Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Психология деятельности коллектива кафедры


М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. "Психология высшей школы"
Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Социальные объединения людей получили название групп. Коллектив — это особая группа, характеризующаяся общественно значимой целью деятельности, организованностью, наличием руководства, сплоченностью, относительной устойчивостью и продолжительностью существования.
В социалистических коллективах «формируются новые, социалистические качества трудящихся, складываются отношения дружбы и товарищеской взаимопомощи. Ответственность каждого перед коллективом и ответственность коллектива за каждого работника — вот неотъемлемая черта нашего образа жизни».
Все коллективы (трудовые, учебные, спортивные и др.) независимо от вида общественно полезной деятельности — частицы нашего общества, являются по своей социальной сущности социалистическими. Однако каждый из них имеет свою специфическую общественно полезную задачу, определенную организационную структуру, только ему присущий характер взаимоотношений и уровень сплоченности.

Особенности коллектива кафедры

Важнейшей особенностью коллектива кафедры является его предназначение: обеспечить высокий научный и методический уровень преподавания одной или нескольких дисциплин, вести индивидуальную и групповую научно-исследовательскую работу, повышать квалификацию, идейно-политическую и профессиональную подготовку преподавателей. Перед кафедрами, к которым прикреплены аспиранты, стоит задача — готовить высококвалифицированных ученых, преподавателей, прививать им качества творцов нового и передового.
Характерным для коллектива кафедры является его полное самоуправление: нет ни одного вопроса, ни одной стороны общей и индивидуальной деятельности, которые бы не решались на заседаниях и совещаниях кафедры или методических комиссиях. Не случайно выступления и предложения каждого преподавателя на заседаниях протоколируются.
Для кафедрального коллектива необходима четкая регламентация труда (планирование учебной нагрузки) и обязанностей каждого преподавателя. Преподаватели отвечают перед коллективом кафедры за выполнение определенных задач (преподавание, научное исследование, руководство научным кружком, разработкой аспирантом темы диссертации, курсовой или дипломной работой студента).
Преподавательский коллектив кафедр высшей школы имеет исключительно высокий уровень подготовки, нижний предел которой включает в себя высшее образование, а верхний — ученое звание академика. Возрастной диапазон начинается с 22—23 лет и продолжается до конца физической возможности преподавательской деятельности человека. С возрастом связана и другая особенность — опыт. Но если жизненный опыт находится почти в прямой зависимости от возраста, то педагогический опыт связан со стажем работы в вузе. Коллектив кафедры — контактный коллектив. Обычно кафедра насчитывает пять—семь и более человек.
Однородность коллектива кафедры в плане образования и основной цели отнюдь не означает, что он должен быть однородным и в других отношениях. Еще А. С. Макаренко заметил, что в педагогическом коллективе должна быть и девочка, только что окончившая педагогический вуз, и хоть пара красивых лиц, и хоть один весельчак. Это положение с известным допущением может быть применено и к кафедральному коллективу: он не должен состоять из опытных или только из молодых преподавателей, в нем должны быть «антиконформисты», «сильные критики», «методологи» и т. д. Индивидуальные различия в педагогическом и научном творчестве обогащают общение и активизируют деятельность членов кафедры, хотя и создают известные трудности в налаживании взаимоотношений. В целом члены кафедры должны быть так подобраны, чтобы они дополняли друг друга как специалисты и как личности.
Особенностью коллектива кафедры является то, что индивидуальные усилия преподавателей не принесут желаемого успеха, если они не согласованы с действиями остальных, что, в свою очередь, зависит от характера сложившихся на кафедре отношений. Советское воспитание, утверждал А. С. Макаренко, может быть делом только коллектива воспитателей, не имеющих права ни на какую отдельную от коллектива методику воспитательной работы. Там, где у педагогического коллектива нет единого плана работы, единого тона, единого подхода к воспитанию, там, но существу, нет коллектива, там не может быть никакого воспитательного процесса.
Следовательно, единство и согласованность в вопросах воспитания и обучения студентов являются желательной чертой деятельности коллектива кафедры.
К особенностям деятельности преподавательского коллектива следует также отнести такую важную функцию, как необходимость быть на переднем крае науки, сочетание научно-исследовательской работы с преподавательской. Научный багаж позволяет педагогу овладевать основами педагогического мастерства. В первый период педагогической деятельности, как правило, научное творчество отступает на второй план, но в дальнейшем, после освоения курса и приобретения определенного методического опыта, наступает период необходимой углубленной научной деятельности, которая затем постоянно сопутствует труду преподавателей кафедры.
Научный труд преподавателей всех вузов все более приобретает коллективный характер. Как показывает статистический анализ научных работ вузовских преподавателей, 79% всех научных трудов, отмеченных наградами, является плодом коллективных усилий при выполнении комплексных исследований.
Особенностью коллектива кафедры является также, с одной стороны, отсутствие жесткой регламентации распределения рабочего времени, связанного с подготовкой к занятиям и ведением научно-исследовательской работы, а с другой — государственная важность и исключительная строгость и четкость начала и конца занятий по расписанию. Эти обстоятельства связаны прежде всего с большим чувством ответственности, самостоятельностью, умением распределять свое личное время, подчинением личного общественному. Наряду с указанными особенностями ему присущи и определенные социально-психологические процессы и явления, которые оказывают влияние на всех преподавателей.

Социально-психологические явления и процессы в коллективе кафедры

Каждый коллектив кафедры характеризуется особой психологической атмосферой, которая представляет собой доминирующие отношения, мысли, чувства, настроения, интересы, переживания преподавателей. Психологическая атмосфера оказывает большое влияние на эффективность деятельности кафедры, на уровень сплоченности, дисциплины, работоспособности и формирования личности каждого преподавателя.
К более конкретным социально-психологическим процессам и явлениям, которые происходят в коллективе кафедры, следует отнести взаимоотношения (деловые и личные), общественное мнение, настроение, психологическую заразительность, подражание, внушение, конформизм, идентификацию, самоутверждение.
Взаимоотношения — это различные формы взаимосвязей, контактов, взаимозависимостей, общения членов кафедры в процессе преподавательской, общественной и научно-исследовательской деятельности. Психологическое содержание этих форм — мысли, чувства, оценки, взаимооценки, представления друг о друге и т. д.
«Восприятие человека человеком,— отмечает А. А. Бодалев,— вместе с основывающимся на нем понимании одним человеком другого является совершенно обязательной стороной процесса любой совместной деятельности людей, необходимым условием целесообразной ориентировки и действий воспринимающего субъекта в общественной среде. Весь процесс, начиная с воздействия другого человека и кончая ответной реакцией на него воспринимающего, представляет собой единый рефлекторный акт взаимодействия человека с другим человеком в определенной ситуации».
Взаимодействие и взаимоотношения зависят от выполняемых обязанностей, авторитета, места и позиции преподавателей в коллективе, их стажа, деловых и нравственных качеств.
Общественное мнение коллектива кафедры — это совокупные оценки, желания, требования, в которых выражается отношение преподавателей, аспирантов и лаборантов к различным сторонам жизни и деятельности кафедры. Идейно-выраженное общественное мнение активизирует и воспитывает каждого члена кафедры.
Коллективное настроение — это общее длительное эмоциональное состояние, влияющее на эффективность общей и индивидуальной деятельности. Придает бодрость, уверенность (способствуют успеху), пассивность, сомнение, боязнь (затрудняют деятельность). Психическая заразительность — это передача через непроизвольное восприятие состояний и способов поведения других людей. Она может сыграть положительную и отрицательную роль в зависимости от содержания передаваемых эмоциональных состояний.
