В целом можно согласиться с В. Толстых, который утверждает, что «развивая в процессе образования и воспитания интеллектуальные силы человека, мы в то же время мало и случайно воздействуем на эмоциональную сторону и считаем культуру чувств, по-видимому, чем-то производным от интеллектуального совершенства». Накопление знаний и развитие интеллекта, безусловно, накладывает отпечаток на эмоциональную сферу человека, но чтобы целеустремленно формировать эмоции и чувства, надо учитывать их природу, причины и возможности изменения, кроющиеся как в качествах воздействующих факторов, так и в самой личности.
Эмоциональная жизнь человека начинается с простых эмоциональных реакций, затем появляются эмоциональные состояния и, наконец, чувства — устойчивые эмоциональные отношения к действительности. В этой связи заметим, что механизм эмоций и чувств не сводится к информационному процессу, а их назначение — к компенсации недостатка информации. Согласно информационной теории эмоций для вполне информированной системы эмоции были бы излишни. Однако определенные эмоции и эмоциональные состояния имеют место и тогда, когда человек полностью информирован об определенном явлении или когда его потребности удовлетворены.
Высшие чувства и пути их формирования у студентов
Высшие чувства студента возникают на основе научного мировоззрения в связи с удовлетворением или неудовлетворением его духовных потребностей, с выполнением или нарушением усвоенных им норм жизни и социального поведения, ходом и результатами своей деятельности. Среди высших чувств главное место принадлежит морально-политическим, интеллектуальным и эстетическим. Любовь к своей Родине, к странам социализма, ненависть к врагам коммунизма, любовь к учению, к своему вузу, к своей профессии, чувство интернационализма, достоинства советского студента и др.— морально-политические чувства студента. Они наиболее тесно связаны с мировоззрением, с нравственными убеждениями, взглядами и знаниями студента, а также с представлениями о своей Родине, о народах, борющихся за избавление от капиталистического рабства, о счастье людей труда, о своем вузе, работе выпускников на благо общества. Эти чувства широко проявляются и играют важную роль в деятельности студента, от уровня их развития зависит успеваемость и социальная активность его личности.
Что касается интеллектуальных чувств студента, то они ярко проявляются в процессе его умственной познавательной деятельности, особенно при решении новых и трудных задач. К интеллектуальным чувствам относятся: чувство нового, любознательность, удивление, недоумение, удовлетворение найденным решением, сомнение. Особо следует выделить любознательность, которая является мощным побуждением к познавательной работе человека.
Интеллектуальные чувства имеют немаловажное значение в процессе усвоения знаний, во всей учебной работе студентов. Обычно они стимулируют мышление, заставляют глубже проникать в сущность предметов и явлений.
Эстетические чувства — проявление эстетического отношения к действительности. Они выражают идеал и понимание прекрасного и безобразного. Эти чувства активизируют деятельность студента, помогают ему яснее понять высокое назначение обучения, осуждать неблаговидные поступки товарищей, заставляют быть пунктуальным, собранным, аккуратным, следить за одеждой, чистотой помещений, точно и четко выполнять учебные и другие задачи. Эстетические чувства разнообразны: чувство удовлетворения, восхищения, чувство героического, чувство отвращения и т. д.
Чувство удовлетворения возникает в связи с восприятием того, что человек считает красивым, возвышенным. При восприятии безобразного, низменного появляется чувство отвращения, неудовлетворенности, гнева.
Эстетические чувства по своему происхождению социальны и тесно связаны с нравственными. Социальная природа их ярко выступает при переживании людьми разных обществ и классов своего отношения к одному и тому же предмету, явлению. Многое из того, что кажется красивым, возвышенным иному представителю капиталистического мира, переживается советским человеком как безобразное, смешное, грубое, пошлое, чуждое цивилизованным людям.
Каковы пути воспитания высших чувств у студентов? Прежде всего — это расширение и углубление знаний, поскольку «знание и переживание неразрывно связаны между собой, взаимно проникают друг в друга, постоянно взаимодействуют...». Расширение и углубление знаний о своем вузе, его традициях повышает чувство уважения к нему, ответственности за свою успеваемость и овладение профессией. Аналогично этому расширение знаний студентов о высоком назначении наук, избранной префессии способствует развитию и укреплению высших чувств.
Студент должен видеть, как отмечает С. И. Зиновьев, что в вузе создается нечто новое и важное в научном отношении. Тогда он проникнется уважением к вузу, будет ценить возможность пребывания в нем. Без этого учебный процесс может превратиться в формальную и скучную для студента обязанность.
Однако следует оговориться, что задача воспитания чувств не решается простой передачей студентам нравственных, исторических, эстетических и других знаний и сведений. Знания могут расти сравнительно быстро, а чувства изменяться медленно. Чтобы разрыв между знаниями и чувствами был минимальным, надо передавать знания образно, эмоционально, убедительно, приводить на занятиях такие факты и примеры, которые вызывали бы глубокие переживания и горячие отклики, активизируя именно те чувства, которые необходимо воспитать. Важно также предоставить студентам в учебной и общественной деятельности достаточную самостоятельность, чтобы они могли проявлять интеллектуальную и волевую активность, применять полученные знания, участвовать в научном творчестве.
Интеллектуальные чувства развиваются у студентов в процессе активной познавательной деятельности, на основе интереса к обучению, преподаваемым предметам, постановки и решения проблемных вопросов и задач. Ситуация обучения в вузе оценочная, связана с далекими перспективами, и поэтому она поддерживает интеллектуальную активность студентов.
Развитие эстетических чувств требует выработки и усвоения каждым студентом определенных норм прекрасного, эстетических оценок содержания и форм объектов. Эти нормы и оценки, как и понятие о прекрасном, совершенном в жизни, создаются на основе мировоззрения, овладения научными знаниями и культурой. Но поскольку морально-политические и другие высшие чувства студента органически связаны с его мировоззрением, убеждениями и взглядами, так как именно они определяют его отношение к объективной действительности, к обучению, коллективу и другим людям, постольку формирование коммунистического мировоззрения и сознательности оказывает решающее влияние на морально-политические, интеллектуальные и эстетические чувства.
Покажем это на положительном опыте формирования высших чувств у студентов Белорусского политехнического института. Оно практически начинается с торжественного посвящения первокурсников в студенты. Этим актом открывается каждый учебный год. К выстроившимся на поле стадиона института первокурсникам обращаются с приветствием и напутствием представители общественных организаций, профессора, выпускники БПИ. Ректор вручает им символический студенческий билет и «ключ знания». Первокурсники дают клятву своей учебой, своим трудом внести достойный вклад в дело коммунистического строительства. Церемониальным маршем проходят они мимо памятника преподавателям, сотрудникам и студентам ВПИ, погибшим в борьбе с фашистскими захватчиками в период Великой Отечественной войны, возлагают к его подножию цветы.
Воспитанию студентов в духе идеалов и чувств во внеучебное время помогает лекционная пропаганда. В 1972 г. лекционная группа института насчитывала более 780 человек. В ее состав входили академики, профессора, доценты, преподаватели. Популярностью среди студентов пользуется кинолекторий «Мир сегодня».
С докладами и лекциями в БПИ выступали К. Т. Мазуров, П. М. Машеров, Т. С. Горбунов, С. А. Пилотович, А. Т. Кузьмин, Т. Я. Киселев, министры, ответственные работники обкома, горкома и райкома партии Большой интерес вызывают у студентов также выступления ученых, участников революции и войн, старых коммунистов, новаторов производства.
Одним из важнейших средств формирования высших чувств студентов являются политинформации, которые проводятся два раза в месяц во всех студенческих группах. Стали традиционными такие мероприятия, как посещение Дома-музея I съезда РСДРП, Государственного музея истории Великой Отечественной войны, музея боевой славы подшефной воинской части, поездки в Брестскую крепость-герой, Хатынь и на Курган Славы, факельное шествие в канун Дня Победы. Традиционными стали и ежегодные многодневные походы по местам боевых действий воинских частей и партизанских бригад в годы Великой Отечественной войны. В 1971 г. было проведено 23 таких похода.
Памяти студентов, преподавателей и сотрудников института, погибших в годы Великой Отечественной войны, посвящен художественно-документальный фильм «Память», созданный любительской киностудией БПИ. В патриотическом воспитании студентов значительную роль играет институтская организация ДОСААФ, насчитывающая в своих рядах свыше 9 тыс. студентов.
Большое значение в воспитании высших чувств имеет умелое использование примеров, раскрывающих высокий духовный и нравственный облик советских людей, героев войны и труда. Влияние романтики подвигов на нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства студентов усиливается, если во время бесед о героизме советских людей подробно рассказывается об обстановке, в которой были совершены подвиги, о побуждениях и нравственных качествах героя, его жизненном пути.
Высшие чувства способны вызывать и развивать все виды искусства. В связи с этим надо указать на значительную роль университетов культуры, кино, передвижных художественных выставок. В воспитании высших чувств у студентов большая роль принадлежит обсуждению и разбору лучших произведений русской классической и советской художественной литературы.
Эстетические чувства и интересы студентов ориентированы прежде всего на такие виды искусства, как музыка, кино, эстрада. Эти виды наиболее доступны в условиях развития средств массовой информации.
Что касается таких видов искусства, как живопись, опера, балет, то возможности их использования в воспитании студентов ограничены как условиями культурной жизни города, где находится вуз, так и количеством свободного времени, находящегося в их распоряжении. Немаловажное значение имеет и ограниченность материальных возможностей студентов. На старших курсах эстетические интересы студентов сужаются во всех видах искусства, и количество студентов, увлекающихся каким-либо видом искусства, в 1,3—2 раза меньше, чем на первом курсе. Число «физиков», увлекающихся многими видами искусства (кроме оперы и балета), в 1,5—2 раза меньше, чем число «лириков». «Физики» в два раза меньше читают общественно-политические журналы, но зато количество «физиков», читающих литературно-общественные и художественные журналы, на 15% больше количества «лириков», читающих те же журналы.
Ценностное отношение студентов к искусству говорит о том, что они ищут в художественном произведении не просто развлечение, а удовлетворение познавательных потребностей — эстетических и интеллектуальных.
Вместе с тем недостаточная регулируемость образно-художественной информации создает опасность пресыщения впечатлениями, полученными от знакомства с произведениями искусства, что может привести к извращению художественного вкуса.
Как свидетельствуют результаты ряда исследований, ориентация на художественные ценности и художественное творчество в большой степени зависит от социально-демографических характеристик студента и от того, в каком городе находится вуз. Так, женщины более склонны к художественным ценностям, мужчины больше ориентированы на науку. Ориентация на усвоение художественных ценностей слабее на старших курсах (очевидно, дело в том, что в это время студенты больше внимания уделяют специальной подготовке, работе над дипломом) у студентов — выходцев из рабочей и крестьянской среды и из семей служащих, не имеющих специального образования, а также у приехавших из небольших городов и сел. Все это необходимо учитывать при организации культурно-воспитательной работы со студентами. Скажем, в Дагестанском университете около 70%, в Чувашском больше половины, в Дальневосточном около половины студентов — это недавние сельские жители или жители рабочих поселков. В таких вузах задача повышения уровня эстетической подготовки студентов особенно актуальна.
