Постановления партии и правительства легли в основу разработанной за последние годы в нашей стране комплексной научно обоснованной программы дальнейшего совершенствования высшего образования. Эта программа предусматривает возрастание роли вузовских партийных организаций и предоставление им права контроля за деятельностью администрации; совершенствование стиля партийного руководства; внедрение в практику системы коммунистического воспитания студенческой молодежи с учетом тех задач, которые предстоит решать на современном этапе строительства коммунизма; дальнейшее повышение ответственности кафедр общественных наук, комсомольских организаций и профессорско-преподавательского состава за марксистско-ленинское воспитание студентов, привитие им необходимых качеств организаторов и воспитателей.
Различные профессии связаны с широким кругом решаемых задач и предъявляют разнообразные требования к специалисту. Об этом ярко и убедительно говорил Л. И. Брежнев на Всесоюзном слете студентов 19 октября 1971 г.: «Советский специалист сегодня — это человек, который хорошо овладел основами марксистско-ленинского учения, ясно видит политические цели партии и страны, имеет широкую научную и практическую подготовку, в совершенстве владеет своей специальностью.
Советский специалист сегодня — это умелый организатор, способный на практике применитьтфинципы: научной организации труда. Он умеет работать с людьми, ценит коллективный опыт, прислушивается к мнению товарищей, критически оценивает достигнутое.
И, конечно, современный специалист — это человек высокой культуры, широкой эрудиции, в общем, это настоящий интеллигент нового, социалистического общества».
Особое место в структуре личности специалиста с высшим образованием занимает научное мировоззрение. В. И. Ленин еще в 1903 г. подчеркивал, что активное участие студентов в революционном преобразовании царской России возможно только на основе социалистического мировоззрения. В журнале «Студент» он тогда писал: «Признав, что «только революционное чувство не может создать идейного объединения студенчества», что «для этой цели необходим социалистический идеал, опирающийся на то или иное социалистическое мировоззрение» и притом «определенное, цельное» мировоззрение, редакция «Студента» порвала уже в принципе с идейным безразличием и теоретическим оппортунизмом, поставив на правильную почву вопрос о средствах революционизирования студенчества». Существенной предпосылкой для идеологического объединения В. И. Ленин считал решительное признание студентами определенного круга мировоззренческих идей.
Следовательно, процесс воспитания и обучения студентов в высшей школе — это не только период подготовки высококвалифицированных специалистов с определенной суммой профессиональных знаний, умений и навыков, но и период формирования у них научного мировоззрения, глубокой идейной убежденности, нравственного совершенствования.
Успех в формировании научного мировоззрения зависит от ряда психологических условий, для выяснения которых надо прежде всего рассмотреть содержание и структуру мировоззрения личности.
Различают мировоззрение общества, класса, партии и мировоззрение личности. Личное мировоззрение не всегда совпадает с господствующим в обществе мировоззрением. Индивидуальное мировоззрение может быть менее полным, более узким, противоречивым, а иногда противоположным мировоззрению класса, партии, к которым принадлежит человек. В свою очередь, мировоззрение класса, партии в зависимости от содержания может быть прогрессивным или реакционным, научным или антинаучным. Примером антинаучного и реакционного мировоззрения может служить современное буржуазное мировоззрение, которое проникнуто идеями антикоммунизма.
Подлинно научным и последовательным мировоззрением является коммунистическое мировоззрение рабочего класса. Оно отличается революционностью, оптимизмом, гуманизмом, объективностью, интернационализмом.
Идейной основой коммунистического мировоззрения, говорится в Программе КПСС, является марксизм-ленинизм как цельная и стройная система философских, экономических и социально-политических взглядов. Марксистско-ленинское мировоззрение подлинно научно и объективно выражает интересы и потребности всех трудящихся.
Содержание и структура мировоззрения личности
Мировоззрение отдельного человека — это система знаний, убеждений и взглядов на окружающую его объективную действительность, на общество, на природу, на отношение сознания к бытию, его взгляды на других людей и самого себя. Являясь сложным психологическим образованием, мировоззрение личности накладывает отпечаток на ее деятельность, цели и мотивы, влияет на развитие всех качеств.
В сложных видах деятельности одновременно взаимодействует определенная совокупность побудительных сил, приобретающих форму разветвленной системы взаимосвязанных мотивов: влечений, желаний, хотений, интересов, склонностей, идеалов, убеждений и др., среди которых мировоззрение выступает самым сильным и высоким побудителем деятельности. Но его роль не следует сводить только к этому.
В отличие от мнений некоторых авторов, понимающих мировоззрение только как сильный мотив поведения или как один из компонентов направленности личности, его надо трактовать как черту личности, как высший регулятор поведения и деятельности. Мировоззрение является не только ведущим в содержании всех побуждений, оно служит показателем общей социальной ориентации человека и в значительной степени определяет его направленность в целом, сказывается на всем облике его личности. Коммунистическое мировоззрение является основой научного понимания сущности общественного развития, путей построения социализма и коммунизма, развития высоких морально-политических и психологических качеств, устойчивости к влиянию буржуазной идеологии. Коммунистическое мировоззрение связывает всю деятельность студентов в вузе с общим развитием советского общества, побуждает их к проявлению общественной активности, выработке у себя добросовестного отношения к гражданскому и профессиональному долгу. По своей психологической структуре мировоззрение включает прежде всего знания, взгляды и убеждения.
Зщния — это результат познания людьми предметов и явлений действительности. Они могут быть эмпирическими, недостаточно общими и теоретическими, отражающими закономерности. Знания подразделяются также на научные и житейские, осмысленные и формальные.
Взгляды предполагают не только наличие знаний, но и известную выраженность отношения личности к действительности. Взгляд — это понимание, оценка, дальнейшее освоение знаний. Они могут быть материалистическими или идеалистическими, правильными или ошибочными и т. д.
Овладение мировоззренческими знаниями и идеями ведет к выработке мировоззрения, если они становятся глубокими и прочными убеждениями и взглядами.
Убеждения — это устойчивый «сплав» из познавательных, эмоциональных, волевых и мотивационных компонентов, это знания, проникнутые чувствами и волевыми устремлениями.
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «...идеи становятся святыми и неприкосновенными не тогда, когда они запоминаются, а тогда, когда они живут в живом трепете мысли и чувства, в творчестве, поступках».
Убеждения являются внутренней опорой человека, определяющей его поведение. В них не только отражена действительность, но и выражено отношение к ней. Поэтому убеждения выступают в качестве руководства к действию, как принцип поведения и основа его оценки. Твердость убеждений позволяет человеку отстаивать свои взгляды в любых обстоятельствах.
Некоторые авторы не включают убеждения в состав мировоззрения, считая, что мировоззрение надо переводить в убеждение. При таком подходе мировоззрение сводится к сумме воспринятой и как-то усвоенной информации об окружающем мире. Есть авторы, которые допускают лишь внутреннюю связь мировоззрения и убеждений. Обобщение литературы и результатов исследований,
проведенных В. Ф. Пирожковым, Л. Прижикрылом, приводит к выводу о том, что убеждения являются существенной частью мировоззрения, такой его органической частью, без которой роль мировоззрения в структуре личности сводится на нет.
Из характеристики структуры мировоззрения вытекает, что формировать коммунистическое мировоззрение у студентов — значит вооружать их научными знаниями, развивать у них идейные убеждения, научные взгляды на общество, природу, личность, трудовую деятельность, развивать понимание ими закономерностей развития социалистического строя, своей роли в осуществлении политики КПСС и Советского государства, своих обязанностей перед Родиной, вооружать их оптимизмом, непоколебимой верой в победу коммунизма. Система знаний, взглядов и убеждений, которая нужна, студенту в современных условиях, касается всех сторон его жизни и деятельности в Советской стране, в советском трудовом коллективе.
Реализация этого общего направления формирования мировоззрения студентов должна соответствовать ленинскому положению о том, что формировать научное мировоззрение — значит добиваться, чтобы выводы человека опирались на знания основ наук, сливались с чувствами и опытом деятельности, стали собственными выводами, неизбежными с точки зрения современного образования.
Изучение показывает, что получение знаний не всегда сопровождается укреплением идейной устойчивости, развитием морально-политических и морально-этических качеств. Политическими вопросами студенты интересуются постоянно, но некоторые свои мнения по международным и внутренним проблемам выражают в примитивной форме: «Я слышал, что...», «Как говорили на перерыве...» Такие студенты не выражают своей личной позиции, не пытаются сделать критический анализ информации, с которой они встретились. Существенным недостатком таких взглядов является односторонность, житейский подход, иногда доходящий до отрыва от интересов рабочего класса, социалистического общества в целом.
Мировоззрение у студентов даже одной группы развито не одинаково. У некоторых оно противоречивое, нецельное. Научные взгляды у них переплетаются с житейскими понятиями и представлениями об окружающем. Это отрицательно сказывается на отношении к обучению и гражданскому долгу. Иногда религиозные предрассудки наносят большой вред развитию личности. У студентов же, имеющих передовое, марксистско-ленинское мировоззрение, отчетливо проявляются общественные мотивы учебной и общественной деятельности, чувство долга, коллективизма, устойчивость к буржуазной пропаганде.
При оценке уровня развития мировоззрения у студентов надо учитывать их такую психологическую особенность, как переход от юности к возмужалости. Их внутренний мир сложен и противоречив. У большинства студентов хорошо развиты познавательные процессы. Сложнее дело обстоит с их эмоциональными состояниями, развитием чувств и воли: проявляется неуравновешенность, несдержанность. Еще сложнее — с отношениями к действительности. Поэтому требуется конкретная работа для систематизации их мировоззренческих знаний и взглядов, а также развития нравственных идеалов. Во время обучения в вузе проявляются плюсы и минусы мировоззренческого воспитания до поступления, так как содержание мировоззрения сильно детерминировано условиями жизни последних лет и обучения в среднем учебном заведении.
С молодежью следует работать с учетом их возрастных, социально-психологических и иных особенностей. Преподавателям, профсоюзным, партийным и комсомольским организациям в своей деятельности необходимо постояцно руководствоваться указанием В. И. Ленина о том, что молодым людям «надо всячески помогать, относясь как можно терпеливее к их ошибкам, стараясь исправлять их постепенно и путем преимущественно убеждения, а не борьбы».
В советских вузах имеются благоприятные предпосылки для воспитания у студентов коммунистического мировоззрения. Нет ни одного предмета, ни одной формы внеучебной работы, содержание которых не позволяло бы формировать научное мировоззрение. Особенно большими возможностями в этом отношении располагают общественные дисциплины и различные мероприятия, проводимые во внеучебное время по планам этих кафедр.
Если специальные дисциплины предполагают главным образом овладение студентами специальными знаниями, то общественные науки — усвоение мировоззренческих знаний, что активизирует мотивы познавательной деятельности студентов. Исследование выявило развитый активный интерес к общественным наукам почти у 2/3 всех опрошенных студентов. Этим, по-видимому, объясняется стабильность сравнительно высокой успеваемости студентов по общественным дисциплинам. Так, положительная успеваемость по общественным дисциплинам в вузах БССР в 1973/74 году, по данным социологов БГУ, выглядит следующим образом: история КПСС — 97,3%, философия — 98,9, политэкономия — 97,5, научный коммунизм — 99,6%. В 1975 году абсолютная успеваемость в вузах БССР составила 93%.
Другие исследования также показывают, что успеваемость по общественным наукам выше, чем общая успеваемость студентов. Если на 5 и 4 успевают по общественным наукам 72,3% студентов, то по другим предметам лишь 57,7%.
Как правило, большой интерес у студентов вызывает преподавание философии, истории КПСС, политической экономии и научного коммунизма. По мере перехода студентов на следующий курс возрастает интерес к очередной общественной дисциплине, изучаемой на новом курсе. Следует отметить, что на естественных и физико-математических факультетах интерес к преподаванию общественных наук ниже, чем на гуманитарных.
Приведенные данные свидетельствуют о значительном влиянии преподавания общественных наук на процесс формирования мировоззренческих интересов и взглядов. Иначе говоря, преподавание общественных наук способствует формированию всесторонне развитой личности, обладающей научным мировоззрением.
Формирование коммунистического мировоззрения требует дальнейшего (по сравнению со средней школой) вооружения студентов политическими и нравственными идеями, понятиями, знаниями, более обстоятельного овладения основами марксизма-ленинизма.
Особенно важно разъяснять студентам цели КПСС и Советского государства, показывать достижения и перспективы развития советского общества. Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС подчеркивал: «Утверждение в сознании трудящихся, прежде всего молодого поколения, идей советского патриотизма и социалистического интернационализма, гордости за Страну Советов, за нашу Родину, готовности встать на защиту завоеваний социализма было и остается одной из важнейших задач партии».
Глубина понимания студентами социальных целей, правильности политики КПСС и Советского правительства, исторической неизбежности победы коммунизма — важный элемент их мировоззрения. Усваиваемые знания не переходят в убеждения автоматически. Это достигается всесторонним влиянием на личность студента, на его мотивы поведения, мышление, чувства и волю, а также отбором мировоззренческих понятий и знаний, воздействующих на процесс усвоения студентами материала занятий, закреплением взглядов и развивающихся убеждений в практике поведения, организацией их самостоятельной работы, включением в общественно-политическую жизнь. Необходимо ясное и глубокое понимание студентами значимости и полезности знаний в учебе и будущем профессиональном труде.
Преподаватели добиваются глубокого усвоения студентами мировоззренческих знаний путем аргументированной их передачи с партийных позиций, установления связей между новыми и старыми знаниями, систематизации и доказательством их истинности, расширения диапазона знаний для объяснения и правильной оценки явлений жизни. Доказательность с помощью различных методов выступает как важнейшее звено убедительности в подаче мировоззренческой информации, в переводе общественно значимого в личностно значимое.
Для формирования идейных убеждений и преодоления неправильных взглядов надо связывать преподаваемые политические знания с морально-политическими чувствами студентов — чувством долга, советского патриотизма, пролетарского интернационализма, ненависти к империалистам и другими.
Анализируя с позиций марксизма-ленинизма и политики КПСС различные общественные события в стране и за рубежом, жизнь вуза, коллектива и поведение отдельных студентов, используя при этом все новые примеры трудового и боевого героизма советских людей, а также опыт отличников учебы, можно активизировать морально-политические чувства у студентов и тем самым создать благоприятную психологическую почву для превращения знаний в убеждения.
В содержании вузовского обучения заключено много мировоззренческих идей, знаний и понятий. Их раскрытие — важная задача преподавателя и в то же время — условие успешного воспитания коммунистического мировоззрения студентов. Для этого преподавателю необходимы конкретные представления о задачах идейно-политического и мировоззренческого воспитания студенчества. В данном случае преподаватель придаст занятиям, беседам нужную направленность, подведет к такому соединению преподносимых знаний с жизненным опытом обучаемых, которое будет содействовать укреплению их идейных позиций, усвоению коммунистических идей как основы своих взглядов, убеждений и положительных привычек.
Анализ проводимых в некоторых вузах занятий по различным предметам показывает, что отдельные преподаватели пытаются решать вопросы формирования мировоззрения в отрыве от их содержания и задач.
М. И. Калинин в своей речи на Втором всесоюзном совещании руководителей кафедр марксизма-ленинизма вузов (4 июня 1940 г.) говорил, что если бы он преподавал курс марксизма-ленинизма в горном институте, то считал бы своей обязанностью непременно изучить горное дело, что дало бы возможность широко использовать эти материалы в процессе преподавания марксизма-ленинизма. «Отсюда..,— говорил М. И. Калинин,— я вывожу общее правило: в каждом вузе надо строить преподавание марксизма-ленинизма с учетом особенностей его профиля».
Решение задач формирования мировоззрения затрагивает вопрос о том, как сделать основные мировоззренческие идеи предметом личных переживаний и мыслей студентов. Чтобы достигнуть этого, необходима постепенность и последовательность в развитии и углублении коммунистического убеждения студента. Это развитие имеет свои этапы. Его начало — понимание факта, явления или идеи, нормы, далее идет более глубокое их усвоение, выработка положительного субъективного отношения к усвоенному, уверенности в его истинности и, наконец, глубокое слияние интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, превращение их в твердый «сплав» — убеждение.
Надо учитывать то, что студенты приходят в вуз с определенными мировоззренческими знаниями, представлениями, сложившимися ранее убеждениями и „взглядами. Преподаватель, глубоко изучив особенности и уровень мировоззрения студентов, может решить, какими знаниями их следует вооружать, в чем надо убеждать или переубеждать. Важно выяснить взгляды студентов на политику, долг перед Родиной, отношение к труду, к коллективу и т. д. Конечно, необходимо выявить существо личного мировоззрения каждого студента, его устойчивые убеждения и взгляды. Здесь преподаватель встречается с немалыми трудностями. Если знания и уровень понимания тех или иных вопросов можно определить на занятиях, в ходе беседы, то убеждения и взгляды — путем глубокого и разностороннего анализа всей деятельности и поведения студента, изучения его биографии и других сведений. При этом надо учитывать, что убеждения являются не только результатом воспитания, они формируются во взаимодействии человека с окружающей средой.
Сложным является определение критерия действительного развития отдельных убеждений и устойчивости стремления действовать и жить в соответствии с ними.
Критериями убеждения могут служить: твердость, обобщенность и глубокая осознанность знаний, входящих в убеждения, уверенность в истинности их, появление достаточно сильных эмоций и чувств при необходимости защиты своих убеждений, активное отстаивание их в любых обстоятельствах, самостоятельность и умение применять убеждения в жизни, соответствие понимания того, как надо поступать, действительному поведению (единство слова и дела).
Конкретизация задач формирования убеждений должна отражать их структуру и учитывать многогранность проявления в духовной жизни и деятельности студентов. Не менее важно выделить содержание интеллектуального элемента убеждения, определить, в каком направлении необходимо затронуть эмоциональную сферу студента, на каких именно чувствах должно то или иное убеждение базироваться, а также показать возможные ситуации, отвечающие жизни в вузе, в которых проявятся мотивы поведения и воля, будет развиваться волевой и мотивационный элемент убеждения. Именно эти проявления связаны, как правило, с мобилизацией и расширением определенных знаний, чувств и положительных привычек. Они являются не только критерием выработанности убеждений, но также и путем придания им внутренней прочности.
Поэтому в конкретизации целей формирования мировоззрения необходимо уделять должное внимание отдельным элементам в структуре убеждений и проявлению их в жизни и деятельности. Это позволит преподавателю, активисту в процессе своей работы со студентами правильно анализировать и постоянно оценивать развитие у них отдельных убеждений. Конечно, следует учитывать специфичность предметов обучения, особенности личности студентов, характер влияния макро- и микросреды. На этой основе можно определять и регулировать содержание и формы воспитательного воздействия, градацию требований, предъявляемых к студентам, к их самостоятельной работе над собой.
В целеустремленном процессе формирования научного мировоззрения происходит превращение идей, знаний, преподносимых студентам и усваиваемых ими, в мировоззренческую часть их индивидуального сознания. Это своеобразный процесс внутреннего принятия, включения идей, знаний в духовный мир студента.
Развитие убеждений не гладкий процесс, а постоянное преодоление внутренних противоречий.
Был проведен опыт. Группе студентов объявили, что в местную больницу поступил человек с обширными ожогами и что необходимы добровольцы-доноры. Большая часть студентов вызвалась дать кровь. Но некоторая часть «добровольцев» отсеялась, не дойдя до кабинета сдачи крови. Расспрос, произведенный на разных этапах отсева, показал, что в отдельных случаях при внешнем стимуле высокого ранга двигателем поведения у одних была жажда признания, у других — подражание лидеру группы, у третьих — стремление к поощрению, у четвертых — потребность в самовоспитании. Таким образом, не у всех членов исследованной группы юношей истинным мотивом поведения было желание спасти гибнущего больного. Подобные мотовировки, служащие для маскировки истинных, по сути дела — эгоцентрических мотивов, в психологии принято называть защитными.
Общественные идеи могут быть поняты правильно или неправильно, узко или ошибочно. Студент может принять их как свои личные или отрицать их: для него они могут быть мобилизующей силой или служить средством для корректировки его поведения. Преподавателю надо считаться с этой особенностью и всегда предусматривать такое воспитательное воздействие, которое расчищает путь к полному усвоению марксистско-ленинского мировоззрения, отождествлению своей жизненной позиции с программными задачами КПСС и всего социалистического общества.
Структура убеждений и путь их формирования модифицируются в зависимости и от года обучения. Одно дело — студенты первого курса, другое — последнего года обучения. Так, исследования показывают, что наиболее активное участие в общественно полезном труде характерно для студентов первого — третьего курсов. На четвертом и пятом курсах эта активность снижается (на пятом курсе участвуют только 39,3% студентов), что объясняется переориентацией студентов старших курсов на сугубо специальные интересы. Третий курс является своего рода «водоразделом».
Важным условием формирования убеждений является самостоятельное и активное усвоение и использование студентами мировоззренческих знаний.
Известный русский демократ Д. И. Писарев говорил: «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове».
Самостоятельная работа над собой всегда связана с усиленной активностью мышления, вызывает стремление к самовоспитанию, что положительно сказывается на развитии убеждений. В. И. Ленин подчеркивал, что для выработки убеждений следует учиться подходить к вопросам самостоятельно, творчески, делать самому правильные выводы и обобщения. Самостоятельное продумывание студентами мировоззренческих вопросов, активное участие в общественно-политической жизни, обсуждение морально-этических и других вопросов содействуют превращению усваиваемых знаний в прочные убеждения.
Лучшие качества, говорил М. И. Калинин, нельзя прививать «с помощью красивых проповедей или голыми агитационными выкриками. Они могут быть глубоко внедрены в сознание в порядке повседневного, незаметного воздействия на основе товарищеского общения, в течение всего периода жизни».
Нельзя забывать и о идеологической борьбе с буржуазной пропагандой, которая нацелена на разрушение единства социалистических стран, стремится принизить авторитет марксистско-ленинского учения, внести разлад в интернациональную дружбу, необоснованно обвинить в агрессивности социалистических стран и т. д.
Задачи формирования коммунистического мировоззрения у студентов требуют от преподавателей и активистов не только стойко и умело защищать марксистско-ленинское учение, но и вести наступательную идеологическую работу среди студенческой молодежи, активно бороться против буржуазной идеологии, оппортунизма и ревизионизма.
Умение вести борьбу с буржуазной идеологией предполагает принципиальность, классовый подход к выявлению и оценке происходящих событий. Иногда встречаются попытки протаскивания в среду студентов чуждых идей и взглядов путем распространения слухов, мнений, почерпнутых из буржуазных радиопередач, низкопробной музыки, извращенной моды и т. п. Здесь прямые запреты не дадут эффекта. Нужна глубокая разъяснительная работа, аргументированная критика, высокая классовая, партийная принципиальность, а также показ превосходства марксистских взглядов на общество, личность, культуру, науку.
В этой связи следует подчеркнуть значение широкого мировоззренческого воспитания самих воспитателей. Включение их в общественно-политическую работу, сочетаемую с пропагандой успехов в строительстве нового общества, решений партии, развивает коммунистический оптимизм воспитателей, повышает их политическую бдительность.
Отношение к окружающей действительности преподаватель переживает в двух планах. Во-первых, он включен в события, происходящие вокруг него, как гражданин, работник вуза, член партии и т. п. Во-вторых, он является воспитателем студентов, живущих в конкретных условиях, и в этом плане должен продумывать все конкретные события, факты и ситуации, возникающие в их среде. Ему надо учесть их воспитательное значение, подумать, как они повлияют на студентов, какие мысли, чувства, психические состояния вызовут и что в связи с этим ему делать.
Главным, определяющим в деятельности воспитателей по формированию коммунистического мировоззрения является их духовное богатство, глубокая убежденность в величии и благородстве наших коммунистических идеалов, марксистско-ленинского учения.
Воспитатель не сможет эффективно проводить в жизнь идеи, которые не стали его личными убеждениями, он должен быть не только их глашатаем, но и образцом практического соблюдения и претворения в жизнь.
Таким образом, коммунистическое мировоззрение занимает важное место в духовной жизни и деятельности студентов. Для его успешного формирования им требуется глубокое и прочное усвоение мировоззренческих знаний, активное и умелое применение их в жизни и деятельности, самостоятельная работа. Центральным условием формирования мировоззрения у студентов является превращение мировоззренческих знаний, идей в их личные взгляды и убеждения.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.