Подражание — это осознанное или неосознанное следование примеру, образцу действий, манере общения и т. д. Под влиянием подражания формируются как простейшие навыки, так и духовные ценности, что зависит от склонности к подражанию, содержания и качеств объекта подражания. В качестве объекта подражания в коллективе кафедры могут служить опытные преподаватели и заведующий кафедрой. Заимствованию подлежат интересы, стиль научного и педагогического труда, отношение к людям и особенности поведения, вплоть до манеры держать себя, походки, одежды. А. Г. Ковалев приводит пример уважения и беспрекословного принятия идей крупного ученого А. Некоторые постоянно идентифицировали себя с ним, невольно становились по внешнему поведению похожими на него.
Внушение — это влияние на поведение и психику, минуя критическое мышление человека. Оно осуществляется с помощью речи, внешнего выражения эмоций, чувств, убеждений, состояний.
Конформизм — внешнее принятие преподавателем мнения и оценок коллектива кафедры при внутреннем расхождении с его позицией. Конформизм может иметь как отрицательное, так и некоторое положительное значение, например, для сохранения традиций коллектива.
Самоутверждение — процесс реализации стремления заведующего кафедрой, преподавателя, аспиранта играть в коллективе кафедры определенную роль, которая бы обеспечила уважение, признание, доверие, поддержку. Самоутверждение осуществляется через деятельность, общение, взаимоотношения в коллективе.
Идентификация — это полное или частичное отождествление себя с другими людьми. Идентифицировать себя можно с товарищем по работе, исторической личностью, литературным героем и т. д. От степени идентификации зависит отзывчивость и доброжелательность. Распространенность идентификации в коллективе кафедры характеризует уровень развития в ней межличностных отношений, его возможность эффективно действовать в трудных ситуациях.
Идентификация является психологической предпосылкой успешного взаимодействия и взаимопонимания членов кафедры. В идентификации заложена возможность развития самосознания. К. Маркс указывал, что «человек... родится без зеркала в руках... человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку».
Идентификация зависит от уровня сопереживания и взаимопомощи в коллективе и является содержательной характеристикой эмоциональных личностных отношений. Наличие или отсутствие идентификации указывает на уровень развития личностных взаимоотношений в коллективе, отличает их по этому признаку друг от друга. Поэтому руководителю необходимо учитывать в своей работе, что недостатки в развитии личных взаимоотношений, взаимного понимания могут скрываться за внешне четкой организационной структурой кафедры, ее в целом хорошими результатами работы.
Для истинно сплоченных коллективов характерно объединение на двух уровнях: как в сфере служебных, видимых, реальных отношений и взаимодействий, так и в области внутренних, прямо не выступающих, психологических, прежде всего эмоциональных взаимоотношений. Психологами установлено, что чем более люди симпатизируют друг другу, чем выше их психологическая совместимость, тем более вероятно, что они могут составить сплоченный коллектив.

Социально-психологические предпосылки повышения эффективности деятельности и сплочения коллектива кафедры

На эффективность деятельности и сплочение коллектива кафедры влияет ряд факторов, например заседания кафедры, совещания методических комиссий, участие преподавательского состава в работе методических кабинетов, взаимное посещение лекций, практических и семинарских занятий, лабораторных работ, межкафедральный обмен опытом методической работы и др.
Важным средством сплочения коллектива кафедры являются хорошо подготовленные заседания. Они создают общую целеустремленность, улучшают взаимопонимание, являются источником сопереживания, формируют общественное мнение. Их ценность увеличивается тем, что здесь скрытое становится явным, обнажаются противоречия и трудности, наглядно вырисовываются общие цели и намечаются пути ликвидации недостатков. Происходит обмен опытом, новой научной и педагогической информацией, вырабатывается общая мотивация труда.
Практика передовых кафедр показывает, что существенное влияние на совершенствование организации и повышение результатов труда педагогов оказывает правильно организованное социалистическое соревнование внутри коллектива, регулярность подведения итогов соревнования, соответствующее их наглядное оформление.
В сплочении коллектива большая роль принадлежит первичным партийным организациям. От их активности и принципиальности во многом зависит поддержание атмосферы деловитости, высокой идейности и коммунистической нравственности, требовательности ко всем членам коллектива, нетерпимости к малейшим проявлениям безответственности, нарушениям партийной и государственной дисциплины.
При обсуждении лекций, открытых занятий важно в психолого-педагогическом отношении, чтобы молодые преподаватели, как правило, выступали первыми. Это способствует активизации их деятельности, позволяет проверить и сопоставить свои теоретические знания и методические навыки с оценкой более опытных преподавателей, не сковывает самостоятельности и исключает элемент установки на мнение более опытных преподавателей.
Опасным в коллективе кафедры является утрата интереса отдельных преподавателей к педагогическому труду. Это происходит в тех случаях, когда преподаватель перестает пополнять свои знания по специальности, при подготовке к занятиям не считает нужным заново просматривать материал, знакомиться с последними достижениями науки, читает лекции по старым конспектам. Тогда пропадает эмоциональный настрой, лекции получаются сухими, несодержательными.
Известно, что важнейшими факторами, оказывающими решающее влияние на структуру взаимоотношений и общение, являются способы организации групповой деятельности, к которым относятся как стихийно складывающиеся формы руководства, так и не стихийно. В первом случае это лидерство, во-втором — официальное руководство в рамках социальной организации. Разумеется, что наиболее оптимальный вариант для заведующего кафедрой будет заключаться в сочетании фактического лидерства с формальным руководством.
Руководитель организует и направляет коллектив кафедры на реализацию требований КПСС и Советского государства к обучению и воспитанию студентов. Он выступает как политический деятель, организатор, ученый и педагог. От его личной идейности и партийности, научной и методической подготовленности во многом зависят эффективность и качество деятельности кафедры, каждого преподавателя, аспиранта.
Однако изучение опыта работы кафедр показывает, что встречаются такие заведующие кафедрой, личные качества и стиль руководства которых не соответствуют современным требованиям. Так, заведующий К. стал утверждаться в своей должности не через качество преподавания и проведение научных исследований, а путем повышенной загрузки возможных, по его мнению, претендентов на его пост, приближая к себе работников, идущих на угодничество и подхалимство. На кафедре преподавателями он оставлял тех аспирантов, которыми руководил сам или кто-либо из его «узкого круга». Будучи более слабым по сравнению с некоторыми другими членами кафедры, он навязывал проведение массы мероприятий, не имеющих отношения к проблемам преподаваемого предмета.
Видимость активной работы он создавал и путем поверхностных, но больших по числу публикаций, уходя от глубокого обсуждения ряда вопросов, лично принимал решения о тематическом плане, о плане изданий кафедры и т. д.
В итоге кафедра топчется на месте, а сложившиеся взаимоотношения и психологическая атмосфера порождают у некоторых преподавателей беспринципность, безразличие, невнимательность к товарищам по работе, формализм в отношениях со студентами. Насколько важны для руководителя позитивные свойства личности, говорят данные эксперимента, проведенного А. Г. Ковалевым.
Перед различными группами людей была поставлена задача по выбору руководителя. Предложены две кандидатуры: первый отличался большими способностями, но неуравновешенным характером. Он вспыльчив, резок, критичен. Второй — человек средних способностей, но обладал положительными чертами характера: уравновешен, тактичен, чуток, объективен. Голосование было тайным. Подавляющее большинство голосовавших предпочли характер способностям, т. е. они избрали второго.
Были такие записи: «Работать с руководителем тяжелого характера — значит снизить производительность на 50% и потерять здоровье на 50%»
Руководителя коллектива кафедры должны отличать и другие качества личности, такие как чуткость, внимательность, отзывчивость и т. д.
