Конец одной работы может быть началом другой; те выводы, к которым мы пришли, могут натолкнуть нас на ряд вопросов, вытекающих из них, и это даст темы для других работ: круг замкнулся — мы получили новую тему.
Выводы могут, а часто и должны быть использованы для чисто практической, общественно-полезной или производственной работы. Указанные 5 этапов, изображенные на пяти схемах, дают полную картину всего процесса обучения.
В педпроцессе все эти стадии могут осуществляться далеко не полно, а иногда даже могут отсутствовать вовсе. Поэтому при анализе методов преподавания необходимо учесть степень осуществления всех этих моментов в педпроцессе, т. е. указать на степень активности учащегося в каждом из этих этапов.
Надо, однако, условиться относительно термина «активность».
Мы не будем, как уже сказано выше, заниматься рассмотрением механизма психологических процессов, поэтому термчн «активность» и его антитезу «пассивность» будем понимать совершенно условно. Активен ли или пассивен по существу учащийся во время лекции или лекции-беседы? Несомненно, слушатель, внимательно следящий за лекцией, проделывает огромную психологическую работу, точно учесть которую едва ли возможно; еще труднее уяснить механизм этого процесса, который вдобавок может осложняться целым рядом совершенно случайных, личных и побочных обстоятельств. Поэтому понятию «активности» (и соответственно — «пассивности») будем, повторяем, придавать условный характер лишь с точки зрения некоторых внешних
признаков «поведения» учащегося во время работы. С этой точки зрения молчаливое слушание лекций мы будем считать «пассивным» процессом, но из этого вовсе неследуетделатьвывод, что лекции никогда, ни в коем случае не нужны; лекция, особенно лекция-беседа, определенным образом проведенная, является, конечно, педагогическим фактором огромного значения и должна находить себе в преподавании определенное место, не заполняя, однако, большого количества всего учебного времени. В наших схемах построения занятий по лабораторной системе достаточно сказано по этому поводу о вводных, промежуточных и заключительных беседах.
С другой стороны, максимальная «активность» учащегося, предоставленного вполне самому себе, может повести уже к «анархизму» в педпроцессе и поэтому, вообще говоря, не желательна за исключением, некоторых единичных исключительных случаев, разумно вкрапленных в педпроцесс, особенно при осуществлении работы по принципу сложного сотрудничества.
Пустое хождение по лаборатории, обращение к руководителю с нарочито ненужными вопросами, вообще «активность», напоминающая возню крыловской мартышки над чурбаном, конечно, активностью не является.
Таким образом, употребление терминов «активность» и «пассивность» надо понимать совершенно условно; введены они только ради краткости.
Подбор по приведенным схемам отдельных случаев и их определенные комбинации определят собою метод обучения. Однако для окончательной характеристики методов обучения необходимо еще обратить внимание на два обстоятельства:
1) отношение учащихся к объекту изучения и
2) методы «познания».
Отношение учащихся к объекту изучения. В то время как настоящий исследователь-ученый всегда работает над подлинным объектом исследования, в школе часто встречается подмена этого объекта исследования различного вида «наглядными пособиями», моделями, картинами, рисунками, схемами и пр. («посредственное» общение с миром, см. выше). Понятно, что это обстоятельство необходимо учесть при анализе методов преподавания.
Условимся в терминологии. Подлинным объектом будем называть ту форму его, которая вполне соответствует поставленной темой задаче. Так например, если тема гласит: «Как действует углекислый газ на известковую воду», то «объектом в подлинном виде» надо разуметь такую постановку изучения, при которой учащиеся будут иметь дело с самим углекислым газом, пропускаемым через известковую воду (личный опыт или демонстрация) и т. п. Равным образом тема: «Строение цветка» будет проходить над подлинным объектом тогда, когда учащиеся будут иметь в своем распоряжении настоящий цветок. Если темой является: «Строение стебля однодольного растения», то тут подлинным объектом изучения будет уже препарат поперечного среза стебля под микроскопом. Если речь идет об изучении токарного станка или о соединении деревянных частей в «шип» или «в лапу», то настоящий токарный станок, настоящее соединение «в шип» и «в лапу» — будет подлинным объектом изучения, в то время как соответствующие чертежи будут «условным символом», а рисунок (картина) — «изображением» тех же объектов.
Таким образом, термины: «в подлинном виде», «в виде препарата» надо разуметь условно, в зависимости от того требования, которое предъявляется темой.
Сделаем еще одно замечание. Несомненно, что между понятием «изображение» и «символ» трудно провести строго-логическую демаркационную линию; по существу всякое изображение символично. Однако все же практическую грань между этими двумя понятиями в деле преподавания найти нетрудно. Как бы плохо преподаватель или ученик, допустим, ни рисовали, но все же даже наивно, по-детски нарисованные одними линиями, домик, птица, собака и т. д. для учащихся не явятся условным символом, и без всякого предварительного условия вызовут представление о домике, птице, собаке и т. д.; психологическое воздействие изображения будет иным, чем таковое же воздействие условного символа. Последний есть значок, который внешне вовсе не вызывает представления о предмете, который он символизирует: надо сначала условиться, что «О» или «СО2» обозначают кислород или двуокись углерода; без этого предварительного условия символ непонятен и не имеет смысла; таким образом, например, всякая диаграмма сама по себе непонятна, пока не уяснены условия, правила ее построения; условно-символична, конечно, математика.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.