Работа учащегося весьма сложна; на определенное раздражение (вернее комплекс раздражений) мозг и нервная система отвечают огромным комплексом же условно-сочетательных рефлексов, учесть которые, конечно, нельзя, так как наука еще не дала нам методов для их детального и полного обнаружения; учесть рефлексы второй, третьей и других степеней; учесть всю сложную диференциацию раздражителей по их силе, качеству, темпу и т. д.; выявить всю сложную анализаторскую деятельность организма, наконец, сложнейшие взаимоотношения нескольких рефлексов и раздражителей, которые могут являться при одних условиях затормаживающими (частично или полностью), а в других — растормаживающими и т. д.— все это во всех деталях еще не может быть учтено современной наукой.
Поэтому становиться на психологический путь анализа процесса обучения в его методов, путь, который в будущем будет, вероятно, действительно объективно-научным, пока еще рискованно, так как он может привести к «общим местам».
Предлагаемый ниже анализ строится на изучении процесса обучения интегральным внешним проявлениям учащихся; этот путь пока наиболее объективно-надежный.
Учебный процесс есть целевой процесс и как таковой характеризуется следующими моментами:
1. Прежде всего работающий должен определенно, вполне точно, конкретно и ясно знать поставленное (перед ним задание и его целевую установку.
2. Получив (или дав самому себе) задание, работающий должен получить или составить сам план своей работы, соответствующий поставленному заданию.
3. Разработав план, работающий должен технически подготовить выполнение намеченной работы, т. е. организовать ее.
4. За организацией следует фактическое выполнение работы.
5. Наконец, оконченная работа подвергается учету.
Такова схема всякой целевой работы, следовательно, она приложима и к работе учащегося в процессе его обучения. Однако в этом последнем случае следует эту схему приноровить к особенностям работы обучения, вследствие чего она примет несколько иной специфицированный вид.
1. Первый этап можно характеризовать как этап возникновения темы работы. Сущность этого момента заключается в том, чтобы в сознании учащихся значимость самой темы и ее целевое назначение были восприняты как что-то свое нужное и важное.
Следовательно, преподаватель должен так преподнести тему; занятий, так четко выявить ее целевое назначение, ее значимость, и приложимость, чтобы она возбудила к себе интерес учащихся, желание над ней работать. Об этом уже подробнее говорилось во II главе.
Можно тему преподнести группе так, чтобы учащиеся сами выдвинули ее как свою; в этом случае преподаватель не объявляет темы, а предлагает группе, исходя из предыдущей работы наметить как ее логическое продолжение новую тему. Это уже будет случай коллективного выбора темы самими учащимися с помощью преподавателя.
В весьма редких случаях учитель может поставить вопрос о теме так, чтобы ее предложили отдельные учащиеся вполне самостоятельно, без всякой помощи со стороны преподавателя и товарищей; предложенная тема затем обсуждается, и если она отвечает программе и производственному плану — она «санкционируется» учителем и дается для проработки группы; это случай индивидуального выбора темы. Случай, повторяем, весьма редкий.
Наконец возможен случай, когда преподаватель вовсе не объявляет учащимся темы, а начинает делать «доклад» («читать лекцию»), и только значительно позже учащиеся начинают понимать тематическую направленность лекции.
В наших советских школах этот случай тоже очень редок и может встречаться как исключение только в некоторых вузах на лекции очень старого профессора дореволюционных традиций.
Чаще всего в нашей школе встречается случай, когда преподаватель дает тему, а затем старается путем беседы разъяснить ее значение, ее целевую установку, возбудить к ней интерес со стороны учащихся.
Весьма желательно культивировать у учащихся уменье самим находить нужную тему (конечно, совпадающую с требованиями программы и производственного плана); это желательно вследствие того, что будущий активный работник должен обладать инициативой и в выборе тем и заданий самому себе, а это умение следует воспитать еще в школе.
Сделаем несколько пояснений к схеме: уточним выражение — учащийся выбирает тему индивидуально, «без всякой помощи».
