Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Жизнь требует (продолжение...)


Сборник очерков "Сельский учитель"
Издательство "Московский рабочий", М., 1954 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Все осмотрено в машинном зале, экскурсию пора заканчивать. Но ребята медлят. Еще и еще раз останавливаются они перед автоматами. Молодов и Кузьмин о чем-то шепчутся, потом начинают спорить. В гуле машин трудно разобрать, о чем они говорят, только и слышно: «реле, реле». И ребята догадываются: конечно, они уже загорелись мыслью построить модель действующей гидростанции с автоматическим реле. И теперь с особым удовольствием повторяют этот новый для них технический термин.
Экскурсовод закрывает тяжелые двери станции. Перед глазами далеко внизу простирается зеленая долина. По железной дороге мчится поезд электрички. Еще дальше, на лесах новой стройки, синей звездочкой вспыхивает огонь электросварки. А рядом, за каменными стенами станции, равномерно гудят машины.
— Если бы жив был Маяковский, — говорит кто-то из ребят, — он бы об этом написал стихи...
Поздно вечером, закончив просмотр тетрадей с контрольной по физике, Василий Александрович раскрывает свой дневник.
«Я убедился, — пишет он, — что в программу каждого класса не только можно, но и необходимо включить понятие об автоматике, потому что почти все законы физики используются в автоматических устройствах. Дети видят автоматы на каждом шагу: светофор, автоматическую ручку, телефон-автомат; на заводе они столкнутся с еще большим количеством автоматов. А школьная физика не дает ни малейшего представления об автоматике. Между тем, уже в шестом классе поплавок Ползунова можно изучить как пример автомата; в седьмом — железнодорожный светофор, электромагнитное реле, биметаллическую пластинку; в восьмом — газовое реле, автопоилку на колхозной ферме; в девятом — термореле; в десятом — автомат-счетчик, автостоп с фотоэлементом. Все эти автоматы основаны на физических явлениях, которые изучаются в соответствующих классах. Кроме того, многие из этих автоматов ученики могут сделать своими руками...»
Василий Александрович опустился на диван и дрожащими руками положил рядом с собой классный журнал. Сердце все еще отбивало резкие, гулкие удары.
— Успокойтесь! Выпейте воды, — говорила, подойдя к Минееву, классная руководительница шестого класса. Разговоры в учительской прекратились, все обернулись к ним.
— Вы прямо на себя не были похожи! Разве можно так? Дети перепугались до смерти!
Да, да, она права. Он помнит побледневшее лицо мальчика, его испуганные голубые глаза. Даже трудно сейчас припомнить, как все получилось. Он вышел после звонка из седьмого класса. Шестиклассники бегали по коридору, гоняли футбольный мяч. И вдруг он увидел, что это не футбольный мяч, а буханка хлеба. Он почувствовал, как вся кровь бросилась ему в голову. Не помня себя, он схватил одного из мальчиков за шиворот, втолкнул его в класс, втолкнул в класс и других ребят и, задыхаясь, стал кричать: как они смеют, как они смеют пинать ногами хлеб?! Хлеб, который выращивают их отцы, который нужен людям, чтобы жить! Хлеб!.. Как они смеют!..
Словно сквозь туман он видел испуганные лица детей, классную руководительницу. Она потянула его к дверям. Он отмахнулся, но все-таки вышел в коридор... Теперь она мягко упрекала его:
— Я понимаю, нервы. Но учитель обязан сдерживать себя... Я, например, никогда не кричу на детей...
— Даже когда рассердитесь? — спросил кто-то из учителей.
— Я не считаю возможным сердиться...
— Вот у вас и гоняют хлеб вместо футбольного мяча... Нет, кроме шуток, по-вашему, выходит, что учитель не человек... Еще Макаренко писал по этому поводу...
— Знаю, знаю, знаменитый случай с пощечиной... Только этого недоставало! Макаренко потом сам писал...
В учительской разгорелся спор. Учитель должен быть всегда ровным, спокойным, одна-две такие вспышки, и можно потерять весь авторитет... Недорого же стоит такой авторитет! Учитель не бог с Олимпа и не автомат, а человек с чувствами. И дети прекрасно понимают эти чувства, учитель становится им близок... Ну да, так они совсем на голову сядут! Лучше всего, конечно, не показывать своих чувств. Насмешка — вот что на них действует. Ребенок напроказил, нахулиганил и воображает себя героем. Но стоит только высмеять его перед товарищами... Неверно, надо применять разнообразные меры. Дети же разные! Учитель должен в совершенстве владеть всеми приемами воздействия, скажем, как хороший актер. Если же поддаваться настроениям, тут недалеко и до педагогических ошибок...
Василий Александрович не принимал участия в споре. Сердце постепенно успокаивалось. Но острая боль в солнечном сплетении еще держалась. О чем спорят товарищи? Авторитет, приемы воздействия... Разве в этом дело? Как нехорошо, что он не сумел сдержаться. Надо было спокойно объяснить, растолковать ребятам... А так, поняли ли дети, дошло ли до них? Как легко совершить педагогическую ошибку!..
Прозвенел звонок. Следующий урок физики был в шестом классе. Василий Александрович вошел, от неловкости не поднимая глаз на учеников. В классе было необыкновенно тихо. Шуршание перевернутой страницы казалось оглушительным. «Они боятся меня!» — от этой мысли стало еще неприятнее. Василий Александрович пристальным взглядом окинул класс. Нет, лица детей спокойны, может быть, только более серьезны, чем обычно. Посмотрел на того «футболиста». Мальчик не выдержал взгляда и виновато опустил глаза. Значит, понял, понял! Да и все они поняли! Он рассердился, накричал, но он был прав в своем гневе, был справедлив, и дети это безошибочно почувствовали.
Василий Александрович вел урок с особым подъемом, увлекая ребят и сам увлекаясь, но какое-то смутное воспоминание мешало ему чувствовать себя вполне удовлетворенным. Только поздно вечером, когда он записывал в дневнике события прошедшего дня и свои мысли о детях и их обостренном чувстве справедливости, он вспомнил: да, вот что, Мигунов! Постоянный упрек его совести. Вот где была действительно допущена педагогическая ошибка. Даром, что он никогда в жизни не кричал на Мигунова. Мальчик этот жил с матерью и младшим братишкой. Отец их погиб на фронте. В деревне старшие дети часто становятся главою в такой семье. Но здесь, в поселке, было слишком много соблазнов, и, когда мать уходила на работу в колхоз, Мигунов целыми днями околачивался на станции, забирался с черного хода в клуб и просиживал по четыре сеанса в кино. Учился он отвратительно, с большим трудом удалось его дотянуть до шестого класса. Там он стал учеником Василия Александровича.
Учитель приглядывался к Мигунову. Мальчик как мальчик, что уж так плохо о нем говорят? Несколько неуравновешен — то молчит, то слишком развязен. Невнимателен, нет привычки к усидчивости, к умственному напряжению. Но взгляд живой, сметливый. А что, если попытаться? И, зная страсть Мигунова к кино, Василий Александрович предложил ему с группой ребят изучить киноаппарат. Оказалось, Мигунов уже давно мечтал забраться в будку к киномеханику. С необыкновенным рвением он разобрал и собрал киноаппарат, и через месяц Василий Александрович мог доверить мальчику демонстрацию фильмов. Это очень подняло Мигунова в собственных глазах. Другие мальчики делали приемники, и он уже счел для себя неудобным отставать от них.
В школе существовало кем-то давно придуманное и узаконенное правило принимать в кружки только успевающих учеников. Василий Александрович тоже придерживался этого правила. Но для Мигунова он сделал исключение. И Мигунов стал ходить в радиокружок. Он так увлекся этим делом, что смастерил подряд три приемника, один лучше другого. На ежегодной весенней выставке в школе приемник Мигунова был признан достойным похвальной грамоты. И вот тут-то и произошло событие, которое привело к большой педагогической ошибке.
Педсовет должен был утвердить присуждение грамот. Когда дошли до фамилии Мигунова, все остановились в замешательстве. Нарушалось вошедшее в привычку правило. Кто-то попытался даже обосновать его: какое может быть воспитательное воздействие на всю массу школьников, если похвальную грамоту получит ученик, имеющий двойки по ряду предметов!
Тут бы и вступиться Василию Александровичу. Рассказать, что он наблюдает за Мигуновым, что заметил, как изменился весь облик подростка. Мальчик теперь всегда сосредоточен, над чем-то упорно думает, не раз уже обращался к товарищам с просьбой вместе готовить уроки. Да, двойки у него, конечно, еще есть. Но он их исправит. А грамота будет для этого стимулом. Но Минеев, видимо подчиняясь давно сложившейся традиции, промолчал.
Он понял, что совершил ошибку, уже тогда, когда в зале читали список получивших грамоты. Краем глаза он увидел, как Мигунов опустил голову и медленно вышел из зала. Мигунов больше не приходил в радиокружок. Василий Александрович пытался с ним говорить. Подросток отвечал нехотя, односложно, в глазах было упрямое, даже злое выражение. Почему перестал учиться? Почему не ходит на кружок? Кому какое дело? Как хочет, так и делает.
Школа, взрослые люди, он, Василий Александрович, которым Мигунов поверил, отнеслись к нему несправедливо, обманули его, и мальчик навсегда потерял к ним доверие.
Василий Александрович решительно отменил всякие рогатки для желающих вступить в технический кружок, но к Мигунову это уже не имело отношения. Учился он из рук вон плохо и остался на третий год в шестом классе.
А ведь Василий Александрович уже мысленно видел Мигунова одним из своих лучших учеников, представлял себе, каким юношей может стать этот мальчик. И вот — один неверный шаг, педагогическая ошибка... Каким же даром предвидения, какой чуткостью и пониманием детей должен обладать учитель, чтобы не было этих ошибок, чтобы не было запущенных, предоставленных себе детей?.. Что за люди вырастут из них, из Мигуновых?
И все-таки Василий Александрович думал: может быть, еще не все потеряно. Мать Мигунова рассказала ему, что сын все вечера сидит в избе, мастерит свои приемники. Значит, это-то у него осталось! Любимое дело! А ведь оно может совершить чудеса. Может указать дорогу в жизни, вернуть доверие к людям... Помогло же оно самому Василию Александровичу вернуть привязанность сына. Он никогда никому не говорил об этой тяжелой истории. Но от самого себя не скроешься, и если уж признаваться в ошибках...
Он проглядел, когда началась отчужденность. Может быть, в те дни, когда умерла жена и все его внимание поглотила трехмесячная дочь, беспомощное существо. Семилетний сын казался чуть не взрослым, самостоятельным. Да, по правде сказать, Василий Александрович почти и не думал тогда о сыне, слишком много пришлось пережить... Только потом он понял, каким одиноким почувствовал себя мальчик. Он подходил к отцу и стоял около него грустный и молчаливый. «Чего тебе?» — равнодушно спрашивал отец, не поняв сына. И мальчик начал избегать отца. Школа не сблизила их. Щепетильность заставляла Василия Александровича относиться к Юре строже, чем к остальным своим ученикам. Со стороны могло показаться, что он придирается к нему. Может быть, сын так и думал? Однажды старый учитель, друг Василия Александровича, сказал ему: «Удивительное дело: часто учителя не умеют воспитывать своих детей, например, берут с ними неправильный тон в школе...» Это был намек, но Василий Александрович не понял. Он считал, что его тон совершенно правильный, просто у Юры угрюмый, замкнутый характер. Впервые Василий Александрович понял, что это не так, когда однажды увидел Юру на пришкольном участке. Была весна. Дети под наблюдением учительницы биологии сажали рассаду. Юра сидел на корточках перед грядкой рядом со своим другом Юрой Петрусевичем. Руки у него были вымазаны землей, он осторожно придерживал в ямке зеленый росток и, подняв к учительнице порозовевшее лицо с сияющими темными глазами, спрашивал: «Так? Так?» Василия Александровича словно что-то ударило в сердце. Значит, мальчик угрюм и замкнут только дома, только с ним? Отчего это? Что делать?
Он попытался чаще бывать с сыном, больше говорить, но в этих разговорах не было непринужденности и свободы. Мальчик отвечал односложно, будто не понимая, чего от него хотят. Василия Александровича охватывало раздражение, он бросал что-нибудь резкое, и тут же ему до боли становилось жаль сына. Обнять бы его, приласкать. Но мешала мужская сдержанность, боязнь сентиментальности.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +