Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Психологические особенности формирования коммунистического мировоззрения у студентов


М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. "Психология высшей школы"
Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Постановления партии и правительства легли в основу разработанной за последние годы в нашей стране комплексной научно обоснованной программы дальнейшего совершенствования высшего образования. Эта программа предусматривает возрастание роли вузовских партийных организаций и предоставление им права контроля за деятельностью администрации; совершенствование стиля партийного руководства; внедрение в практику системы коммунистического воспитания студенческой молодежи с учетом тех задач, которые предстоит решать на современном этапе строительства коммунизма; дальнейшее повышение ответственности кафедр общественных наук, комсомольских организаций и профессорско-преподавательского состава за марксистско-ленинское воспитание студентов, привитие им необходимых качеств организаторов и воспитателей.
Различные профессии связаны с широким кругом решаемых задач и предъявляют разнообразные требования к специалисту. Об этом ярко и убедительно говорил Л. И. Брежнев на Всесоюзном слете студентов 19 октября 1971 г.: «Советский специалист сегодня — это человек, который хорошо овладел основами марксистско-ленинского учения, ясно видит политические цели партии и страны, имеет широкую научную и практическую подготовку, в совершенстве владеет своей специальностью.
Советский специалист сегодня — это умелый организатор, способный на практике применитьтфинципы: научной организации труда. Он умеет работать с людьми, ценит коллективный опыт, прислушивается к мнению товарищей, критически оценивает достигнутое. И, конечно, современный специалист — это человек высокой культуры, широкой эрудиции, в общем, это настоящий интеллигент нового, социалистического общества».
Особое место в структуре личности специалиста с высшим образованием занимает научное мировоззрение. В. И. Ленин еще в 1903 г. подчеркивал, что активное участие студентов в революционном преобразовании царской России возможно только на основе социалистического мировоззрения. В журнале «Студент» он тогда писал: «Признав, что «только революционное чувство не может создать идейного объединения студенчества», что «для этой цели необходим социалистический идеал, опирающийся на то или иное социалистическое мировоззрение» и притом «определенное, цельное» мировоззрение, редакция «Студента» порвала уже в принципе с идейным безразличием и теоретическим оппортунизмом, поставив на правильную почву вопрос о средствах революционизирования студенчества». Существенной предпосылкой для идеологического объединения В. И. Ленин считал решительное признание студентами определенного круга мировоззренческих идей.
Следовательно, процесс воспитания и обучения студентов в высшей школе — это не только период подготовки высококвалифицированных специалистов с определенной суммой профессиональных знаний, умений и навыков, но и период формирования у них научного мировоззрения, глубокой идейной убежденности, нравственного совершенствования.
Успех в формировании научного мировоззрения зависит от ряда психологических условий, для выяснения которых надо прежде всего рассмотреть содержание и структуру мировоззрения личности.
Различают мировоззрение общества, класса, партии и мировоззрение личности. Личное мировоззрение не всегда совпадает с господствующим в обществе мировоззрением. Индивидуальное мировоззрение может быть менее полным, более узким, противоречивым, а иногда противоположным мировоззрению класса, партии, к которым принадлежит человек. В свою очередь, мировоззрение класса, партии в зависимости от содержания может быть прогрессивным или реакционным, научным или антинаучным. Примером антинаучного и реакционного мировоззрения может служить современное буржуазное мировоззрение, которое проникнуто идеями антикоммунизма.
Подлинно научным и последовательным мировоззрением является коммунистическое мировоззрение рабочего класса. Оно отличается революционностью, оптимизмом, гуманизмом, объективностью, интернационализмом.
Идейной основой коммунистического мировоззрения, говорится в Программе КПСС, является марксизм-ленинизм как цельная и стройная система философских, экономических и социально-политических взглядов. Марксистско-ленинское мировоззрение подлинно научно и объективно выражает интересы и потребности всех трудящихся.

Содержание и структура мировоззрения личности

Мировоззрение отдельного человека — это система знаний, убеждений и взглядов на окружающую его объективную действительность, на общество, на природу, на отношение сознания к бытию, его взгляды на других людей и самого себя. Являясь сложным психологическим образованием, мировоззрение личности накладывает отпечаток на ее деятельность, цели и мотивы, влияет на развитие всех качеств.
В сложных видах деятельности одновременно взаимодействует определенная совокупность побудительных сил, приобретающих форму разветвленной системы взаимосвязанных мотивов: влечений, желаний, хотений, интересов, склонностей, идеалов, убеждений и др., среди которых мировоззрение выступает самым сильным и высоким побудителем деятельности. Но его роль не следует сводить только к этому.
В отличие от мнений некоторых авторов, понимающих мировоззрение только как сильный мотив поведения или как один из компонентов направленности личности, его надо трактовать как черту личности, как высший регулятор поведения и деятельности. Мировоззрение является не только ведущим в содержании всех побуждений, оно служит показателем общей социальной ориентации человека и в значительной степени определяет его направленность в целом, сказывается на всем облике его личности.
Коммунистическое мировоззрение является основой научного понимания сущности общественного развития, путей построения социализма и коммунизма, развития высоких морально-политических и психологических качеств, устойчивости к влиянию буржуазной идеологии. Коммунистическое мировоззрение связывает всю деятельность студентов в вузе с общим развитием советского общества, побуждает их к проявлению общественной активности, выработке у себя добросовестного отношения к гражданскому и профессиональному долгу.
По своей психологической структуре мировоззрение включает прежде всего знания, взгляды и убеждения.
Зщния — это результат познания людьми предметов и явлений действительности. Они могут быть эмпирическими, недостаточно общими и теоретическими, отражающими закономерности. Знания подразделяются также на научные и житейские, осмысленные и формальные.
Взгляды предполагают не только наличие знаний, но и известную выраженность отношения личности к действительности. Взгляд — это понимание, оценка, дальнейшее освоение знаний. Они могут быть материалистическими или идеалистическими, правильными или ошибочными и т. д.
Овладение мировоззренческими знаниями и идеями ведет к выработке мировоззрения, если они становятся глубокими и прочными убеждениями и взглядами.
Убеждения — это устойчивый «сплав» из познавательных, эмоциональных, волевых и мотивационных компонентов, это знания, проникнутые чувствами и волевыми устремлениями.
Известный советский педагог В. А. Сухомлинский писал: «...идеи становятся святыми и неприкосновенными не тогда, когда они запоминаются, а тогда, когда они живут в живом трепете мысли и чувства, в творчестве, поступках».
Убеждения являются внутренней опорой человека, определяющей его поведение. В них не только отражена действительность, но и выражено отношение к ней. Поэтому убеждения выступают в качестве руководства к действию, как принцип поведения и основа его оценки. Твердость убеждений позволяет человеку отстаивать свои взгляды в любых обстоятельствах.
Некоторые авторы не включают убеждения в состав мировоззрения, считая, что мировоззрение надо переводить в убеждение. При таком подходе мировоззрение сводится к сумме воспринятой и как-то усвоенной информации об окружающем мире. Есть авторы, которые допускают лишь внутреннюю связь мировоззрения и убеждений.
Обобщение литературы и результатов исследований, проведенных В. Ф. Пирожковым, Л. Прижикрылом, приводит к выводу о том, что убеждения являются существенной частью мировоззрения, такой его органической частью, без которой роль мировоззрения в структуре личности сводится на нет.
Из характеристики структуры мировоззрения вытекает, что формировать коммунистическое мировоззрение у студентов — значит вооружать их научными знаниями, развивать у них идейные убеждения, научные взгляды на общество, природу, личность, трудовую деятельность, развивать понимание ими закономерностей развития социалистического строя, своей роли в осуществлении политики КПСС и Советского государства, своих обязанностей перед Родиной, вооружать их оптимизмом, непоколебимой верой в победу коммунизма. Система знаний, взглядов и убеждений, которая нужна, студенту в современных условиях, касается всех сторон его жизни и деятельности в Советской стране, в советском трудовом коллективе.
Реализация этого общего направления формирования мировоззрения студентов должна соответствовать ленинскому положению о том, что формировать научное мировоззрение — значит добиваться, чтобы выводы человека опирались на знания основ наук, сливались с чувствами и опытом деятельности, стали собственными выводами, неизбежными с точки зрения современного образования.
Изучение показывает, что получение знаний не всегда сопровождается укреплением идейной устойчивости, развитием морально-политических и морально-этических качеств. Политическими вопросами студенты интересуются постоянно, но некоторые свои мнения по международным и внутренним проблемам выражают в примитивной форме: «Я слышал, что...», «Как говорили на перерыве...» Такие студенты не выражают своей личной позиции, не пытаются сделать критический анализ информации, с которой они встретились. Существенным недостатком таких взглядов является односторонность, житейский подход, иногда доходящий до отрыва от интересов рабочего класса, социалистического общества в целом.
Мировоззрение у студентов даже одной группы развито не одинаково. У некоторых оно противоречивое, нецельное. Научные взгляды у них переплетаются с житейскими понятиями и представлениями об окружающем. Это отрицательно сказывается на отношении к обучению и гражданскому долгу. Иногда религиозные предрассудки наносят большой вред развитию личности. У студентов же, имеющих передовое, марксистско-ленинское мировоззрение, отчетливо проявляются общественные мотивы учебной и общественной деятельности, чувство долга, коллективизма, устойчивость к буржуазной пропаганде.
При оценке уровня развития мировоззрения у студентов надо учитывать их такую психологическую особенность, как переход от юности к возмужалости. Их внутренний мир сложен и противоречив. У большинства студентов хорошо развиты познавательные процессы. Сложнее дело обстоит с их эмоциональными состояниями, развитием чувств и воли: проявляется неуравновешенность, несдержанность. Еще сложнее — с отношениями к действительности. Поэтому требуется конкретная работа для систематизации их мировоззренческих знаний и взглядов, а также развития нравственных идеалов. Во время обучения в вузе проявляются плюсы и минусы мировоззренческого воспитания до поступления, так как содержание мировоззрения сильно детерминировано условиями жизни последних лет и обучения в среднем учебном заведении.
С молодежью следует работать с учетом их возрастных, социально-психологических и иных особенностей. Преподавателям, профсоюзным, партийным и комсомольским организациям в своей деятельности необходимо постояцно руководствоваться указанием В. И. Ленина о том, что молодым людям «надо всячески помогать, относясь как можно терпеливее к их ошибкам, стараясь исправлять их постепенно и путем преимущественно убеждения, а не борьбы».
В советских вузах имеются благоприятные предпосылки для воспитания у студентов коммунистического мировоззрения. Нет ни одного предмета, ни одной формы внеучебной работы, содержание которых не позволяло бы формировать научное мировоззрение. Особенно большими возможностями в этом отношении располагают общественные дисциплины и различные мероприятия, проводимые во внеучебное время по планам этих кафедр.
Если специальные дисциплины предполагают главным образом овладение студентами специальными знаниями, то общественные науки — усвоение мировоззренческих знаний, что активизирует мотивы познавательной деятельности студентов. Исследование выявило развитый активный интерес к общественным наукам почти у 2/3 всех опрошенных студентов. Этим, по-видимому, объясняется стабильность сравнительно высокой успеваемости студентов по общественным дисциплинам. Так, положительная успеваемость по общественным дисциплинам в вузах БССР в 1973/74 году, по данным социологов БГУ, выглядит следующим образом: история КПСС — 97,3%, философия — 98,9, политэкономия — 97,5, научный коммунизм — 99,6%. В 1975 году абсолютная успеваемость в вузах БССР составила 93%.
Другие исследования также показывают, что успеваемость по общественным наукам выше, чем общая успеваемость студентов. Если на 5 и 4 успевают по общественным наукам 72,3% студентов, то по другим предметам лишь 57,7%.
Как правило, большой интерес у студентов вызывает преподавание философии, истории КПСС, политической экономии и научного коммунизма. По мере перехода студентов на следующий курс возрастает интерес к очередной общественной дисциплине, изучаемой на новом курсе. Следует отметить, что на естественных и физико-математических факультетах интерес к преподаванию общественных наук ниже, чем на гуманитарных.
Приведенные данные свидетельствуют о значительном влиянии преподавания общественных наук на процесс формирования мировоззренческих интересов и взглядов. Иначе говоря, преподавание общественных наук способствует формированию всесторонне развитой личности, обладающей научным мировоззрением.
Формирование коммунистического мировоззрения требует дальнейшего (по сравнению со средней школой) вооружения студентов политическими и нравственными идеями, понятиями, знаниями, более обстоятельного овладения основами марксизма-ленинизма. Особенно важно разъяснять студентам цели КПСС и Советского государства, показывать достижения и перспективы развития советского общества. Л. И. Брежнев на XXV съезде КПСС подчеркивал: «Утверждение в сознании трудящихся, прежде всего молодого поколения, идей советского патриотизма и социалистического интернационализма, гордости за Страну Советов, за нашу Родину, готовности встать на защиту завоеваний социализма было и остается одной из важнейших задач партии».
Глубина понимания студентами социальных целей, правильности политики КПСС и Советского правительства, исторической неизбежности победы коммунизма — важный элемент их мировоззрения. Усваиваемые знания не переходят в убеждения автоматически. Это достигается всесторонним влиянием на личность студента, на его мотивы поведения, мышление, чувства и волю, а также отбором мировоззренческих понятий и знаний, воздействующих на процесс усвоения студентами материала занятий, закреплением взглядов и развивающихся убеждений в практике поведения, организацией их самостоятельной работы, включением в общественно-политическую жизнь. Необходимо ясное и глубокое понимание студентами значимости и полезности знаний в учебе и будущем профессиональном труде.
Преподаватели добиваются глубокого усвоения студентами мировоззренческих знаний путем аргументированной их передачи с партийных позиций, установления связей между новыми и старыми знаниями, систематизации и доказательством их истинности, расширения диапазона знаний для объяснения и правильной оценки явлений жизни. Доказательность с помощью различных методов выступает как важнейшее звено убедительности в подаче мировоззренческой информации, в переводе общественно значимого в личностно значимое.
Для формирования идейных убеждений и преодоления неправильных взглядов надо связывать преподаваемые политические знания с морально-политическими чувствами студентов — чувством долга, советского патриотизма, пролетарского интернационализма, ненависти к империалистам и другими.
Анализируя с позиций марксизма-ленинизма и политики КПСС различные общественные события в стране и за рубежом, жизнь вуза, коллектива и поведение отдельных студентов, используя при этом все новые примеры трудового и боевого героизма советских людей, а также опыт отличников учебы, можно активизировать морально-политические чувства у студентов и тем самым создать благоприятную психологическую почву для превращения знаний в убеждения.
В содержании вузовского обучения заключено много мировоззренческих идей, знаний и понятий. Их раскрытие — важная задача преподавателя и в то же время — условие успешного воспитания коммунистического мировоззрения студентов. Для этого преподавателю необходимы конкретные представления о задачах идейно-политического и мировоззренческого воспитания студенчества. В данном случае преподаватель придаст занятиям, беседам нужную направленность, подведет к такому соединению преподносимых знаний с жизненным опытом обучаемых, которое будет содействовать укреплению их идейных позиций, усвоению коммунистических идей как основы своих взглядов, убеждений и положительных привычек.
Анализ проводимых в некоторых вузах занятий по различным предметам показывает, что отдельные преподаватели пытаются решать вопросы формирования мировоззрения в отрыве от их содержания и задач.
М. И. Калинин в своей речи на Втором всесоюзном совещании руководителей кафедр марксизма-ленинизма вузов (4 июня 1940 г.) говорил, что если бы он преподавал курс марксизма-ленинизма в горном институте, то считал бы своей обязанностью непременно изучить горное дело, что дало бы возможность широко использовать эти материалы в процессе преподавания марксизма-ленинизма. «Отсюда..,— говорил М. И. Калинин,— я вывожу общее правило: в каждом вузе надо строить преподавание марксизма-ленинизма с учетом особенностей его профиля».
Решение задач формирования мировоззрения затрагивает вопрос о том, как сделать основные мировоззренческие идеи предметом личных переживаний и мыслей студентов. Чтобы достигнуть этого, необходима постепенность и последовательность в развитии и углублении коммунистического убеждения студента. Это развитие имеет свои этапы. Его начало — понимание факта, явления или идеи, нормы, далее идет более глубокое их усвоение, выработка положительного субъективного отношения к усвоенному, уверенности в его истинности и, наконец, глубокое слияние интеллектуальных, эмоциональных, мотивационных и волевых процессов, превращение их в твердый «сплав» — убеждение.
Надо учитывать то, что студенты приходят в вуз с определенными мировоззренческими знаниями, представлениями, сложившимися ранее убеждениями и „взглядами. Преподаватель, глубоко изучив особенности и уровень мировоззрения студентов, может решить, какими знаниями их следует вооружать, в чем надо убеждать или переубеждать. Важно выяснить взгляды студентов на политику, долг перед Родиной, отношение к труду, к коллективу и т. д. Конечно, необходимо выявить существо личного мировоззрения каждого студента, его устойчивые убеждения и взгляды. Здесь преподаватель встречается с немалыми трудностями. Если знания и уровень понимания тех или иных вопросов можно определить на занятиях, в ходе беседы, то убеждения и взгляды — путем глубокого и разностороннего анализа всей деятельности и поведения студента, изучения его биографии и других сведений. При этом надо учитывать, что убеждения являются не только результатом воспитания, они формируются во взаимодействии человека с окружающей средой.
Сложным является определение критерия действительного развития отдельных убеждений и устойчивости стремления действовать и жить в соответствии с ними.
Критериями убеждения могут служить: твердость, обобщенность и глубокая осознанность знаний, входящих в убеждения, уверенность в истинности их, появление достаточно сильных эмоций и чувств при необходимости защиты своих убеждений, активное отстаивание их в любых обстоятельствах, самостоятельность и умение применять убеждения в жизни, соответствие понимания того, как надо поступать, действительному поведению (единство слова и дела).
Конкретизация задач формирования убеждений должна отражать их структуру и учитывать многогранность проявления в духовной жизни и деятельности студентов. Не менее важно выделить содержание интеллектуального элемента убеждения, определить, в каком направлении необходимо затронуть эмоциональную сферу студента, на каких именно чувствах должно то или иное убеждение базироваться, а также показать возможные ситуации, отвечающие жизни в вузе, в которых проявятся мотивы поведения и воля, будет развиваться волевой и мотивационный элемент убеждения. Именно эти проявления связаны, как правило, с мобилизацией и расширением определенных знаний, чувств и положительных привычек. Они являются не только критерием выработанности убеждений, но также и путем придания им внутренней прочности.
Поэтому в конкретизации целей формирования мировоззрения необходимо уделять должное внимание отдельным элементам в структуре убеждений и проявлению их в жизни и деятельности. Это позволит преподавателю, активисту в процессе своей работы со студентами правильно анализировать и постоянно оценивать развитие у них отдельных убеждений. Конечно, следует учитывать специфичность предметов обучения, особенности личности студентов, характер влияния макро- и микросреды. На этой основе можно определять и регулировать содержание и формы воспитательного воздействия, градацию требований, предъявляемых к студентам, к их самостоятельной работе над собой.
В целеустремленном процессе формирования научного мировоззрения происходит превращение идей, знаний, преподносимых студентам и усваиваемых ими, в мировоззренческую часть их индивидуального сознания. Это своеобразный процесс внутреннего принятия, включения идей, знаний в духовный мир студента.
Развитие убеждений не гладкий процесс, а постоянное преодоление внутренних противоречий.
Был проведен опыт. Группе студентов объявили, что в местную больницу поступил человек с обширными ожогами и что необходимы добровольцы-доноры. Большая часть студентов вызвалась дать кровь. Но некоторая часть «добровольцев» отсеялась, не дойдя до кабинета сдачи крови. Расспрос, произведенный на разных этапах отсева, показал, что в отдельных случаях при внешнем стимуле высокого ранга двигателем поведения у одних была жажда признания, у других — подражание лидеру группы, у третьих — стремление к поощрению, у четвертых — потребность в самовоспитании. Таким образом, не у всех членов исследованной группы юношей истинным мотивом поведения было желание спасти гибнущего больного. Подобные мотовировки, служащие для маскировки истинных, по сути дела — эгоцентрических мотивов, в психологии принято называть защитными.
Общественные идеи могут быть поняты правильно или неправильно, узко или ошибочно. Студент может принять их как свои личные или отрицать их: для него они могут быть мобилизующей силой или служить средством для корректировки его поведения.
Преподавателю надо считаться с этой особенностью и всегда предусматривать такое воспитательное воздействие, которое расчищает путь к полному усвоению марксистско-ленинского мировоззрения, отождествлению своей жизненной позиции с программными задачами КПСС и всего социалистического общества.
