Николай Гаврилович Чернышевский родился 12 (по новому стилю 24) июля 1828 года в Саратове, в семье священника. Детские и юношеские годы Чернышевского прошли в родном городе на Волге. В среде местного духовенства, погрязшего в невежестве и корыстолюбии, семья Чернышевских выделялась известной живостью и свежестью умственных интересов, любовью к чтению, строгостью моральных устоев, уважением к труду, несмотря на то, что дух церковного догматизма проникал и в это разночинческое гнездо. Впоследствии молодой Чернышевский не без серьезного внутреннего напряжения высвобождался из-под давления религиозных и рутинных понятий.
С 7—8 лет началось систематическое домашнее обучение, проходившее под руководством отца Чернышевского — Гаврилы Ивановича, человека образованного, начитанного, тянувшегося к научной деятельности.
В программе домашних занятий, помимо уроков чтения и письма, много времени отводилось изучению языков. Уже в возрасте 13—14 лет Чернышевский знал латинский и греческий языки, усиленно изучал французский и немецкий, еще до поступления в семинарию интересовался персидским языком. Со страстью и увлечением отдавался юный Чернышевский чтению. Он называл себя «библиофагом», «пожирателем книг». «Дожил я лет до 9, — писал Чернышевский в «Автобиографии», — уже два года роясь в книгах, доступных моим рукам».
В доме Чернышевских была богатая по тогдашним временам библиотека. В кабинете отца стояли два шкафа, наполненные книгами. «Здесь была, — свидетельствовал двоюродный брат Чернышевского А. Н. Пыпин, — и старина восемнадцатого века, начиная с Роллена, продолжая Шренком и аббатом Милотом; за ними следовала «История Государства Российского» Карамзина, Энциклопедический словарь Плюшара, «Путешествие вокруг света» Дюмон-Дервиля, «Живописное обозрение» Полевого, «Картины света» Вельтмана и т. п. Этот последний разряд книг и был нашим первым чтением. За тем представлена была литература духовная... к нам про никала новейшая литература. Гаврила Иванович, очень уважаемый в городе, имел довольно большой круг знакомства в местном богатом дворянском кругу и отсюда он брал для сына, Николая Гавриловича, новые книги русские, а также французские: у нас бывали свежие томы сочинений Пушкина, Жуковского, Гоголя, некоторые журналы».
В духовном развитии Чернышевского книги играли большую роль. Перечитал он их великое множество и по разным областям знаний уже в детские и юношеские годы. Широта его познаний, колоссальная начитанность поражали всех знавших его.
К 1842 году, завершив в домашней обстановке прохождение программы духовного училища, 14-летний Чернышевский становится учеником саратовской семинарии.
Это церковно-казенное учебное заведение, как и все иные духовные училища, славилось иссушающей ум затхлой, схоластической системой преподавания, тупой богословской зубрежкой, скукой, невежеством большинства учителей, «бедностью массы семинаристов». В полной мере относятся к самому Чернышевскому его слова из «Материалов для биографии Н. А. Добролюбова»: «Ничего нового для себя Добролюбов не мог узнать из семинарского преподавания: обо всем, чему учили профессоры, он уж много читал раньше, нежели начал слушать их уроки. Как и некоторые другие очень даровитые люди, с ранних лет полюбившие чтение, он был обязан своим образованием самому себе...», «только собственному, самостоятельному труду».
Действительно, благодаря необыкновенной любознательности, энергии и труду гениально одаренный юноша к 18 годам, когда он решил оставить семинарию ради университета, обладал богатым запасом знаний; его уже волновали большие вопросы жизни, в пылких мечтаниях рисовалась ему его собственная общественная деятельность, окрыленная патриотической идеей служения отечеству. В наброске «Из автобиографии» Чернышевский писал, что он в семинарскую пору упорно искал для себя убеждений более удовлетворительных, чем смесь Голубинского и Феофана Прокоповича с романами, журнальными статьями и учеными книгами всяческих тенденций «до Диккенса и Белинского».
Формирование прогрессивных убеждений совершалось у Чернышевского под воздействием корифеев русской литературы — Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Белинского. Их великие творения внушали гуманные мысли и чувства, будили свободолюбивые стремления, учили ненавидеть угнетение, бесправие, многоликую пошлость.
В средине 50-х годов Чернышевский написал для юношества книгу о Пушкине. И, как бы переносясь «мыслию к собственному детству и отрочеству», он называет в ней поэта «руководителем людей к благородному понятию о жизни», гениальным художником, который «первый стал описывать русские нравы и жизнь различных сословий русского народа с удивительной верностью и проницательностью». Глубоко захватывала Чернышевского поэзия Лермонтова, которая воспринималась, как энергичный и страстный протест против аракчеевщины, свинцовой тяжести жизни в крепостнической стране. «Я знал чуть не все лирические пьесы Лермонтова», — писал позже Чернышевский. Сатирические образы гоголевского творчества вызывали негодующий смех над пошлыми нравами чиновников и помещиков. Статьи Белинского были для Чернышевского, так же как и для Некрасова, Щедрина, Добролюбова, той «школой идей», которая формировала критические, патриотические взгляды и верования. Именно Белинский направил пытливую, ищущую мысль юноши Чернышевского на путь выработки демократических убеждений. В студенческом дневнике Чернышевский писал о журнале «Отечественные записки» времен сотрудничества в нем Белинского: «Из этого источника раньше я воспитывался».
Не менее значительной, чем литературные чтения, в процессе идейного развития Чернышевского была роль живых впечатлений от окружающей его в детстве и юношеские годы социально-бытовой среды. Дворянско-купеческий Саратов во многом сохранял все те черты, которые дали основание Грибоедову увековечить его в знаменитом изречении: «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». Только к средине 40-х годов в городе был открыт водопровод. Весной и осенью улицы города утопали в грязи. Окраины, где в жалких домишках ютились бедные горожане, уже решительно ничем не отличались от деревенского захолустья. Церкви, лабазы и купеческие лавки, питейные дома и трактиры, немногочисленные каменные строения на главных улицах — вот чем «блистал» старый Саратов, как и любой средней руки губернский город крепостнической России. Учебные заведения в городе насчитывались единицами, здравоохранение находилось в тяжелом положении, процветало знахарство, библиотеки и книжная торговля только еще развертывались, театр влачил жалкое существование. Нечего и говорить, что даже и эта бедная культура была совершенно недоступна трудовой массе. В летние месяцы жизнь города несколько оживлялась. К саратовским пристаням подплывали волжские баржи, дощаники, большие расшивы. Шла бойкая торговля рыбой, солью, хлебом, персидскими и верховыми товарами. В поисках заработка в город стекались толпы простых людей — бурлаков, беглых крепостных, бродячих ремесленников, рабочих.
«Жизнь моего детства, — заявлял позже Чернышевский, — была погружена в жизнь моего народа, которая охватывала меня со всех сторон».
Саратовская действительность раскрывалась перед юным Чернышевским в своих бросающихся в глаза социальных контрастах. Сытое безделие богатых и полуголодное существование городской голытьбы, нечеловечески тяжелый труд бурлаков, дикое самоуправство помещиков-душевладельцев, купцов и чиновников и бесправная жизнь крепостных крестьян, ужасы николаевской солдатчины — эти ранние впечатления откладывались, пусть еще политически непроясненно, в сознании юного Чернышевского и будили критическую мысль. Мемуарные источники указывают, что перед Чернышевским рано «мелькали... мрачные картины насилия, жестокости, подавления личного и человеческого достоинства. Случалось слышать, а иногда и самому видеть проявления крепостного произвола... Приходилось... слышать о тяжестях крестьянской жизни, приводивших к так называемым бунтам».
Действительные исторические факты подтверждают эти скупые замечания современника.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.