Все то ново, что хорошо забыто. В трудах лучших деятелей русской школы XIX века, в воспоминаниях об их практической деятельности содержатся иногда весьма убедительные ответы на те вопросы, которые встают сегодня перед нами.
Воспоминания педагогов, ученых, писателей и других деятелей культуры об их учителях содержат россыпи драгоценных педагогических идей. Мемуары о педагогической деятельности Стоюнина или Острогорского подчас освещают их приемы и методы ярче, чем специальные методические исследования.
Тем более ценны они в том случае, если блестящие педагоги, как например В. В. Авдиев, вовсе не оставили литературного наследства.
Некоторые же педагогические приемы просто не найдут себе места в рубриках современной методики. Куда, скажем, занести рассказ о том, как учитель пригласил ученика к себе домой и, угостив его чаем, пел с ним народные песни? По ведомству эстетического воспитания во внешкольной работе? Или рассказ В. Г. Короленко о своем учителе рисования в Житомирской гимназии Собкевиче: «Однажды, рассердившись за что-то на весь класс, он схватил с кафедры свой портфель, поднял его высоко над головой и изо всей силы швырнул на пол. С сверкающими глазами, с гривой седых волос над головой, весь охваченный гневом, он был похож на Моисея, разбивающего скрижали.
— Иолопы! Бараны! Ослы! — кричал он по-польски. — Что значат все ваши граматыки и арытметыки, если вы не понимаете красоты человеческого глаза!..
Может быть, это было грубо и смешно, но мы не смеялись. От могучей фигуры старого художника над толпой неосмысленных малышей пронеслось, как вихрь, одушевление фанатической веры в свой предмет, в высшее значение искусства... Когда он подходил к рисующему ученику и, водя большим пальцем над бумагой, говорил: «Ага! Вот так... Чувствуешь, малый? Оно вот тут округляется. Вот-вот... Теперь сильнее, гуще!.. Ага! Видишь: засветилось, глядит!» — то казалось, что под этими его жестами на самой бумаге начинают роиться живые формы, которые стоит только схватить...»
Или поэтичный и поучительный рассказ К. Г. Паустовского о воде из реки Лимпопо. Вспоминая свое детство, писатель рассказывает о том, как старый учитель географии Черпунов демонстрировал залитые сургучом бутылки с желтоватой водой, на которых были надписи: «Вода из Нила», «Вода из реки Лимпопо», «Вода из Средиземного моря» и так далее — из Волги, Рейна, Темзы, из озера Мичиган и из Мертвого моря.
Какое неожиданное преломление принципа наглядности в преподавании географии!
«Черпунов всегда притаскивал на уроки всякие редкости. Больше всего он любил приносить бутылки с водой. Он рассказывал, как сам набирал нильскую воду около Каира.
— Смотрите, — он взбалтывал бутылку, — сколько в ней ила. Нильский ил богаче алмазов. На нем расцвела культура Египта». Имеет ли это отношение к преподаванию литературы? Непосредственное. Рядом с Собкевичем или Черпуновым учителю литературы работать легко и радостно, потому что эмоциональная сфера детей постоянно возбуждена, их творческие способности напряжены.
Напомним, что рассказ К. Г. Паустовского об учителе географии имеет неожиданный конец, представляющий, кстати, обильную пищу для размышлений о границах допустимого педагогического риска.
«Когда я был уже в старшем классе, преподаватель психологии, говоря нам о плодотворной силе воображения, неожиданно спросил:
— Вы помните Черпунова с его водой из разных рек и морей? — Ну, как же! — ответили мы. — Великолепно помним.
— Так вот, могу вам сообщить, что в бутылках была самая обыкновенная водопроводная вода. Вы спросите, зачем Черпунов вас обманывал? Он справедливо полагал, что таким путем дает толчок развитию вашего воображения. Черпунов очень ценил его. Несколько раз он упоминал при мне, что человек отличается от животного способностью к воображению. Воображение создало искусство. Оно раздвинуло границы мира и сознания и сообщило жизни то свойство, что мы называем поэзией».
Мемуары позволяют взглянуть на то, что делается на уроке, не только с преподавательской кафедры, но и из глубины класса. При этом читатель — учитель, студент-словесник, методист, любой человек, которому интересны и близки судьбы школы, воспитавшей его самого и воспитывающей его детей, видит педагогическую систему лучших преподавателей литературы прошлого в действии, в восприятии и отражении способных учеников. Собранные вместе, такие материалы составляют словно бы вторую методику литературы.
В этой книге собраны воспоминания о том, как преподавалась литература в русской школе с начала XIX века до начала XX, со времени пушкинского Царскосельского лицея до 1-й киевском гимназии предреволюционных лет.
Сразу же бросается в глаза важное обстоятельство. По расчетам царского правительства, школа должна была служить охранительным целям, укреплять религиозные и монархические чувства. Но в руках лучших, демократически настроенных педагогов, в первую очередь словесников, она то и дело превращалась в рассадник вольномыслия, революционных идей, подлинно демократического мировоззрения. Это отчетливо видно на примере пушкинского лицея. О нем необходимо сказать подробнее.
Он был привилегированным учебным заведением с самого момента его основания. Именно благодаря этому постановка преподавания словесности в нем ярко отразила сильные и слабые стороны литературного образования в школе той поры и оказала влияние на школу последующего времени.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.