Структура убеждений и путь их формирования модифицируются в зависимости и от года обучения. Одно дело — студенты первого курса, другое — последнего года обучения. Так, исследования показывают, что наиболее активное участие в общественно полезном труде характерно для студентов первого — третьего курсов. На четвертом и пятом курсах эта активность снижается (на пятом курсе участвуют только 39,3% студентов), что объясняется переориентацией студентов старших курсов на сугубо специальные интересы. Третий курс является своего рода «водоразделом».
Важным условием формирования убеждений является самостоятельное и активное усвоение и использование студентами мировоззренческих знаний.
Известный русский демократ Д. И. Писарев говорил: «Готовых убеждений нельзя ни выпросить у добрых знакомых, ни купить в книжной лавке. Их надо выработать процессом собственного мышления, которое непременно должно совершаться самостоятельно в нашей собственной голове».
Самостоятельная работа над собой всегда связана с усиленной активностью мышления, вызывает стремление к самовоспитанию, что положительно сказывается на развитии убеждений. В. И. Ленин подчеркивал, что для выработки убеждений следует учиться подходить к вопросам самостоятельно, творчески, делать самому правильные выводы и обобщения. Самостоятельное продумывание студентами мировоззренческих вопросов, активное участие в общественно-политической жизни, обсуждение морально-этических и других вопросов содействуют превращению усваиваемых знаний в прочные убеждения.
Лучшие качества, говорил М. И. Калинин, нельзя прививать «с помощью красивых проповедей или голыми агитационными выкриками. Они могут быть глубоко внедрены в сознание в порядке повседневного, незаметного воздействия на основе товарищеского общения, в течение всего периода жизни».
Нельзя забывать и о идеологической борьбе с буржуазной пропагандой, которая нацелена на разрушение единства социалистических стран, стремится принизить авторитет марксистско-ленинского учения, внести разлад в интернациональную дружбу, необоснованно обвинить в агрессивности социалистических стран и т. д.
Задачи формирования коммунистического мировоззрения у студентов требуют от преподавателей и активистов не только стойко и умело защищать марксистско-ленинское учение, но и вести наступательную идеологическую работу среди студенческой молодежи, активно бороться против буржуазной идеологии, оппортунизма и ревизионизма.
Умение вести борьбу с буржуазной идеологией предполагает принципиальность, классовый подход к выявлению и оценке происходящих событий. Иногда встречаются попытки протаскивания в среду студентов чуждых идей и взглядов путем распространения слухов, мнений, почерпнутых из буржуазных радиопередач, низкопробной музыки, извращенной моды и т. п. Здесь прямые запреты не дадут эффекта. Нужна глубокая разъяснительная работа, аргументированная критика, высокая классовая, партийная принципиальность, а также показ превосходства марксистских взглядов на общество, личность, культуру, науку. В этой связи следует подчеркнуть значение широкого мировоззренческого воспитания самих воспитателей. Включение их в общественно-политическую работу, сочетаемую с пропагандой успехов в строительстве нового общества, решений партии, развивает коммунистический оптимизм воспитателей, повышает их политическую бдительность.
Отношение к окружающей действительности преподаватель переживает в двух планах. Во-первых, он включен в события, происходящие вокруг него, как гражданин, работник вуза, член партии и т. п. Во-вторых, он является воспитателем студентов, живущих в конкретных условиях, и в этом плане должен продумывать все конкретные события, факты и ситуации, возникающие в их среде. Ему надо учесть их воспитательное значение, подумать, как они повлияют на студентов, какие мысли, чувства, психические состояния вызовут и что в связи с этим ему делать.
Главным, определяющим в деятельности воспитателей по формированию коммунистического мировоззрения является их духовное богатство, глубокая убежденность в величии и благородстве наших коммунистических идеалов, марксистско-ленинского учения. Воспитатель не сможет эффективно проводить в жизнь идеи, которые не стали его личными убеждениями, он должен быть не только их глашатаем, но и образцом практического соблюдения и претворения в жизнь.
Таким образом, коммунистическое мировоззрение занимает важное место в духовной жизни и деятельности студентов. Для его успешного формирования им требуется глубокое и прочное усвоение мировоззренческих знаний, активное и умелое применение их в жизни и деятельности, самостоятельная работа.
Центральным условием формирования мировоззрения у студентов является превращение мировоззренческих знаний, идей в их личные взгляды и убеждения.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +