Другой учитель на месте Николая Гавриловича без всяких разговоров наказал бы ученика за подобный поступок, или поставил бы на колени, или в угол, или оставил бы ученика без обеда, или оттрепал бы его за уши; но Николай Гаврилович в продолжение всей учительской службы никогда никого не наказывал, и это был единственный случай, когда он был вынужден сделать ученику замечание. «Мы два раза замечали вам, — обратился он к Пасхалову от лица всех учеников, — чтобы вы не мешали нашей беседе, но вы не обратили на это никакого внимания. Мы теперь вынуждены и имеем право просить вас, чтобы вы не беспокоили нас, уйти из класса и делать то, что вы желаете, если наша беседа вам не нравится».
Не довольствуясь классными занятиями, Николай Гаврилович приглашал изредка учеников старших классов к себе на квартиру, в доме отца, где совместно с знаменитым впоследствии историком Н. И. Костомаровым развивал путем чтения и бесед с ними. С этой целью Николай Гаврилович часто давал ученикам на дом читать книги, которых у него было много, или сами ученики просили его об этом после класса, когда чтение какой-либо книги увлекало их; причем иногда выходили комические сцены. Раз по окончании урока один из его учеников стал просить его дать ему ту книгу, по которой Николай Гаврилович читал им в классе. «Вы не поймете ее», — сказал Николай Гаврилович. «Отчего же не понять?» — возразил ученик. Вместо ответа Николай Гаврилович подал ученику книгу на английском языке, по которой он читал в классе совершенно свободно, как русскую. Сконфуженный ученик при хохоте товарищей отошел от Николая Гавриловича. Особенно памятны были для учеников литературные беседы, которые велись в гимназии каждый месяц по вечерам.
Правильная постановка дела литературных бесед в Саратовской гимназии принадлежит, по уверению его учеников,- Николаю Гавриловичу, которому из-за них пришлось выдержать с директором Мейером спор, окончившийся поражением Мейера. Николай Гаврилович настоял на том, чтобы темы для сочинений были доступны для учеников и чтобы ученики во время бесед были на равных отношениях к начальству и учителям, и тогда характер литературных бесед принял другое направление, полезное для дела. Гимназисты шестого и седьмого класса, которые принимали участие в беседах, подолгу трудились над этими сочинениями: они рылись в библиотеках, отыскивая книги, касавшиеся темы сочинения, и должны были перечитывать много книг, что способствовало самодеятельности учеников. Как много работали ученики, можно заключить даже из объема сочинений; некоторые писали сочинения листах на 14 и более. Трое гимназистов были оппонентами по назначению учителя, а другие трое, вместе с автором сочинения, защищали его. Остальные гимназисты, учителя и начальство могли делать возражения, которые, вместе с ответами, записывались секретарем на сочинениях. Ученики сами выбирали секретаря, которым большею частию бывал Ломтев, очень мягкий и симпатичный учитель, почти идеальной честности. Все сочинения вместе с возражениями и ответами на них, записанными на полях секретарем или преподавателем, отсылались к попечителю Казанского учебного округа, военному генералу Молоствову.
Нравился Николай Гаврилович Чернышевский ученикам своим в Саратовской гимназии и тем, что не спрашивал уроков; о познаниях учеников он судил по разговорам и по беседам с ними, а также по сочинениям, возражениям и спорам, которые бывали в классе. При его преподавании не было закоренелых лентяев, не желавших заниматься, как бывало у других учителей, так что он всем ученикам ставил хорошие отметки: 3, 4 и 5.
Учебники теории словесности и истории литературы были оставлены в стороне. Делая теоретические выводы из разбора отечественных писателей, Николай Гаврилович не считал нужным задавать уроки по учебникам, которые были недоступны по своей отвлеченности для гимназистов. Пересказывать их своими словами было нельзя: их действительно нужно было «зубрить», без всякого понимания, что даже заметно было по ответам учеников, которые произносили свои уроки совершенно однообразным голосом, без малейшего выражения. Вероятно, многие помнят историю Устрялова, написанную отвлеченною периодическою речью. Фразы: «одна кобылица родила зайца», «одна девочка родилась смехом», находившиеся в учебниках греческого языка, поражают своею бессмысленностью. Учебники словесности тоже были наполнены примерами, над которыми глумились ученики, вроде таких: «Се росска Флакка зрак», «Се тот, кто, как и он», «В высь быстро, как птиц царь, порх вверх на Геликон». Вот почему Николай Гаврилович не напоминал ученикам об учебниках. «Учебник нужен только для экзаменов, — говорил он, — а к каждому уроку незачем зубрить его: лучше читайте побольше книг». И ученики читали. Старая дореформенная школа, подвергающаяся теперь порицанию, имела и свои хорошие стороны. Так, тогда ученик не был завален уроками, которые он учил перед классами, во время перемен, особенно если был с хорошими способностями, все же внеклассное время он, оставаясь без училищного надзора, мог проводить по своему усмотрению. Таким образом, самодеятельности ученика открывался большой простор, и потому от него зависело, как воспользоваться своим досугом. Выше было сказано, что Николай Гаврилович приохотил учеников к чтению, на что они употребляли свободное время, причем он руководил их выбором книг и объяснял им прочитанное. А так как у учеников было много свободного времени, то они читали очень много. Через разумное чтение, под руководством Николая Гавриловича, ученики усвоили больше, чем по устарелым учебникам, а главное — сознательно. В Казанском университете на приемных экзаменах саратовские гимназисты по своим познаниям считались лучшими, в особенности они хорошо составляли сочинения. Профессор Казанского университета, экзаменовавший учеников Саратовской гимназии по словесности, на приемных экзаменах обыкновенно говорил: «О ваших познаниях свидетельствует уже то, что вы — ученики Чернышевского».
За все это ученики и уважали, и любили Николая Гавриловича. Каким обаянием учащихся пользовался Николай Гаврилович, видно из того, что многие бывшие его ученики всю жизнь гордились тем, что учились у него. «Кто был учеником Николая Гавриловича в Саратовской гимназии, тому незачем поступать в университет, где даже не услышишь и не узнаешь того, о чем Николай Гаврилович подробно говорил»,— уверяли многие его ученики, — до такой степени они восторженно преувеличивали его значение в их умственной жизни. Несравненно полнее делает оценку педагогической деятельности ученик Николая Гавриловича Виссарион Иванович Дурасов: «Среди смешного и дурного в бытность мою в гимназии было хорошее и светлое. В последние годы моего пребывания в заведении это хорошее и светлое тесно связано с воспоминаниями об одном из учителей, имевшем громадное и благотворное влияние на умственное и нравственное развитие своих учеников. Достаточно указать на один выдающийся факт. Прежде Саратовская гимназия давала университетам из 15—17 учеников, оканчивавших курс, много трех, четырех студентов, а в 1853 году, когда я окончил курс в гимназии, из того же числа выпущенных гимназистов их сразу 10 человек отправилось в университеты, и надобно заметить, что это было в пору безрассветного мрака, окутывавшего русскую общественную жизнь; нас влекло в университеты не стремление к рублю и к карьере, стремление, преобладающее в теперешнем молодом поколении, а стремление более идеальное и возвышенное».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.