Лицей был учрежден в 1811 году по образцу закрытых дворянских учебных заведений XVIII века, таких, как Сухопутный шляхетный корпус в Петербурге, Университетский благородный пансион в Москве, хотя и с некоторыми существенными отличиями. Очень важной «особенностью этих школ было поощрение литературных занятий воспитанников. Сочинение стихов, домашние спектакли, издание журналов — характерные черты всех названных учебных заведений». Не случайно поэтому из Шляхетного корпуса вышли, например, Сумароков, Херасков, Елагин, из Московского университетского пансиона — Фонвизин, Грибоедов, Лермонтов, из лицея — Пушкин, Дельвиг, Кюхельбекер, позже Буташевич-Петрашевский, Спешнев, Мей, Данилевский, Салтыков-Щедрин.
Материалы эпистолярной, мемуарной, разного рода исторической литературы заставляют сделать вывод о недостаточно удачной организации процесса обучения в лицее. Так, М. А. Корф вспоминает, что среди поступивших вместе с ним были дети от 10 до 14 лет, с различной предварительной подготовкой. Всех их поручили не учителям, способным дать цельную систему первоначальных знаний, а профессорам. Программа была энциклопедически обширной и довольно глубокой, но усваивалась большинством весьма поверхностно. «Лицей был в то время не университетом, не гимназиею, не начальным училищем, а какою-то безобразной смесью всего этого вместе...» — писал Корф. Если эти слова и не совсем справедливы, нельзя все же не согласиться, что твердой системы знаний многие ученики лицея не получили.
Весьма существенным недостатком воспитательно-образовательного процесса лицея был почти полный отрыв молодых людей от народной почвы. Заключенные в тепличную обстановку придворного учебного заведения, они почти не общались с людьми из народа, а будущие писатели в самом восприимчивом возрасте были лишены благотворного влияния фольклора. Именно в таком смысле следует понимать известные слова Пушкина в письме к брату Льву Сергеевичу из Михайловского: «...вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания».
Тем не менее в сфере литературного образования, нравственного и эстетического воспитания в лицее пушкинской поры были достигнуты значительные успехи, чему способствовали сама героическая эпоха 1812 года, непрерывное шестилетнее общение воспитанников лицея друг с другом и ряд преподавателей, отличавшихся вольномыслием.
Профессор российской словесности Н. Ф. Кошанский, несмотря на различные его недостатки, был хорошим чтецом, охотно читал в классах сам и обучал этому искусству лицеистов. Он же в качестве учебного задания предлагал своим ученикам «пробовать перья», сочинять стихи и прозу на заданную тему. Эти сочинения затем подробно и строго разбирались. Кошанский «был
лучший знаток эстетики в лицее...». О широкой эрудиции свидетельствует метод Кошанского «сближать все изящные искусства между собою» и открывать общие законы «в красноречии живописном, словесном и музыкальном». Несмотря на свойственный ему педантизм (впоследствии Белинский осудил за это его «Риторику») и увлечение античностью, он насыщал свои курсы примерами из новейшей русской литературы.
Профессор немецкой словесности Маттэус фон Гауэншильд был ненавистен почти всем лицеистам и на их литературное образование никакого влияния не оказал. Зато преподаватель французской словесности Д. И. де Будри, младший брат Марата, в глазах юных слушателей был овеян духом 1793 года. Его занятия будили мысль.
Заменявший Кошанского А. И. Галич был гораздо сердечнее своего предшественника. Не только на занятиях, но и в свободное время он создавал благоприятную обстановку для развития литературных интересов лицеистов. «Нередко в своей комнате Галич продолжал вести с учениками беседу, начатую в классе, или устраивал литературные чтения за стаканом вина и «гордым пирогом».
Подобные традиции насаждал Е. А. Энгельгардт, назначенный директором лицея в феврале 1816 года. Он отлично читал и регулярно по вечерам устраивал коллективные чтения. Лицеисты издавали многочисленные рукописные журналы и сборники, иногда тайком от начальства, которое, впрочем, стихотворные их опыты поощряло. Даже среди их гувернеров были люди с литературными интересами и склонностями. Все это, взятое вместе, позволяет сделать обоснованный вывод: «Молодые воспитанники были окружены литературной атмосферой».
Воспитатели старались также развить у лицеистов внимание, любовь к природе, обогащавшую их эстетическое чувство. Позднее Пушкин писал:
В те дни, когда в садах Лицея Я безмятежно расцветал, Читал охотно Апулея, А Цицерона не читал, В те дни в таинственных долинах, Весной, при кликах лебединых, Близ вод, сиявших в тишине, Являться муза стала мне.
Воздействие литературной атмосферы лицея было таково, что многие воспитанники, не говоря о Пушкине, Дельвиге и Кюхельбекере, пробовали свои силы в поэзии (Илличевский, Яковлев и др.) и прозе (Пущин, Данзас, Маслов и др.).
Среди лицеистов был, как известно, Александр Михайлович Горчаков, впоследствии крупнейший русский дипломат XIX века. На этом поприще он служил более 60 лет, из них более 25 — министром иностранных дел. Уже на школьной скамье он уверенно определил свое призвание. Перед нами редкий случай раннего проявления наклонностей и способностей в такой специфической области, как дипломатия. Эти ярко выраженные данные отчетливо выступали на фоне общей одаренности подростка. Педагоги заметили и стали развивать способности Горчакова, возбуждая и удовлетворяя его литературные запросы в избранной им области. «Поощряя интересы своего воспитанника, директор лицея Энгельгардт приобрел в архиве Министерства иностранных дел дипломатическую переписку с прусским правительством. Горчаков и еще несколько лицеистов стали практиковаться на этих документах, писать депеши, вести журнал переписки...»
Литературные знания и навыки, приобретенные в лицее, Горчаков сохранил на всю свою жизнь. Слог его отличался ясностью и изяществом, переписка и речь пересыпались остроумными афоризмами.
Устремления передовых преподавателей и формы их работы, подобные тем, которые мы видели в Царскосельском лицее, встречаем с более или менее значительными модификациями) в провинции, в захолустной, по тем временам, пензенской гимназии, а также в школе последующего времени.
В наши дни в практике школьной жизни, в прессе то и дело возникают споры о целесообразности в старших классах сдвоенных уроков по литературе, математике и другим предметам. Но вот из мемуаров акад. Ф. И. Буслаева о пензенской гимназии его школьных лет узнаем, что там с первого и до последнего класса ежедневно было по три двухчасовых урока. Правда, нужно иметь в виду, что для поступления в гимназию требовалась некоторая подготовка и дети принимались туда значительно старше наших первоклассников. Буслаев поступил в нее, например, десяти лет от роду. Выдающийся филолог, антиквар и методист с большой похвалой отзывается о такой организации учебного процесса. Учебный материал разбирался и в основном запоминался детьми на уроке, так что даже по математике, логике, словесности дома заниматься почти не приходилось.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.