Маленькая красивая пьеса (ее хорошо помнят ученики Виктора Петровича: на ней он выяснял образование «сочинения»), прекрасно произнесенная, врезывалась в сознание пишущих не одними формами и окончаниями ее слов, но и рисующеюся в ней трогательною интимною картиною, изяществом языка, пластичностью изображения. Отобрав листки, Виктор Петрович тут же в классе стал поправлять диктовки. Приступая к делу, он спокойно и твердо объявил: «Полбалла за ошибку, четверть балла за пропущенный или неправильный знак». Но строгая формула не устрашила, не вызвала тайного раздражения в учениках, а почувствовалась как определенный, общий и справедливый закон. Живо забегал в руке озабоченно сгорбившегося над столом Виктора Петровича карандаш, быстро постукивая острием по бумаге, и все выслушивали приговор, иногда неприятный, без тягостного ощущения грозящей беды. Даже те, кому доставались причудливые и на вид зловещие отметки 3/4,0 или — 1 1/2, не ощущали себя казнимыми, понимая, что эти цифры представляют лишь условные знаки подсчета промахов, а не являются орудиями возмездия; самая точность их как бы знаменовала, что они стоят выше учительского произвола. К тому же они никогда не вносились в классный журнал «на позорище». Указывая ошибки, Виктор Петрович не сердился, не возмущался невежеством, не стыдил, не читал прописных нотаций, а сжато, отчетливо и доброжелательно их разъяснял, подсказывая на будущее время правила орфографии, полные здравого смысла и практического удобства. Это был образец «естественного» педагогического метода, вполне свободного от рутины и доктринерства. Пропустив мимо внимания единственную ошибку в тетрадке одного из лучших учеников, он поставил ему бис одобрением отозвался о его диктовке. У того, наперекор закоренелой всеобщей привычке гимназистов к обманам, под впечатлением доверчивого и дружелюбного тона урока, невольно вырвалось признание. «А, у вас ошибка! Значит, получаете 4 1/2». Когда же другие стали восклицать, что за откровенность следует оставить товарищу полный балл, Виктор Петрович выразил на лице такое изумление, что представители школьной этики почувствовали без дальних слов низменность своего взгляда о необходимости награды за честность. После окончания урока, уже выйдя из класса и остановившись в коридоре среди окруживших его живою толпою новых питомцев, он стал говорить им в ярких, выпуклых словах, в чем будет заключаться предстоящий курс. Каждый из нас, приподнятый и взволнованный, думал: «Хороший человек, и интересно будет у него учиться!» А это уже значило много для гимназистов 70-х годов, в которых достаточно была притуплена восприимчивость.
Описанный первый урок, при всей заурядности содержания, типично рисует то настроение, которое с самого начала устанавливал Острогорский в классе, попадавшем к нему в руки, даже исполняя скучные требования программы. По крайней мере, в его часы мы жили именно в таком «теплом, душевном климате».
Лучшею сферою деятельности Виктора Петровича было, без сомнения, преподавание литературы. Язык сам по себе мало привлекал его, и он был слабым филологом. Но при постановке грамматической части курса он обладал свойством, в высшей степени важным для учителя средней школы, — правильным пониманием реальной пользы и чувством меры. Хорошо представляя себе неподготовленность учеников к научному курсу о языке, он делал из этого верный вывод, что грамматика должна быть сведена в гимназии к тому минимуму, который необходим для осмысленного правописания. Действительно, писали мы у него грамотно, а грамматической тяжести не ощущали. Даже древнеславянская письменность и разборы ее главных форм давались нам с его слов без больших усилий и траты времени. Центр тяжести своего курса Виктору Петровичу удавалось сосредоточивать в годы торжества грамматизма в гимназическом учении на теории и истории словесности. Дать литературную начитанность, развить художественный вкус, сообщить связные знания исторического характера, объединить все это гуманною идеею и любовью к родному и общечеловеческому — вот цели, которые он преследовал и которых искусно достигал.
Уже в четвертом классе, рядом с повторительным обзором русского синтаксиса и кратким обобщающим очерком этимологии
древнеславянской сравнительно с русской, Виктор Петрович отдавал много времени ознакомлению с литературным материалом и обработке вводных вопросов теории словесности. Такое сочетание элементов придавало его урокам постоянно возобновляющуюся жизненность. В пятом и шестом классах теоретический курс развивался, скажу даже лучше — «расцветал». В шестом же начиналась история литературы, которая заканчивалась в восьмом Гоголем с беглыми перспективами вперед в область после-гоголевского блестящего века. В настоящих быстро набросанных листках воспоминаний о скончавшемся учителе мне нет возможности, разбирать план его курса, защищая его в целом, критикуя в деталях. Я бы хотел только, говоря о преподавании дорогого наставника далекой юности, дать несколько эскизов, которые начертали бы общий характер его работы и помогли бы запечатлеть его духовный облик, выяснить причины его влияния.
Виктора Петровича, конечно, нельзя было назвать ни ученым специалистом, ни глубоким мыслителем. Значение его заключалось не в оригинальности идей и не в новизне метода. Это был только удивительно начитанный и цельно сложившийся очень талантливый популяризатор, убежденный и одушевленный распространитель в сознании захиревших учащихся поколений 70-х и 80-х годов идеализма 40-х, прошедшего через общественность 60-х годов. Но в скромной, не производящей эффекта и не дающей славы роли учителя, опирающегося на принципы и данные, добытые другими — великими поэтами и критиками, педагогами-новаторами, — он обнаруживал редкое своеобразие в замечательном умении роднить с идеями умы своих питомцев, насаждать в них благое предание, трогать духовным светом их сердца. Простота построения и наглядная колоритность рассказа были важными качествами, присущими преподаванию Виктора Петровича. Он мог достигать больших результатов, орудуя сравнительно малым материалом. Он всегда держал свое изложение на высоте идейности, никогда не лишая его интереса, и двигал учеников вперед, побуждая их идти легким и бодрым шагом, так что они не испытывали растерянности, тяжести, гнета или скуки от непосильности задачи. Без чрезмерного напряжения он вводил учеников в трудные вопросы, правда, не очень углубляясь в них, но давая все-таки чувствовать их глубину, раскрывая впереди горизонты и поддерживая тех, которые, после данного толчка, самостоятельно пускались в дорогу для их обследования, отдавая дань уважения не только способностям, но и труду. Он владел даром облекать в элементарную форму, вполне чуждую, впрочем, обезличения и обесцвечения предмета, довольно сложное содержание, зажигать в себе огонь «возвышенной мысли» и вызывать искру энтузиазма в слушателях при освещении каждого вопроса, который он затрагивал. Если искать краткого термина для обозначения духа преподавания Острогорского, можно сказать, что он учил познанию добра в жизни через раскрытие красоты в ее лучших продуктах, произведениях поэзии.
После непосредственного обаяния человечного обращения с ними учителя учеников привлекало к нему его художественное чтение. Читал он действительно превосходно прозаическую и стихотворную речь, трагическое и комическое, Тургенева и Пушкина, Шекспира, Мольера и Островского. Для меня останется навсегда незабвенным впечатление от второго урока Виктора Петровича, когда он читал нам, четвероклассникам, «Певцов» Тургенева. Даже те из нас, кто вырос в деревне и рано полюбил читать, тут впервые особенно глубоко почувствовали инстинктом, проясненным мастерски прочитанным произведением, и разнообразную прелесть, какая таится в природе, и богатую поучительность, какую открывает повседневная жизнь, и бесконечный запас духовных радостей, которые несет нам литература.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.