Из всего рассказанного видно, что Николай Гаврилович Чернышевский представлял противоположность всему строю тогдашнего воспитания и обучения и потому должен был поневоле встать в разлад со всеми установившимися обычаями и привычками. Это-то и должно было поселить к нему во многих неудовольствие и даже вражду. Особенно недоволен был им директор гимназии Алексей Андреевич Мейер. Это был сухой, бессердечный холостяк; типичный представитель николаевского времени. Будучи проникнут им до мозга костей, он ничего не требовал от учителей и учеников, кроме соблюдения формальной стороны дела, педагогических же вопросов он не касался. Если кто-нибудь и заводил речь относительно педагогического дела, то Мейер или уходил, или отделывался общими фразами.
Отношения его к ученикам ограничивались только выговорами и замечаниями за самую ничтожную вещь. Без замечаний он, как человек желчный и раздражительный, почти не проходил мимо учеников. Всякая неисправность во внешности учеников, вроде длинных волос, приводила его в исступление. «На барабане велю остричь волосы, если ты не острижешь их к завтрашнему дню», — кричал он на ученика, причем называл его «прогрессистом» и каналиею. Наблюдая за учениками и учителями, которые часто манкировали своими обязанностями, Мейер относился одинаково к тем и другим свысока, по-начальнически; чуждался общества учителей и не вел с ними знакомства, считая это за унижение собственного достоинства, даже в карты в клубе или гостях играл с особами не ниже статского советника, каким чином наградила его судьба. Каждый день он появлялся в гимназию и требовал, чтобы учителя своевременно уходили на классные занятия; появлялся на несколько минут на урок к преподавателям и спрашивал учеников, которым задавал вопросы, иногда не относившиеся к уроку и даже предмету. Чаще всего он заходил на уроки к тем учителям, которыми был чем-нибудь недоволен. Посещения Мейера, действительно, приносили пользу тому классу, где учителя, как бывало тогда, ничего не делали, или после бессонной ночи, проведенной в игре в карты с выпивкой, дремали или спали в классе, или занимались чтением газет или книг, предоставляя ученикам делать то, что хотели, или же вели беседы на темы, вовсе не относившиеся к учебному делу. Директору Мейеру до сих пор приходилось большею частию вести дело обучения именно с подобными педагогами, из которых многие были даже уволены за это. Он и привык повсюду видеть им подобных. Ревизии, которые он производил, как директор училищ, в уездных училищах, тоже бывали с тою целью, чтобы поймать пьяных учителей, уличить в пьянстве и распечь их как следует; но он не считал нужным доносить о беспорядках начальству и даже заступался перед ним за учителей. Раз попечителю Казанского учебного округа прислано было анонимное письмо, в котором были описаны похождения саратовских педагогов, как истых пьяниц, о чем попечитель сказал Мейеру. На это он с гордостью ответил: «У меня пьяниц нет, но есть люди пьющие, как и везде». Хотя состав учителей при Николае Гавриловиче изменился много к лучшему, но большинство из них вело и держало себя с учениками подобно прежним учителям. Как смотрели на гимназию сами ученики, можно несколько судить по следующей песенке, которую они часто распевали:
Скоро ль настанет время Сказать гимназии: прощай! И скоро ль настанет время Когда мы увидим рай? Уж нам наскучили петлицы, Галун, фуражки и мундир, И все учительские лица, И наш директор-командир.
Эта песенка приходилась им по душе; они выражали в ней свое неудовольствие на то учебное заведение, которое их воспитывало. В то еще недалекое от нас время воспитатели и учителя юношества не были знакомы с основными понятиями педагогики и не были проникнуты ни чувством собственного достоинства, ни чувством долга; поэтому на глазах учеников проделывали то, что оскорбляло и унижало молодое сердце.
Для учителей, честно относившихся к своим обязанностям, посещения Мейера были совершенно бесполезны; он только отрывал учителей от дела и, как человек, мало сведующий в педагогике, не мог подать совета молодым учителям и вообще не оказывал никакого влияния на улучшение преподавания; кроме того, и учителя, и ученики презирали его.
Директору Мейеру не мог нравиться Николай Гаврилович, который, как мы видели, не спрашивал уроков, не ставил ученикам баллов в журнале и вообще пренебрегал формальной стороной дела. В особенности раздражало и приводило в бешенство Мейера то, что Николай Гаврилович иронически относился не только к гимназическим порядкам, но и ко многим явлениям русской жизни. Педагогическое поприще для Николая Гавриловича было слишком мало и узко, не в такой деятельности нуждалась его натура, полная сил и с огромными знаниями. Его тянул к себе Петербург, где он мог бы развернуть свои силы вполне. Он и смотрел на учительское занятие как на временное, за которое он взялся в угождение своим родителям, которых он искренне любил. Но будущий публицист, рьяный, восторженный, с злою эпиграммою, сказался в нем и в гимназии; он, как выражались тогда, развивал учеников и подготовлял их к более широкому пониманию вопросов. При прохождении словесности, особенно при чтении писателей, он касался мимоходом и тех язв, которые разъедали тогда русское общество и которые были исцелены в царствование царя Мученика. Крепостное право, суд, воспитание, политические науки и т. п. темы, о которых было запрещено рассуждать даже в печати, были предметами бесед его с учениками не только в классе, но и вне его: везде, при каждом удобном случае, он вступал с учениками в разговор и высказывал им свои новые взгляды на предметы. Беспрепятственно он заинтересовывал учеников новыми идеями; иногда даже при Мейере, которого, он глубоко презирал, не стеснялся высказывать свои взгляды.
Директор Мейер нескоро узнал, что у него в гимназии делается не то, чего он хотел; затем он увидел, что Николай Гаврилович его дурачит и что он шел вразрез со всеми его взглядами, и ученики тоже замечали, что между ними происходит затаенная борьба. В первые же месяцы Мейер узнал, что Николай Гаврилович не всегда ставит отметки в журнале или если ставит, то не чернилами, а карандашом.
«Что это Чернышевский допускает какую вольность? Он в журнале отметки ставит карандашом. Велите ученикам подавать ему чернила», — говорил Мейер инспектору в коридоре при учениках. Когда же инспектор потребовал от Николая Гавриловича, чтобы он писал отметки чернилами, то он на это отвечал: «От этого знания учеников не прибавятся».
Странным показалось Мейеру на первых порах и то, что, несмотря на его требование, чтобы Николай Гаврилович подписался под свидетельством о состоянии сумм гимназической кассы, он не хотел этого сделать: Николай Гаврилович знал всю историю о растрате сумм Гине, о чем было рассказано выше, а также то, как учителя поплатились за это, почему и не хотел угодить в подобную же историю. Гимназисты стали замечать, что Мейер не только часто заглядывал в дверное классное окошко, чтобы посмотреть, что делается в классе, но и заходит в класс к Николаю Гавриловичу, спрашивает учеников, делает им замечания и даже кричит на них. Николай Гаврилович дорожил каждою минутою, чтобы побеседовать с учениками и передать им какие-либо сведения; поэтому можно себе представить, как возмущали его бесцельные посещения Мейера, прерывавшие только занятия, в особенности он никак не мог помириться с тем, что Мейер в его присутствии унижал и оскорблял учеников, и Николай Гаврилович, как заметили ученики, стал противодействовать этим посещениям: он давал чувствовать, как неприятны ему они. Войдет, бывало, Мейер в класс, а Николай Гаврилович рассказывает о чем-нибудь. «Спросите учеников урок», — скажет Мейер. «Я еще не кончил своих объяснений. Позвольте прежде окончить их, и тогда я спрошу урок ученика по вашему выбору», — скажет Николай Гаврилович. Но Мейер, недовольный таким ответом, повернется, не сказав ни слова, и уйдет из класса. Привыкнув видеть, как другие учителя беспрекословно исполняли каждое желание Мейера, ученики сочли такой ответ Николая Гавриловича уже противодействием Мейеру. Иногда Николай Гаврилович при входе Мейера в класс вовсе прекращал занятия. «Что вы делаете? — спросит он Николая Гавриловича. — Продолжайте ваши объяснения». — «Не могу, утомился, — ответит он, — да и ученики тоже устали: нужно и им дать отдых». Выслушав это, Мейер уходил.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.