X. По логическому моменту учебный процесс может итти по следующим линиям — знания приобретаются учащимися путем:
1) догмы (с последующей проверкой или без нее),
2) доказательства (дедукция с индукцией),
3) эвристики (т. е. путем «наводящих» вопросов учителя),
4) старого исследовательского метода (метода личного открытия),
5) нового исследовательского метода, заключающегося в том, что учащиеся самостоятельно решают целевые проблемы — метод проектов.
XI. Весьма важный момент педпроцесса — планирование работы может находить себе в различных школах и различные места. Он может:
1) почти отсутствовать;
2) проводиться только учителем;
3) проводиться самими учащимися, что будет у них воспитывать уменье вообще планово организовать свою работу.
XII. Степень конкретизации работы может быть представлена в следующих видах:
1) абстрактность;
2) символичность;
3) наглядность;
4) предметность.
XIII. Работа над книгой является характернейшим моментом учебного процесса. Книга подчас является единственным (не считая классной доски и ученической тетради) учебным пособием, находящимся в руках учащегося; иногда книга и только книга становится между учащимся и изучаемым им миром.
Высшей формой учебной работы будет та форма, когда учащийся станет пользоваться не искусственно для «учобы» приспособленной книгой, a научной и научно-технической литературой, соответствующей его педологическому возрасту, т. е. когда учащийся по отношению к литературе станет в положение, вполне аналогичное для всякого взрослого работника той или иной специальности.
XIV. Фиксация учащимися результатов работы может варьировать от случая, когда она почти целиком отсутствует и до случая, когда в результатее проработки появится готовая производственная продукция как форма фиксации. Эта высшая форма фиксации не отрицает целиком и полностью других, указанных в колонке форм, но «снимает» их, включая их в себя как части, которым она противостоит как целое: приготовить продукцию без рисунка, расчета, описания и пр.— невозможно.
XV. Учет работы может:
1) либо совсем отсутствовать (или почти отсутствовать);
2) либо вестись только учителем;
3) либо вестись самими учащимися (самоучет).
Данные 15 рядов с теми элементами, которые указаны для каждого ряда, дают вполне достаточный материал для того, чтобы теперь уже дать профиль дореволюционной школы и профиль нормальной советской.
Техника составления профилей будет заключаться в выборе тех элементов, которые характеризуют школу буржуазную и школу советскую. Для наглядности на таблицах II и III даны профили в графическом виде, причем эти графики представляют собою уменьшенную копию таблицы I, пользуясь которой их очень легка читать; клеточки, заштрихованные в сетку, обозначают, что соответствующий элемент является для школы данного типа преобладающим; линейная штриховка обозначает, что данный элемент является либо обычно встречающимся, либо допустимым; клетки, совсем не заштрихованные, показывают отсутствие соответствующего этой клетке элемента. Надо, впрочем, твердо помнить, что речь идет только о «преобладании». Так, например, в передовых для своего времени буржуазных школах иногда встречается момент «старого» исследовательского метода, однако в профиле школы соответствующая клетка не заштрихована, так как для всей типичной массы буржуазных школ исследовательский метод вовсе не характерен.
То же можно сказать, например, о лабораторных занятиях: в некоторых дореволюционных школах России лабораторные занятия по естествознанию и физике находили себе место в практике учебной работы, но все же в профиле буржуазной школы соответствующая клетка остается белой, так как единичные случаи не характерны для школы дореволюционной вообще.
Обратимся к указанным профилям и будем их рассматривать по преобладанию в них тех или иных элементов.
1. Идеология. Школа буржуазная (а в России дореволюционная) характеризуется идеалистической идеологией, школа советская — пролетарской направленностью, марксистско-ленинским мировоззрением, диалектико-материалистической логикой. Эта
мысль нашла себе отражение в профилях в том, что густо заштрихованной клеточкой колонки I для школы дореволюционной оказалась клеточка 1, а для советской школы — клеточка 2. «Доказывать», что наша советская школа должна иметь пролетарскую классовую направленность, это значило бы стучаться в открытую дверь: преобладающее большинство советских преподавателей честно и искренно стоит на этом пути и активно проводит эту идею в жизнь. Правда, в переживаемый нами момент обострения классовой борьбы иной раз встречаются со стороны некоторых отдельных «учителей», прикрывающихся вуалью так называемой «аполитичности», попытки сознательно мешать проведению советской политики в школе, попытки умышленного протягивания под сурдинку идеалистического мировоззрения и т. д., но эти явления встречаются как единичные и исключительные; они легко вскрываются и ликвидируются; советская просвещенческая и рабочая общественность, конечно, должна зорко следить за работой школы и во-время вскрывать подобные гнойники вредительства.
Однако все же в части практического повседневного проведения в жизнь мировоззренческого момента в учебной работе еще имеются перебои, на которые следует обратить самое серьезное внимание. Причиной этого является уже не желание вредительства, а недостаточная иной раз подготовка учителей в области диалектико-материалистического мышления и неумение «увязать» некоторые идеи классового мировоззрения с материалом преподаваемой дисциплины. Путаясь в этих вопросах, учитель иной раз становится на один из двух путей, в равной степени негодных и приводящих к отрицательным результатам.
Один путь — это «притягивание» мировоззренческих элементов к материалу проработки «во что бы то ни стало». Такое примитивное и чисто механическое привлечение, например, элемента антирелигиозного к неподходящему по существу материалу, конечно, не только не даст положительного результата, но, наоборот, будучи «шито белыми нитками», принижает самое идею, дискредитирует ее в глазах учащихся и вместо положительного даст несомненно отрицательный эффект, так как покажет учащимся, что учитель не может солидно обосновать данную идею.
Другой путь, в такой же степени вредный, как и первый, это полное «освобождение себя от обязанности» так или иначе «соприкасаться» с элементами мировоззренческого порядка на занятиях по той или иной дисциплине.
Оба эти пути вредны. На первом пути имеется чистейшая механистичность и формализм, а на втором — изоляция от себя функций воспитателя в духе марксистско-ленинской идеологии, каковым обязан быть советский педагог.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.