Крепостные графа Кочубея в с. Рыбушке Саратовской губ. взбунтовались, намереваясь уехать на «вольные поселения» в Оренбургские степи. Этот слух распространял в помещичьих вотчинах отставной унтер-офицер Геенков. Крестьянские волнения были подавлены. «Возмутитель народа» Геенков был беспощадно наказан плетьми и сослан в Сибирь на каторжную работу.
Вольская помещица Грузинцева подвешивала в «железное кольцо для люльки» семидесятилетнюю крепостную старуху Дарью Грунину за то, что та молоденькою «в бегах находилась для виденья самозванца Пугачева».
В начале 40-х годов в трех крупных уездах Саратовской губернии разразился «картофельный бунт»; участники его, крестьяне ряда сел Сердобского, Петровского и Кузнецкого уездов, оказали сопротивление властям, которые в духе глуповских градоначальников вводили по «государевой воле» разведение картофеля в «казенных селениях». Бунтовщиков усмиряли воинские команды. С «зачинщиками» жестоко расправился царский суд. Подобные вспышки народного гнева были тогда нередким явлением.
В заметках «Из автобиографии» Чернышевский приводит жуткую историю гибели талантливого медика, который полюбил крепостную женщину, но не смог с ней повенчаться «без позволения госпожи» (Чернышевский добавляет: барыня не соглашалась продать крестьянку, чтобы эта последняя могла получить волю, а затем и выйти замуж).
В III главе автобиографических заметок, касаясь общественной жизни Саратова тех лет, Чернышевский набрасывает что-то вроде сатирической летописи, воспроизводящей и обличающей жизнь правителей родного ему города. С щедринской силой иронии и насмешки Чернышевский рассказывает о диких нравах, казнокрадстве саратовских помпадуров-губернаторов, о разбойничьих похождениях буйного губернаторского сынка, о шайке грабителей, атаманом которой был один из важных полицейских чинов города.
В социальном, общественном укладе Саратова явственно отражались типические черты жизни всей крепостнической России, обнажались бесчисленные пороки ее реакционного режима. Вся эта обстановка с ее «дикой бессмыслицей» решительно противоречила понятиям о правде, законности. По признанию самого Чернышевского, этот «хаос» порождал в голове мальчика «путаницу невообразимую», заставляя задумываться над всем происходящим вокруг него.
Чтение русских и западных классиков помогло пытливому юноше утвердиться в мыслях о том, что возможна иная, «прекрасная и добрая жизнь».
Особенностью семейного воспитания юного Чернышевского было, как известно, то обстоятельство, что он рано проникся трезвыми взглядами на жизнь, далекими от всего фантастического, бесплодно-мечтательного.
«Моя убогая юность, — писал Чернышевский, — дала живое чувство небогатой обыденной жизни, — внушила его мне так неодолимо, что из моих понятий легко выбрасывалась потом всякая нарядная ложь».
Чернышевский воспитывался как разночинец. С детства он впитал чувство уважения к труду, к людям труда. Весь бытовой уклад разночинческой семьи противостоял барской беспечности и тунеядству, дворянской праздной мечтательности и незнанию подлинной жизни.
Привычка видеть вокруг себя людей, «поступающих, говорящих, думающих сообразно с действительною жизью», впоследствии, по признанию самого Чернышевского, очень много помогла ему, когда пришла пора «теоретически разбирать, что правда и что ложь, что добро и что зло».
С детства полюбились Чернышевскому образы былинных богатырей. С детства Чернышевский был наслышан об историческом подвиге русского народа в героическом 1812 году. И это внушало ему чувство патриотической гордости за свой народ. Но вместе с тем Чернышевского поражало проявление таких сторон в характере народа, которые он однажды наблюдал в семинарские годы. На берегу Волги шел кулачный бой — явление тогда бытовое, распространенное. И вот оказалось, что большая толпа, состоящая из отважных, сильных, разгоряченных схваткой людей, вдруг бросилась бежать, завидев вдали полицейского с несколькими будочниками. Как это могло случиться, что медведи превратились в телят? — на этот вопрос юный Чернышевский еще не мог тогда дать удовлетворительного ответа, но он уже задумывался над таким положением, когда сильный, храбрый народ терпеливо сносит иго ничтожных правителей своих. В этой связи чрезвычайно показательно признание Чернышевского в автобиографических записках: «... У меня есть своя теория, которая одним из своих оснований имеет и мое личное знакомство с обыденною жизнью массы, — а значительная доля этого знакомства приобретена мною еще в детстве».
