При всех своих гениальных прозрениях, Чернышевский, набрасывая картину ближайшего исторического будущего, конечно, еще не дал и не мог дать научно обоснованных объяснений ни того, каковы материальные предпосылки социалистического способа производства, ни того, какая общественная сила будет руководить битвой за социализм. Важно в данном случае отметить другое, Чернышевскому была свойственна страстная вера в то, что и буржуазная Европа и еще задыхающаяся в тисках крепостничества Россия в своем историческом развитии неизбежно движутся к социализму. И там и здесь революционная борьба масс — решающее условие завоевания социалистических общественных отношений. Притом Европа идет своим путем к этой цели, Россия — своим, особым. Чернышевский подробно развил взгляды на этот счет в работах, посвященных русской общине (Статьи 1857 г. — о книге А. Гакстгаузена «Исследования о внутренних отношениях народной жизни и в особенности сельских учреждениях России», — «О поземельной собственности»; 1858 г. — «Критика философских предубеждений против общинного владения» и др.)
Славянофилы рассматривали общину в духе православно-монархических взглядов. Для них она «предмет мистической гордости». С их точки зрения, община — исключительно русское явление, кладезь русской патриархальности и религиозной веры; она убережет Россию от «гнилой европеизации», от революции, от безверия.
Чернышевский решительно отвергал эти реакционные взгляды. «Нечего нам считать общинное владение, — писал он, — особенною прирожденною чертой нашей национальности, а надобно смотреть на него как на общую человеческую принадлежность известного периода в жизни каждого народа. Сохранением этого остатка первобытной древности гордиться нам тоже нечего,... потому что сохранение старины свидетельствует только о медленности и вялости исторического развития».
Но коль скоро в России сохранилось общинное владение землей, — надо использовать это явление в интересах «лучшего порядка». Взвесив плюсы и минусы общинного быта, Чернышевский пришел к выводу, что Россия может осуществить переход к социализму через общину, что только эта последняя сможет предохранить массу земледельцев от «пролетариатства» и что только в общинных условиях станет возможным введение «очень сильных машин для хлебопашества», требующих «хозяйства в огромных размерах, на сотнях десятин».
Чернышевский в отличие от народников видел, что Россия начинает быстро вовлекаться в «экономическое движение», где действует «закон конкуренции»3, т. е. становится на путь капиталистического развития.
Все же Чернышевский полагал, что при известных условиях русская община даст возможность стране сразу перейти к социализму. В этом случае «ускоренный ход развития» будет достигнут благодаря тому, что Россия воспользуется положительным опытом Европы, не повторяя всех этапов её истории и даже минуя буржуазную стадию. В «союзном», «товарищеском» производстве эффектнее можно будет использовать культурно-технические достижения «передовых народов». В 1857—1858 годах Чернышевский очень резко выступил против российских либералов — апологетов капитализма, которые отмахивались от общины, а, в сущности говоря, от того, чтобы с ней связывались какие-либо социалистические планы. Именно под этим флагом русские либералы и ринулись в полемику с Чернышевским.
Но Чернышевский вскоре ушел от спора и, по его словам, упорно замолчал. Между тем либеральные и вообще враждебные демократии органы печати усиленно взялись вкривь и вкось толковать общинную проблему. «Вот уж много времени, — заметил Чернышевский, — как не проходит ни одного месяца без того, чтобы не явилось в разных журналах по нескольку статей об общинном владении».
Наконец, в декабре 1858 года Чернышевский выступает со статьей «Критика философских предубеждений против общинного владения», где в резкой, как бы мы теперь сказали, самокритической форме заявляет: «... Я стыжусь самого себя. Мне совестно вспоминать о безвременной самоуверенности, с которою поднял я вопрос об общинном владении. Этим делом я стал безрассуден, — скажу прямо, стал глуп в своих собственных глазах».
В чем же дело? Чернышевский отказался от общинного поземельного принципа? Отнюдь, нет. Статья, из которой приведена цитата, защищает этот принцип. Некоторые советские исследователи толкуют критическое самопризнание Чернышевского в том смысле, что он до конца 1858 года еще возлагал надежду на реформу, на то, что земля без выкупа попадет в руки крестьянства, но когда Чернышевский убедился в том, что крепостники под видом «освобождения» собираются ограбить крестьян, он охладел к общинному вопросу. Это объяснение нуждается в существенных поправках.
Чернышевский и до 1858 года не предполагал, что общинный социалистический принцип получит развитие в условиях царизма. Поднимая вопрос об общине, он имел в виду пропагандистски указать на социалистический идеал и на то, что общинное владение постольку есть «высшая гарантия благосостояния людей», поскольку оно ведет к осуществлению этого идеала. «Резким полемическим тоном, — писал Чернышевский, — был начат мною спор об общинном владении. Крик этот имел одну цель: заставить обратить внимание на предмет его». И Чернышевский достиг этой цели. Но он допустил серьезный тактический просчет. Споры о судьбах русской общины отвлекали общество от вопросов жизненно важных, практических. Под шумок этих споров либеральные «освободители» хлопотали о том, чтобы оставить крестьянство и без «низшей гарантии благосостояния», т. е. и без земли и без воли. Чернышевский это скоро понял. Вот почему он и писал с такой горечью, с «чувством отвращения и негодования»: «Пошло в ход глупым образом начатое мною дело об общинном владении...».
Чернышевский и после этого инцидента касался общинной темы. Вопрос о судьбах общинного владения он,поскольку позволяли цензурные условия, ставил в прямую зависимость от назревающей в стране революции. В заметках, предназначавшихся для печати, но в свое время не опубликованных, Чернышевский прямо говорит о «третьей форме обладания землею» (в отличие от феодальной и буржуазной), которую он защищает, о «государственной поземельной собственности с общинным владением».
Совершенно очевидно, что Чернышевский имел в виду, конечно, не государство помещиков-крепостников, а государство, в котором власть принадлежит трудящимся. Только такому государству можно было отдать в собственность землю, и только при таком государстве община даст «удобное, просторное основание, для... нового порядка», социалистического порядка («О причинах падения Рима», 1861 г.).
А такое государство может быть завоевано только в результате народной революции. Все силы своего ума, организаторского таланта, своего огромного влияния Чернышевский употреблял на то, чтобы поднять крестьянство на восстание.
В. И. Ленин, называя Чернышевского великим русским социалистом-утопистом, разъяснял, что, он радикально отличался от западных социалистов-утопистов. Чернышевский не был реформистом. Русский мыслитель открыто писал о несбыточности филантропических надежд Сен-Симона и Фурье мирными средствами укоренить в жизни народов социализм, убедить фабрикантов и заводчиков стать помощниками в этом деле.
«... Чернышевский был не только социалистом-утопистом, — писал В. И. Ленин. — Он был также революционным демократом, он умел влиять на все политические события его эпохи в революционном духе, проводя — через препоны и рогатки цензуры — идею крестьянской революции, идею борьбы масс за свержение всех старых властей».
Глубокая критика Чернышевским феодально-крепостнического и буржуазного строя, вдохновлявшаяся идеей народной революций и социализма, сыграла огромную роль в политическом воспитании многих поколений русских революционеров.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.