Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Вера Ивановна родилась в 1880 году. Она была шестым, последним ребенком у матери. Отец, священник села Губина, бывшего Коломенского уезда, детей своих любил, часто рассказывал им сказки или пел, подыгрывая на гитаре, старинные песни.
Отец в бога не верил, поститься детям не позволял, в церковь тоже не велел ходить, может быть, еще и потому, что бегали они от холодов до холодов босые, в рваных ситцевых платьишках, подпоясанных мочалом. Он принадлежал к тем некрепким волею людям, что не умели ни мириться с несправедливостью, ни бороться с ней. Не раз в ссорах с женой срывались у него при детях злые слова:
— Ты меня богом не страши. Я его не видел, хотя и ближе тебя к нему в церкви стою. Да будь он всеблагий, всемилостивый, разве допустил бы мужика, как бездомную собаку, подыхать с голоду?
И Вера о боге не думала, но иной раз тайком пробиралась в церковь к обедне посмотреть на отца. Облаченный в парчевую ризу, мерцавшую в свете тоненьких восковых свечек, он молился, протягивая к темным сводам купола руки. Люди валились на пол в земных поклонах, шопотом повторяя непонятные слова.
Девочка жалела крестьян. Зачем отец их обманывает?
Иногда она гостила у своего крестного — учителя рисования Коломенской гимназии Лукутина. У него можно было полакомиться чаем с вареньем, конфетами, чего дома никогда не бывало. По вечерам к крестному приходили крестьяне и рассказывали о своей нужде: жить нечем ни в селе, ни в городе. Притесняет их и помещик, и кулак, и фабрикант. Всяк норовит зажать, обмануть, ограбить.
«Темные они, оттого им, наверное, и трудно, — думала девочка. — Идут к отцу за советами, грамотный он. Жалеет их, а обманывает». Она возненавидела ложь, даже ложь «во спасение».
Школа в селе была, но учеников ходило в нее не много. Учитель тщетно уговаривал крестьян посылать к нему ребятишек. Кто сразу отказывал: «Мы не господа, побираться и без букваря сумеем», а кто, бывало, и пошлет с осени, — зимой не в чем выпустить на мороз: ни одежды, ни обуви нет.
Помещалась школа в бревенчатой крестьянской избе. Рядом с классом находилась комната учителя, где он жил с тех дней, как ушел из университета «в народ». Сколько девушек и юношей, надев крестьянское платье, разбрелось тогда по России!
Учитель привязался к Вере, светловолосой девочке с недетски серьезным взглядом пристальных синих глаз, с ее неожиданными вопросами, выдававшими какую-то напряженную мысль.
Пытаясь понятно объяснить ей причины тяжкого неустройства жизни, учитель вспоминал свою молодость, воодушевленную идеями Чернышевского, Добролюбова. Он говорил, что освобожденный без земли крестьянин получил одну единственную свободу — умирать от голода.
Они часто гуляли вдвоем — пожилой учитель и маленькая босоногая девочка — вдоль высохшего русла речки, от которой остались только редкие омуты с затихшей водой; забирались в сосновый бор, на «Косую стежку», в орешники. Учитель рассказывал Вере о земле, о ледниках, когда-то покрывавших ее поверхность складками — западинами и взгорьями, о растениях и животных. У него научилась она любить скромную, неброскую красу Подмосковья, нежную синь неба, мягкую, волнистую линию округлых холмов, умела различать признаки времен года по изменениям в тенистом сосняке и березовых рощах.
— Вырастешь, Веруша, увидишь много разных стран, найдешь, может быть, места красивее, но милей не встретишь, — говорил ей учитель, не отводя глаз от расстилавшихся перед ними полей и лесов. — Правильно говорят: своя земля и в горсти мила. Люби ее. Кто любит родную землю, тот любит и свой народ.
Кончила Вера сельскую школу, запросилась учиться дальше. Мать достала из укладки лучшее платье, какое нашлось, поехала в Москву к архиерею хлопотать о дочке.
— Да сколько же их у тебя? — недовольно проворчал архиерей. — Двоих выучили бесплатно, теперь третью тащишь? Этак ты, пожалуй, все училище своим приплодом заполнишь, другим места не останется. Нет, придется тебе платить деньги за ученье.
После долгих слезных просьб женщины архиерей смягчился, но предупредил:
— Смотри, не вози больше дочек. Не примем бесплатно. Последний раз эту милость тебе оказываем.
Епархиальное училище находилось на Большой Ордынке. Вставали ученицы по звонку, шли парами на молитву, ларами — завтракать, парами — в класс на уроки. Запомнилась начальница — вездесущая Екатерина Владимировна. Строгая, подтянутая, она сновала с утра до ночи по всему зданию и делала выговоры по малейшему поводу.
Тихой Вере шалить было некогда. Приходилось на уроках записывать все, что говорили учителя, да заниматься ночью, когда свободны книги подруг. За книги Вера должна была писать пятерым девочкам сочинения и непременно на пятерки, а для себя еле-еле хватало сил. Выручала цепкая память. Где уж там было ей предаваться детским забавам — съезжать по перилам лестницы сверху донизу или кружиться в коридоре, пока широкая, в сборах, юбка не станет похожей на пышный коричневый тюльпан. Если и стояла иногда Вера «под часами», так только за безбожие. То неосторожно скажет, что «того света нет: человек умирает, как и всякое животное, и ничего после него не остается, одни кости»; то забудет перекреститься, когда положено, а то выучит все уроки — на закон божий времени не найдет; схватит тройку — вызывают к начальнице.
— Прежде всего нужно учить закон божий, — оборвет ее оправдания начальница и долго, долго внушает «страх божий».
Но «страха божия» Вера не испытывала. Как ни замкнуто жили девочки за высокими стенами, как ни строг был устав училища, отзвуки большой жизни страны проникали и к ним. Вера ездила домой только летом, а зимние и весенние каникулы вместе с несколькими сиротами проводила в училище. Но другие-то ученицы чаще бывали дома и встречались с братьями — семинаристами, студентами. Они «по секрету» перешептывали новости подругам. Да Вере и самой пришлось с замирающим сердцем слушать дерзкие речи брата одной из девочек, у которой однажды гостила она на святках. Студент-медик, он просвещал девушек и насчет рефлексов головного мозга, открытых Сеченовым, и насчет рабочих стачек и бедственного положения крестьян. Он даже давал читать им разные «крамольные» книжки. Дал им прочитать прогремевшие на всю Россию пламенные речи Петра Алексеева и Софьи Бардиной, произнесенные во время суда над революционерами.
Потрясенная, разглаживала Вера поблекшие, от руки переписанные листочки тонкой бумаги и старалась представить себе образ замечательной русской девушки, с такой силой обвинявшей своих судей и несправедливый государственный строй.
«Собственности я никогда не отрицала, — говорила Софья Бардина в своем последнем слове. — Напротив, я осмеливалась даже думать, что я защищаю собственность, ибо я признаю, что каждый человек имеет право на собственность, обеспеченную его личным производственным трудом, и что каждый человек должен быть полным хозяином своего труда и его продукта... Преследуйте нас, за вами пока материальная сила, господа, но за нами сила нравственная, сила исторического прогресса, сила идеи, а идеи — увы, на штыки не улавливаются».
Скромная, простая, Вера честно признавалась себе, что у нее для подвига, подобного подвигу Петра Алексеева и Софьи Бардиной, нет ни ума, ни нравственных сил. Но ей казалось, что она сможет быть полезной народу в школе, что, как учительница, она сумеет зажечь тот, пусть неяркий, но стойкий огонь, который осветит темную жизнь крестьянина. Не в городе, а в селе будет она учительницей.
И Вера начала готовиться к этому труду, который стал делом всей ее жизни.
В епархиальном училище шестиклассницы испытывали свои педагогические способности на уроках в начальной школе. Понаблюдав за занятиями других учениц, припомнив все, что изучали из дидактики и методики, ученица, дающая пробный урок, составляла подробный план, своеобразный сценарий, где полностью записывались фразы «учительницы» и предполагаемые ответы учеников. Но тогда уже Вера чувствовала, что притти на урок, не узнав прежде детей, не внушив им доверия, — пустое дело. Нечего и думать о дисциплине в классе.
Накануне своего урока будущая учительница долго оставалась с первоклассниками или приготовишками, разговаривала с ними обо всем, стараясь узнать хотя бы в общих чертах их характеры, затевала с ними игры Серьезная в обычной жизни, она сама становилась похо жей на первоклассницу, была неистощима на выдумки, вспоминала сказки и песни, слышанные в раннем детстве.
Епархиальное училище Вера Ивановна окончила в 1898 году. Ее назначили в родное село Губино. Старый учитель передал своей бывшей ученице первый и второй классы. Не велик был опыт восемнадцатилетней учительницы. Но она понимала, что основы характера закладываются в раннем детстве, что здесь, в первых классах, определяются задатки человека.
Что же надо делать? С чего начинать воспитание? Учитель мало чем мог помочь девушке. Единственно, что он сказал:
— Читай, Вера, Ушинского почаще. Он лучше меня научит тебя тому, что должен знать народный учитель.
Вера Ивановна раздобыла сочинения Ушинского и начала читать статью за статьей. В статьях великого педагога она находила ответ почти на каждый вопрос, который возникал тогда перед ней.
Через год Веру Ивановну перевели в село Радчино заведовать недавно открытой там школой с четырьмя классами. Здесь учились дети в возрасте от семи до четырнадцати-пятнадцати лет. И вот тут-то ей пришлось держать настоящий экзамен, проверять себя, может ли она быть таким учителем этих восьми десятков детских душ, каким желал видеть его Ушинский.
Как удержать внимание разных по характеру, способностям и знаниям ребят? Вот они сидят за партами, не спуская с нее глаз. Они так наблюдательны, эти маленькие строгие судьи! От них не ускользнет ни малейшее движение учителя, фальшь, колебание.
И Ушинский подсказывал: «Всякая школа, прежде всего, должна показать человеку то, что в нем есть самого драгоценного... воспитание не только должно развить разум человека и дать ему известный объем сведений; но должно зажечь в нем жажду серьезного труда, без которой жизнь его не может быть ни достойною, ни счастливою».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.