Ни в коем случае не считая мнение Ф. И. Буслаева, высказанное им в мемуарах на самом склоне дней, непререкаемой истиной, важно все-таки его учитывать при дальнейших поисках пути совершенствования среднего образования.
Поучительны и некоторые способы преподавания литературы, о которых говорит Буслаев: изучение ее прежде всего в процессе чтения и толкования текстов художественных произведений, обилие устных и письменных упражнений.
С прогрессом русской общественной жизни, когда роль движущей силы революционного развития, по В. И. Ленину, стала переходить от дворянской интеллигенции к разночинной, когда в качестве руководителей общественного мнения выдвинулись наследники Белинского Чернышевский и Добролюбов и ряд их соратников, в школьном деле также наметились существенные сдвиги. Революционеры-демократы уделяли педагогическим проблемам много внимания, судили о них профессионально, Учителями словесности начинали свой путь Белинский и Чернышевский; Главный педагогический институт в Петербурге окончил Добролюбов. Их сочинения и критические разборы книг по народному просвещению остаются образцами революционного, страстного анализа. Должность учителя была в их понимании не службой, но служением. Воспоминания о Чернышевском-учителе в этом отношении весьма показательны.
В 50—60-х годах прошлого столетия развернула свою работу в русской школе целая группа педагогов, которая по существу и создала в своих печатных трудах методику преподавания литературы, а в своей практике — привлекательный тип учителя-словесника, соединяющего педагогическое мастерство с широкой и разносторонней образованностью. Имена В. И. Водовозова, В. Я. Стоюнина, В. П. Острогорского, как и их сочинения, широко известны. Мемуары их учеников, впоследствии тоже выдающихся педагогов, наглядно воспроизводят методы их работы, раскрывают секреты их влияния на воспитанников.
Значительно менее известна у нас деятельность П. Е. Басис-това (1823—1882). «Мы вообще мало знаем прошлое нашей школы, мало изучаем деятельность даже тех наших предшественников, которые оставили осязательные результаты своей работы. К числу лучших русских педагогов, заслуживающих самого серьезного внимания с нашей стороны, принадлежит Павел Ефимович Басистов...» — писал П. Н. Сакулин.
Современник Ушинского, Водовозова, Стоюнина, широко образованный филолог, он десятки лет блестяще преподавал в школах разных типов, разработал собственную целостную систему преподавания языка и словесности, был автором нескольких книг для педагогов и популярнейших пособий для учащихся, построенных на основе этой системы, энергичным и гуманным организатором школьного дела в Москве. Его капитальнейшие пособия — две хрестоматии (для учащихся младших и старших классов), по которым в течение полувека училось несколько поколений школьников. Книга «Для чтения и рассказа» вышла двадцатью тремя изданиями (первое в 1862 году, последнее в 1907 году), а книга «Для разборов и письменных упражнений»— двадцатью изданиями с 1868 по 1907 год.
В воспоминаниях учеников Басистое предстает как талантливый преподаватель словесности, чуждый шаблона и рутины. Изучение предмета он основывает на серьезном ознакомлении учащихся старших классов не только со старой, но и с современной литературой, с театральной жизнью, на свободном обмене мнениями о прочитанном между преподавателем и воспитанниками. В этом он наиболее близок к передовым педагогам 50—70-х годов прошлого века.
Как и Стоюнин, как и некоторые другие выдающиеся преподаватели словесности, он был подлинным полиглотом. Обладая незаурядными способностями, он изучил древнегреческий язык, латынь, чешский, немецкий, французский, английский и итальянский языки. Басистов прекрасно, выразительно читал, и это делало особенно плодотворной его работу в театральном училище. Его ученица по этому заведению, впоследствии звезда Малого театра Г. Н. Федотова, говорила:
«Не ограничиваясь своей прямой задачей — читать лекции о драме и разбирать с воспитанницами произведения драматургов, Павел Ефимович с любовью беседовал с ученицами о всяком крупном событии в театральном мире... Во время летних каникул он часто приходил в школу и читал произведения лучших писателей, между прочим Тургенева, его «Записки охотника». Когда Басистов читал «Певцов», многие слушали его со слезами на глазах... Своими уроками и превосходным чтением... он открыл нам целый новый мир, неизвестный нам прежде, и воспоминание о Павле Ефимовиче навсегда останется самым светлым воспоминанием моей юности».
Обильную пищу для размышлений дают поучительные воспоминания о своеобразной «методике проведения сочинений», с одной стороны, Л. Н. Толстого, с другой — его учеников. Полное, иногда, пожалуй, преувеличенное доверие великого писателя и педагога к творческим возможностям детей породило неповторимые и все же весьма поучительные приемы «соавторства» учителя и его воспитанников. Включенные в контекст сборника, эти материалы также свидетельствуют о близости исканий Толстого к стремлениям современных ему передовых педагогов и одновременно об их своеобразии.
Яркие страницы, посвященные выдающимся дореволюционным педагогам, находим мы в книгах В. Г. Короленко (о В. В. Авдиеве) и К. Г. Паустовского (прежде всего о Селихановиче). Учителя, изображенные в «Истории моего современника» и в «Повести о жизни», встают перед нами со всей достоверностью живых незаурядных людей.
Следует постоянно помнить, что многие обстоятельства затрудняли работу этих и подобных им педагогов. Рядом с ними служили ничтожные люди, изощрявшиеся в издевательствах над теми же детьми, которых лучшие педагоги старались воспитать в гражданских чувствах и в атмосфере искусства. Каждый шаг на пути прогресса в деле просвещения покупался ценою напряжения всех сил передового учительства. Пушкин вспоминал о Будри:
«Он очень уважал память своего брата и однажды в классе, говоря о Робеспиере, сказал нам, как ни в чем не бывало: «C'est lui qui sous main travailla l'esprit de Charlotte Corday et fit de cette fille un second Ravaillac».
Вся суть этой фразы в том, что экзальтированная девушка, гильотинированная за убийство Марата, сопоставлена здесь с фанатиком-монахом, убившем короля Генриха IV. Убийство вождя якобинцев приравнено, таким образом, к цареубийству. В закрытом монархическом учебном заведении, даже и расположенном непосредственно во дворцовом флигиле, подобные заявления звучали смело и революционно. Будри имел «демократические мысли, замасленный жилет и вообще наружность, напоминавшую якобинца», хотя он и был, по словам Пушкина, «очень ловкий придворный».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.