Коллективы кафедр, как уже отмечалось, сравнительно небольшие, поэтому заведующий является тем лицом, к которому стекается вся информация, от него исходят соответствующие советы, требования, распоряжения. Именно он непосредственно направляет, помогает планировать, контролирует учебу молодых преподавателей и аспирантов. Наиболее опытные заведующие кафедр регулярно беседуют с молодыми преподавателями и аспирантами об основных требованиях к педагогу, положительном опыте, традициях коллектива кафедры, путях совершенствования методического мастерства, о ходе самостоятельной учебы, разъясняют начинающим преподавателям выработанные кафедрой рекомендации, знакомят с важнейшими методическими документами и т. д. В. И. Ленин считал, что успех в руководстве массами определяется «не силой власти, а силой авторитета, силой энергии, большей опытности, большей разносторонности, большей талантливости».
В структуре личности советского руководителя должны быть в достаточной степени выражены три основные группы качеств: идейно-политические, профессиональные и организаторские.
Идейно-политические качества: коммунистическая убежденность и партийная принципиальность, умение оценивать факты и явления с марксистско-ленинских позиций, направлять повседневную деятельность коллективов кафедр.
Профессиональные качества руководителя кафедры сводятся прежде всего к его компетентности как ученого и педагогическому мастерству. К этому следует добавить глубокое знание психологии и педагогики, любовь к педагогической деятельности, стремление к поиску новых форм и методов обучения и воспитания, трудолюбие, добросовестность.
Организаторские функции заведующего кафедрой можно разделить на две подгруппы — на административные и социально-психологические. Выполнение функций предполагает наличие качеств личности, необходимых для управления людьми. Эти функции регламентируются соответствующими официально существующими инструкциями и правилами, где говорится о правах и обязанностях заведующего кафедрой.
К администраторским качествам относятся: организованность, требовательность и распорядительность, настойчивость, решительность, самостоятельность, уверенность к себе, знание науки управления, умение принимать научно обоснованные решения и т. д.
Социально-психологические качества — это умение разбираться в людях, нравственно-коммуникативные качества, инициативность, умение вдохновлять и др.
С этими качествами во многом связаны предпосылки повышения эффективности деятельности и сплоченности коллектива. Это означает по-деловому, быстро и оперативно провести заседание кафедры, перенять и внедрить лучший опыт других кафедр, быть ближе к преподавателям, знать об их нуждах, а главное не только сочувствовать, но и принимать реальные меры к удовлетворению их нужд, видеть и прогнозировать перспективы деятельности преподавателей.
Большую роль в вопросах эффективности деятельности коллектива кафедры играют взаимопомощь и взаимодоверие. Они являются определяющими условиями профессионального роста и нормального развития нравственных отношений. Взаимопомощь и взаимодоверие выражаются совершенно конкретно, например, в постоянном обмене информацией о прочитанном, в обмене опытом, «находками» в процессе педагогического труда.
Бернард Шоу замечательно сказал: «Если у вас есть яблоко и у меня есть яблоко, и если мы обменяемся этими яблоками, то у вас и у меня останется по одному яблоку. А если у вас есть идея и у меня есть идея, и мы обменяемся идеями, то у каждого из нас будет по две идеи». Этот парадокс содержит неплохую рекомендацию для нравственных и деловых отношений в педагогическом коллективе.
Нельзя сказать, что коллектив кафедры живет бесконфликтно: существует ряд причин, вызывающих конфликтные ситуации, но это совершенно не значит, что конфликтные ситуации являются нормой в жизни коллектива.
Можно выделить три группы причин, вызывающих конфликтные ситуации:
1. Недостатки, связанные с общей организацией жизни и деятельности коллектива кафедры: неравномерность в распределении учебной нагрузки, отсутствие оптимального соотношения между научной и педагогической работой и т. д.
2. Недостатки в области управления, вызванные неумением расставить людей в соответствии с их квалификацией и психологическими особенностями, необъективностью и попытками администрирования со стороны заведующего кафедрой.
3. Недостатки, связанные с межличностными отношениями внутри коллектива.
