Каждая профессия — это разновидность общественно необходимой, постоянно выполняемой деятельности на основе приобретенных знаний, навыков, умений, личных качеств. Профессиональная деятельность выпускников вузов — это деятельность интеллигентов в разных областях общественного труда. Советское государство устанавливает порядок их материального обеспечения, повышения квалификации, льгот, пенсионного обеспечения и т. д.
Любая профессиональная деятельность осуществляется на основании определенных требований, норм, режимов. Она всегда определенным образом организована, т. е. имеет свою структуру, взаимосвязь элементов, одни из которых являются ведущими, другие — второстепенными. В зависимости от целей объекта и орудий труда каждая профессия предъявляет свои требования в области знаний, умений, навыков, мастерства. Следовательно, структура каждой профессиональной деятельности, как исторически сложившаяся, определенным образом организованная, требует, в свою очередь, взаимосвязи и последовательности действий, распределения внимания, волевого напряжения, преодоления трудностей, своеобразных психических свойств личности.
Психологический анализ профессиональной деятельности показывает особое значение для ее осуществления профессиональной направленности личности.
Содержание профессиональной направленности личности и предпосылки ее формирования у студентов
За время обучения в вузе под влиянием преподавания общественных, специальных и других дисциплин, участия в общественной жизни у студентов развивается и формируется профессиональная направленность личности, т. е. личная устремленность применить свои знания, опыт, способности в области избранной профессии. В профессиональной направленности личности выражаются положительное отношение к профессии, склонность и интерес к ней, желание совершенствовать свою подготовку, удовлетворять материальные и духовные потребности, занимаясь трудом в области своей профессии. Профессиональная направленность предполагает понимание и внутреннее принятие целей и задач профессиональной, деятельности, относящиеся к ней интересы, идеалы, установки, убеждения, взгляды. Все эти черты и компоненты профессиональной направленности служат показателями уровня ее развития и сформированности у студентов, характеризуются устойчивостью (неустойчивостью), доминированием общественных или узколичных мотивов, далекой или близкой перспективой. Наибольшую социальную ценность имеет идейно выдержанная профессиональная направленность. Будучи сформированной, ставшей свойством личности, такая профессиональная направленность влияет на уровень текущих мотивов и эффективность деятельности в целом.
Формировать профессиональную направленность у студентов — это значит укреплять у них положительное отношение к будущей профессии, интерес, склонности и способности к ней, стремление совершенствовать свою квалификацию после окончания вуза, удовлетворять свои основные материальные и духовные потребности, постоянно занимаясь избранным видом профессионального труда, развивать идеалы, взгляды, убеждения, престиж профессии в собственных глазах будущего специалиста.
Положительные изменения в содержании профессиональной направленности проявляются в том, что крепнут мотивы, связанные с будущей профессией: стремление хорошо выполнять свои деловые обязанности, показать себя знающим, умелым специалистом, растут притязания успешнее решать сложные учебные вопросы, задачи, усиливается чувство ответственности, желание добиться успеха на работе.
Вместе с развитием отношения к общественному долгу, к себе, к своим стремлениям, чувствам изменяется содержание профессиональных мотивов: одни оцениваются как значительные, другие как нежелательные.
Встречаются случаи регресса профессиональной направленности (под влиянием неожиданных трудностей в обучении и других причин). Снижается ее общественный уровень, ослабевают деловые мотивы, с которыми пришел студент в вуз, и т. п.
Недостатки профессионального воспитания в вузе проявляются в следующем.
1. Некоторая часть молодых специалистов на производстве еще не относится к профессии как к социальной ценности, т. е. не понимает и не ценит того факта, что общество бесплатно предоставило ему возможность получить специальность.
2. Когда молодые специалисты по каким-либо причинам испытывают чувство неудовлетворенности, они не проявляют интереса к работе. Следствие этого — большая текучесть кадров, отсутствие рационализаторских и изобретательских предложений, недостаточная общественно-политическая активность.
3. Весьма продолжительным (3—4 года) является процесс адаптации молодого специалиста в производственном коллективе. 4. Отсутствие интереса к профессии снижает уровень организаторских навыков, инициативность, деловитость, оперативность, умение работать с людьми и т. д.
Каковы предпосылки успешного формирования профессиональной направленности у студентов?
Одной из них являются положительные мотивы выбора профессии. Как показали исследования, мотивы выбора профессии и мотивы обучения в институте органически взаимосвязаны в общей структуре личности.
Подчеркивая роль положительных мотивов избрания профессии, К. Маркс писал: «...высокое мнение об идеях, на которых основана наша профессия, придает нам более высокое положение в обществе, повышает наше собственное достоинство, делает наши действия непоколебимыми.
Тот, кто избрал профессию, которую он высоко ценит, содрогнется при мысли, что может стать недостойным ее,— он будет поступать благородно уже потому, что благородным является положение, занимаемое им в обществе».
Исследования показывают, что у советских студентов главными мотивами выбора профессии являются мотивы общественно значимого содержания. У студентов углубляется осознание социального смысла своей будущей профессиональной деятельности, в их учении повышается удельный вес общественных мотивов.
Специальные исследования показали следующее:
1. Большая часть молодежи выбирает вуз, руководствуясь интересом к профессии (63,9% — по результатам опроса студентов четырех вузов Ленинграда).
2. Ведущие мотивы выбора профессии связаны с ее содержанием и творческими возможностями, однако треть студентов, а в технических вузах почти половина не руководствуются мотивом интереса к профессии; причем каждый десятый из этой категории откровенно заявил о случайности своего выбора.
3. Интерес к профессии не всегда подкрепляется достаточно глубоким и конкретным (в пределах возможных требований к абитуриенту) представлением о будущей профессиональной деятельности. За интерес к профессии принимается нередко интерес к тем или иным учебным дисциплинам, сказывается также увлеченность какой-либо одной, иногда внешней стороной профессии. Молодые люди нередко плохо информированы о конкретных требованиях, которые будут предъявляться к ним как специалистам, об обыденных и теневых сторонах будущей работы. Они подчас не могут разобраться в своих мотивах, склонностях и способностях. Не случайно более трети опрошенных студентов либо не уверены в правильности своего выбора, либо отрицательно относятся к избранной профессии. И эта тенденция довольно устойчива, существенных изменений на протяжении последних лет не наблюдается.
Таким образом, значительная часть выпускаемых специалистов имеет негативную установку к своей профессии. Причины такого положения — как субъективного, так и объективного порядка. Наиболее сильный фактор — изменение представления о профессии по сравнению с довузовским. В вузах пока еще в должной мере не проводится целенаправленная работа по воспитанию заинтересованного отношения к избранной специальности. Тем самым не воспблняются пробелы довузовской профориентации, которая является лишь начальным этапом в формировании профессиональной направленности личности.
Нужно обратить внимание на завышенную ориентацию студентов на научно-исследовательскую работу (71,2% опрошенных в четырех вузах Ленинграда) и заниженную ориентацию на педагогическую (10%) и производственно-практическую (17%) деятельность, что не соответствует практике распределения выпускников.
К предпосылкам успешного формирования профессиональной направленности можно отнести, с известными оговорками, профессиональный отбор при поступлении в вуз. Он призван помочь выбрать из общего числа абитуриентов наиболее подходящих к условиям данного вуза. Применение разнообразных методов позволяет определить реальные возможности и способности каждого, поставить психодиагноз с целью прогноза будущей деятельности.
В печати все настойчивее говорится о значении психологического отбора для совершенствования профессиональной направленности. Например, специальное исследование отбора в педагогический институт привело к выводу о том, что решение этой проблемы следует начинать с четкого определения принципов профессионального отбора и всестороннего учета основных условий, способствующих совершенствованию всей системы организации приема, мобилизации внутренних сил и резервов коллектива института на выполнение этой партийной и государственной задачи. Главное здесь определить, сможет ли абитуриент за время обучения в институте овладеть необходимыми знаниями, умениями и навыками, стать полноценным учителем советской школы, подлинным воспитателем молодого поколения, пропагандистом идей партии.
Поступив в вуз, студент постоянно занимается общественно-полезной, содержательной деятельностью, в которой в той или иной мере проявляются и формируются профессиональные мотивы и профессиональная направленность личности. Нередко в ходе обучения у студента возникают и развиваются несколько новых форм направленности. Например, он учится в авиационном институте, но у него появился интерес к живописи или музыке, к спорту или художественной самодеятельности. Очевидно, что новые формы направленности не должны становиться доминирующими, если студент не меняет профессию.
Постоянной предпосылкой успешного формирования профессиональной направленности является изучение изменений ее содержания и структуры в ходе обучения и воспитания студентов. Это изучение связано с определением показателей этих изменений: какие цели раньше ставил и ставит в данное время студент, как он проявляет себя в различных видах деятельности, каково его отношение к профессии, особенности интересов, установок, идеалов и т. д. Следует заметить, что профессиональная направленность не всегда коррелирует с успеваемостью (у хорошо успевающего студента может недоставать профессиональных устремлений) или с общественной активностью.
Для изучения профессиональной направленности студентов может быть использована их самооценка на разных ступенях обучения профессионально важных качеств. Точность и адекватность самооценки этих качеств в значительной мере определяется характером представлений о будущей профессии. Изучение профессиональной осведомленности, выяснение знаний о тех качествах, которых требует избранная профессия, и тех из них, которые студент находит у себя, выявление отношения студентов к людям профессии (с указанием специальных, организаторских и производственных качеств) позволяют в какой-то мере определять изменения в профессиональной направленности будущих специалистов.
Пути формирования профессиональной направленности личности студента
Прежде всего — это разъяснения, применение убеждения для воздействия на процесс осознания целей и значимости избранной студентами профессии, ее социального престижа, требований, которые она предъявляет к человеку. Необходимо убеждать в возможностях овладения профессией, внушать уверенность в перспективности будущей работы, пропагандировать трудовые традиции, показывать производственные и эстетические стороны профессии, ее творческий характер. Каждый вуз располагает убедительными примерами трудовых достижений, заслуг и социального продвижения своих выпускников.
Другой путь — организация деятельности, учебы, общественной работы студентов с учетом требований их будущей профессиональной деятельности.
Профессиональная направленность приобретает нужные черты в деятельности, которая по содержанию и условиям своего осуществления психологически и фактически приближена к деятельности специалиста после окончания вуза. Речь идет о моделировании профессионального труда (его задач, стиля, способов, мотивов и т. д.), создании условий, при которых студенты на основе полученных знаний, опыта, качеств упражняются в успешном выполнении функций специалистов по профилю своего вуза.
Например, данные исследования А. А. Черных свидетельствуют о том, что, во-первых, показателями профессионально-педагогической направленности являются наличие интереса к педагогической деятельности и профессионально-педагогического самовоспитания; во-вторых, в период между третьим курсом и началом первой педагогической практики в школе происходит становление профессионально-педагогической направленности у большинства студентов; в-третьих, формирование профессионально-педагогической направленности у студентов оптимально протекает при наличии определенной психологической подготовки и возможности практического применения своих профессиональных знаний, умений и навыков.
Большую роль в укреплении профессиональной направленности студентов играет их участие в научной работе. Как отмечалось, обязательным условием подготовки специалистов высокого класса становится участие питомцев вузов в студенческих научных обществах, конструкторских бюро, выполнение ими прикладных дипломных проектов, прямых заказов промышленности и сельского хозяйства. Не каждый выпускник вуза станет ученым, но навыки исследовательской работы должен приобрести каждый. А так как для этого недостаточно времени как у студента, так и у преподавателя, то выход — учить студентов исследованиям в учебное время.
В жизнь вузов прочно вошли такие эффективные формы воспитания будущих специалистов и привития им навыков организаторской и массово-политической работы, как общественно-политическая практика, всесоюзные конкурсы студенческих работ по проблемам общественных наук, истории ВЛКСМ и международного молодежного движения; школы молодого лектора, факультеты общественных профессий; Ленинский зачет.
Студенты, проходящие производственную практику, активно включаются в общественную работу предприятий, участвуют в выполнении их народнохозяйственных планов. Вопросы профессиональной направленности связаны с работой студентов в выборных общественных, партийных и комсомольских организациях. В настоящее время более 2500 студентов и учащихся избраны депутатами Верховных Советов республик и местных Советов депутатов трудящихся.
Выросла роль партийных организаций. Предоставленное им право контроля за деятельностью администрации заметно активизировало всю работу учебных заведений.
Важно заботиться о положительном эмоциональном отношении к учебе, общественной работе, участию в строительных отрядах, показывать значимость этих видов деятельности, обеспечивать успех их выполнения, создавать в коллективах атмосферу дружелюбия, доброжелательности, условия для самоутверждения, завоевания авторитета каждым студентом. Пример преподавателей, их отношение к профессии также являются факторами формирования профессиональной направленности у студентов.
Положительное отношение к профессии проявляется в интересе к ней. На основании изучения опыта Новосибирского университета за семь лет установлено, что процесс выбора профессии начинается с возникновения профессиональных интересов, которые в ходе развития формируют направленность на определенный род деятельности и связанный с ним образ жизни.
Детерминируется это различными каналами влияний, определяемыми как общими, так и специфическими условиями нашего общества, в которых непосредственно проходит развитие конкретного индивида.
Формирование профессиональных интересов в условиях вуза достигается путем разъяснения целей и значений избранной профессии, привлечения студентов к изготовлению пособий по предмету, углубленного изучения теоретических вопросов, на стажировках, практических занятиях, работ в лабораториях и т. д.
Следует отметить, что хотя яркие впечатления и новизна фактов, обстановки влияют на интерес к профессии, но они не являются главным в его развитии. Более важными являются осмысливание значимости занятий-, самостоятельная умственная деятельность студентов, овладение знаниями. Когда студент испытывает удовлетворение от познания сложного материала, решения проблемного вопроса, нахождения решения трудной задачи, у него развивается действенный познавательный интерес и интерес к своей профессии.
Формирование профессиональной направленности зависит от самовоспитания студентами в себе качеств, необходимых для будущей практической работы. Мотивами самовоспитания являются профессиональные идеалы, интересы, понимание значения для успеха в труде специально развитых личных качеств. Путем приобщения себя к тем видам деятельности, в ходе которых вырабатываются желательные качества, а также внутреннего противодействия интересам, желаниям, потребностям, которые являются неприемлемыми в будущей профессиональной деятельности, студент, на основе чувства ответственности, может сам формировать в себе профессиональную направленность личности.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.