Тема не может возникнуть в качестве «свалившейся с неба»; она появляется под влиянием «чего-то»: разговоров с товарищами, преподавателем или кем-либо другим; под влиянием чтения книг или предыдущей работы, определенной целевой установки школы, о чем было сказано в предыдущей главе, и т. д. Следовательно, выражение «тема выбирается учащимся индивидуально без всякой помощи» надо понимать условно; это значит, что ни в классной беседе, ни в разговоре с преподавателем, ни в книге, являющейся учебным руководством, об этой теме не упоминалось; ясно, что, предлагая эту тему, учащийся проявил максимум личной инициативы, личной воли, избрав именно эту, а не другую тему, хотя бы и под каким-то неизвестным нам влиянием.
Мыслимы, конечно, случаи, когда мы, оценивая с этой точки зрения работу учащегося, практически впадаем в ошибку, но для наших теоретических рассуждений это не важно: случай выбора темы самим учащимся возможен.
Случай выбора темы «с помощью книги» осуществляется тогда, когда заведомо известно, что учащийся выбрал тему самостоятельно по книге либо по списку тем; здесь, понятно, активности меньше, но все же самый факт выбора играет известную роль.
Выбор темы с домощью преподавателя является случаем, когда преподаватель ведет беседу с учащимися, в результате чего последние опять-таки сами создают определенную тему.
Все сказанное относится к коллективному выбору темы, причем под коллективностью как здесь, так и ниже разумеется совместная работа учащихся в любом числе, хотя бы их было всего два человека.
Еще два слова о том, что значит «тема выбрана» («создана») учащимися. Конечно, это не всякая тема (мало ли всяких тем могут предлагать учащиеся); выбранной темой считается та, которая одобрена преподавателем с точки зрения ее интереса, значения и пригодности именно в данное время, в полном соответствии с курсом и производственным рабочим планом, намеченным преподавателем. Темы «внекурсовые» допустимы только в исключительных случаях, но непременно с одобрения преподавателя, иначе может случиться, что ни о какой систематической работе говорить не придется. Вообще говоря, случай выбора темы учащимися индивидуально без всякой помощи практически исключительно редкий случай.
Остальное вое в схеме не вызовет никаких недоразумений. Цифры, стоящие справа, имеют целью сокращенно обозначить каждый отдельный случай; в дальнейшем мы будем ссылаться на эту схему, указывая соответствующее число. Эти числа расставлены таким образом, что они увеличиваются одновременно с, падением личной (индивидуальной) активности; значит, более низко
кий № соответствует более высокой степени активности; то правило сохраняется и в других схемах, данных ниже.
2. Вторым этапом является составление плана работы. Здесь строятся рабочие гипотезы; из них делаются выводы и мысленно «прикидывают», что при этом может получиться и в каком отношении полученные выводы могут находиться к поставленной теме; гипотезы, которые после умственного анализа их оказываются явно непригодными — отбрасываются, заменяются новыми и т. д. до тех пор, пока какая-нибудь новая рабочая гипотеза не покажется наиболее вероятной, пока что неопровержимой.
Это период догадок, получающихся в результате различных вариаций известных нам фактов в наших мыслях («умственный эксперимент»). В конечном счете мы обычно приходим к формуле «или-или»: при таких-то условиях у нас должно произойти или то-то, или то-то... Окончательное решение вопроса может быть получено уже путем реально производимого «физического; эксперимента». Наступает второй момент разработки плана: это «проектирование» условий будущего физического опыта. Как создать нужные условия? Какие приборы и в какой комбинации надо взять, как их устроить, как «пустить в ход», как отмечать и учитывать наши предполагаемые наблюдения и т. д. и т. д. Здесь опять ряд догадок, следующих одна за другой в порядке критической оценки их (отбрасывания, замены новыми), т. е. в порядке умственного отбора. Составив проект реального эксперимента во всех деталях, обдумав, где и как достать вое нужное для него, или куда надо отправиться для наблюдения, учащиеся заканчивают этот этап разработки плана и приступают к следующему этапу — к технической подготовке (организации) своей работы.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.