Чернышевский ратует за глубоко идейную, реалистическую литературу, изображающую жизнь в ее существенных закономерностях. Чрезвычайно важна мысль, что художник может выразить основные тенденции действительности в «преднамеренной» форме, в «заостренном», как бы мы теперь сказали, образе или сюжете, не имеющих прямого, видимого соответствия в жизни. Реалистическая правда произведения от этого не только не пострадает, но и выиграет. Художественное произведение, оставаясь в области искусства, приобретет, говорит Чернышевский, «значение научное», т. е. глубоко проникнет в содержание и смысл изображаемых явлений жизни и получит огромную силу воспитательного воздействия. Революционный демократ-теоретик решительно выводил за пределы подлинного искусства произведения, скользящие по поверхности явлений жизни, фальшиво идеализирующие дворянско-помещичьи порядки.
Сила таланта в правде. Ошибочное направление губит самый сильный талант.
Чернышевский был врагом формализма, обесценивающего искусство, превращающего его в «пустую забаву».
Весьма злободневно в наше время звучат следующие слова великого демократа: «...художественная форма не спасет от презрения или сострадательной улыбки произведения искусства, если оно важностью своей идеи не в состоянии дать ответа на вопрос: «да стоило ли трудиться над подобными пустяками».
Чернышевский и сегодня наш боевой союзник в борьбе с литературой безидейной, бессодержательной, впадающей в бездумное «художественное» описательство.
Подлинная народность литературы, утверждал Чернышевский, заключается в том, отображает ли она действительность с точки зрения народа, борется ли она за коренные интересы его, обращает ли она внимание на предметы, имеющие важное значение в народной жизни: «форма художественного произведения, — отмечал Чернышевский, — должна быть совершенно народна».
Под народностью художественной формы Чернышевский разумел, как это можно судить по некоторым его высказываниям, простоту, образную яркость языка и слога, лаконичную строгость сюжетно-композиционного построения произведения. Чернышевский писал о Л. Толстом: «Никогда не говорит он ничего лишнего, ...никогда не безобразит он свои произведения примесью сцен и фигур, чуждых идее произведения. Именно в этом и состоит одно из главных требований художественности». В повестях и рассказах Пушкина, Лермонтова, Гоголя критик-демократ находил общее свойство — краткость и быстроту рассказа. Искусственное украшательство, «растягивание сюжета механически подбирающимися подробностями», «цветистое пустословие» безвозвратно губят художественность произведения, затемняют его идею, делают его скучным, невыразительным.
«Из всех недостатков, какие замечаются в современной литературе, самый общий — растянутость и необходимое следствие ее — бледность картин, вялость сцен, пустота и утомительность всего произведения».
Учитывая великую роль передовой отечественной литературы как «учебника жизни», как исключительно действенного инструмента демократического воспитания, как важнейшего духовного оружия в борьбе за революционное переустройство жизни, Чернышевский заявлял: «Особенно нам, русским, должна быть близка и драгоценна сжатость», Чернышевский разумел под этим простоту художественной формы, ее яркость и выразительность.
Эстетика Чернышевского — это не свод отвлеченных понятий о законах художественного творчества. Мыслитель-материалист строил свои теоретические выводы, исходя из запросов общественной жизни, опираясь на богатейший опыт истории литературы, в первую очередь передовой русской литературы.
В то самое время, когда эстетическая мысль на Западе еще находилась в плену идеалистических систем, уводивших литературу от жизни, Чернышевский материалист и демократ обосновал закон, согласно которому подлинно великое искусство черпает свою идейную и художественную силу в теснейшей связи с жизнью, в беззаветном служении народу и родине. Творчество корифеев русской литературы подтверждало этот закон.
Именно под этим углом зрения Чернышевский в своих историко-литературных трудах рассмотрел и оценил деятельность Пушкина, Грибоедова, Лермонтова, Гоголя, Белинского. Чернышевский изучал литературное движение прошлого в связи с историческим развитием общества, борьбой в нем сил реакции и прогресса. Ведущую внутреннюю закономерность исторического развития русской литературы Чернышевский видит в сближении её с со циальной действительностью, в углублении критического начала, что и поставило наше искусство на гранитные основания реализма и народности.
«Евгений Онегин» был первым романом, — утверждал Чернышевский, — изображавшим — и превосходно изображавшим — современное русское общество. Успех его был, можно сказать, беспримерен в русской литературе, а влияние и на развитие литературы и на понятия публики огромно».
Крупнейшей исторической заслугой поэта Чернышевский считал то, что он ввел в «литературу поэзию, как прекрасную художественную форму», выработал русский стих, «дал нам первые художественные произведения на родном языке».
Порой Чернышевский так просветительски энергично подчеркивал эту сторону дела, что впадал в крайности и допускал ошибочные формулировки, противоречащие основным его мыслям о поэте. Так, он утверждал, например, что Пушкин по преимуществу поэт-художник, в произведениях которого выразилось не столько развитие поэтического содержания, сколько развитие поэтической формы. Но сам же Чернышевский проницательно заметил, что у Пушкина «художественность составляет не одну оболочку, а зерно и оболочку вместе».
Надо помнить, что Чернышевскому не была известна в такой мере, в какой известна теперь нам, идейная близость Пушкина к декабристам, не знал критик и подлинного отношения поэта к царизму и крепостничеству.
В целом критик-демократ дал верную характеристику пушкинского наследия. Он высоко ценил в творениях поэта гуманистическое и патриотическое содержание, кипенье «образованной мысли». Творения Пушкина, утверждал Чернышевский, создали новую русскую литературу и будут жить вечно.
«В истории русской образованности Пушкин занимает такое же место, как и в истории русской поэзии... да будет бессмертна память людей, служивших Музам и Разуму, как служил Пушкин», — такими проникновенными словами Чернышевский заключал одну из своих статей о великом поэте.
Новый этап в развитии русского реализма Чернышевский связывает с именами Гоголя и Лермонтова. Формула Чернышевского о «гоголевском периоде» до сих пор остается одной из самых авторитетных и глубоких оценок историко-литературного значения творчества Гоголя.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.