В 1846 году, не окончив семинарии и таким образом резко порвав с планами, готовившими его к карьере богослова, Чернышевский уезжает в университет. В этом факте нельзя не усмотреть признаков растущей и приобретающей самостоятельность критической мысли талантливого юноши. По приезде в Петербург 18-летний Чернышевский послал в Саратов своему другу А. Пыпину знаменитое письмо, показывающее, как заметно духовно, идейно вырос Чернышевский и как горячо и сильно волновали его вопросы патриотического служения Родине, народу, отечественной науке. «Пусть и Россия, — писал он, — внесет то, что должна внести в жизнь духовную мира... выступит мощно, самобытно и спасительно для человечества... И да совершится через нас хоть частию это великое событие! И тогда не даром проживем мы на свете... Содействовать славе не преходящей, а вечной своего отечества и благу человечества — что может быть выше и вожделеннее этого».
В университетские годы (1846—1850) завершилось формирование мировоззрения Чернышевского как революционного демократа. В жизни русского общества в эту пору происходили серьезнейшие изменения и сдвиги. Возмущение народных масс крепостническим режимом непрерывно нарастало. Весь ход экономического развития подтачивал, подрывал изнутри старые феодальные порядки, которые поддерживались чисто полицейскими мерами насилия и произвола. Напуганное революциями 1848 года на Западе, царское правительство усиливало реакционную политику как внутри страны, так и за ее пределами.
Но неодолимо пробивало себе дорогу в истории новое. В Европе рабочий класс уже сплачивался под знаменами «Манифеста Коммунистической партии». В России поднималась новая волна революционного прибоя, освободительной борьбы.
«Вокруг была уже не старая декабристская Россия, — пишет советский историк М. Нечкина. — Когда Белинскому было три года, в России насчитывалось 3371 фабрика, а через несколько лет после его смерти, в начале 50-х годов, их было уже свыше 9994... Немало крестьянских сыновей, не желая повторять в своей биографии отцовскую и дедовскую жизнь, законно или незаконно, с паспортом или без паспорта, стремились в город на заработки. Возрастало число вольнонаемных людей, пробиравшихся к новой жизни через щели трещавшего крепостнического здания... Разночинцы вступали в историю. Они численно возрастали, множились, вызванные к жизни развитием капиталистических форм хозяйства, разлагавших феодально-крепостной строй старой сословной России. Через своих отцов и дедов они связаны были тысячью нитей с задавленным русским крестьянством».
Разбуженный декабристами Герцен развертывал революционную агитацию. В Петербурге активно действовал кружок, руководимый одним из талантливых русских мыслителей и революционеров М. В. Петрашевским (1821—1866). Петрашевцы распространяли среди молодежи антикрепостнические идеи, социалистические учения и взгляды.
Русская литература делала новый шаг вперед в своем развитии; писатели «натуральной школы», школы Белинского и Гоголя расширили ее общественную тематику, углубили ее реалистическое содержание, подняли ее критический пафос. Передовая русская литература, по словам Белинского, становилась «вождем, защитником, спасителем от русского самодержавия, православия и народности». Она успешно осуществляла одну из крупнейших задач современности — формировала критическое сознание русских людей, воспитывала в русском человеке гражданина и патриота, мужественного борца за демократические идеалы. Выражая гневные настроения крепостных крестьян, великий демократ Белинский на страницах «Современника» яростно сражался с идеологами реакции, страстно пропагандировал материализм, направлял молодежь на путь революционной борьбы с самодержавием и помещичьей неволей. Дышащие ненавистью к царскому деспотизму, церкви и крепостничеству строки знаменитого «Письма к Гоголю» зажигали в сердцах передовых деятелей страны желание самоотверженно служить народу в великом деле его освобождения.
Царизм неистовствовал. Он преследовал Герцена, свирепо расправился с петрашевцами, загнав лучших из них на каторгу, убивал солдатчиной поэта-революционера Шевченко, собирался и Белинского сгноить в казематах Петропавловской крепости. Цензурные башибузуки вытравляли «крамолу» в журналах, предоставляя жандармам усмирять многолетней ссылкой «крамольников». Именно так III отделение поступило с будущим соратником Чернышевского — великим русским сатириком Салтыковым-Щедриным, сослав его в Вятку. В университетах и гимназиях насаждались православно-монархические принципы, устанавливался строгий надзор за преподаванием, в особенности таких наук, как философия, политическая экономия, история, государственное право. В 1850 году кафедры философии в университетах вообще были закрыты, а курсы логики и психологии переданы преподавателям богословия.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.