Что касается слова, то оно, конечно, символ, но для родного обыденного языка условность символа-слова психологически выпадает. Поэтому в преподавании всех предметов, кроме родного языка, обычное, хорошо знакомое слово условным символом можно не считать за исключением научных терминов, требующих предварительного условия относительно их понимания. При преподавании же родного языка слово становится уже самым подлинным объектом изучения.
К изображению будем относить и модель, и фотографию, и кинофильму и т. п.
Вопрос о той обстановке, в которой находится объект, в схеме отсутствует, так как он излишен. По этой же причине в схеме нет указания на экскурсию, так как последняя будет тогда, когда по сущности темы для изучения объекта в подлинном виде надо будет выйти за пределы обычной учебной обстановки, чтобы наблюдать объект в «естественном виде» либо в его объединении с другими предметами и явлениями: само указание на то, что объект изучается в «подлинном виде» в данном конкретном случае равносильно указанию на экскурсию.
Обратимся теперь к методу познания. Не следует его смешивать с методом преподавания: последний, повторяем, есть организация психо-физического процесса учащегося во время его обучения; метод же познания есть способ обнаружения научной истины; метод изучения входит в педпррцессе в метод преподавания лишь как часть. Два пути могут привести учащегося к познанию: вывод и догма.
Прежде всего отметим здесь, что: «догма» не является, вообще говоря, «методом познания»: в науке догме нет места. Но в процессе обучения знания могут сообщаться догматически («Метод готовых знаний» по Б. Всехсвятскому), и это неизбежно для целого ряда дисциплин по самому их существу. В силу этих соображений в нашу схему поставлена «догма».
Что касается «вывода», то он, в свою очередь, может быть индуктивным и дедуктивным. Надо твердо помнить, что нет одного чисто «дедуктивного» вывода, как нет и одного чисто «индуктивного»: в процессе мышления оба они диалектически-едины, представляя собою лишь две стороны одного и того же процесса.
На этом мы и закончим наш анализ процесса преподавания с методической точки зрения, т. е. с точки зрения организации психо-физического процесса учащегося, переживаемого им во время изучения. Результат этого анализа дает все данные для определения каждого отдельного метода преподавания: стоит только перечислить отдельные, характерные для данного метода, признаки каждой из указанных семи схем, чтобы данный метод был совершенно точно охарактеризован.
Очень удобно все вышеуказанные темы свести в одну общую «таблицу методов претодавания», изображенную на прилагаемой таблице V. Сокращенные обозначения понятны по сравнению с предыдущими расшифрованными схемами.
Характеризовать каждый отдельный метод преподавания можно двояко: во-первых, при помощи индекса, а во-вторых — графически.
Для того, чтобы дать индекс определенного метода преподавания, надо по всем семи указанным схемам или семи колонкам таблицы V указать соответствующую этому методу цифру; мы получим таким образом семь цифр. Условимся раз навсегда индекс метода писать в виде дроби. В «числителе» будем ставить две цифры: на первом месте всегда будем ставить цифру, характеризующую (по схеме № 6 или что то же по колонке I таблицы) отношение учащихся к объекту изучения, а на втором месте цифру, характеризующую метод познания (по схеме № 7 или по колонке II таблицы II). В «знаменателе» же будем ставить подряд цифры, в порядке схем №№ 1, 2, 3, 4 и 5 или колонок III, IV, V, VI и VI таблицы. Получившаяся при таком (написании «дробь» и будет индексом данного метода преподавания.
Поясним сказанное примером. Пусть взята для проработки тема: «Найти зависимость между объемом газа и давлением, под которым он находится при постоянной температуре» (закон Бойля-Мариотта. Предположим, что преподаватель проводит эту тему путем демонстрирования соответствующего эксперимента на приборе Лермантова или каком-либо ином; при этих условиях по схеме № 7 или колонке I мы отметим, что «отношение учащихся к объекту изучения» характеризуется цифрой 4: «в распоряжении учащихся ни объекта изучения, ни его изображения, ни его символа не имеется, но учащимся демонстрируется подлинный объект изучения».
Так как тема прорабатывается путем эксперимента, то по схеме № 8 или колонке II «метод познания» мы должны обозначить цифрой 1: мы имеем в этом случае вывод при помощи индукции.
Комбинацию этих двух цифр, т. е. символ «41» мы должны, согласно нашему условию, поставить в «числитель».
Допустим далее, что указанная тема была предложена самим преподавателем; поэтому на основании схемы № 1 или колонки III момент «возникновение темы» мы должны обозначить цифрой 5: «учащиеся в выборе темы участия не принимают; тема задается учащимся преподавателем словесно или по книге», эта цифра 5 будет первой цифрой «знаменателя».
Пусть, далее, преподаватель заранее не сообщает учащимся плана работы; это обстоятельство по схеме № 2 или колонке IV (табл. V) нужно отметить цифрой 6: «учащиеся не принимают участия в выработке плана работы; план работы вовсе
заранее не объявляется учащимся». Цифра 6 будет второй цифрой «знаменателя».
Предположим, что всю техническую подготовку к демонстрированию и вообще к проработке темы вел сам преподаватель; эту особенность мы по схеме № 3 или колонке V отметим цифрой 6: «учащиеся не принимают участия в технической подготовке к работе; учащиеся на руки никаких учебных пособий не получают»; мы имеем, следовательно, третью цифру «знаменателя».
Описание прибора, его установка, производство опыта, т. е. все выполнение работы, допустим, преподаватель ведет сам в сопровождении беседы с аудиторией. Это должно быть охарактеризовано по схеме № 4 или по колонке VI (табл. V) цифрой 1,5: «учащиеся неактивны; работу выполняет преподаватель в сопровождении классной беседы»; у нас теперь имеется четвертая цифра «знаменателя».
Пусть, наконец, самый вывод из опыта преподаватель сделает путем беседы с учащимися; это обстоятельство по схеме № 5 или колонке VII (табл. V) мы отмечаем цифрой 5: «учащиеся неактивны; вывод делает преподаватель в сопровождении классной беседы. Эта цифра 5 будет пятой и последней цифрой «знаменателя».
Аналогично поступаем и во всех остальных случаях и, таким образом, каждый раз получаем индекс данного метода.
Что касается графической характеристики метода преподавания, то «график» любого метода получится последовательным соединением соответствующих черных кружков каждой колонки таблицы V друг с другом.
Итак, приведенный выше анализ процесса преподавания дает нам способ для точной и объективной характеристики любого метода преподавания, начиная от самой «сухой» лекции индекс одного из видов такой лекции выражается дробью.
Само собою разумеется, что цифры являются только сокращенными символами определенных моментов по нашим схемам;
тачных количественные отношений они, конечно, не выражают, хотя идея количественности в них есть: в таблице V мы имеем падение степени активности, что уже относится к категории количества.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.