Чернышевский пользовался любым случаем, чтобы ударить по царизму и крепостничеству. В «Заметках о журналах» он приводил цитаты из статей благонамеренных авторов, выделив курсивом, например, следующие строки: в России и за границей распространяется «ложная идея будто невольничество или рабство одно и то же, что крепостное состояние...». Как бы потом ни доказывалось, что это разные понятия, читатель делал свои выводы из этих рискованных для русского царизма аналогий и сближений.
Возможность писать по крестьянскому вопросу относительно свободнее Чернышевский получил только в конце 1857 года, когда правительство Александра II придало огласке свое намерение заняться «улучшением быта помещичьих крестьян».
Некоторое, очень непродолжительное, время Чернышевский полагал, что царизм, под давлением народных бунтов и массового недовольства в разных слоях русского общества, пойдет на уступки, ликвидирует крепостное право, и этот акт облегчит в какой-то мере положение крестьянства. Но Чернышевский не утрачивал революционной перспективы. Как и прежде, он оставался непримиримым врагом самодержавия. Он понимал, что правительство помещиков вынужденно сделало такой шаг, как подготовка крестьянской реформы. Это было выражением слабости царизма. И Чернышевский стремился всеми средствами бороться за то, чтобы вырвать из рук врага как можно больше и ослабить его в интересах будущего революционного переворота. «Революционеры никогда не откажутся, конечно,— писал В. И. Ленин, — от борьбы за реформы, от захвата хотя бы неважной и частной вражеской позиции, если эта позиция усилит их натиск и облегчит полную победу».
Что основы тактики Чернышевского в предреформен-ное время были именно таковы, об этом свидетельствуют многие факты. Во-первых, Чернышевский энергично и настойчиво защищал коренные интересы, важнейшие требования угнетенного крестьянства, которые правительство помещиков не согласилось бы удовлетворить ни под каким видом. Тем самым он выявлял и мобилизовы-вал вокруг «Современника» подлинно революционные элементы общества, готовя их для грядущего штурма. Во-вторых, «Современник» Чернышевского взял курс на возбуждение недовольства существующим порядком вещей во всех слоях русского общества, на поддержку всех тех, кто в той или иной форме это недовольство выражал. В-третьих, Чернышевский старательно разжигал соперничество в лагере врагов народа, стремясь, так сказать, столкнуть лбами заядлых крепостников, либеральствующих «прогрессистов»-помещиков и лавирующее в этой теплой компании правительство. Этим самым вождь революционной демократии добивался того, что конкурировавшие между собою помещичьи партии, рьяно отстаивая грабительские классовые интересы, политически разоблачали себя сами.
Уже в июльской книжке «Современника» за 1857 год Чернышевский в завуалированной, но достаточно понятной для читателя форме заявил о том, что крестьянство должно быть освобождено с землей и без каких бы то ни было выкупных платежей.
В ответ на программное заявление либерального «Русского вестника» о том, что «общество обязано дать движение новым интересам (т. е. отменить крепостное право. Е. П.), но также обязано дать вознаграждение старым (т. е. вознаградить помещиков-крепостников. Е. П.)», Чернышевский писал: «По юридическому... правилу грабитель не заслуживает ровно никакого вознаграждения! за то, что отказывается от грабежа — он счастлив должен быть уж тем, когда не взыскивают с него денег, заграбленных им».
Яснее нельзя было сказать: помещики-душевладельцы («грабители») не имеют права требовать выкупа, пусть довольствуются тем, что вековая крепостническая эксплуатация («грабеж») может пройти им «безнаказанно». Историческая справедливость требует того, чтобы помещичьи земли безвозмездно были переданы крестьянам.
Эту точку зрения революционной демократии Чернышевский последовательно отстаивает во многих своих статьях.
Ссылаясь на резкую осуждающую оценку самодержавия, данную Добролюбовым в статье «Темное царство», Чернышевский писал, что «самодурством» или «азиатством» называется такой порядок дел, при котором не существует неприкосновенности никаких прав, при котором не ограждены от произвола ни личность, ни труд, ни собственность. Там господствует исключительно насилие. Чернышевский клеймил царизм как «безграничное владычество самодурства».
