Чернышевский не смог научно раскрыть законы капиталистического способа производства. Это под силу было сделать только основоположникам научного коммунизма. Но великий русский демократ разглядел социально-экономические противоречия капиталистического общества, антинародный характер буржуазного класса и его государства. Чернышевский писал в 1859 году в журнале «Современник»: «По выгодам все европейское общество разделено на две половины: одна живет чужим трудом, другая — своим собственным; первая благоденствует, вторая терпит нужду... Это разделение общества, основанное на материальных интересах, отражается и в политической деятельности».
Чернышевский хорошо понимал, что при капитализме положение «многочисленнейшей и беднейшей массы» становится все тяжелее и тяжелее. Революции во Франции вырвали власть из рук феодалов в пользу фабрикантов, торговцев, банкиров, мануфактуристов. Совершались революционные перевороты народом. Но он ничего не выиграл, а «служил только орудием для среднего и высшего сословий в их взаимной борьбе».
Теперь каждый видит, заявляет Чернышевский, зловещую картину капиталистической свары и бедствий народных: «борьбу производителей между собою за сбыт товара, борьбу работников между собою за получение работы, борьбу фабриканта с работником за размер платы, борьбу бедняка против машины, отнимающей у него прежнюю работу и прежний кусок хлеба; эта война называется конкуренциею, и нас уверяют, что она приносит больше пользы, чем вреда... У кого больше капитала, тот богатеет, а все другие разоряются: из самой свободы возникает монополия миллионеров, порабощающих себе все; земли обременены долгами; ремесленники, сами бывшие хозяевами, заменяются наемными рабочими; дух спекуляции влечет общество к отчаянному риску, кончающемуся коммерческими кризисами,... Рынки завалены товарами, не находящими сбыта, фабрики запираются и рабочие остаются без хлеба. Все открытия науки обращаются в средства порабощения, и оно усиливается самим прогрессом: пролетарий делается просто рукояткою машины и беспрестанно бывает принужден жить милостынею, в шестьдесят лет он остается без всяких средств к жизни; его дочь продает себя от голода, его сын с семи лет дышит зараженным воздухом фабрик». Тот же самый хаос — и в нравственной жизни общества. Все подчинено власти денег, даже «брак стал просто коммерческой сделкою». Эти гневные осуждающие слова великого революционера полны живого значения и по сей день, ибо волчьи законы капитализма проявляются еще обнаженнее, еще циничнее, еще мерзостнее в современной буржуазной Европе и Америке.
В «Очерках из политической экономии (по Миллю)» Чернышевский высказал гениальную мысль о том, что в основе классовой борьбы в капиталистическом обществе лежат противоборствующие экономические интересы. Прибыль, заявлял Чернышевский, стремится поглотить рабочую плату.
«Мы видим в истории, что за торжеством сословия, получающего ренту, или сословия, получающего прибыль, неизбежно следовал каждый раз переворот, низвергавший это сословие».
Великий революционер-демократ правильно понимал эксплуататорскую природу капитализма, его враждебность «сословию работников».
Чернышевский недостаточно отчетливо, а порой и неверно представлял себе классовую структуру буржуазного общества. Чернышевскому остался не ясен основной принцип исторического материализма: определять класс, исходя из положения и роли людей в общественном производстве, из их отношения к средствам производства, а не по их имущественному положению. Выделив в число господствующих классов, блокировавшихся между собою, «высшее сословие» («класс землевладельцев») и «среднее сословие» («класс капиталистов»), Чернышевский еще не разгадал исторического места рабочего класса и его особой роли как могильщика капитализма. В его понятиях пролетариат входит как составная часть, наряду с крестьянством, ремесленниками и т. д., в класс «простолюдинов», эксплуатируемых привилегированными сословиями. То обстоятельство, что Чернышевский в современной ему России не увидел особых различий между рабочими и крестьянами, находит свое объяснение в том, что в русском обществе тогда огромное большинство рабочих было одновременно и крестьянами, либо сохраняло теснейшую связь с деревней, с крестьянством.
Что же касается Европы, то Чернышевский хотя и видел известные различия между пролетариями и крестьянством, но еще не поднялся до понимания решающей роли рабочего класса в поступательном историческом развитии человечества. Но Чернышевский хорошо видел непримиримость материальных и политических интересов угнетателей и угнетенных, эксплуататорскую сущность буржуазного государства. В статье «Экономическая деятельность и законодательство» Чернышевский резко критикует буржуазные идеалистические учения, отрицающие зависимость государства от экономических отношений. На примере современных ему буржуазных государств Западной Европы он тонко вскрывает эту зависимость. Для ограждения экономических интересов капиталистов, заявляет Чернышевский, во Франции и Германии в 1848 году волнения народных масс прекращались террористическими мерами. Буржуазные государства превращали всю «законодательную и административную силу в полицейский и военный надзор для усмирения и наказьгвания... — пишет Чернышевский, — ни одно из государств Западной Европы не могло бы сохранить своего настоящего устройства, если бы не опиралось на вооруженную силу».
Чернышевский едко высмеивал русских либералов, которые, захлебываясь от восторга, пели гимны буржуазному Западу, «ожидали найти там земной рай», а в буржуазных конституциях и парламентской системе усматривали верх совершенства государственного управления. Чернышевский разоблачал лживость буржуазной демократии. Французский парламент защищает интересы богачей, — таков смысл многих политических обзоров Чернышевского, посвященных Франции. В Англии «великолепный спектакль парламентского правления, — иронически говорил Чернышевский, — почти постоянно называется чистою комедиею», «гремят ораторы в парламенте, а преступные министры, ненавидимые нациею, улыбаются и преспокойно себе управляют Англией».
Чернышевский с возмущением писал о широко распространенной практике подкупов, угроз и т. п. во время выборов. Борьбу парламентских партий в Англии, в Америке он рассматривал как «семейные споры» внутри лагеря эксплуататоров. В шумной трескотне «свободной» буржуазной печати он слышит властный голос биржи.
С необычайной проницательностью Чернышевский обнажал лживость излюбленных лозунгов буржуазной демократии о свободе, равенстве и т. п. Мало сказать: «ты имеешь право», заявлял Чернышевский, надобно дать возможность, дать средства пользоваться этим правом. В противном случае все эти абстрактно провозглашенные «права» служат только «к замаскированию несправедливостей» владычества капиталистов и угнетения рабочих людей, и способны «только держать народ в мучении вечно обманываемой надежды».
Все симпатии великого русского демократа были на стороне народных масс, которые борются за реальное осуществление своих гражданских прав и экономических требований.
Разрабатывая экономическую теорию с точки зрения трудящихся, Чернышевский высказал гениальное положение: «...если изменился, — писал он, — характер производительных процессов, то непременно изменится и характер труда, и что, следовательно, опасаться за будущую судьбу труда не следует: неизбежность ее улучшения заключается уже в самом развитии производительных процессов».
Улучшение «судьбы труда» мыслилось Чернышевским в социалистической организации производства па базе коллективной собственности и коллективного труда. В передовых странах Европы эта задача уже практически встала перед обществом. «Форма наемного труда» (капитализм) продержится быть может еще «несколько десятилетий», даже поколений, но историческая судьба ее предрешена, и социализм приобретет господство в экономической жизни.
Народы Европы, как полагал Чернышевский, уже дали два больших сражения в «вековой борьбе за социализм» — это июньское восстание парижских рабочих в 1848 году и «колоссальная процессия» чартистов в Лондоне в том же году. Битвы эти были проиграны. Но впереди еще много новых сражений, и победа будет завоевана народом.
История подтвердила пророческие слова великого русского революционера. Мировая капиталистическая система находится в полосе глубочайшего общего кризиса. Обреченность отвременного капитализма выступает еще отчетливее, неизбежнее в свете всемирно-исторических побед могучего лагеря социализма.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.