Со времени лицея в практике преподавания литературы утвердился тип передового по своему мировоззрению учителя-словесника.
Лучшие преподаватели дореволюционной школы широко и всесторонне знакомили учащихся со старыми авторами, однако в первую очередь они старались обратить их интересы, вопреки официальным программам и запретам, в сторону прогрессивных современных писателей.
Например, ученик Острогорского свидетельствует: «Сам отзывчивый к современности, он не мог не побуждать своих питомцев прислушиваться к тем явлениям жизни, которые имели близкое отношение к литературе. Он отмечал нам, когда мы перешли в
старшие классы, выдающиеся статьи критического и публицистического характера, печатавшиеся в новых книжках журналов, и руководил нами при их чтении. Нечего и говорить о появлявшихся крупных произведениях беллетристики. Сочинения Тургенева, Толстого, Достоевского, Некрасова, Салтыкова ожидались нами, как праздники».
Обращает внимание тот факт, что ни Чернышевский, ни Водовозов, ни некоторые другие учителя уроков почти не задавали и не спрашивали, а оценкам значения не придавали. В этом мы видим свидетельство не снисходительности к ученикам, но чрезвычайной требовательности к себе. Как же надо было преподавать литературу, чтоб иметь на это право!
Итак, передовые учителя словесности заботились не только о расширении и углублении знаний, о формировании эстетической культуры, но видели свою важнейшую задачу в воспитании граждан.
Для успешного достижения этой цели следовало обладать не только мастерством искусного анализа и художественного чтения, но быть и покоряющим души рассказчиком, лектором, оратором. «На уроках о Гоголе,— вспоминает Паустовский, — Селиханович воскрешал перед нами Рим гоголевских времен — его карту, его холмы и руины, его художников, карнавалы, самый воздух римской земли и синеву римского неба. Вереницы замечательных людей, связанных с Римом, проходили перед нами, вызванные к жизни магической силой». Он же пишет об учителе истории: «Клячин говорил хрипло, резко, обрывками фраз. Он бросал слова, как комья глины. Он лепил ими живые статуи Дантона, Бабефа, Марата, Бонапарта, Луи-Филиппа, Гамбетты».
Работа словесника отчасти из-за своей специфики, отчасти же в силу нехватки времени велась в значительной мере вне уроков. Этот принцип сочетания классных и внеклассных форм изучения литературы, формирования общего эстетического кругозора приносит наиболее ценные плоды и прочно усвоен советской школой.
Лучшие педагоги прошлого освещали, оживляли изучаемое произведение глубиной и своеобразием своей личности. Литература никогда не была для них отвлеченным предметом. Ведь это была лучшая часть разночинной интеллигенции, сочувствовавшая революционному движению во имя полного освобождения народа. Просвещение своего народа было потребностью и целью их существования. Отсюда их непомерная жажда расширения и собственных знаний.
П. Е. Басистов, например, написал книгу по лингвистике, несколько школьных учебников и трудов по методике, издал «Повесть временных лет», перевел и прокомментировал трагедию Еврипида, несколько лет интенсивно работал в качестве журналиста.
Демократизм педагогов-шестидесятников проявлялся также в умении установить подлинно дружеские взаимоотношения с детьми и подростками. Ведь только будучи совершенно искренним и открытым, можно ожидать такой же искренности от ученика. А она так необходима, когда дело касается самых задушевных мыслей и переживаний воспитанника.
Задумываясь о допустимой границе близости с детьми, мы останавливаем свой взгляд на высокой, чуть сутулой фигуре молодого скромно одетого человека. «Ежедневно, возвращаясь домой, Чернышевский был сопровождаем множеством учеников, с которыми он, как отец с детьми, дружески беседовал, узнавал о здоровье их домочадцев... шутил и смеялся и пожимал руки тех, кому приходилось, приближаясь к своему дому, прощаться с учителем. Летом, по вечерам, Чернышевский делал прогулку и, если видел, что в каком-нибудь дворе идет игра гимназистов, то заходил во двор и принимал участие в забавах». Опыт прошлого показывает, что никакое сближение воспитателя с воспитанниками не будет чрезмерным, если педагог не роняет своего достоинства, оставаясь образцом справедливого и гуманного человека-гражданина.
Судьбы школы, судьбы гуманитарного образования не могут быть безразличны никому. Сегодняшние ученики станут активными участниками жизни вплоть до начала третьего тысячелетия. Они будут работать, заниматься общественной деятельностью, воспитывать новые поколения в условиях бурно развивающегося исторического процесса, в обстановке интенсивного движения искусства и науки.
Большое чувство ответственности заставляет нас не только смотреть далеко вперед, но и внимательно оглядываться назад в поисках наилучших способов решения ответственных задач, лежащих на советской школе. В этом и состоит смысл обращения к воспоминаниям о выдающихся педагогах-словесниках XIX века. Думается, что чтение их будет полезно не только студентам и учителям, но и всем, кому близко дело народного образования.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.