«Литература у нас пока сосредоточивает почти всю умственную жизнь народа», — писал Чернышевский в 1856 году. Но не только этим особым положением русской литературы объясняется глубокий и постоянный интерес к ней Чернышевского. Великий демократ высоко ценил искусство слова, как могучее средство познания жизни и духовного воздействия на общество. Не случайно Чернышевский стал и теоретиком, и историком, и критиком литературы. Как и все другие сферы своей теоретической деятельности, Чернышевский пронизал эстетические и литературно-критические взгляды идеями революционного демократизма и материализма. Рука об руку с Добролюбовым он возглавил борьбу за идейную, реалистическую литературу, отвечающую насущным запросам жизни, служащую великим освободительным идеям века.
Чернышевский обогатил русскую и мировую науку, создав цельное, стройное материалистическое учение об искусстве. Вслед за Белинским Чернышевский материалистически решает основной вопрос эстетики — вопрос об отношении искусства, литературы к жизни, к действительности.
В своей магистерской диссертации и других трудах по эстетике Чернышевский критикует идеалистическое понимание сущности искусства. Он отвергает созерцательную кантовскую теорию «самоценности», «автономности» искусства, лишенного якобы и тени практического, жизненного интереса. Он отвергает отвлеченную гегелевскую теорию, согласно которой искусство является воплощением абсолютного духа на определенной стадии его развития. Основной предмет искусства, по Гегелю,— идея прекрасного.
Материальный мир, природу и человеческую историю Гегель рассматривал как нечто призрачное, ограниченное, временное, что не может быть источником прекрасного в искусстве. Искусство должно оттолкнуть человека от темной, несовершенной действительности, увлечь его в возвышенную сферу абсолютной красоты, вечного духа. Прекрасное осуществляется только искусством. Чернышевский опровергает эти идеалистические положения и развивает материалистический взгляд на искусство. «Прекрасное есть жизнь», — утверждает Чернышевский. Подлинная красота заключена в самой действительности, в материальном мире. Реальная жизнь есть источник эстетического чувства человека. Прекрасное в искусстве определено прекрасным в жизни.
Вместе с тем, по Чернышевскому, предметом искусства может быть не только прекрасное, а все то в природе и жизни, что имеет важность для человека. «Общеинтересное в жизни, — писал он, — вот содержание искусства». Воспроизведение жизни, всего того, что есть в ней интересного для человека, — основной признак искусства, составляющий его сущность.
Опровергая созерцательный, идеалистический взгляд на искусство, Чернышевский порой выдвигал неточные формулировки, называл произведения искусства «суррогатом», бледной копией действительности. Да и в трактовке самой действительности социологические понятия нередко соседствовали с антропологическими. Однако этим не умалялось значение основных принципов эстетики Чернышевского, материалистически утверждавших приоритет жизни над искусством.
Чернышевский поднялся до уяснения исторической обусловленности и даже классового характера понятий о красоте, об эстетическом идеале. Прекрасно то, в чем видим мы жизнь такою, какою должна быть она по нашим понятиям. «Простолюдин и член высших классов общества, — писал Чернышевский, — понимают жизнь и счастье жизни неодинаково; потому неодинаково понимают они и красоту человеческую...». В народных песнях идеал женской красоты — это цветущее здоровье, равновесие сил в организме, как следствие трудовой жизни. Крестьянин убежден, что «жить без работы нельзя, да и скучно было бы». Совершенно иные представления свойственны светским дворянским людям. Болезненность, вялость, томность имеют в глазах их достоинство красоты, потому что все это следствие привычного для богачей «роскошно-бездейственного образа жизни».
Утверждая, что жизнь есть единственный истотаик эстетических переживаний и образного познания, что отрыв искусства от действительности губителен для него, Чернышевский в связи с этим с особенной силой подчеркивает общественно-практическую роль искусства, активную преобразующую функцию его. Произведения искусства объясняют жизнь, своими образными средствами они помогают постичь смысл жизни, ее закономерности. Искусство выносит приговор старому, исторически обреченному, всему тому, что мешает человеку наслаждаться красотой жизни. По самой природе своей искусство играет роль нравственного, воспитательного двигателя общества,, деятельно способствуя преобразованию жизни. Искусство — учебник жизни.
«... Искусство, — писал Чернышевский в «Очерках гоголевского периода», — производится не отвлеченным стремлением к прекрасному (идеею прекрасного), а совокупным действием всех сил и способностей живого человека. А так как в человеческой жизни потребности, например, правды, любви и улучшения быта гораздо сильнее, нежели стремление к изящному, то искусство не только всегда служит до некоторой степени выражением этих потребностей (а не одной идеи прекрасного), но почти всегда произведения его (произведения человеческой жизни, этого нельзя забывать) создаются под преобладающими влияниями потребностей правды (теоретической или практической), любви и улучшения быта... Так всегда производились все создания искусства, замечательные по своему достоинству. Стремления, отвлеченные от действительной жизни, бессильны...».
Чернышевский впервые так обстоятельно и материалистически целеустремленно разъяснил сложный вопрос об отношении искусства к социальной действительности; он повернул искусство на путь служения общественной практике человека.
Эстетические принципы Чернышевского углубляли предмет искусства, максимально расширяли границы художественного изображения мира. Материалистическая эстетика Чернышевского была теоретическим обоснова-v нием реализма. Настойчивое утверждение Чернышевского, что искусство объясняет жизнь и судит ее, учило писателей глубже изучать жизнь, не замалчивать конфликты и противоречия действительности, не смягчать и не затушевывать их, а, наоборот, бесстрашно обнажать классовые противоречия крепостнического общества, беспощадно критиковать все то, что препятствовало прогрессивному историческому развитию родины. Жизнеутверждающий пафос эстетики Чернышевского, соединенный с прославлением социалистического идеала (пусть тогда еще ограниченного утопическими представлениями), открывал литературе ту высокую общественную цель, осуществлению которой должны помочь своим творчеством истинно народные художники.
Материалистические тезисы Чернышевского были встречены бурей негодования в среде реакционных теоретиков «чистого искусства». Дворянские литераторы Дружинин, Анненков и прочие обвиняли Чернышевского в узости, дидактизме, односторонности. Искусство, утверждали они, видит свой вечный якорь в служении идеям красоты. Художники, посвятившие свой талант общественным интересам, «интересам минуты», вянут и отцветают вместе с этой скоропреходящей современностью.
Чернышевский отлично видел классовую, помещичью подоплеку этих и подобных им эстетических рассуждений. «Последователи теории чистого искусства, выдаваемого нам за нечто долженствующее быть чуждым житейских дел, — писал он, — обманываются или притворяются: слова «искусство должно быть независимо от жизни» всегда служили только прикрытием для борьбы против не нравившихся этим людям направлений литературы, с целью сделать ее служительницею другого направления, которое более приходилось этим людям по вкусу».
Чернышевский расшифровывает, что это за «другое направление»: фразами о «чистом искусстве» маскируют стремление оставить в жизни все так, как есть, а из литературы сделать забаву для избранных.
Чернышевский говорил, что у каждого века есть свое историческое дело. Таким историческим делом в эпоху Чернышевского было освобождение народа от ига самодержавия и крепостничества. Осуществлению этой задачи и должно служить искусство.
Чернышевский утверждал, что теснота идейного горизонта писателя — серьезный недостаток. С наибольшим успехом будет действовать тот художник, который воодушевляется в своем творчестве «истинными идеями» века. Они дают правильную ориентировку, помогают глубже понять жизнь.
«Если человек, — писал Чернышевский, — в котором умственная деятельность сильно' возбуждена вопросами, порождаемыми наблюдением жизни, одарен художническим талантом, то в его произведениях, сознательно или бессознательно, выразится стремление произвести живой приговор о явлениях, интересующих его (и его современников, потому что мыслящий человек не может мыслить над ничтожными вопросами, никому, кроме него, не интересными), будут предложены или разрешены вопросы, возникающие из жизни для мыслящего человека; его произведения будут, чтобы так выразиться, сочинения на темы, предлагаемые жизнью... Тогда художник становится мыслителем, и произведение искусства, оставаясь в области искусства, приобретает значение научное. Само собою разумеется, что в этом отношении произведения искусства не находят себе ничего соответствующего в действительности, — но только по форме; что же касается до содержания, до самых вопросов, предлагающихся или разрешаемых искусством, они все найдутся в действительной жизни, только без преднамеренности».
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.