Зимою в январе 1844 года около проруби, против Саратова, нашли его одежду. Утонул ли он в проруби или же скрылся из Саратова, оставив для отвлечения внимания следователя свою одежду около проруби,— неизвестно. Говорили, будто родные его сестры видели его в Петербурге; но он даже не ответил им на поклон; точно так же рассказывали, будто он проживал в имении своей жены в Спасском уезде Казанской губернии. Как бы то ни было, а учителям приходилось поплатиться за растрату, и с них ежемесячно вычитались деньги на пополнение суммы, растраченной Гине. (Вычет этот впоследствии возвращен был всем учителям.) Все учителя проклинали за это Гине при получении жалованья, только один Волков, сам постоянно нуждавшийся, ни разу не высказал ни одного упрека Гине. Тяжелая материальная обстановка и грубая среда, в которой он вращался, довели его до пьянства, которому он в последние годы учительства предавался с наслаждением. Как истый пьяница, он наливал в стакан вина, в который обмакивал кусок хлеба, и затем из него высасывал вино. Будучи выпивши, он обличал симпатичного и доброго законоучителя Павла Никитича Смирнова, у которого гимназисты, пользуясь его добротою, делали для экзамена билеты трех родов: или с клеймом фабрики, или без него, или измятые, или совершенно неизмятые. На экзамене ученики брали только те билеты, содержание которых они знали. «Отец, отец! зачем ты потакаешь мошенникам?» — говорил Волков. Но добрейший П. Н. Смирнов никак не мог искоренить подобной плутни учеников.
В преподавании Волков держался исключительно учебников. Если же он читал стихотворения и статьи, то не для объяснения их, а как образец, как следует читать.
О педагогической деятельности Николая Гавриловича Чернышевского в Саратовской мужской гимназии сохранилось много сведений в архивах этого заведения и канцелярии попечителя Казанского учебного округа, которые дадут ценный материал не только для биографии этого писателя, но и для истории Саратовской мужской гимназии; кроме того, еще здравствуют два сослуживца Николая Гавриловича по Саратовской гимназии, поступившие на службу в нее уже при Николае Гавриловиче Чернышевском: педагог и писатель Е. А. Белов и юрист А. М. Полиновский, которым, вне всякого сомнения, памятна жизнь Николая Гавриловича в Саратове и которые, как нам известно, уже написали свои воспоминания о нем, но мы все-таки считаем небезынтересным воспроизвести рассказы из учительской жизни Николая Гавриловича в Саратове по памяти старожилов, его учеников.
Не новичком в деле преподавания был Николай Гаврилович. Он всегда отыскивал случай поделиться с кем-нибудь своими познаниями и часто показывал и объяснял гимназистам уроки, подделываясь под их понимание; следовательно, он мог приобрести некоторую опытность в преподавании, кроме того, уже владея энциклопедическими сведениями, он был знаком с теорией обучения и воспитания по иностранным источникам. И действительно, он явился в гимназию, по уверению его учеников, опытным преподавателем.
Появление нового учителя всегда возбуждает любопытство учеников. Придя в гимназию, Николай Гаврилович прошел прямо в учительскую комнату, находящуюся рядом с четвертым классом, в виду учеников, вышедших из классных комнат, чтобы посмотреть на нового учителя. Его бледное лицо, тихий пискливый голос, близорукость, сильно белокурые волосы, сутуловатость, большие шаги и неловкие манеры, — вообще вся его наружность показалась ученикам очень смешною; почему они стали между собою подсмеиваться над ним, благообразного же и симпатичного лица его с открытым широким лбом никто и не приметил.
Но первые же уроки Николая Гавриловича, очаровавшие всех учеников, поразили их своею новизною и необычайностью.
Гимназисты увидели, что новый учитель в своем преподавании не похож на других, все он делает по-своему, чего они до сих пор не видели и не слышали. Он не садится на учительское место, а ставит стул около учеников, об учебнике Кошанского, который всем опротивел, даже и не упомянул. Вместо него он стал читать ученикам произведения наших классиков: Жуковского, Лермонтова, Пушкина и др., о которых гимназисты совершенно не имели понятия, и критически разбирать их и таким образом открыл своим юным слушателям сокровищницу, из которой они могли бы черпать свое образование и развитие. Все это заставляло забыть его внешность, плохие манеры и пискливый голос: юношей увлекали его новые для них мысли.
С поступлением его в учителя бессмысленное зубрение уроков словесности прекратилось и дан был ход живому слову и мышлению. Но что в особенности нас поразило, рассказывает один из учеников Чернышевского, то это его живая, понятная нам речь и затем его уважение к нашей личности, которая подвергалась всевозможным унижениям со стороны нашего начальства и учителей. Мы не понимали и не могли даже представить подобного отношения учителя к ученикам, почему мы стеснялись и даже дичились нового учителя; не могли говорить и отвечать на его вопросы, как следует, и только что начали было осваиваться с его приемами преподавания, как окончили курс. Следующие за нами ученики были счастливее нас в этом отношении.
Его преподавание словесности было своеобразное и необычное. При обучении он держался сократической методы.
Он беседовал с учениками, как равный с равными, наводил их вопросами на возражения и опровержения и доводил их до понимания урока; кроме того, в классе он читал, или рассказывал, или указывал недостатки ученических сочинений, в обсуждении которых принимали участие все ученики. Он умел упростить преподавание настолько, что даже трудные предметы становились у него темою для бесед с учениками и были им понятны.
Уроки его, кроме того, отличались особенною полнотою.
В учебнике теории словесности Кошанского был параграф о науках и их разделении. Другой преподаватель ограничился бы перечислением их и разделением, но Николай Гаврилович не удовольствовался этим: он дал понятие о всех науках, входящих в гимназический курс; кроме того, он говорил о способе их изучения и их относительной важности. Случаи, где приходилось давать вводные объяснения по другим наукам, бывали часты, тем более что они проходились плохо и ученики не знали их. Особенно много объяснял он по истории. Так как преподавание словесности тесно связано с историею, то Николай Гаврилович, зная невежество учеников в этом предмете, принужден был для объяснения какого-либо литературного памятника излагать исторические факты и освещать их. Вообще он указал гимназистам путь к самообразованию и поселил в них охоту и стремление к усовершенствованию. Уроки его проходили очень оживленно; все слушали его со вниманием; даже шалуны и резвые мальчики, нарушавшие занятия у других учителей, на уроках Николая Гавриловича сидели смирно. Нарушение тишины в классе у него было исключительным случаем, о котором и теперь помнят; его уроки были для всех интересны; кроме того, он умел одним метким замечанием усмирить и осадить самого резвого шалуна. На виду всех учеников гимназист Егоров, сын советника Палаты государственных имуществ, бросил в своего товарища комком бумажки, будучи уверен, что Николай Гаврилович не заметит, но ошибся в своем предположении. Николай Гаврилович ловко усмирил его. «Что вы, Егоров, бросаете бумажками? — сказал Николай Гаврилович. — Я на вашем месте пустил бы в него камнем. Да-с. А вы как думаете?» Мальчик очень сконфузился и с тех пор при Николае Гавриловиче не решался шалить в классе.
Шалости, которые проделывали ученики в классе других учителей, у Николая Гавриловича не имели уже цели. Быт учеников того времени был отличный от настоящего; точно так же и понятия учеников об отношениях их к учителям были совершенно иные. Учитель и ученики обыкновенно представляли из себя два враждебных лагеря, которые старались, сами не сознавая того, сделать что-либо неприятное друг другу или поднять на смех друг друга. Бросать в классе бумажками и проделывать другие подобные шалости в присутствии учителей был страшный риск: можно поплатиться за это, смотря по расположению учителя, и даже подвергнуться более или менее тяжелому наказанию, поэтому бросание предметов в присутствии учителей считалось признаком ухарства и храбрости, которыми обыкновенно ученики щеголяли. Они ради этого терпели побои, порку и другие наказания. Но Николай Гаврилович не видел в подобном действии учеников никакого преступления и не придавал никакого значения подобным фактам, поэтому и самая шалость в глазах учеников уже не имела смысла, и от учеников подобный шалун, как нарушитель тишины, мешавший слушать интересные для них объяснения учителя, заслуживал только презрения и названия невежи. Вот почему на уроках Николая Гавриловича ученики не делали никаких шалостей, которые с особенным удовольствием производили они при других учителях. Другой случай нарушения классной дисциплины на уроке Николая Гавриловича произошел в четвертом классе, и это тоже был там единственный случай. Ученик Пасхалов перед уроком Николая Гавриловича достал где-то книгу «Иллюстрированная жизнь животных Гранвиля», зоологические карикатурные рисунки которой так заинтересовали его, что он рассматривал ее и при Николае Гавриловиче. Художественная жилка сказалась в нем: он забыл все окружавшее и потому переворачивал с шумом листы книги и смеялся. Обыкновенно в классе при Николае Гавриловиче бывало так тихо, что даже малейшее движение уже было заметно и нарушало классную дисциплину, потому шелест листов и смех Пасхалова мешали занятиям, невольно заставляя других оборачиваться и смотреть на него. Николай Гаврилович раза два попросил Пасхалова не мешать занятиям; но тот, увлеченный более рисунками, чем объяснением учителя, продолжал по-прежнему смеяться и шелестеть листами, что вызвало даже неудовольствие на лицах многих учеников.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.