Что касается художественного творчества, то здесь на активность студентов влияют прежде всего не социально-демографические характеристики, а местонахождение вуза. Студенты ведущих вузов, расположенных в крупных городах, в большей степени, чем на художественную, ориентированы на научно-исследовательскую деятельность, а если они занимаются художественным творчеством, то чаще всего индивидуально, а не в организованной форме. Студенты периферийных вузов активнее включаются в вузовскую художественную самодеятельность, чем их коллеги из крупных городов.
Чувства развиваются и закрепляются, становятся более яркими и содержательными, если они находят реальное проявление в жизни и деятельности студента. Поэтому важно добиться, чтобы чувства, вызванные у студентов с помощью тех или иных средств воздействия, проявились в их практической деятельности. Например, чувство коллективизма может быть закреплено взаимопомощью студентов в учебе, участием в общественной работе, выполнением социалистических обязательств, направленных на успех. На занятиях преподаватель умелым решением проблемы, творчеством может вызвать эстетические чувства у студентов, но важно, чтобы сами студенты испытали такие чувства в ходе самостоятельной работы, при решении разнообразных задач по соответствующему предмету.
Развитие морально-политических и других высших чувств зависит от повседневных взаимоотношений как между студентами, так и между преподавателями и студентами. В общении преподавателей и студентов появляются разнообразные эмоции и чувства, уверенность в ценности изучаемого предмета, любовь к нему, увлеченность познанием и т. д. Внимательность и уважение к студенту со стороны преподавателя пробуждают его лучшие чувства, повышают эмоциональную восприимчивость к замечаниям и указаниям, готовность поддаваться воспитательным влияниям. И наоборот, равнодушие, высокомерие преподавателя может вызвать у студента отрицательные чувства. Недопустимо запугивание студента, которое подавляет чувство чести, достоинства, уверенности в своих силах.
Большое значение имеет развитие товарищеских и дружеских отношений между студентами. Подлинное товарищество и дружба создают у них бодрое, жизнерадостное настроение, стремление энергично работать и преодолевать трудности. Вместе с тем исключается эгоизм, нездоровое самолюбие, нетактичность, грубость, неуважение друг к другу. Воспитывая высшие чувства у студентов, надо учитывать, какой эмоциональный опыт нужен для успеха их будущей профессиональной деятельности. Уже начало практической деятельности после окончания вуза вызывает некоторые чувства и эмоциональные состояния, которые в вузе не испытываются студентами. Поэтому обучение надо организовать так, чтобы студенты испытали эмоции и чувства, близкие к тем, которые возникают у специалистов на практической работе, накопили необходимый эмоциональный опыт. Этого можно достигнуть путем доступного усложнения обучения и приближения содержания его задач и условий к требованиям практической работы.
Положительное влияние на нравственные и эстетические чувства студентов оказывает оформление аудиторий и разумно организованный быт, со вкусом обставленные общежития, поддержание в них чистоты.
Одним из путей развития чувств является самовоспитание, работа над собой. Правильная оценка своих поступков, желание стать лучше благоприятно сказываются на повышении чувства ответственности за результаты учения, чувства чести, личного достоинства, коллективизма. Соблюдая такт, следует помочь студентам осознать и правильно оценить свои чувства и вызвать стремление к их совершенствованию. Используя значимые слова или их сочетание, студент может сам изменять свое эмоциональное состояние, влиять на свои чувства. Этому помогает обращение студента к своему идеалу, внутреннее подражание ему, речевое воздействие на содержание и течение представлений, воображения, памяти, мышления.
Для практического владения чувствами и эмоциями студентам надо знакомиться с психологической литературой, читать работы по общей и социальной психологии, систематически тренироваться, вырабатывать навыки самоуправления.
Волевые качества и пути их формирования у студентов
Воля и волевые качества студента постоянно проявляются в его деятельности, наиболее заметно при преодолении трудностей учения, в сложных ситуациях, возникающих при сдаче экзамена, разработке дипломных работ и т. д. Какие-то стороны учебного труда или общественных поручений могут не интересовать студента. На лекции, семинаре необходимо произвольное внимание. Подготовка к выступлению, докладу, самостоятельная работа в целом требуют организованности, собранности, настойчивости. Для выполнения поручений комсомольской организации нужно проявить самостоятельность и инициативность. Поэтому воля и волевые качества студента являются одной из важных психологических предпосылок успешного преодоления трудностей в его деятельности, особенно на первых курсах, поддержания и сохранения высокой работоспособности и достижения высокой успеваемости. В воле и волевых качествах студента выражается активность его личности, способность к саморегуляции, сознательному мобилизующему усилию и управлению своим поведением. Вместе с тем в них выражаются опыт, знания, навыки, индивидуальные особенности, мотивы и мировоззрение студента. Главными побудителями волевой активности являются мотивы: личностные, ситуативные и др.
Помимо общих черт, каждое волевое качество имеет некоторые особенности. Так, целеустремленность состоит в том, что студент устойчиво руководствуется в своей жизни и повседневной деятельности определенной целью (ближайшей и более отдаленной).
В самообладании и выдержке ярко проявляется суть воли как власти над собой. Это — сохранение самоконтроля в любой обстановке, особенно в напряженных ситуациях деятельности.
Дисциплинированность является своеобразным синтезом нравственных убеждений, духовных потребностей, навыков и привычек поведения. Она опирается не только на умение управлять собой в различных ситуациях, но и на знания, мышление, эмоции, чувства и физические качества студента.
Настойчивость — сохранение длительности усилий, волевого натиска. Настойчивый студент мобилизует силы для преодоления трудностей, не отступает от цели, добивается высокой успеваемости даже при средних способностях.
Смелость — волевое качество, помогающее студенту активно вести себя в сложных, новых и рискованных ситуациях. Смелость нужна при обсуждении принципиальных вопросов на собраниях, во время первого публичного выступления и т. д.
Инициативность — готовность и умение студента проявить творчество и самостоятельность при выполнении учебной, трудовой, общественной и другой задачи.
Решительность — способность своевременно принимать обоснованные и продуманные решения и без промедления переходить к их выполнению.
Самостоятельность — относительная независимость от внешних влияний, умение организовать свою деятельность и неуклонно проводить в жизнь принятые решения. Она предполагает уверенность в своих силах, критичность ума и ничего общего не имеет с негативизмом, упрямством и внушаемостью.
Негативизм — необоснованное противодействие всему, что исходит от других людей, свидетельствует о слабости воли, неумении владеть собой.
Упрямство в чем-то сходно с негативизмом. Упрямый человек стоит на своем только потому, что он так считает. Даже понимая свою неправоту, продолжает отстаивать свою точку зрения, не учитывая мнений окружающих.
Внушаемость — легкая податливость чужому влиянию, некритическое принятие советов. Студент, легко поддающийся внушению, может совершать поступки, которые до этого считал неправильными. Такой студент особенно нуждается в воспитании у него самостоятельности.
Все волевые качества взаимосвязаны, дополняют, как правило, усиливают одно другое. Они выступают как решающее условие эмоционально-волевой устойчивости студента: неподверженности его отрицательным влияниям (внешним и внутренним), сохранения эффективности деятельности в трудных ситуациях. Прочность и ценность волевых качеств зависит от уровня идейной направленности, мировоззрения и содержания деятельности студентов.
Студенческий возраст в силу его специфических особенностей (активного приобщения к профессии, к спорту, досугу, к устройству личной жизни) отличается особой напряженностью в использовании своих сил. В случае нарушения «нормальной» структуры волевого поведения в учебных и других занятиях возникают волевые срывы, на фоне которых у части студентов развиваются склонности к использованию искусственных возбудителей и тормозов, к злоупотреблению удовольствиями. В результате обнаруживаются различные проявления нарушения личного и социального статуса в коллективе, отчуждение от учебной группы, участие в случайных компаниях, имеющих отрицательную направленность. Сильная воля и устойчивые положительные качества личности необходимы каждому студенту.
Практика свидетельствует, что развитие и закалка воли и волевых качеств студентов происходит в процессе формирования их личности и коллектива, под влиянием всей системы обучения и воспитания в вузе, всего уклада студенческой жизни. Особую роль в волевой подготовке студентов играет активизация и закрепление положительных мотивов деятельности и лучших способов преодоления трудностей, возникающих в ходе учения, участия в научной и общественной работе.
Важно, чтобы повседневная жизнь и труд студентов были идейно одухотворены, характеризовались высокими нравственными устремлениями и идеалами, творчеством. Для этого необходимо разъяснять значимость обучения в вузе, пропагандировать опыт и успехи отличников и выпускников.
Поскольку волевые действия направлены на достижение определенной цели, постольку четкая постановка задач студентам является важным условием развития их воли и волевых качеств. Опытные воспитатели добиваются, чтобы каждый студент ясно понимал значение той задачи, которую он и вся группа выполняет, знал, что именно от его пунктуальности, организованности в работе зависит общий успех. Целью волевых действий в ходе повседневной учебы может быть достижение высокой успеваемости по различным предметам, выработка определенных качеств, выполнение обязательств в социалистическом соревновании и т. д. Чем лучше студенты знают ближайшие конкретные цели своей деятельности, тем больше они проявляют старательности и активности в учебе, тем быстрее у них развиваются волевые качества.
Важным условием волевой подготовки следует считать систематическое накопление опыта волевого поведения, развитие у студентов умения мобилизовать все свои силы на преодоление трудностей. Сдачи экзаменов, зачетов, выступления с докладами на семинарах, участие в научной и общественной работе способствуют накоплению такого опыта. Есть много фактов, когда участие в общественной работе, практика общения в студенческих самодеятельных организациях позволили студенту укрепить волю. Для закалки воли важно не допускать отступлений от тех действий, которые должны стать привычными. Воспитательная и организаторская работа обязана предупреждать проявление невыдержанности, безволия, неисполнительности, нерешительности, боязливости, взаимной нетребовательности. Для преодоления этих недостатков необходимы не только разъяснения, но и специальные волевые тренировки.
Одного волевого действия, если даже оно совершено в сложной обстановке, недостаточно для выработки волевой устойчивости или превращения слабой воли в сильную. Следует закреплять первый успех повторными действиями. Важно не упускать случая, когда бы студент мог проявить настойчивость, самостоятельность, инициативность, смелость, выдержку и другие волевые качества.
В процессе учебы могут случаться и неудачи, которые нередко оказывают отрицательное влияние на развитие воли студента. Анализируя причины этих неудач, необходимо вызвать у него стремление к преодолению трудностей. Особенно важно внушить студенту уверенность в его силах, показать, что он имеет все возможности добиться успеха.
Хорошая школа для развития и совершенствования волевых качеств студентов — стажировка и практика, написание курсовых работ, экзаменационные сессии, защита диплома, производственный труд в строительных отрядах. Они требуют большого напряжения умственных, нравственных и физических сил, закаляют волю.
Действенным средством закалки воли и волевых качеств является спорт, особенно бокс, прыжки с трамплина на лыжах, фехтование и др. Эти виды спорта развивают бесстрашие, делают привычным смелое, стойкое и инициативное поведение.
В ходе учебы всегда есть возможность учесть особенности волевых качеств того или иного студента и дать ему задание, связанное с такими трудностями, преодоление которых окажет желаемое воздействие. Если, например, студенту недостает уверенности в своих силах, ему следует дать задание, которое он с успехом выполнит, после этого похвалить, поставить в пример и т. д.
На воспитание волевых качеств большое влияние оказывает коллектив. Товарищеское воздействие на мотивы и чувства студента не проходит бесследно. Здоровое коллективное мнение направляет волю студентов на добросовестное выполнение, учебных и других задач. «Коммунистическую волю, коммунистическое мужество, коммунистическую целеустремленность,— подчеркивал А. С. Макаренко,— нельзя воспитать без специальных упражнений в коллективе». Студенческий коллектив осуждает пассивность, поддерживает инициативность, смелость, нравственные мотивы волевого поведения.
У студентов с высоким социометрическим статусом в сфере волевой регуляции наиболее высоко развиты настойчивость, дисциплинированность, организованность.
В исследовании, проведенном В. П. Чибалиным, показано, что положительные взаимоотношения в группе снимают неблагоприятное воздействие неуспеха, смягчают отрицательные реакции, способствуют продолжению деятельности, ведут к интенсификации проявления различных волевых качеств, адекватности притязаний личности в выполнении заданий.
Непременным условием развития воли является работа над собой, стремление выработать необходимые волевые качества.
Исследования показывают, что большинство студентов младших и старших курсов стремятся к преодолению своих недостатков путем самовоспитания (78% первокурсников и 80% выпускников). С этой целью они прибегают к самоконтролю и направляют свои усилия главным образом на воспитание в себе волевых качеств путем самоубеждения, самопризыва и «борьбы с собой», а также путем подражания товарищам, преподавателям, авторитетам. А. М. Горький писал, что «уже и маленькая победа над собою делает человека намного сильнее. Вы знаете, что, тренируя свое тело, человек становится здоровым, выносливым, ловким,— так же следует тренировать свой разум, свою волю». Надо прививать студентам желание воспитывать у себя волю и волевые качества. Самовоспитание воли основывается на положительном отношении студента к учению, к избранной профессии, на понимании им значимости и сути воли и волевых качеств. Этому помогают примеры успешного выполнения студентами трудных задач, особенно примеры из деятельности выпускников. Анализ их достижений влияет на цели, мотивы и приемы самовоспитания.
Работа над собой требует определенной системы и последовательности, критического анализа своего поведения, достижений и недостатков, активного следования положительному примеру. Условием самовоспитания является точное и своевременное выполнение принятых решений, доведение начатого дела до конца, осознанное воздействие на самого себя для преодоления отрицательных состояний и черт характера. Тот не укрепит свою волю, кто не идет вперед, не работает над своим общим развитием, избегает трудностей, допускает неорганизованность, пассивность, малодушие, трусость.
Самовоспитание воли и волевых качеств, как показал Н. В. Круглеевский, имеет разную направленность на разных курсах обучения. Если на первых курсах оно направлено на достижение высоких результатов в учебе, то на старших курсах оно нацеливается на специализированное их развитие (для будущей профессиональной деятельности). Объясняется это тем, что студент-первокурсник сталкивается со многими трудностями в учебе, он преодолевает силу школьных привычек, овладевает новыми приемами работы и т. д., а студент выпускного курса уже овладел знаниями почти по всем предметам обучения и готовится к самостоятельной трудовой деятельности после окончания вуза.
Однако, как показали психологические исследования, ориентация студентов на формирование личной организованности и организаторских качеств невысока. Только половина опрошенных обнаружила такую ориентацию. Выраженность ее зависит от характера будущей профессиональной деятельности. Больше всего на эти качества ориентированы студенты технических вузов, средне — естественники и меньше всех — гуманитарники. Выявлено также явное несоответствие в ориентациях на сами организаторские качества и на основы научных заний о них. В большинстве случаев студенты ориентированы на приобретение личного опыта и недооценивают роль соответствующих знаний. И все же за время обучения в вузе заметно развивается организованность студентов, их умение преодолевать большие интеллектуальные нагрузки и поддерживать свою работоспособность на высоком стабильном уровне. Таким образом, большую роль в волевой подготовке студентов играет повышение положительных мотивов к проявлению воли, накопление опыта волевого поведения, придание целеустремленности самовоспитанию.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.