Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
С первых же дней Вера Ивановна заметила, что многие из способных учеников приходят, не приготовив уроков. На ее расспросы они отвечали слезами. Она решила пойти по домам, узнать, как живут дети. И даже ее, выросшую в бедности, ужаснуло то, что пришлось увидеть. В какую бы избу она ни вошла, нищета глядела на нее из всех углов — угрюмая, безнадежная нищета. Почти в каждой избе стояли станы для намотки зловонных сырых шкур. Работала вся семья — от мала до велика. Ученикам некогда и негде было готовить уроки.
«Как же быть?» — ломала голову Вера Ивановна и решила оставлять детей в школе, сидеть с ними, пока не приготовят уроков.
Одной девочке жилось дома невыносимо плохо. Отец-пьяница бушевал во хмелю, дрался, выгонял семью на улицу. Вера Ивановна взяла способную ученицу к себе и продержала ее три года, пока воспитанница окончила школу, научилась шить и смогла зарабатывать деньги.
Частым гостем была Вера Ивановна и в земстве. Всеми правдами и неправдами разыскивала она и подбирала для школы наглядные пособия: картины, карты, таблицы. Купила волшебный фонарь и отдала его под надзор учеников. Дети берегли его с поражавшим ее чувством ответственности.
Вера Ивановна после уроков читала школьникам книги по истории, технике, рассказы и повести русских писателей, сказки, показывала туманные картины. Сколько разговоров возникало всякий раз!
По селу пошли слухи о «представлениях» в школе. Поглядеть их, послушать рассказы учительницы потянулись матери, сестры учеников. Вера Ивановна радушно принимала крестьянок. Сидят женщины не без дела: вяжут чулки, кружева, а после картины заводят разговоры, выходящие далеко за пределы ее сюжета.
Из рассказов женщин Вера Ивановна узнавала такие подробности крестьянского быта, какие для поверхностного наблюдателя оставались за семью печатями. И ей все сильнее хотелось быть не только учительницей, но и другом, помощником этих обездоленных жестоким строем людей.
В 1900 году при Петровско-Разумовской академии (нынешняя Тимирязевская) профессора — передовые ученые России открыли сельскохозяйственные курсы для учителей. Земство предлагало желающим поехать туда на полтора месяца. Вера Ивановна отправилась в Москву. На курсах учили садоводству и огородничеству. Практику проходили на опытных участках Академии под руководством ученых. А в свободные часы учителя встречались со студентами, пели революционные песни.
Россия бурлила. Мастеровой народ, фабричные все решительнее заявляли о своих правах; росли волнения крестьян. Но Вера Ивановна не знала, кто мог указать ей верный путь к счастью народа. Пока ей было ясно одно: сельский учитель не может, не должен ограничиваться одним преподаванием азбуки да четырех правил арифметики.
Вернувшись в деревню, на первой же школьной «посиделке» она рассказала обо всем, что довелось ей узнать в Москве, уговаривала разводить сады и огороды.
— Правда, сад — не пашня, хлеба не даст, — как бы в шутку говорила она, — но хоть сладким яблоком голод уймете.
И молодежь скоро откликнулась. Крестьяне добывали в городах саженцы хороших фруктовых деревьев, отрабатывали помещикам по два-три дня за «доброго завода» яблоньку, заводили сады возле изб и звали Веру Ивановну поглядеть на месте: так ли, «по-ученому» ли сажают. Но сады садами, а с землей попрежнему было плохо, хлеба нехватало, разоряли подати. Иной раз представлялась Вере Ивановне вся ее маленькая работа пустой, никчемной. У кого спросить, что делать? Стороной узнала как-то учительница, что в селе Очкасове, у заведующего школой Николая Васильевича Знаменского часто собираются учителя соседних сел. Поехала и она. Издалека завела речь о крестьянской нужде, о том, что без земли нет им выхода. Николай Васильевич молча слушал девушку, а прощаясь, предложил.
— Да вы приезжайте к нам в воскресенье — посидим, потолкуем. Может быть, для вас и не без пользы будет.
Учителя, которых она встречала в земстве, были люди неплохие, искренние, но все же и они ничему новому не могли научить. Конечно, делать хоть что-нибудь — лучше, чем ничего не делать. Но разве помогут те мелкие заплаты, на которые были похожи их дела?
Скоро исполнилось то, чего она так горячо желала. После одного из учительских совещаний в Коломне, когда она искала подводу, чтобы добраться до дому, встретился ей случайный попутчик — рабочий Коломенского завода Василий Захарович Осипов. Они разговорились. Осипов заинтересовал учительницу своей начитанностью и какой-то глубокой уверенностью в правоте своего дела, как будто он знал что-то такое, чего не знали окружавшие ее люди. В дороге Осипов рассказал ей о себе. Это была обычная история: родители рано отдали его в Москву «мальчиком» на сапожную фабрику.
— Про Ваньку Жукова у Чехова читали? Так мне жилось не слаще...
Не выдержав, Осипов убежал от хозяина. Голодный, бесприютный скитался по Москве. Вернуться домой боялся, а итти снова на фабрику — лучше в речку. Однажды, когда он без сознания упал на улице, его подобрал и привез к себе врач. В доме врача мальчика научили читать и писать, давали книги, не прогоняли из комнаты, когда вечерами собирались гости-студенты. Через два года Василий Осипов поступил работать на Коломенский завод учеником слесаря. Он жадно учился, стал специалистом по монтажу дизелей.
— А сейчас еду домой. Сколько пробуду — не знаю. Прощаясь, Осипов спросил у Веры Ивановны:
— Можно мне ходить в вашу библиотеку за книгами? — И добавил: — Очень мне приятно было ехать с вами. Редко еще здесь можно встретить женщину, с которой не только про любовь говорят.
Осипов жил в соседнем селе Настасьине со стариками-родителями. Он часто приходил к Вере Ивановне. Школьная библиотека была невелика, и учительница давала новому знакомому свои книги: стихи любимых поэтов, повести и романы русских и иностранных классиков, научно-популярные произведения по сельскому хозяйству, астрономии, биологии. Смущаясь, предложила однажды Ушинского.
— Он не только о школьных делах пишет. Он и общественного устройства касается. Может быть, это вас заинтересует?
Пощипывая бородку, Василий Захарович внимательно посмотрел на учительницу:
— А вас это очень интересует?
— Очень, — просто ответила Вера Ивановна. — Меня с детства мучает то, что одним дано все, а у других даже кусок хлеба отнимают. А что делать, чтобы этого не было, не знаю. Вот учу детей, помогаю крестьянам, как могу...
— Да, слыхал я, что вы сады разводить уговаривали, — с доброй усмешкой заметил Осипов. — Что ж, сады — дело хорошее. Сады будут нужны... Только не с того края вы заходите.
— А с какого же нужно? Скажите, если вы такой знающий, — обиделась Вера Ивановна.
— Да вы не обижайтесь, — мягко сказал Осипов. — Я не знаю всего, что вы знаете: где какая звезда в небе находится и как ее называют, в каких веках ихтиозавры жили. Но как называются нынешние ихтиозавры, мне известно, и что делать, чтобы у народа хлеб был, — тоже. Открыли мне глаза. Хороший вы человек, Вера Ивановна, а неграмотная. Вот и выходит, что придется мне стать учителем учительницы. Согласны?
Василий Захарович приходил в школу часто, засиживался подолгу. Он рассказывал учительнице обо всем, что узнал в рабочих кружках, что привело его в партию большевиков. От него Вера Ивановна впервые услыхала имя Ленина, узнала программу партии, принятую на II съезде. Ходила Вера Ивановна двадцать два года как слепая, а теперь прозрела. Осипов, простой рабочий, был сильнее, чем она, учительница, понимал все лучше, судил глубже. Он был силен силой партии.
Вскоре они поженились, и Вера Ивановна переехала в Настасьино. Жизнь с мужем, большевиком-подпольщиком, беспокойная, слагавшаяся из коротких встреч и долгих разлук, многому научила Веру Ивановну.
— Я больше не плакала от социальных несправедливостей, — рассказывает она, — не превращала любого исправника и кулака в самодовлеющий источник зла. Смотрела на них и презирала: «А мы сильнее вас, сметем вас вместе с вашими хозяевами».
И сельские кулаки чувствовали это. Они подожгли школу. Сгорело все: и школьное и личное имущество учительницы; перешла в другой дом — и его спалили. Село осталось без школы. Учительницу перевели в Морозовку.
В Морозовской школе Вера Ивановна, следуя словам Ушинского, что «не науки должны схоластически укладываться в голове ученика, а знания и идеи, сообщаемые какими бы то ни было науками», начала еще заботливее собирать наглядные пособия. К каждому уроку дети готовили рисунки и макеты, приносили образцы камней, древесины. Они увлекались этой работой, лучше запоминали тему.
Учительница и сама доставала материалы, которые могли пригодиться на уроках, покупала картины, книги, таблицы по животноводству.
Проходили годы. За партами одни ученики сменяли других. Вера Ивановна стремилась за четыре года заронить в их души и укрепить чувство человеческого достоинства, веру в свои силы, мужественно выполняла незаметный, кропотливый, небогатый яркими событиями труд. Единственный ребенок учительницы умер. Еще дороже стали для нее ученики. Она жила их жизнью, их будущим.
Началась первая мировая война. Забирали на фронт мужчин. Тяжелей, безысходней становилась нужда.
Вера Ивановна ходила на крестьянские сходы, слушала шумные споры, всматривалась в тех, кто считал себя «отцами» села, кто откупался от солдатчины и наживался на народной беде, люто притесняя своего брата — крестьянина, кто преследовал честных, справедливых людей, подобных ее мужу, сжигал школы. И их-то она когда-то ставила в один ряд с беднотой, называя всех одним словом: народ! Их, кого заклеймил Владимир Ильич Ленин, говоря: «Кулаки — самые зверские, самые грубые, самые дикие эксплуататоры...»
После схода Вера Ивановна подсаживалась к располагавшимся на бревнах мужикам, читала им газету, говорила о жизни. Крестьяне скупо откликались на ее слова, как будто и не трогали их заботы учительницы.
Но как-то пришлось ей пробыть долго в Коломне. Вернувшись, она увидела сложенное во дворе сено для ее коровы. Стоявший рядом крестьянин, глядя в сторону и неловко теребя шапку, объяснил:
— Так мы порешили: ты, Вера Ивановна, стало быть, думай о школе да о ребятах. Ну, и нам когда что присоветуешь. А о твоем хозяйстве подумаем мы. Твой-то мужик тоже для нашего брата старается. Мы понимаем. Ты не смотри, что серые мы...
Надо было так хорошо знать крестьянскую нужду, как знала ее Вера Ивановна, чтобы оценить эту заботу. Дорого доставался им каждый клок сена!
И наконец пришел день, во имя которого не щадили своей жизни лучшие люди России: совершилась Великая Октябрьская революция. И когда на весь мир прогремели принятые II съездом Советов декрет о мире и декрет о земле, по которому помещичья собственность на землю отменялась немедленно и земля переходила в собственность народа, — Вера Ивановна
счастливыми слезами.
Время для нее перестало существовать. Она учила детей, выступала на митингах и собраниях, читала вслух газеты, училась понимать, что же такое власть Советов, и рассказывала о ней народу.
В 1920 году, недолго поболев, умер муж. Люди помогли Вере Ивановне пережить тяжкую утрату. Учительница была нужна им больше, чем когда-либо.
Через четыре года ей предложили перейти в районный отдел народного образования инструктором; она отказалась:
— Я люблю деревню, крестьянских ребят, крестьян. Я знаю их. Разрешите уж мне продолжать учить в сельской школе. Здесь я принесу больше пользы.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.