Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера
.

Бесплатная операция по квоте: как получить и что меняется в 2019 году


.

Как сделать ЭКО бесплатно по ОМС: какие нужны документы




Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Анализ процесса обучения


"Лабораторная система занятий"
Главпромкадр, М.-Л., 1930 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

В предыдущей главе говорилось об организации всей учебной работы в целом; там были даны общие указания относительна методов преподавания. Теперь необходимо несколько подробнее остановиться на самом процессе обучения, указать на частные его методы и приемы.
Прежде всего является вопрос: «что такое обучение». Если внимательно рассмотреть целевую установку каждой отдельной учебной дисциплины и принять во внимание те общие принципиальные положения, которые характеризуют советскую школу, то нетрудно на поставленный вопрос ответить следующим общим определением: обучение есть процесс непосредственного или посредственного общения учащегося с миром (в частности с окружающей средой) с целью его изучения и его переустройства.
В самом деле, что такое «изучение» чего-либо, например физики? Оно состоит в знакомстве учащегося с явлениями физики; знакомство это может быть непосредственным или посредственным. Непосредственное знакомство с физическими явлениями происходит в обыденной жизни, на производстве и в лабораторной обстановке; посредственное — по описанию в книге или по рассказу преподавателя. Но, во всяком случае, и тут и там учащийся подходит к изучаемому явлению, вступает с ним в непосредственное или посредственное общение. То же относится и ко всем другим дисциплинам: изучать что-либо, это значит войти с изучаемым в непосредственное (личное) или посредственное общение, наблюдать (или узнавать о них) определенные явления, находить между ними функциональную зависимость, классифицировать их и приводить в систему и на базе полученного знания научиться активно воздействовать на среду.
Настоящая глава представляет собою переработку статей автора: «Опыт классификации методов преподавания экспериментальных дисциплин» и «Анализ процесса преподавания и классификация методов», напечатанных в журнале «Естествознание в школе», № 1 за 1927 г. и № 2 за 1928 г.
См. также проф. А. П. Пинкевич: «Основы советской педагогики», Гиз, 1929, стр. 164—167, где дана сущность этих статей.
Цель любой учебной дисциплины укладывается в эту формулу. Даже математика, эта «отвлеченная» наука, вполне удовлетворяет данному определению: создавая методы измерения и изучения пространственных и количественных отношений вещей и явлений природы, математика в конечном итоге дает способы изучения мира и планового заранее учтенного целевого воздействия на него. Что касается указания в вышеприведенном определении на «непосредственное» и «посредственное» общение учащегося с изучаемым объектом, то по этому поводу нужно сделать следующее замечание. Наиболее желательным в смысле получения максимального педагогического эффекта является, конечно, такая обстановка обучения, при которой учащийся входит в непосредственное общение с изучаемым объектом, когда между тем и другим нет ничего третьего, когда учащийся ставится лицом к лицу с той группой явлений, которые ему нужно изучить. Экспериментальная самостоятельная работа учащегося в лаборатории, работа на производстве, экскурсии и т. п.— все это дает возможность удовлетворить условию непосредственного общения учащегося с объектом изучения.
Однако достигнуть этого не всегда можно. Во-первых, условия школьной работы, недостаток в ее оборудовании, относительно малое количество времени, отводимое на изучение той или иной учебной дисциплины и т. п. не позволяют провести сплошь все Обучение от начала до конца по принципу непосредственного общения учащихся с объектом изучения. Во-вторых, приходится изучать такие факты и явления, которые при самом горячем желании преподавателя невозможно изучить согласно выставленному принципу: нельзя «непосредственно» изучить Гольфштрем, кита, Америку, даже Донбасс и т. п. школьнику, учащемуся в школе Москвы. Нельзя «непосредственно» изучить Днепрострой, промышленность Урала учащемуся в Ростове-на-Дону.
Не всякая школа, пожалуй, сможет путем «непосредственного» общения с объектом изучения поставить работу знакомства с явлениями радио, телеграфа, телефона и т. д. Таких примеров можно, конечно, привести множество.
Экскурсии в этом отношении могут оказать огромную пользу и внести солидный корректив в обучение, но все же — это очевидно -нет возможности решительно все целиком и полностью изучить путем только «непосредственного» общения учащегося с изучаемым. В подобных случаях школа невольно должна стать на путь «посредственного» изучения, и в этом случае так называемая наглядность обучения должна сыграть огромную роль, подменяя моделями, картинами, схемами, символами и т. п. тот подлинный участок мира, который невозможно изучить по принципу «непосредственности».
Стремиться к «непосредственному» общению учащегося с объектом изучения всемерно надо, но избежать полностью «посредственного» изучения нельзя.
Указанное обстоятельство необходимо иметь в виду, и при планировании учебного процесса определенным образом учитывать его.
Процесс обучения, понимаемый согласно вышеприведенному определению, необходимо организовать. Организовать этот процесс возможно, конечно, путем планомерного и целесообразного подбора некоторых внешних раздражителей, которые вызовут у учащихся соответственные сложные, условно-сочетательные рефлексы, т. е. создадут определенное психо-физическое переживание.
Эту организацию, способную создать у учащихся определенную психо-физическую установку, условимся называть методом обучения. Вот несколько примеров, уясняющих сказанное.
Допустим, что учащийся только слушает лекцию; если он при этом слушает внимательно и делает запись в тетрадь, то его переживания сводятся к послушному следованию его мысли за изложением мыслей преподавателем и к конспективному записыванию в тетради, т. е. создается вполне определенный психо-физический процесс; если лекция идет с демонстрацией опытов или картин, то к слушанию прибавляется еще момент зрительного восприятия, т. е. создается уже иной психо-физический процесс. Если при этом преподаватель по временам переходит к лекции-беседе, т. е. задает учащимся вопросы, на которые они должны ответить, то помимо следования за мыслями преподавателя у некоторой более активной части аудитории психо-физический процесс осложняется элементом самостоятельного или полусамостоятельного рассуждения. Если, наконец, учащиеся изучают вопросы в лаборатории путем личной самостоятельной работы, то, понятно, их психо-физический процесс еще значительно усложняется присоединением к нему ряда моментов активно-творческого и моторного характера.
Таким образом, при помощи некоторых внешних приемов преподаватель может способствовать появлению у учащихся того или иного психо-физического процесса; преднамеренное вызывание тех или иных форм этого психо-физического процесса и есть метод преподавания.
Итак, методом преподавания мы назовем организацию со стороны преподавателя того психофизического процесса, который переживает учащийся во время обучения; он осуществляется при помощи определенных, соответствующих ему дидактических приемов на базе соответственной организации преподавания.
В самом понятии «метод преподавания» заключается идея, что метод не зависит от предмета преподавания: определенный метод, например, исследовательский, может быть применяем при преподавании и математики, и русского языка, и физики, и «стествознания, и обществоведения, и кузнечного дела и т. п.; он только видоизменяется, специфицируясь в зависимости от особенностей каждой отдельной дисциплины. Эта «универсальность» понятия метода является, между прочим, одним из качественных признаков понятия «метод обучения».
Приняв, вышеприведенные определения понятий «обучение» и «метод обучения», нужно перейти к более детальному анализу процесса обучения для того, чтобы выяснить детали методов его проведения.
Нижеприводимый анализ понятия метода и классификация методов совершенно не касаются сущности механизма психологических процессов. Быть может, очень заманчиво построить такую «психологическую» (рефлексологическую) классификацию методов, но пока мы (еще не имеем точных научных данных о всех деталях механизма тех процессов, которые имеют место при работе учащихся.

Продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +