Забирайте с собою в путь, выходя из мягких юношеских лет в суровое, ожесточающее мужество,— забирайте с собою человеческие движения, не оставляйте их на дороге, не подымете потом! Грозна, страшна грядущая впереди старость и ничего не отдает назад и обратно! Могила милосерднее ее; на ней напишется: «здесь погребен человек»; но ничего не прочитаешь в хладных, бесчувственных чертах бесчеловечной старости.
Гоголь
Развитие общества зависит от сохранения собранных плодов и накопления свежих сил; оно живет старыми традициями и движется новыми идеями. Лучшим носителем прогресса является, несомненно, тот, кто сам творит новые принципы и показывает путь для их приложения. Но почтенное место приобретает в жизни общества и человек, который задается целью беречь и распространять то благое, что хранится в сложившейся традиции, что открывается в не им созданных идеях, если он умеет это делать честно и талантливо. Достоин благодарной памяти тот, кто принимает на себя миссию объединять сменяющие друг друга поколения, передавая, с одной стороны, детям оставленное отцами наследие, служа, с другой, назревающим новым потребностям юношества. Такова роль, налагаемая жизнью на учителя-идеалиста, одного из которых мы в Петербурге недавно провожали в могилу.
С именем Виктора Петровича Острогорского в тех, кто у него учился давно, когда он был молод, но, по-видимому, также и до конца его трудового поприща, прекратившегося лишь вместе с последним вздохом, нераздельно связывается образ привлекательно хороший, бодрый, идейный и одушевленный. Для большинства же гимназистов-ларинцев, пребывавших в, стенах этого учебного заведения в 70-х годах XIX в., он был центром духовной жизни. Светом, исходившим от его симпатичной личности, красилась и согревалась мрачная и холодная атмосфера тяжелой учебной действительности, окружавшей обыкновенно детей в рассадниках классического просвещения того времени. Слушая Виктора Петровича, общаясь с ним, вспоминая его, ученики действительно привыкали соединять с понятиями «школа», «учитель» признак чего-то уважаемого и дорогого, такого, что притягивает к жизни в юности, оставляет заветы зрелому возрасту, дает цельность существованию до старости. В годы, когда особенно сильна была система, введенная реформою гр. Толстого в наше среднее образование, ученикам петербургской Ларинской гимназии жилось сравнительно легче и вольнее, чем другим, благодаря душевной доброте и мягкости тогдашнего ее директора, теперь давно уже умершего И. Ф. Кнорринга, которого следует помянуть признательным словом. Но он давал лишь благоприятную форму, которую по-настоящему наполнял живым содержанием — это добросовестно признают и ученики, и сослуживцы — один Виктор Петрович. Он становился душевною опорою и разумным двигателем для многих из учеников, которым не удавалось найти в собственных семьях твердых основ умственного и нравственного развития и которых школа сковывала в большинстве случаев цепями мертвенного формализма. Такая сила проистекала от целого ряда всегда редких, а в те времена положительно драгоценных свойств его природы, от серьезного и благородного направления его работы. Он шел навстречу детям с полным доверием, когда их угнетала постоянная подозрительность; он обращался к ним с свободным предложением прекрасной пищи духовной, когда учебная система стремилась низвести школьное дело до сухой и бездушной «гимнастики ума», налагавшейся педантическим принуждением. Когда они опутаны были мелочными заботами о механическом дисциплинировании их поведения и мало находили ответов на пробуждавшиеся научные и нравственные, общественные и личные запросы, он открывал им поэзию жизни, научая чувствовать ее красоту, увлекая искать в ней правду. Он нередко заставлял горячим и искренним словом трепетать молодые сердца от возникавшей любви «к высокому и прекрасному» и при этом будил в лучших охоту к труду, поселяя жажду определения смысла жизни и подводя к тому огромному материалу, который почерпается для этой цели в великолепном источнике отечественного и мирового искусства.
В то время, когда проходили гимназические годы пишущего эти строки (1870-е), Виктор Петрович преподавал русский язык и словесность в Ларинской гимназии, начиная с четвертого класса, и вел учеников до конца курса. Когда мы перешли к нему от другого учителя, обстановка, совсем для нас непривычная по своей привлекательной простоте и бесхитростной сердечности, прежде всего поразила нас при занятиях с ним. Первый урок — помню его, как бы это было вчера, — состоялся после большой перемены, в самой средине трудного, часто скучного, нередко страшного школьного дня. В класс быстро вошел, несколько раз кланяясь, худощавый, невысокий ростом и согнувшийся вперед человек, с острой бородкой и длинными (тогда еще совсем темными) кудрями, с серьезным и внимательным, но добрым взглядом косивших глаз, с большим, туго набитым портфелем под мышкой. Положив свой багаж («чемодан», как он сам шутя называл свой педагогический груз) на учительский стол, сняв с себя часы и поместив их вместе с цепочкой туда же (все эти предметы стали потом очень милы полюбившим его ученикам), Виктор Петрович, позвав нас на помощь, придвинул кафедру к ученическим скамьям. «Хочу быть поближе к вам, чтобы лучше видеть и слышать вас», — сказал он с веселою улыбкою. Затем он попросил принести ему кружку квасу, «а то горло пересыхает». Уже от одних этих слов, чуждых недоступного величия, которое любили напускать на себя педагоги, и в непринужденно-деловитом, дружелюбном тоне, каким он говорил, чуялось что-то задушевное и бодрящее. Все переглядывались, одобрительно посмеиваясь; сама собою спадала с пуганых гимназистов наросшая кора трусливой скрытности, всегда подстерегавшей опасность, легко заподозревавшей в старшем «злого ворога». От всей фигуры нового учителя, немножко смешного по манерам, веяло живым и теплым приветом. Сразу слагался вокруг него порядок, в котором последний неудачник, загнанный двойками и единицами, вновь сознавал себя человеком, и в душе его шевелилось что-то радостное, подающее надежду. В детях трудно, что бы с ними ни делали, задавить во всех и до конца чуткость души и привязанность к положительным сторонам жизни. Торопливо внес Виктор Петрович, при содействии учеников, которые сконфуженно, но весело вставали на его перекличку, список их в свою книжечку; книжечка эта в
коричневой плетеной обложке не возбуждала в нас ужаса, как роковые карманные скрижали других менторов, испещренные символами наших прегрешений. Затем он объявил, что начнет занятия с проверочной диктовки. Сердца учеников слегка екнули: вспомнились скорбные листки, окровавленные грозными знаками красных чернил, высокие суммы ошибок, низкие цифры отметок. Но новый учитель прибавил: «Надо вам ясно знать самим, в чем вы слабы, тогда вы и обратите сами внимание на свою грамотность; мне же некогда с этим долго возиться: у нас будет много другого важного дела, где вам нужна будет моя помощь». Такая точка зрения вдохнула спокойствие в потревоженные души: она поднимала личное достоинство учащихся. Мы приучены были во всем ходить на помочах, ждать приказания, а тут нас призывали к сотрудничеству. Подобное отношение к ученикам, которое укрепляло в них сознание их человеческого равенства с учителем, являлось в воспитательной деятельности Виктора Петровича превосходным моральным началом. Он диктовал нам стихотворение Майкова:
На мысе сем диком, увенчанном бедной осокой, Покрытом кустарником ветхим и зеленью сосен, Печальный Мениск, престарелый рыбак, схоронил Погибшего сына...
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.