Вместе с тем в годы, предшествующие революционной ситуации, Чернышевский поддерживает и непоследовательные и даже просто робкие выступления против правительства. Так, например, он сочувственно встретил произведения, которые специальным подбором и описанием отрицательных явлений, фактов и типов в совокупности рисовали мрачный фон русской крепостнической действительности.
В письме к Некрасову от 13 февраля 1857 года Чернышевский, излагая план мартовской книжки «Современника», сообщал, что он намерен поместить «статейку Селиванова в роде его «Провинциальных воспоминаний», плохо, разумеется, со стороны таланта и ума, но эффектно и выгодно по своей резкости».
В рассказе Турбина, опубликованном в июльской книжке «Современника» за 1857 год, читатель знакомился, например, с образом жестокой и блудливой помещицы Василисы Кузьминичны, которая хвалится тем, что она «возов пять хворосту» истрепала на мужицкие спины. Подобных сценок, фактов приводилось порядочно в рассказах Мельникова-Печерского, Селиванова, Афанасьева-Чужбинского и других второстепенных литераторов.
Все это свидетельствовало о наличии недовольства в русском обществе, о росте в нем оппозиционных настроений, и Чернышевский поощрительно относился к такого рода беллетристике, пытаясь вывести ее на путь подлинно демократической сатиры, обличающей не частные пороки, а самые устои крепостничества и самодержавия.
Чернышевский не обошел молчанием вышедшие впервые в 1856 году славянофильский журнал «Русская беседа» и крикливый, фразистый орган либералов «Русский вестник». И опять-таки потому, что эти органы печати пусть робко, пусть непоследовательно, но все же выражали недовольство политикой правительства. «Все хотят одного и того же», заявлял Чернышевский, — т. е. отмены крепостного права, хотя он и прекрасно знал, что группировавшиеся вокруг этих журналов люди преследовали свои классовые цели.
В. И. Ленин, как известно, гордился тем, что марксистская «Искра», ни на йоту не отказываясь от своей классовой, пролетарской программы, «пробуждает политическое недовольство во всех слоях населения».
В средине 50-х годов, на ранних этапах борьбы вокруг реформы, «Современник» Чернышевского в интересах осуществления программы крестьянской демократии стоял именно на такой тактической позиции. Об этом свидетельствует помимо указанных и еще один разительный факт общественной биографии Чернышевского. Сравнительно недолго, около года (январь—ноябрь 1858 г), Чернышевский был главным редактором «Военного сборника», основанного известным либералом — военным администратором Д. А. Милютиным Лично в журнале Чернышевский не печатался. Но, подбирая и редактируя материал, Чернышевский смог придать официальному военному органу критико-обличительное направление. «Он прекрасно видел, — пишет современный исследователь редакторской деятельности Чернышевского в «Военном сборнике», — те оппозиционные настроения, которые породило в среде офицеров русской армии крымское поражение... Работа в «Военном сборнике» сближала его с офицерами, помогала сколачивать оппозицию в их среде, воспитывать передовое офицерство в духе непримиримости к царскому самодержавию».
В своих известных статьях: «О новых условиях сельского быта», «О способах выкупа крепостных крестьян», «О необходимости держаться возможно умеренных цифр при определении величины выкупа», «Труден ли выкуп земли?», «Материалы для решения крестьянского вопроса» и других — Чернышевский доказывал, что если уж устанавливать выкуп за землю, то оплачивать его обязаны не крестьяне, а государство помещиков и купцов. В пору, когда во-всю разыгрались грабительские «выкупные» аппетиты помещиков, Чернышевский занимался своими вычислениями исключительно с целью разоблачения эгоистических классовых притязаний крепостников и царского правительства, исключительно с целью пропаганды своего революционного плана освобождения крестьян.
Из статей Чернышевского становилось ясно, что готовящаяся реформа, в какие бы либеральные одежды ни рядили ее помещики, носит враждебный народу характер, и что подлинное освобождение с землею крестьянство получит, свергнув власть эксплуататоров.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.