Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Старший друг (продолжение...)


Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Поспелов объясняет учительницам, как важно морально подготовить ребят к экзаменам. Оказывается, если несколько раз побеседовать с учениками, объяснить им порядок экзаменов, внушить, что вся разница между экзаменом и уроком заключается в том, что спрашивать будут не по ограниченному материалу, а по всей программе, — ребята гораздо спокойнее ведут себя, и отметки повышаются.
— Сергей Александрович! А все-таки, что самое важное в нашей работе? — спрашивает Зина Малороссеянова. — Что в первую очередь должен воспитывать в себе учитель?
— Надо, Зина, ребят любить!— отвечает Поспелов и улыбается недоуменному выражению, появившемуся на лице Зины.
— Вот ты удивляешься, — продолжает учитель.— Конечно, со стороны звучит странно. Казалось бы, само собой разумеется: учитель должен любить детей. Но, к сожалению, об этом иногда забывают молодые учителя и руководители, воспитывающие будущих педагогов. Бывают случаи, когда юноши и девушки попадают в педагогические училища только потому, что в других учебных заведениях не нашлось вакансии. Я прямо говорю своим ученикам: «Если не можешь решить, какую дорогу выбрать, подумай год, два, даже три. Поработай в любой отрасли, не требующей особой подготовки, присмотрись к жизни и уже сознательно, влюбленно определяй свой путь».
— В прошлом году, — вспоминает Сергей Александрович, — мне пришлось беседовать с молодой учительницей. Она так о себе и рассказывает: «Знаете, устроилась я не плохо. Город большой, школа новая, квартиру дали хорошую. Вот только одно досадно — надо возиться с ребятами, да еще с мальчишками. Надоедают очень...» Что, кроме вреда, иногда непоправимого, может принести такой педагог? Я считаю, что в нашем деле необходимо особенно строго спрашивать с людей. Необходим отсев, честный, суровый, в тот момент, когда руководитель ви? дит, что юноша или девушка не обладают необходимыми для педагога качествами. Ведь народ нам доверяет самое ценное свое достояние — ребят!.. Значит, это первое обязательное положение. Учитель — это призвание.
В беседе возникает вопрос о методике учительской работы. Поспелов разделяет свой труд на два органически связанных этапа: первый — изучение материала, который надо изложить ученикам, поиски наиболее выразительных и понятных форм изложения, подбор иллюстраций — литературных, художественных, предметных. Второй этап — непосредственное общение с ребятами, контроль за тем, как воспринимает ребенок знания.
О Поспелове идет в районе добрая слава, как об учителе, умеющем справляться с трудными учениками. И теперь Зина, вспоминая об этом, спрашивает:
— У вас, наверное, секрет есть свой, педагогический. В чем он заключается, Сергей Александрович?
Поспелов смеется.
— Секрета нет, конечно, — отвечает он. — И учитель я, честно говоря, очень обыкновенный. Но просто дело в том, что, как ни обидно в этом сознаваться, родители зачастую бывают людьми педагогически малограмотными. Вот почему самые простые вещи, давно установленные советской педагогической наукой, кажутся им чудесами. Да вот я вам на примере объясню!
Сергей Александрович рассказывает, как однажды к нему пришла посоветоваться мать ученика, обучающегося в другой школе. Женщина вошла в кабинет, села на стул и принялась так горько рыдать, что Поспелов в первую минуту растерялся. Наконец, с трудом успокоившись, взяв себя в руки, женщина сказала:
— Товарищ Поспелов, я испортила своего ребенка. В чем моя вина — не знаю. Я старалась делать для него все, что могла. Но мой ребенок растет моральным уродом. Он ничего не понимает, не чувствует. Он неисправим. Он грубит, хулиганит, плохо учится. Я пытаюсь воздействовать на него, но это бесполезно, потому что тут же через минуту он повторяет все снова. Да еще смеется над моими усилиями! Иногда мне кажется, что у него нет ни сердца, ни разума, скатывается с него все, как с гуся вода!
Выслушав женщину, Сергей Александрович спросил, каков же возраст «неисправимого морального урода».
— Он учится во втором классе. Понимаете, в чем дело, товарищ Поспелов. Он развитой мальчик и, когда ему хочется, все усваивает. С него можно спросить. Вот только как — я не знаю.
Тогда учитель спросил мамашу, как же она пытается воздействовать на неисправимого.
— Иногда порю! — призналась мать. — Это — если очень станет тяжело. А в основном стараюсь воздействовать беседами. К беседам готовлюсь иногда целую неделю. Вот, например, в последний раз я рассказывала ему, каким должен быть характер советского человека. Примеры приводила исторические, о друзьях вспоминала, из книжки читала. А он выслушал и тут же нагрубил мне!
— А вы устали после своей беседы?
— Очень! Даже сердце заболело! А он — хоть бы что. Как быть, товарищ Поспелов?
Сергей Александрович тепло и заразительно смеется. Смеются девушки-учительницы.
— Теперь слушайте, — продолжает Поспелов. — Теперь я вам скажу — о «секрете». Период, в течение которого первично формируется сознание человека, насчитывает примерно восемнадцать лет. И каждый год совершенно своеобразен. Он имеет свое наполнение, свои трудности.
Случается, что родители, а иногда и молодые педагоги формально делят ребят на «младших» — до пятого класса и на «старших» — до десятого. В таких случаях начинаются неприятности.
Моральное воздействие на ребенка должно строго соответствовать возрасту. Формализм здесь — убийственная штука! Если первоклассник охотно повинуется прямой строгости, — третьекласснику нужна строгость, уже облеченная в закон общественного поведения. Третьеклассник обидчив, в нем проснулось чувство собственного достоинства, и так как он еще не умеет отличать выдуманную обиду от реальной, на всякий случай обижается как можно чаще.
— Но не поймите меня ложно, — предупреждает Поспелов. — Я вовсе не хочу сказать, что дети — это носители каких-то академических возрастных стандартов. Нет, каждый ребенок индивидуален, у каждого своя степень эмоциональной восприимчивости, свои склонности. Но надо помнить, что психика ребенка, так же как и физиология, имеет свои этапы развития. У каждого возраста есть своя способность воспринимать психическую нагрузку. В чем была ошибка матери, искренне считавшей, что ее ребенок неисправим? Она к второкласснику применила метод воздействия, сложный даже для ученика седьмого класса. Вы помните, что она неделю готовилась к беседе. Щедро приводила всяческие доказательства. Вероятно, вложила в свою беседу весь материал, попавшийся под руку. А мальчик мог воспринять только одно положение, скажем: «Советский человек не отступает перед трудностями», иллюстрированное несколькими яркими примерами. Он бы его запомнил и усвоил. Сложные обобщения для такого малыша еще трудны. Он мыслит конкретно. Ну, и естественно, под градом примеров он утомился, неокрепшая психика выполнила функцию защиты, переключилась. Малый начал во время беседы баловаться, отвлекаться, потом и от этого устал. А усталость у него проявляется как раздражение: он нагрубил, то есть сделал «назло».
— Случай этот весьма обычен, — замечает Поспелов. — Я рассказал вам о ребенке нормальном, вокруг которого, по незнанию родителями азов педагогики, создалось неправильное мнение. Но бывают действительно трудные случаи.
Сергей Александрович некоторое время молчит, припоминая, просматривая мысленно прошлое и выбирая наиболее интересный пример; наконец, кивает, как бы соглашаясь с самим собой.
— Да вот, пожалуйста. Вскоре после войны у меня в классе оказался по-настоящему трудный ученик. Фамилию его называть не буду, — теперь это взрослый человек, он выправился, работает, обзавелся семьей... Задурил он, — вспоминает Сергей Александрович, — в нехорошее для себя время, в девятом классе. Возраст опасный, близок к совершеннолетию, когда и навыки быстро приобретают устойчивость, и методы воздействия далеко не все годятся. Парню остался год до окончания школы, а он вдруг начал выпивать, сошелся с подозрительной компанией взрослых гуляк, дважды был задержан милицией. Поступили сигналы о том, что он участвует в хулиганских дебошах и подозревается в кражах... Положение сложилось тяжелое. Ведь это не ученик четвертого класса, с которым разговоры коротки. У парня в кармане паспорт, он сегодня же может послать меня и родителей ко всем чертям, сесть в поезд и махнуть куда глаза глядят...
Есть у некоторых педагогов такое мнение, что учитель должен всегда сохранять сдержанность, спокойствие, во всех обстоятельствах оставаться невозмутимым. Я не сторонник этого мнения. Как могу я сохранять спокойствие, когда мой ученик нарушает морально-этические нормы? Меня это волнует, и он должен видеть, какое тяжелое впечатление вызывает его поступок в самом близком друге — учителе. Вот с этих позиций я с ним и поговорил. Разговаривали мы втроем, совместно с директором школы. Мы выразили ему всю силу и горечь нашего возмущения. Мы оба были искренне взволнованы: и за парня переживали, и за класс опасались. Мы заметили, что в классе есть охотники подражать Сергею.
Разговор есть разговор. Конечно, парень поволновался и обещал нам все, что мы от него потребовали. Но я понимал: он скоро успокоится и возьмется за прежнее. Выхода не было, и я принял решение, которое считаю в таких случаях единственно верным. Это решение меньше всего устраивало меня, так как оно поглотило все то немногое свободное время, которое остается у меня для себя. Надо было доказать юноше, что он себя обкрадывает, что наша жизнь многообразна, интересна и существуют тысячи достойных способов развлекаться. Надо было показать ему, что, совершая аморальные поступки, он ставит себя под угрозу исключения из общества, рискует остаться одиноким.
Я отдал этому ученику много месяцев своей жизни. Я гулял с ним, ходил с ним на рыбалку, читал, спорил, занимался спортом. Дело не в одном моем общении. Самое главное заключается в том, что по моему совету и настоянию парня терпели в своей среде лучшие ребята в школе, понимая, что и они должны помогать воспитывать его. Такие ребята, с которыми он и до своих «грехов»-то не надеялся дружить. И вот со временем, незаметно для него самого, начала слетать с парня дрянная шелуха, он прижился к хорошим ребятам, здоровое, разумное начало пересилило. Школу Сергей окончил с отличием, сразу же поступил на работу, и жизнь наладилась...

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +