучат буквы, только книгу треплют. Букварь нужен тогда, когда начинают читать по слогам.
Упражнениями на доске она подводит детей к чтению. Долго задерживается на слогах. Кажется иным, что это замедляет процесс обучения. Но из своей многолетней практики Вера Ивановна знает, что беглость в чтении придет: деление на слоги, так отчетливо слышимое на первых порах, потом сглаживается, а навык правильного произношения остается навсегда. Длительные упражнения в писании палочек, а затем букв — это тоже очень существенная основа будущей грамотности.
— Детей надо на только любить, но и знать, что для труда, а не для тунеядства ты их растишь. Тогда и педагогические приемы найдутся, и своей цели добьешься. Как же иначе? — пожимает плечами Вера Ивановна Осипова, когда учителя жалуются, что не справляются с «трудным характером» школьника.
И на уроках, и вне уроков Вера Ивановна буквально не спускает глаз с учеников. Все дети разные: один довольствуется классными заданиями, другому их недостаточно. Обычно это живые, способные дети. Они быстро выучивают уроки, а потом не знают, что с собой делать.
— Деревенские ребятишки неугомонней городских, — говорит Вера Ивановна. — Крепкие они, на сосновом воздухе да на грибном духе настоенные. Силы у них бродят, а девать некуда. Долг учителя — направить эту энергию, ввести ее в прямое русло, чтобы не петляла, как наша речка Северка. Нет плохих детей. Ребята — это источник радости, доброты, ласки. Откуда дурные дети берутся? Виноваты только мы, взрослые. Вовремя не заметили, во-время не пришли на помощь. Способным ребятам всегда нужна дополнительная деятельность. Вы, милые, Макаренко повнимательней читайте. У него сердце коммуниста, и педагог он замечательный.
За все тридцать лет работы в селе Федоровском учительница не может вспомнить случая, когда бы дети, попавшие к ней с первого класса, хулиганили, дерзили, лгали. Случалось это обычно только с «пришлыми» детьми, попадавшими к ней в третий, четвертый классы из других школ. Так, однажды в числе ее учеников оказался мальчик-воришка. Заметив его дурную наклонность, Вера Ивановна обдумала педагогическое «наступление». Она подбирала подходящие литературные материалы и сама «сочиняла» рассказы для изложения. Наблюдая, какое впечатление производят эти рассказы на мальчика, с удовлетворением отмечала, что они волнуют его.
Однажды она проделала несколько рискованный опыт. Она решилась на него, так как была уверена, что ребенок уже достаточно подготовлен. К концу урока Вера Ивановна оставила на столе под бумагами довольно крупную сумму денег и ушла, задержав в классе мальчика каким-то поручением. Как она была счастлива, когда через несколько минут мальчик выбежал из школы и бросился вдогонку за ней с возгласом: «Деньги! Деньги, Вера Ивановна! Деньги забыли!»
Он был так горд своим благородством, щеки его пылали, глаза блестели, — Вера Ивановна даже залюбовалась им. Правда, поблагодарила она его спокойно, сдерживая свою радость, как будто иначе и быть не могло: мальчик проявил обыкновенную заботу о рассеянной учительнице.
Узнает, например, Вера Ивановна, что мальчики плохо отнеслись к товарищу, — непременно найдет подходящий рассказ, прочитает его в классе, поговорит о нем на прогулке, а затем воспользуется им и при изложении на уроке русского языка. Дети же, сами пересказав его на бумаге, запоминают приведенный случай. Подчас писатели и не смогли бы в этих пересказах узнать свое собственное произведение: Вера Ивановна приспосабливает литературу для своих «надобностей».
На одной из учительских конференций в районе эти изложения разбирали, и учителя вынесли глубокое одобрение подобному методу воздействия на детей.
— Учитель должен всегда помнить, — говорит Вера Ивановна, — что характер складывается в самом юном возрасте. Что посеем, то и пожнем. А ведь сеем-то главным образом мы, учителя начальных школ; задача же преподавателей средней школы — растить всходы, питать их, направлять. Надо всегда думать, что за семя роняем мы в детскую податливую душу, — перевоспитывать, исправлять несравненно труднее.
Ваня Буянов был поразительно застенчивым мальчиком. Он так смущался в первые месяцы пребывания в школе, что чуть ли не прятался от учительницы под парту.
Вера Ивановна приучала его к себе лаской, приветливостью. Мальчик смущается, а она словно и не замечает этого. Вынет из папки интересные картинки, показывает школьникам, говорит: «Ваня, а тебе нравится?» Мальчику и хочется подержать в руках картинку, и боязно. А Вера Ивановна еще что-нибудь поинтереснее придумает — волей-неволей приходится быть смелей. Попривык он — учительница стала давать Ване поручения, перед которыми он не мог устоять: то надо скворешню пристроить на дереве без гвоздей, то ответственное объявление написать цветным карандашом.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.