Чернышевский решительно отрицал субъективистское толкование открываемых человеком законов. «Современная наука, — писал он, — делает свои выводы путем столь же осмотрительным, как и тот, которым дошла до них. Она не принимает ничего без строжайшей, всесторонней поверки и не выводит из принятого никаких заключений, кроме тех, которые сами собою следуют из фактов и законов, отвергать которых нет никакой логической возможности».
Чернышевский был убежден, что материалистическое учение, открывая объективные законы мира, вооружает тех, кто стремится к революционному «пересозданию» общественной жизни. Об этом он ярко говорит на заключительных страницах первой части своей статьи «Антропологический принцип в философии».
Конечно, Чернышевскому, как раз в силу антропологической ограниченности его материализма, не удалось открыть объективные экономические законы современного ему общества. Но огромным преимуществом Чернышевского, сравнительно с западными материалистами (до Маркса), было то, что он не обошел диалектику, больше того, опирался на её принципы. Это обстоятельство и позволило великому русскому мыслителю высказать ряд гениальных социологических догадок, теоретически обосновать программу крестьянской революции.
Обратиться к диалектике Чернышевского заставил не только и не столько авторитет великих предшественников, Белинского и Герцена — блестящих мастеров диалектики, сколько сама жизнь, запросы освободительного движения. Главная функция диалектики у материалиста Чернышевского — это борьба со старым, отживающим строем. И это тем более важно отметить, что современники Чернышевского, русские либералы-гегельянцы, оперируя идеалистической диалектикой своего немецкого учителя, наоборот, становились ярыми защитниками существующего порядка вещей.
В статье «Критика философских предубеждений против общинного владения» Чернышевский на большом фактическом материале доказывает, что идея развития охватывает все стороны жизни и во всех ее сферах, что борьба нового со старым, уходящим — главное в процессе движения, что развитие—это есть процесс, восходящий от низших форм к высшим.
«... Вечная смена форм, — писал Чернышевский, — вечное отвержение формы, порожденной известным содержанием или стремлением вследствие усиления того же стремления, высшего развития того же содержания, — кто понял этот великий, вечный, повсеместный закон, кто приучился применять его ко всякому явлению, о, как спокойно призывает он шансы, которыми смущаются другие!.. Он не жалеет ни о чем, отживающем свое время, и говорит: «пусть будет, что будет, а будет в конце концов все-таки на нашей улице праздник!».
Если вспомнить, что этими словами заключалась статья, обосновывавшая неизбежность движения России к социализму, то станет ясно, какую огромную мобилизующую, революционную роль у Чернышевского играла диалектическая идея развития, какой могучей верой в лучшее будущее воодушевляла она.
Исторический оптимизм Чернышевского ничего общего не имел с прекраснодушной мечтательностью. Девять десятых частей того, в чем состоит прогресс, утверждал Чернышевский, совершается во время кратких периодов усиленной работы. «Краткие периоды усиленной работы» — это революционные периоды, они необходимые звенья в цепи исторического развития.
Диалектический метод, по Чернышевскому, враг односторонности, он требует полного, всестороннего исследования предмета и всех действительных качеств его, внимательного учета конкретной обстановки. Все зависит от обстоятельств, от условий места и времени. «Пагубна или благотворна война?» Вообще, нельзя отвечать на это решительным образом; надобно знать, о какой войне идет дело... например, война 1812 года была спасительна для русского народа».
Блестящим образцом конкретно-исторического применения этого принципа диалектики может служить статья Чернышевского «Не начало ли перемены?» Это одно из программных выступлений Чернышевского в 1861 году. Всех сторонников Чернышевского страстно занимал вопрос: поднимется ли крестьянство на борьбу?
Наблюдения свидетельствовали, что «простолюдины» темны, робки, живут и действуют по правилу: «так заведено». Именно такими их изображает писатель-разночинец Н. Успенский, рассказам которого посвящена статья
Однако, не делайте из этого факта, заявляет Чернышевский, поспешных заключений. «Возьмите самого дюжинного, самого бесцветного, слабохарактерного, пошлого человека: как бы апатично и мелочно ни шла его жизнь, бывают в ней минуты совершенно другого оттенка, минуты энергических усилий, отважных решений. То же самое встречается и в истории каждого народа».
И дальше Чернышевский разъясняет, что народ может встать на путь «энергических усилий, отважных решений», т. е. революции, или под «влиянием чрезвычайных обстоятельств», или просто потому, что «не может же навек хватить ему силы холодно держаться в неприятном положении».
В России начала 60-х годов было налицо и то и другое. Волнения и бунты показывали, что народ уже не может находиться в-прежнем положении3. А царская реформа способна только усилить недовольство крестьянства («чрезвычайные обстоятельства»). При этих условиях можно рассчитывать, что масса поднимется на восстание. Так диалектика в материалистических воззрениях Чернышевского использовалась для обоснования революционных действий против сил старого мира.
Враги Чернышевского знали о взрывчатой силе его материализма, его диалектики. Идеологи реакции — Юркевичи и Катковы — не довольствовались «теоретическим» опровержением ненавистной им философии. Они строчили злобные доносы на великого материалиста. Чернышевский платил им презрением и насмешкой (см. статьи «Полемические красоты»).
Материалистические идеи Чернышевского сыграли выдающуюся роль в развитии русской науки. Используя в своих сочинениях достижения и выводы современного ему естествознания, Чернышевский убедительно демонстрировал органическую связь философского материализма с передовой научной мыслью эпохи. Знаменитый труд великого русского ученого И. М. Сеченова «Рефлексы головного мозга» (1863) складывался под благотворным воздействием материалистических идей Чернышевского и блестяще подтверждал их правоту.
Поистине триумфом материализма 60-х годов было создание Чернышевским новой эстетики, теоретически цельно и всесторонне обосновавшей истинную цель искусства — служить народу, делу его освобождения. Свежую струю демократических понятий влил Чернышевский и в решение проблемы морали. При всех недостатках выдвинутой им теории «разумного эгоизма», она освобождала человеческую личность от моральных заповедей, угодных церкви, царю, господствующим классам. Истинное счастье — служить народу. Таково важнейшее положение революционно-демократической морали, как ее понимал Чернышевский.
Основным принципом своих философских взглядов на природу и общество Чернышевский считал антропологический принцип, т. е. такой, который исходит из рассмотрения единой материальной сущности человека вообще. Это, естественно, ограничивало материализм великого шестидесятника. В объяснении закономерностей развития общества Чернышевский, несмотря на гениальные догадки, стоял в основном на идеалистических позициях. Им высказывались идеи о врожденных склонностях («ложных» и «истинных») человеческо» природы, просветительски преувеличивалась роль знаний как чуть ли не единственного двигателя прогресса человеческой жизни и т. п.
Тем не менее материализм Чернышевского — это вершина в развитии философской мысли на пути к диалектическому и историческому материализму Маркса. И это качество свое материализм Чернышевского обрел благодаря органическому соединению с идеей крестьянской революции. Именно в силу этого в истолковании общественных явлений у Чернышевского пробивались яркие материалистические тейденции. Фейербаховский материализм был созерцательным, замыкался в рамках отвлеченно-теоретических представлений, чуждался политики, революционной, классовой практики. От философских сочинений Чернышевского веет духом классовой борьбы. Материализм Чернышевского воспитывал настоящих революционеров, мужественных защитников народа, непримиримых врагов феодально-буржуазной эксплуатации.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.