Вопрос о том, как нужно правильно организовать заучивание, обстоятельно разработан и освещен в литературе.
Психологи сформулировали определенные требования к организации заучивания учебного материала школьниками. Эти требования сводятся в основном к следующему:
а) целеустремленность заучивания, ясное осознание задачи заучивания учеником;
б) активность учащихся при заучивании. Отмечено, что хорошо запоминается тот материал, который находится в соответствии с интересами ученика и при условии его активной мыслительной деятельности (самоконтроль в процессе заучивания, попытка воспроизвести заучиваемый материал и т. д.);
в) использование рациональных приемов запоминания.
Понять логику материала, осознать, как связаны между собой отдельные части запоминаемого, выделить и усвоить главное, а через его посредство запомнить второстепенное — таков путь сознательного запоминания. Приемы сопоставления, сравнения заучиваемого материала, установления сходных и различных признаков также помогают запоминанию учебного материала и сохранению его в памяти учащихся.
Установлены определенные закономерности развития памяти школьника на различных ступенях обучения. Выявлено, что младшие школьники хорошо сохраняют в памяти доступные для их понимания факты, события и яркие описания. Значительно хуже усваивают и запоминают они обобщенный материал. Чем выше ступень школьного обучения, тем больше места занимают у школьников свободное воспроизведение смыслового содержания учебного материала, у младших же школьников преимущественно встречается дословное запоминание и воспроизведение. При этом легкий материал воспроизводится учащимися своими словами, более трудный — дословно по учебнику.
Маленький школьник легко запоминает и прочно сохраняет в своей памяти такой учебный материал, который он получает наглядно, при непосредственном восприятии под руководством учителя.
По мере обучения процессы памяти у учащихся совершенствуются, что выражается в развитии обобщения при запоминании и сохранении учебного материала, в систематизации знания и установлении причинно-следственных связей. Мышление школьника играет при этом ведущую роль.
В исследовании проф. А. А. Смирнова показано, что учащиеся второго класса в большинстве случаев не владеют приемами заучивания: не осознают плана изложения текста, не умеют разбить его на части для заучивания, не умеют передать главного из прочитанного, не владеют приемами сравнения. В процессе запоминания слабые ученики (наименее способные) только читают текст, однообразно повторяя чтение. У них отсутствует мысленное воспроизведение текста рассказа самому себе. Сильные ученики, хорошо читающие, вносят в запоминание некоторое разнообразие, но и они лишь отчасти используют разнообразные приемы заучивания.
Из этого следует, что во II классе необходимо научить детей соблюдать условия и пользоваться приемами заучивания, к числу которых относятся:
1. Осознание того, что предстоит заучить.
2. Расчленение целого на смысловые куски и осознание каждой части.
3. Составление плана (смысловая группировка материала).
4. Соотнесение того, что запоминается, с чем-либо известным.
5. Чтение с частичным воспроизведением заучиваемого.
6. Воспроизведение целого как проверка результатов заучивания.
В исследованиях по дидактике также рассматривается вопрос о заучивании: определяется значение заучивания в школьной практике, условия, способствующие прочному запоминанию, и приемы организации заучивания на уроке. Методика заучивания раскрывается в связи с конкретными видами заучиваемого материала (стихотворения, отрывков прозы, грамматических определений и правил и др.).
Из школьной практики видно, что многие передовые учителя в своей работе, и в частности, в организации запоминания, заучивания учебного материала опираются на данные педагогической и психологической науки, конкретизируют и в известной мере развивают общие положения, используя их применительно к определенной ступени обучения.
В опыте учителей также можно наблюдать, если не игнорирование, то во всяком случае недостаточную опору на установленные в педагогике и психологии правила и закономерности, что приводит к снижению результатов учебной работы.
Ниже мы попытаемся проанализировать опыт работы учителей и показать, как учителя II класса добиваются прочного усвоения учебного материала, как организуют работу памяти учащихся с тем, чтобы они прочно запоминали воспринятое на уроке.
Во II классе учащиеся заучивают различный по содержанию материал: стихотворения, басни, пословицы, загадки. Этот материал заучивается точно по тексту. Дословно заучиваются также определения и правила, указанные в учебниках по русскому языку и арифметике. Заучиваются трудные слова из словаря, таблицы умножения и деления и другой учебный материал. Кроме того, ученики II класса усваивают содержание рассказов повествовательного характера и несложные описания. Этот материал запоминается для пересказа своими словами. Проследим, как проводится дословное заучивание детьми разного по содержанию учебного материала.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.