Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Анализ процесса обучения (продолжение ...)


"Лабораторная система занятий"
Главпромкадр, М.-Л., 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Конец одной работы может быть началом другой; те выводы, к которым мы пришли, могут натолкнуть нас на ряд вопросов, вытекающих из них, и это даст темы для других работ: круг замкнулся — мы получили новую тему.
Выводы могут, а часто и должны быть использованы для чисто практической, общественно-полезной или производственной работы.
Указанные 5 этапов, изображенные на пяти схемах, дают полную картину всего процесса обучения.
В педпроцессе все эти стадии могут осуществляться далеко не полно, а иногда даже могут отсутствовать вовсе. Поэтому при анализе методов преподавания необходимо учесть степень осуществления всех этих моментов в педпроцессе, т. е. указать на степень активности учащегося в каждом из этих этапов.
Надо, однако, условиться относительно термина «активность».
Мы не будем, как уже сказано выше, заниматься рассмотрением механизма психологических процессов, поэтому термчн «активность» и его антитезу «пассивность» будем понимать совершенно условно. Активен ли или пассивен по существу учащийся во время лекции или лекции-беседы? Несомненно, слушатель, внимательно следящий за лекцией, проделывает огромную психологическую работу, точно учесть которую едва ли возможно; еще труднее уяснить механизм этого процесса, который вдобавок может осложняться целым рядом совершенно случайных, личных и побочных обстоятельств. Поэтому понятию «активности» (и соответственно — «пассивности») будем, повторяем, придавать условный характер лишь с точки зрения некоторых внешних признаков «поведения» учащегося во время работы. С этой точки зрения молчаливое слушание лекций мы будем считать «пассивным» процессом, но из этого вовсе неследуетделатьвывод, что лекции никогда, ни в коем случае не нужны; лекция, особенно лекция-беседа, определенным образом проведенная, является, конечно, педагогическим фактором огромного значения и должна находить себе в преподавании определенное место, не заполняя, однако, большого количества всего учебного времени. В наших схемах построения занятий по лабораторной системе достаточно сказано по этому поводу о вводных, промежуточных и заключительных беседах.
С другой стороны, максимальная «активность» учащегося, предоставленного вполне самому себе, может повести уже к «анархизму» в педпроцессе и поэтому, вообще говоря, не желательна за исключением, некоторых единичных исключительных случаев, разумно вкрапленных в педпроцесс, особенно при осуществлении работы по принципу сложного сотрудничества.
Пустое хождение по лаборатории, обращение к руководителю с нарочито ненужными вопросами, вообще «активность», напоминающая возню крыловской мартышки над чурбаном, конечно, активностью не является.
Таким образом, употребление терминов «активность» и «пассивность» надо понимать совершенно условно; введены они только ради краткости.
Подбор по приведенным схемам отдельных случаев и их определенные комбинации определят собою метод обучения. Однако для окончательной характеристики методов обучения необходимо еще обратить внимание на два обстоятельства:
1) отношение учащихся к объекту изучения и
2) методы «познания».
Отношение учащихся к объекту изучения. В то время как настоящий исследователь-ученый всегда работает над подлинным объектом исследования, в школе часто встречается подмена этого объекта исследования различного вида «наглядными пособиями», моделями, картинами, рисунками, схемами и пр. («посредственное» общение с миром, см. выше). Понятно, что это обстоятельство необходимо учесть при анализе методов преподавания.
Условимся в терминологии. Подлинным объектом будем называть ту форму его, которая вполне соответствует поставленной темой задаче. Так например, если тема гласит: «Как действует углекислый газ на известковую воду», то «объектом в подлинном виде» надо разуметь такую постановку изучения, при которой учащиеся будут иметь дело с самим углекислым газом, пропускаемым через известковую воду (личный опыт или демонстрация) и т. п. Равным образом тема: «Строение цветка» будет проходить над подлинным объектом тогда, когда учащиеся будут иметь в своем распоряжении настоящий цветок. Если темой является: «Строение стебля однодольного растения», то тут подлинным объектом изучения будет уже препарат поперечного среза стебля под микроскопом. Если речь идет об изучении токарного станка или о соединении деревянных частей в «шип» или «в лапу», то настоящий токарный станок, настоящее соединение «в шип» и «в лапу» — будет подлинным объектом изучения, в то время как соответствующие чертежи будут «условным символом», а рисунок (картина) — «изображением» тех же объектов.
Таким образом, термины: «в подлинном виде», «в виде препарата» надо разуметь условно, в зависимости от того требования, которое предъявляется темой.
Сделаем еще одно замечание. Несомненно, что между понятием «изображение» и «символ» трудно провести строго-логическую демаркационную линию; по существу всякое изображение символично. Однако все же практическую грань между этими двумя понятиями в деле преподавания найти нетрудно. Как бы плохо преподаватель или ученик, допустим, ни рисовали, но все же даже наивно, по-детски нарисованные одними линиями, домик, птица, собака и т. д. для учащихся не явятся условным символом, и без всякого предварительного условия вызовут представление о домике, птице, собаке и т. д.; психологическое воздействие изображения будет иным, чем таковое же воздействие условного символа. Последний есть значок, который внешне вовсе не вызывает представления о предмете, который он символизирует: надо сначала условиться, что «О» или «СО2» обозначают кислород или двуокись углерода; без этого предварительного условия символ непонятен и не имеет смысла; таким образом, например, всякая диаграмма сама по себе непонятна, пока не уяснены условия, правила ее построения; условно-символична, конечно, математика.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +