Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с некоторыми сокращениями
Легко рассказать, а на деле как трудно было! Я тысячи раз раздражался, уставал, мне хотелось почитать книгу или просто полежать, отдохнуть после тяжелого дня, а я должен был итти на прогулку с ребятами, участвовать в их разговорах и затеях. Но другого выхода че было. Я в минуты раздражения брал себя в руки, и победа осталась за нами.
— Работа учителя — очень нелегкая работа! Да, да,— настойчиво повторил Поспелов. — Об этом надо прямо говорить, чтобы молодые педагоги не заблуждались. Ведь в каждом отдельном случае надо учитывать не только возраст, но и влияние обстановки, в которой живет ребенок дома, физическое его состояние, природные склонности, ошибки, сделанные родителями или предшествовавшими педагогами. Жить надо жизнью ребят и только ради них. Для нас нет стандартов: материал, с которым мы работаем, все время меняется. Мы трудимся в непрерывном напряжении. Нет, без склонности к педагогике ею заниматься нельзя! Надо обязательно учитывать одно обстоятельство: в нашем деле ошибка — большая беда. А равнодушие, компромисс, обход трудностей, то есть попытка прожить легкую педагогическую жизнь, — преступление.
Не только вопросы воспитания волнуют молодых учителей. Каждый из учителей Верейской школы отдает много внимания методической разработке своих уроков, и в этом охотно помогает им Сергей Александрович.
Культура в системе методической подготовки — вот второе характерное качество Поспелова. Им самим разработано свыше пятисот уроков. Каждый урок — это папка. В ней помещаются не только материалы, раскрывающие тему урока, но и указатель литературы, вырезки из газет, журналов, схемы, карты, рисунки. Папка непрерывно пополняется, растет день ото дня.
Обладая умением выразительно раскрывать содержание урока, Поспелов не надеется только на свое дарование. Как бы ни был полно разработан урок, он не считает его законченным. Он чувствует необходимость пополнить свои знания, раздвинуть рамки старой тематики, шлифовать изложение, заменять хорошую иллюстрацию лучшей. Методические материалы Поспелова — это живой мир событий, непрерывно меняющихся и связанных с жизнью народа.
Большое значение для плодотворного изучения истории Поспелов придает краеведению. Ученики Сергея Александровича не просто любят свой край, свой город. Путешествуя по окрестностям города, они отыскивают всевозможные достопримечательности и каждую находку несут в школу.
— Но увлечение краеведением надо внимательно направлять, — предупреждает Поспелов. — Легко увлечься, например, археологией. Это наука интересная. Но если переусердствовать, можно привить ребятам страсть копаться в прошлом, увести их от современности. А наука о прошлом должна помогать нам строить будущее!
Говоря о своем любимом предмете — истории, Поспелов отмечает, что в преподавании этого предмета есть много формального, нерешенного.
— Долг учителя истории заключается вовсе не в том, чтобы наполнить голову ученика обилием исторических фактов и дат, — говорит Поспелов. — Нет, на процессе исторического развития общества мы должны научить ребят мыслить, научить их оценивать факты согласно научным, объективным законам, научить правильно понимать политические события настоящего, чтобы, став взрослыми людьми, они заняли достойное место в борьбе народа за построение коммунизма. Вот в чем заключается долг преподавателя истории. Надо прямо сказать, что учебники наши не всегда еще полностью выполняют эту задачу.
Поспелов считает, что методика построения материала в учебниках еще недостаточно четкая. Общая линия развития событий зачастую тонет в скоплении фактов. Дается много лишнего материала.
— Попробуйте, — говорит Поспелов, — в объеме обычного школьного урока изложить материал, иногда заключающийся на двух-трех страницах, с множеством имен, событий, дат. Это трудно даже такому немолодому учителю, как я. Каково же молодым? Мы часами ломаем голову, перекраивая материал, отыскивая методические приемы, помогающие привлечь внимание ребят и интересно изложить материал.
Мы говорили с ребятами из различных школ. В критике Сергея Александровича есть серьезный сигнал. Оказывается, рамки понимания истории как предмета в некоторых случаях очень неопределенны.
В Верее ученик Поспелова сказал нам об истории, как о предмете, следующее:
— Историю учить совершенно необходимо. А иначе как же вы в жизни разберетесь? Вы совершенно ничего не поймете из того, что происходит. Человек, незнакомый с историей, — темный, беспомощный человек. Нет, историю учить совершенно необходимо!
А в Москве ученица тех же лет сказала:
— Раз история в программе — учить надо. А только зачем же мне запоминать? Короли эти и полководцы давно умерли, а у нас другая жизнь. Надо ее знать, а помнить ни к чему!
Другая московская ученица того же возраста следующим образом определила свое отношение к истории:
— Я очень люблю уроки истории! Они интереснее романов, потому что — про настоящую жизнь. Жалко, что писатели так мало пишут на исторические темы. Я бы все такие книги читала...
Все три высказывания принципиально различны. И это не просто высказывания трех учеников, — за ними стоят три педагога, совершенно по-разному понимающие свою задачу.
Обсуждая принципы построения учебника истории, Поспелов высказал интересную мысль. Обычно над составлением учебников работают ученые. Поспелов считает, что следовало бы собрать педагогов-практиков и поручить им составить методическую конструкцию учебника.
— Понимаете ли, в чем дело? — горячо поясняет Сергей Александрович.— Кроме того, что зачастую общая линия развития исторических событий тонет в материале, — самый урок строится недостаточно четко. Ученые, конечно, в совершенстве владеют материалом, и у них есть ряд интереснейших мыслей. Но они много лет не преподавали в школе, а если и бывали в классах, то в роли наблюдателей. Ученый забывает о том, что один яркий факт может заслонить все содержание урока, отвлечь внимание ученика от темы. Бывает, что один факт мгновенно приводит в движение фантазию ребенка, и это движение уже не остановишь. Ученик смотрит на вас и вроде слушает, но это одна видимость. Мысленно он с Петром Первым на верфи, или на колеснице Александра Македонского. Психика еще не окрепла, функции, помогающие выключать впечатление, не отработаны. Или случается и так: вы излагаете факты один за другим, и детская психика не выдерживает нагрузки имен, дат; опять вступает в действие функция защиты, и все только что сказанное учителем как бы выцвело в памяти ученика, — урок пропал. Вот эти детали, знакомые только учителю-практику, зачастую игнорируются составителями учебников, а без них обойтись в преподавании нельзя.
Еще одна ценная черта педагога Поспелова заключается в том, что он рассматривает психологию ребенка в движении, в развитии. Для него психология не есть нечто самостоятельно существующее, первичное, — она результат высших физиологических функций, на которые воздействует и которыми руководит среда. Поспелов не разрывает понятия — воспитание моральных качеств ребенка и преподавание ему суммы знаний. Он учит, воспитывая, и воспитывает в процессе преподавания предмета.
Педагогические приемы Сергея Александровича просты. Он не теоретизирует сверх меры. Объективно изучив ребенка, он воздействует на его слабые стороны всем, что несет с собой здоровая общественная среда нашей советской жизни.
Вот почему Поспелов без страха подходит к «трудным» детям. Для него нет и не может быть неисправимых. Трудный ребенок для Сергея Александровича есть сочетание индивидуальных качеств — психологических и физиологических, возникающих и в домашней и в школьной среде, — сочетание, нормы в котором по каким-то причинам сдвинуты. Надо найти причину сдвига, установить метод воздействия, пригодный для данного случая, и с течением времени выправляется самое тяжелое нарушение.
Ошибка педологов заключалась в том, что они вырывали то или иное состояние ребенка из развития, движения, рассматривали его в статике, да еще пытались подвести каждого ребенка к заранее данному стандарту. Бесцеремонно орудуя такими приемами, педологи принесли много вреда.
Но следует отметить, что иногда, из боязни вызвать из подземелья педологических духов, некоторые педагоги вообще снимают с себя обязанность осмысливать индивидуальные психологические особенности ребенка. По мнению чересчур осторожных педагогов, существует панацея, способная сгладить всякую нежелательную особенность в характере ребенка, — коллектив, взаимное влияние ребят друг на друга. Зачем же ломать голову?
Такие педагоги забывают, что воздействие среды приносит желаемый эффект только в том случае, если педагог руководит, управляет ребенком.
— Педагог не может работать один, — предупреждает Поспелов молодых учителей. — Это ложное представление о том, что ребенка воспитывает классный руководитель. Воля всего педагогического коллектива школы претворяется в воле классного руководителя. В нашей школе хороший, дружный коллектив, и когда я сталкиваюсь с трудным учеником, на него направляется внимание и влияние всех учителей и многих учеников, хотя часто все они об этом и не подозревают... Ты что, Вася?
Мальчуган лет тринадцати, со свежеисцарапанными ногами, подошел к столу, поздоровался и принялся сосредоточенно рассматривать крышку чернильницы.
— Что, Вася?
Мальчуган глубоко вздохнул и, отвернувшись, принялся рассматривать плакат на стене.
— Да, вопрос срочный и деликатного свойства, — определил Поспелов, взглядом извинился перед учительницами и встал. — Придется отвлечься. Этот товарищ никогда зря не потревожит.
— Они и сейчас там! — попрежнему не оборачиваясь, голосом, дрожащим от возмущения, сказал мальчик. — А она нам не поверила! Все завязи теперь пообрывают... Я же сказал: не наши ребята ломали вчера... — Идем, идем, разберемся. Мы их на месте поймаем с поличным.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.