Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Поспелов объясняет учительницам, как важно морально подготовить ребят к экзаменам. Оказывается, если несколько раз побеседовать с учениками, объяснить им порядок экзаменов, внушить, что вся разница между экзаменом и уроком заключается в том, что спрашивать будут не по ограниченному материалу, а по всей программе, — ребята гораздо спокойнее ведут себя, и отметки повышаются.
— Сергей Александрович! А все-таки, что самое важное в нашей работе? — спрашивает Зина Малороссеянова. — Что в первую очередь должен воспитывать в себе учитель?
— Надо, Зина, ребят любить!— отвечает Поспелов и улыбается недоуменному выражению, появившемуся на лице Зины.
— Вот ты удивляешься, — продолжает учитель.— Конечно, со стороны звучит странно. Казалось бы, само
собой разумеется: учитель должен любить детей. Но, к сожалению, об этом иногда забывают молодые учителя и руководители, воспитывающие будущих педагогов. Бывают случаи, когда юноши и девушки попадают в педагогические училища только потому, что в других учебных заведениях не нашлось вакансии. Я прямо говорю своим ученикам: «Если не можешь решить, какую дорогу выбрать, подумай год, два, даже три. Поработай в любой отрасли, не требующей особой подготовки, присмотрись к жизни и уже сознательно, влюбленно определяй свой путь».
— В прошлом году, — вспоминает Сергей Александрович, — мне пришлось беседовать с молодой учительницей. Она так о себе и рассказывает: «Знаете, устроилась я не плохо. Город большой, школа новая, квартиру дали хорошую. Вот только одно досадно — надо возиться с ребятами, да еще с мальчишками. Надоедают очень...» Что, кроме вреда, иногда непоправимого, может принести такой педагог? Я считаю, что в нашем деле необходимо особенно строго спрашивать с людей. Необходим отсев, честный, суровый, в тот момент, когда руководитель ви? дит, что юноша или девушка не обладают необходимыми для педагога качествами. Ведь народ нам доверяет самое ценное свое достояние — ребят!.. Значит, это первое обязательное положение. Учитель — это призвание.
В беседе возникает вопрос о методике учительской работы. Поспелов разделяет свой труд на два органически связанных этапа: первый — изучение материала, который надо изложить ученикам, поиски наиболее выразительных и понятных форм изложения, подбор иллюстраций — литературных, художественных, предметных. Второй этап — непосредственное общение с ребятами, контроль за тем, как воспринимает ребенок знания.
О Поспелове идет в районе добрая слава, как об учителе, умеющем справляться с трудными учениками. И теперь Зина, вспоминая об этом, спрашивает:
— У вас, наверное, секрет есть свой, педагогический. В чем он заключается, Сергей Александрович?
Поспелов смеется.
— Секрета нет, конечно, — отвечает он. — И учитель я, честно говоря, очень обыкновенный. Но просто дело в том, что, как ни обидно в этом сознаваться, родители зачастую бывают людьми педагогически малограмотными. Вот почему самые простые вещи, давно установленные советской педагогической наукой, кажутся им чудесами. Да вот я вам на примере объясню!
Сергей Александрович рассказывает, как однажды к нему пришла посоветоваться мать ученика, обучающегося в другой школе. Женщина вошла в кабинет, села на стул и принялась так горько рыдать, что Поспелов в первую минуту растерялся.
Наконец, с трудом успокоившись, взяв себя в руки, женщина сказала:
— Товарищ Поспелов, я испортила своего ребенка. В чем моя вина — не знаю. Я старалась делать для него все, что могла. Но мой ребенок растет моральным уродом. Он ничего не понимает, не чувствует. Он неисправим. Он грубит, хулиганит, плохо учится. Я пытаюсь воздействовать на него, но это бесполезно, потому что тут же через минуту он повторяет все снова. Да еще смеется над моими усилиями! Иногда мне кажется, что у него нет ни сердца, ни разума, скатывается с него все, как с гуся вода!
Выслушав женщину, Сергей Александрович спросил, каков же возраст «неисправимого морального урода».
— Он учится во втором классе. Понимаете, в чем дело, товарищ Поспелов. Он развитой мальчик и, когда ему хочется, все усваивает. С него можно спросить. Вот только как — я не знаю.
Тогда учитель спросил мамашу, как же она пытается воздействовать на неисправимого.
— Иногда порю! — призналась мать. — Это — если очень станет тяжело. А в основном стараюсь воздействовать беседами. К беседам готовлюсь иногда целую неделю. Вот, например, в последний раз я рассказывала ему, каким должен быть характер советского человека. Примеры приводила исторические, о друзьях вспоминала, из книжки читала. А он выслушал и тут же нагрубил мне!
— А вы устали после своей беседы?
— Очень! Даже сердце заболело! А он — хоть бы что. Как быть, товарищ Поспелов?
Сергей Александрович тепло и заразительно смеется. Смеются девушки-учительницы.
— Теперь слушайте, — продолжает Поспелов. — Теперь я вам скажу — о «секрете». Период, в течение которого первично формируется сознание человека, насчитывает примерно восемнадцать лет. И каждый год совершенно своеобразен. Он имеет свое наполнение, свои трудности.
Случается, что родители, а иногда и молодые педагоги формально делят ребят на «младших» — до пятого класса и на «старших» — до десятого. В таких случаях начинаются неприятности.
Моральное воздействие на ребенка должно строго соответствовать возрасту. Формализм здесь — убийственная штука! Если первоклассник охотно повинуется прямой строгости, — третьекласснику нужна строгость, уже облеченная в закон общественного поведения. Третьеклассник обидчив, в нем проснулось чувство собственного достоинства, и так как он еще не умеет отличать выдуманную обиду от реальной, на всякий случай обижается как можно чаще.
— Но не поймите меня ложно, — предупреждает Поспелов. — Я вовсе не хочу сказать, что дети — это носители каких-то академических возрастных стандартов. Нет, каждый ребенок индивидуален, у каждого своя степень эмоциональной восприимчивости, свои склонности. Но надо помнить, что психика ребенка, так же как и физиология, имеет свои этапы развития. У каждого возраста есть своя способность воспринимать психическую нагрузку. В чем была ошибка матери, искренне считавшей, что ее ребенок неисправим? Она к второкласснику применила метод воздействия, сложный даже для ученика седьмого класса. Вы помните, что она неделю готовилась к беседе. Щедро приводила всяческие доказательства. Вероятно, вложила в свою беседу весь материал, попавшийся под руку. А мальчик мог воспринять только одно положение, скажем: «Советский человек не отступает перед трудностями», иллюстрированное несколькими яркими примерами. Он бы его запомнил и усвоил. Сложные обобщения для такого малыша еще трудны. Он мыслит конкретно. Ну, и естественно, под градом примеров он утомился, неокрепшая психика выполнила функцию защиты, переключилась. Малый начал во время беседы баловаться, отвлекаться, потом и от этого устал. А усталость у него проявляется как раздражение: он нагрубил, то есть сделал «назло».
— Случай этот весьма обычен, — замечает Поспелов. — Я рассказал вам о ребенке нормальном, вокруг которого, по незнанию родителями азов педагогики, создалось неправильное мнение. Но бывают действительно трудные случаи.
Сергей Александрович некоторое время молчит, припоминая, просматривая мысленно прошлое и выбирая наиболее интересный пример; наконец, кивает, как бы соглашаясь с самим собой.
— Да вот, пожалуйста. Вскоре после войны у меня в классе оказался по-настоящему трудный ученик. Фамилию его называть не буду, — теперь это взрослый человек, он выправился, работает, обзавелся семьей... Задурил он, — вспоминает Сергей Александрович, — в нехорошее для себя время, в девятом классе. Возраст опасный, близок к совершеннолетию, когда и навыки быстро приобретают устойчивость, и методы воздействия далеко не все годятся. Парню остался год до окончания школы, а он вдруг начал выпивать, сошелся с подозрительной компанией взрослых гуляк, дважды был задержан милицией. Поступили сигналы о том, что он участвует в хулиганских дебошах и подозревается в кражах... Положение сложилось тяжелое. Ведь это не ученик четвертого класса, с которым разговоры коротки. У парня в кармане паспорт, он сегодня же может послать меня и родителей ко всем чертям, сесть в поезд и махнуть куда глаза глядят...
Есть у некоторых педагогов такое мнение, что учитель должен всегда сохранять сдержанность, спокойствие, во всех обстоятельствах оставаться невозмутимым. Я не сторонник этого мнения. Как могу я сохранять спокойствие, когда мой ученик нарушает морально-этические нормы? Меня это волнует, и он должен видеть, какое тяжелое впечатление вызывает его поступок в самом близком друге — учителе. Вот с этих позиций я с ним и поговорил. Разговаривали мы втроем, совместно с директором школы. Мы выразили ему всю силу и горечь нашего возмущения. Мы оба были искренне взволнованы: и за парня переживали, и за класс опасались. Мы заметили, что в классе есть охотники подражать Сергею.
Разговор есть разговор. Конечно, парень поволновался и обещал нам все, что мы от него потребовали. Но я понимал: он скоро успокоится и возьмется за прежнее. Выхода не было, и я принял решение, которое считаю в таких случаях единственно верным. Это решение меньше всего устраивало меня, так как оно поглотило все то немногое свободное время, которое остается у меня для себя. Надо было доказать юноше, что он себя обкрадывает, что наша жизнь многообразна, интересна и существуют тысячи достойных способов развлекаться. Надо было показать ему, что, совершая аморальные поступки, он ставит себя под угрозу исключения из общества, рискует остаться одиноким.
Я отдал этому ученику много месяцев своей жизни. Я гулял с ним, ходил с ним на рыбалку, читал, спорил, занимался спортом. Дело не в одном моем общении. Самое главное заключается в том, что по моему совету и настоянию парня терпели в своей среде лучшие ребята в школе, понимая, что и они должны помогать воспитывать его. Такие ребята, с которыми он и до своих «грехов»-то не надеялся дружить. И вот со временем, незаметно для него самого, начала слетать с парня дрянная шелуха, он прижился к хорошим ребятам, здоровое, разумное начало пересилило. Школу Сергей окончил с отличием, сразу же поступил на работу, и жизнь наладилась...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.