В предыдущей главе говорилось об организации всей учебной работы в целом; там были даны общие указания относительна методов преподавания. Теперь необходимо несколько подробнее остановиться на самом процессе обучения, указать на частные его методы и приемы.
Прежде всего является вопрос: «что такое обучение». Если внимательно рассмотреть целевую установку каждой отдельной учебной дисциплины и принять во внимание те общие принципиальные положения, которые характеризуют советскую школу, то нетрудно на поставленный вопрос ответить следующим общим определением: обучение есть процесс непосредственного или посредственного общения учащегося с миром (в частности с окружающей средой) с целью его изучения и его переустройства.
В самом деле, что такое «изучение» чего-либо, например физики? Оно состоит в знакомстве учащегося с явлениями физики; знакомство это может быть непосредственным или посредственным. Непосредственное знакомство с физическими явлениями происходит в обыденной жизни, на производстве и в лабораторной обстановке; посредственное — по описанию в книге или по рассказу преподавателя. Но, во всяком случае, и тут и там учащийся подходит к изучаемому явлению, вступает с ним в непосредственное или посредственное общение. То же относится и ко всем другим дисциплинам: изучать что-либо, это значит войти с изучаемым в непосредственное (личное) или посредственное общение, наблюдать (или узнавать о них) определенные явления, находить между ними функциональную зависимость, классифицировать их и приводить в систему и на базе полученного знания научиться активно воздействовать на среду.
Настоящая глава представляет собою переработку статей автора: «Опыт классификации методов преподавания экспериментальных дисциплин» и «Анализ процесса преподавания и классификация методов», напечатанных в журнале «Естествознание в школе», № 1 за 1927 г. и № 2 за 1928 г.
См. также проф. А. П. Пинкевич: «Основы советской педагогики», Гиз, 1929, стр. 164—167, где дана сущность этих статей.
Цель любой учебной дисциплины укладывается в эту формулу. Даже математика, эта «отвлеченная» наука, вполне удовлетворяет данному определению: создавая методы измерения и изучения пространственных и количественных отношений вещей и явлений природы, математика в конечном итоге дает способы изучения мира и планового заранее учтенного целевого воздействия на него.
Что касается указания в вышеприведенном определении на «непосредственное» и «посредственное» общение учащегося с изучаемым объектом, то по этому поводу нужно сделать следующее замечание. Наиболее желательным в смысле получения максимального педагогического эффекта является, конечно, такая обстановка обучения, при которой учащийся входит в непосредственное общение с изучаемым объектом, когда между тем и другим нет ничего третьего, когда учащийся ставится лицом к лицу с той группой явлений, которые ему нужно изучить. Экспериментальная самостоятельная работа учащегося в лаборатории, работа на производстве, экскурсии и т. п.— все это дает возможность удовлетворить условию непосредственного общения учащегося с объектом изучения.
Однако достигнуть этого не всегда можно. Во-первых, условия школьной работы, недостаток в ее оборудовании, относительно малое количество времени, отводимое на изучение той или иной учебной дисциплины и т. п. не позволяют провести сплошь все Обучение от начала до конца по принципу непосредственного общения учащихся с объектом изучения. Во-вторых, приходится изучать такие факты и явления, которые при самом горячем желании преподавателя невозможно изучить согласно выставленному принципу: нельзя «непосредственно» изучить Гольфштрем, кита, Америку, даже Донбасс и т. п. школьнику, учащемуся в школе Москвы. Нельзя «непосредственно» изучить Днепрострой, промышленность Урала учащемуся в Ростове-на-Дону.
Не всякая школа, пожалуй, сможет путем «непосредственного» общения с объектом изучения поставить работу знакомства с явлениями радио, телеграфа, телефона и т. д. Таких примеров можно, конечно, привести множество.
Экскурсии в этом отношении могут оказать огромную пользу и внести солидный корректив в обучение, но все же — это очевидно -нет возможности решительно все целиком и полностью изучить путем только «непосредственного» общения учащегося с изучаемым.
В подобных случаях школа невольно должна стать на путь «посредственного» изучения, и в этом случае так называемая наглядность обучения должна сыграть огромную роль, подменяя моделями, картинами, схемами, символами и т. п. тот подлинный участок мира, который невозможно изучить по принципу «непосредственности». Стремиться к «непосредственному» общению учащегося с объектом изучения всемерно надо, но избежать полностью «посредственного» изучения нельзя.
Указанное обстоятельство необходимо иметь в виду, и при планировании учебного процесса определенным образом учитывать его.
Процесс обучения, понимаемый согласно вышеприведенному определению, необходимо организовать. Организовать этот процесс возможно, конечно, путем планомерного и целесообразного подбора некоторых внешних раздражителей, которые вызовут у учащихся соответственные сложные, условно-сочетательные рефлексы, т. е. создадут определенное психо-физическое переживание.
Эту организацию, способную создать у учащихся определенную психо-физическую установку, условимся называть методом обучения. Вот несколько примеров, уясняющих сказанное.
Допустим, что учащийся только слушает лекцию; если он при этом слушает внимательно и делает запись в тетрадь, то его переживания сводятся к послушному следованию его мысли за изложением мыслей преподавателем и к конспективному записыванию в тетради, т. е. создается вполне определенный психо-физический процесс; если лекция идет с демонстрацией опытов или картин, то к слушанию прибавляется еще момент зрительного восприятия, т. е. создается уже иной психо-физический процесс. Если при этом преподаватель по временам переходит к лекции-беседе, т. е. задает учащимся вопросы, на которые они должны ответить, то помимо следования за мыслями преподавателя у некоторой более активной части аудитории психо-физический процесс осложняется элементом самостоятельного или полусамостоятельного рассуждения. Если, наконец, учащиеся изучают вопросы в лаборатории путем личной самостоятельной работы, то, понятно, их психо-физический процесс еще значительно усложняется присоединением к нему ряда моментов активно-творческого и моторного характера.
Таким образом, при помощи некоторых внешних приемов преподаватель может способствовать появлению у учащихся того или иного психо-физического процесса; преднамеренное вызывание тех или иных форм этого психо-физического процесса и есть метод преподавания.
Итак, методом преподавания мы назовем организацию со стороны преподавателя того психофизического процесса, который переживает учащийся во время обучения; он осуществляется при помощи определенных, соответствующих ему дидактических приемов на базе соответственной организации преподавания.
В самом понятии «метод преподавания» заключается идея, что метод не зависит от предмета преподавания: определенный метод, например, исследовательский, может быть применяем при преподавании и математики, и русского языка, и физики, и «стествознания, и обществоведения, и кузнечного дела и т. п.; он только видоизменяется, специфицируясь в зависимости от особенностей каждой отдельной дисциплины. Эта «универсальность» понятия метода является, между прочим, одним из качественных признаков понятия «метод обучения».
Приняв, вышеприведенные определения понятий «обучение» и «метод обучения», нужно перейти к более детальному анализу процесса обучения для того, чтобы выяснить детали методов его проведения.
Нижеприводимый анализ понятия метода и классификация методов совершенно не касаются сущности механизма психологических процессов. Быть может, очень заманчиво построить такую «психологическую» (рефлексологическую) классификацию методов, но пока мы (еще не имеем точных научных данных о всех деталях механизма тех процессов, которые имеют место при работе учащихся.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.