Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Тогда Веру Ивановну попросили принять начальную школу в селе Федоровском, где было сильно влияние раскольников-староверов.
Село поразило Осипову своей темнотой. Верховодили старики. Когда учительница выступила на собрании, рассказывая о задачах Советской власти, старики закричали: «Уходи, седая чертовка! Не гневи бога!» поднялись с мест и увели с собой молодых.
Не легко было проникнуть за порог обособившихся, замкнутых на множество запоров изб. Помощь нашла Вера Ивановна у женщин — невесток, солдатских вдов, которых тяготила власть свекра и свекрови.
Когда учительнице поручили организовать пункт ликбеза, к ней в школу пришли крестьянки из окрестных деревень. Потом стали приходить и мужчины. Бывало, соберется в классе человек сорок—пятьдесят, Вера Ивановна рассказывает им, какой жизни хочет для народа Советская власть, что будет через несколько лет. Мужчины больше молчат, а женщины наперебой просят: «Выучи нас скорее, Вера Ивановна. Сами хотим вычитать в книгах про все. Неужели и нам, бабам, наконец свобода вышла?
Большая дружба связала Веру Ивановну Осипову с Верой Васильевной Фоломеевой. Неграмотная, уже немолодая, Вера Васильевна обладала бстрым умом, горячим сердцем, внутренним благородством. Покинутая мужем, она сама воспитывала дочь Анну, управлялась одна и в доме, и на огороде, и в поле. Она первая пришла к учительнице спросить: «А не придумали большевики, как скорее научиться грамоте? Некогда мне ждать, милая: жизни-то чуть остается. Хочу это «чуть» дожить с ясными глазами». Она была самой усердной ученицей, спешила ухватиться за все новое, что несла Советская власть в деревню. Это Вера Васильевна, услыхав про тракторы, заставила Веру Ивановну попросить в районе машину для Федоровского. Вдвоем они добились собрания, выстояли против непокладистых мужиков, которые твердили, будто «трактор землю портит, после него она и родить не будет».
И осенью все село, обитатели всех восьмидесяти дворов выбежали на большак встречать тарахтящий «форд-зончик» с молодым трактористом. Даже сумрачные старики одобрительно трясли бородами, глядя, как ровно, блестящими пластами ложится земля: «Вот это да! Не соха-матушка! Хитрая механика». А Вера Васильевна, лукаво подмигивая, спрашивала: «Может, откажемся? А?» Каким должен быть человек коммунистического общества? «Читайте, перечитывайте, держите всегда под рукой книгу Михаила Ивановича Калинина «О коммунистическом воспитании», — советует Вера Ивановна и учителям и родителям. — Помните, что говорил он учителям-отличникам в 1938 году? Мне эти слова в сердце врезались: «У нас создается новый человек социалистического общества. Этому новому человеку надо прививать самые лучшие человеческие качества».
Серьезный, упорный труд вкладывает Вера Ивановна в основу школьных занятий, воспитывает в малышах чувство ответственности за всякое порученное дело.
Если ученик не приготовил урока, Вера Ивановна оставляет его в школе и сидит с ним сама, объясняя, проверяя до тех пор, пока он «не заплатит долг», то есть не усвоит задание.
С первого класса, ближе к весне, Вера Ивановна заставляет ребятишек вести «дневник природы». В особой тетрадке квадратиками, треугольниками и другими значками, сделанными красным и синим карандашом, ученики отмечают свои ежедневные наблюдения: ясно или пасмурно, идет ли дождь или дует ветер, чистое небо или в тучах, в облаках; какие деревья распустились, какие птицы прилетели.
Взрослые ласково посмеиваются при виде семилетнего метеоролога, который рано утром стоит во дворе с тряпочкой или бумажным флюгером в руке и определяет, откуда дует ветер, или так же важно, прищурив один глаз, оглядывает небо, изучая, какие и куда плывут по нему облака. Отцы и матери — бывшие ученики Веры Ивановны — помнят, сколько радости доставляли им эти наблюдения.
Часто случается, что в тетрадке, рядом с условными значками, учительница обнаружит нарисованную калошу, ворону, кошку, собаку. Это значит, как выясняется при расспросах, что юный метеоролог во время своих наблюдений за погодой приметил птицу или животное.
— А калоша?
— А калоша снялась сама. Во дворе было грязно... Наблюдения за природой, которые ведут дети с
первого по четвертый класс, не только развивают внимание, «цепкость» глаза, умение видеть окружающее, но сказываются и на речи, и на характере.
Заполняя свободное время детей подобной дополнительной работой, Вера Ивановна приучает их к направленному и целесообразному труду, учит любить природу, знать отличительные признаки каждого времени года и даже каждого месяца. Со второго класса ученики рисуют картинки «времена года», и то, что они заметили весной, летом, осенью и зимой, находит место в этих композициях.
Весна — это грач на еще обнаженном дереве, весна — это тающие ледяные сосульки, это золотые цветы мать-и-мачехи на освещенных пригорках. Весна — это раскрывающиеся на березах почки, ручьи с бумажными корабликами и солнце — ликующее ясное солнце, занимающее половину страницы!
— Послушайте, что говорит мой учитель Ушинский в «Воспоминаниях об обучении в Новгород-Северской гимназии»,— замечает Вера Ивановна: — «А воля, а простор, природа, прекрасные окрестности городка, а эти душистые овраги и колыхающиеся поля, а розовая весна и золотистая осень разве не были нашими воспитателями? Зовите меня варваром в педагогике, но я вынес из впечатлений моей жизни глубокое убеждение, что прекрасный ландшафт имеет такое огромное воспитательное влияние на развитие молодой души, с которым трудно соперничать влиянию педагога...» — Пусть и меня зовут варваром, — смеется Вера Ивановна, — а мои ребята природу лдабят и знают, вкус их развивается на линиях, красках и формах знакомого им ландшафта. Что поражает воображение ребенка летом? В картинках большое место занимают цветы, ягоды, стога сена, комбайны и тракторы, работающие на полях. А осень — это грибная пора, лесное раздолье в золоте и багреце, стаи улетающих птиц, начало занятий в школе.
Каждое время года пленяет ребенка, запоминается ему чем-то очень милым, оставляющим след в памяти на всю жизнь. Холодно зимой? Но в картинках из дневника с большой экспрессией передают ребята искрящиеся под солнцем сугробы снега, тонкий рисунок птичьих и звериных следов, деревья, закутанные снегом, как ватой, ворон на трубе избы, солнце...
Казалось бы, что математика далека от живых чувств и поэтического восприятия природы, но Вера Ивановна и в уроки арифметики вносит лирическую интонацию. Она занимается с семилетками счетом не в уме, а с помощью «подручного материала» — листьев, ягод, желудей, веток. Считая, дети одновременно расширяют своп познания о мире растений, незаметно пополняют свой словарь.
«Календарь природы», который служит первоклассникам первым способом осмысливания окружающего, для второго, третьего и четвертого классов является, кроме того, и одним из воспитательных средств.
Склад ума ребенка таков, что голыми сентенциями не внушишь добрых чувств. Как заставить ребенка помогать матери? Вера Ивановна ввела в «календарь природы» особый раздел: что ты сделал дома, в поле?
Записи из дневника дети ежедневно читают в классе вслух. Это очень важно. Во-первых, школьник прилежнее занимается языком; во-вторых, из желания «быть хорошим» он совершает такие поступки, которые могут вызвать одобрение, а громкое чтение записей в классе ставит под коллективный контроль каждое сообщение автора. Пусть попробует кто-нибудь прихвастнуть, приукрасить . себя! Товарищи немедленно «разоблачат» хвастунишку. Но хорошим-то быть хочется, выдумывать не позволяют, и ничего иного не остается, как на самом деле стать хорошим, помогать маме, папе, бабушке, привыкать оказывать внимание старшим. А привычка — вторая натура!
Нужен большой педагогический такт, чтобы ребенок, работая сначала для того, чтобы было о чем написать в дневнике, постепенно привыкал к труду, ибо труд — лучший воспитатель человека.
С будущими первоклассниками она начинала общаться с лета. Какие дети придут в школу, ей было известно. За годы своего пребывания в Федоровском она хорошо познакомилась с населением, знала и малышей и взрослых.
Как только кончались экзамены, Вера Ивановна собирала семилеток и проводила с ними целые дни. На лугу или в лесу детишки пели, плясали, играли. В этих непринужденных забавах открывались зоркому глазу учительницы склонности, способности и темперамент детей. Исподволь приучала она ребят к занятиям.
Бегают малыши по лугу, рвут цветы, травы, несут учительнице.
— А сколько ты сорвала цветочков? — спросит Вера Ивановна, принимая подарок.
— Пять, — ответит девочка.
— А по-вашему, сколько?
— Три? — с сомнением произнесет кто-нибудь.
— Ну, тогда давайте подсчитаем все вместе.
Начинается веселая игра, в которой выявляются познания в счете. У незнающих крепко входит в память счет до пяти, а иной раз и до одного-двух десятков.
— Вот ты сорвала два цветка, один мне отдала. Посмотри, сколько у тебя осталось?
Ребенок смотрит, вертит цветок и радостно вскрикивает:
— Один!
Так в игре они учатся складывать, вычитать, делить. Собранные растения по совету учительницы засушивают дома, а осенью приносят в школу как наглядное пособие, сделанное собственными руками.
Летом Вера Ивановна приводит будущих первоклассников и в здание школы, показывает им класс, учит, как садиться за парты, дает бумагу с параллельными линиями и предлагает водить карандашом по косым линейкам.
— Вы и в школу еще не ходили, а как большие пишете! — похваливает она.
Детишкам похвала нравится, они старательно пишут палочки и хотя рвут бумагу, но привыкают держать карандаш.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.