Прежде всего отметим, что мы будем считать методы отличающимися друг от друга даже и в том случае, если они различаются друг от друга хотя бы одним только моментом в какой-либо одной схеме. При этом условии нетрудно заметить, что общее число методов огромно.
Давать особые названия каждому отдельному методу весьма неблагодарная и ненужная работа;, у нас есть другой более надежный и четкий способ для обозначения метода обучения: это его индекс или график по вышеуказанным схемам. Давать же словесное название каждому методу, конечно, нет никакой надобности.
Таким образом, таблица методов преподавания представляет собою уже естественную классификацию методов: всякий метод, даже только теоретически мыслимый, находит в ней свое точное место.
Переходя все же к словесному обозначению методов преподавания, в связи со сказанным, следует дать название не отдельным частным методам и приемам — это фактически невозможно (благодаря громадности числа методов), а лишь целым классам их, включающим в себе целые группы различных видоизменений методов.
В основу такой классификации положены следующие два принципа: принцип активности (в вышеприведенном понимании этого слова) и принцип отношения учащихся к объекту изучения. Активность, как мы уже говорили выше, может быть различной степени: индивидуальная и коллективная; с помощью книги и преподавателя и без помощи их и т. д.; но все же признак активности, самостоятельности работы очень важен. Однако, эта активность в различных стадиях рабрты не равноценна друг другу. Так например, в стадии выбора темы «активность» имеет сравнительно очень малое значение; обычно тема задается преподавателем и только в весьма редких случаях может быть выбрана учащимися и признана пригодной преподавателем. То же (хотя уже и в меньшей степени) относится к стадии выработки плана; очень хорошо (и это следует культивировать), если учащиеся сами вырабатывают план работы, однако, на практике чаще всего план дается в готовом виде преподавателем или книгой. Третья стадия — техническая подготовка работы — уже требует к себе с точки зрения активности учащихся большего внимания: самый процесс подготовки имеет в себе много положительных важных моментов. Однако, в случае, если учащимся даны готовые приборы и объект изучения, то учащиеся сами производят опыты и наблюдения, от метода в целом еще нельзя отнять права на название «активного», хотя степень «насыщения» метода элементами активности значительно падает.
Что касается стадий: «производство работы» и «вывод и критика», то отсутствие активности здесь уже абсолютно отнимают у метода право называться «активным».
В соответствии со сказанным по признаку степени активности мы разделим все методы на две группы — «активные» и «пассивные».
Что касается признака отношения учащегося к объекту изучения, то приходится сделать следующее замечание. Учащийся может иметь дело или с подлинным предметом изучения, или с его изображением, или, наконец, с его условным символом. Воспользуемся старой методической терминологией и условимся те методы, в которых учащийся имеет дело с подлинным объектом изучения, называть «предметными»; когда же учащийся имеет дело с изображением объекта, будем метод называть «наглядным»; наконец, при замене объекта его символом будем метод называть «абстрактным» (математика; в значительной степени химия и т. д.). Повторяем, что в эти старые термины мы вливаем новое содержание: метод, при котором учащийся, изучая углекислый газ имеет дело с «реальным» углекислым газом, мы не назовем «наглядным», а непременно «предметным»; изучение строения цветка по модели или папье-маше или по художественному рисунку, мы, «наоборот, не назовем «предметным» методом, а обозначим его как «наглядный».
В эти классы и укладываются все те отдельные методы и их группы, которые скрыты в нашей «таблице, методов обучения».
Каковы же графики этих шести классов? Для получения их надо на таблице V отметить все моменты, которые характерны для данного класса, провести всевозможные графики отдельных методов этого класса: заполненная площадь и будет интегральным графиком данного класса.
Так построены графики фигуры 4 «активные методы» и фигуры 5 (пассивные) таблицы VI: заштрихованные области представляют собою соответствующие классы; любой частный (линейный) график, не выходящий за пределы заштрихованной области, будет принадлежать к данному классу.
Надо сделать только пояснение относительно линий, соединяющих пункты I и II колонок. Дело в том, что классы предметных и наглядных методов допускают только применение индуктивного и; догматического с последующей проверкой методов «познания»; метод дедукции при предметности немыслим. Поэтому мы видим на графике фиг. 4 и 5 соединение линиями пп. 1 и 2 колонки I только с пп. 1 и 3 колонки II. Что же касается абстрактных методов, то они могут применить и дедукцию, и индукцию, и догму с проверкой (для классов активных методов) и без проверки (для классов пассивных методов); поэтому мы видим заштрихованную область, начинающуюся от п. 3 колонки I и идущую к пп. 1, 2, и 3 колонки II. То же относится и к классу пассивных методов. Иногда предлагаемая натуральная таблица методов , может оказаться сложной; бывают случаи, когда надо охарактеризовать метод более просто и обще, т. е. с допущением больших интервалов «разрыва непрерывности».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.