Исследователи утверждают, что потери времени от конфликтов и послеконфликтных переживаний составляют до 15% общего рабочего времени. Анализ конфликтов показал, что 52% случаев возникало по вине руководителей, 33 — из-за психологической несовместимости сотрудников, 15% — из-за неправильного подбора кадров.
Здоровая рабочая обстановка повышает эффективность работы и, наоборот, плохое расположение духа снижает производительность у работников умственного труда до 70%.
Возникший конфликт может надолго отвлечь мысли ученого от продуктивной работы. По данным института конкретных социальных исследований АН СССР, на каждую минуту конфликта по причине грубости и администрирования руководителя приходится 20 минут последующих переживаний. Минута ссоры, возникшая из-за неосторожного грубого высказывания товарища по работе, обходится дорого — за ней следует 14 украденных минут. Кроме того, любой конфликт, возникший между двумя людьми, если он сразу не улажен, рано или поздно затрагивает всех остальных членов коллектива.
Эти и другие факты свидетельствуют о большой сложности взаимоотношений и важности создания хорошего психологического климата в коллективе.
А. С. Макаренко настоятельно подчеркивал, что педагогическому коллективу необходимо избавляться от убежденных эгоистов, равнодушных и беспринципных преподавателей, не желающих идти в ногу с требованиями коллектива. Однако и коллектив должен быть справедливым к преподавателю и исключительно чутким, особенно к молодым.
Деятельность коллектива кафедры зависит от интенсивности общения в нем. В этом отношении интересными, на наш взгляд, являются наблюдения, исследования и выводы З. Ф. Есаревой.
Массовые опросы преподавателей показали, что среди других факторов, способствующих плодотворной педагогической и научной деятельности, важное место занимают контакты с коллегами малых и больших коллективов. Чем неопытнее и моложе преподаватель, тем больше он стремится к массовым контактам, к участию в общении на научных конференциях, съездах, симпозиумах. Такое общение на уровне новых проблем науки дает молодому исследователю ориентировку в современном состоянии науки и помогает найти свое место в исследовании актуальных проблем. По мере возрастания опыта преподаватель все больше стремится к индивидуальным, личным контактам с единомышленниками в избранной им области науки. Чем ниже квалификация преподавателя как педагога, чем больше он стремится к личным контактам, тем охотнее он копирует чужой опыт, пытаясь перенять отдельные методические приемы. С увеличением опыта педагог тяготеет к чтению не только специальной, но и методической, педагогической литературы.
Диапазон общения преподавателя расширяется благодаря участию его в общественной работе. Обследование преподавателей (165 женщин и 140 мужчин) обнаружило, что чем выше научная и педагогическая квалификация преподавателя, тем больше доля его участия в общественной работе. Женщины-преподаватели наравне с мужчинами выполняют поручения, а в возрасте от 35 до 45 лет они принимают более активное участие в общественной работе по сравнению с преподавателями мужчинами того же возраста.
Важным фактором сплочения коллектива кафедры является поддержание в нем дисциплины. «Дисциплина в коллективе — это полная защищенность, полная уверенность личности в своем праве». Нарушение дисциплины вредит коллективу, пагубно влияет на поведение его членов. Нет ни одного члена кафедры, включая и заведующего, который бы имел какие-либо привилегии по отношению к остальным. Дисциплина одинаково обязательна для всех, любые послабления могут порождать безответственность.
Одним из важнейших условий сплочения, дисциплинированности и повышения эффективности деятельности коллектива кафедры является его постоянное движение вперед, отсутствие какой бы то ни было самоуспокоенности, решение все новых задач как в области преподавания, научной работы, совершенствования профессионального мастерства, так и в области подготовки кандидатских и докторских диссертаций. Каждой кафедре надо иметь план своего социально-психологического развития (оптимизация организационной структуры, определение первоочередных и последующих задач и т. д.).
В заключение надо подчеркнуть, что забота о здоровой психологической атмосфере, сплочении и творческом росте коллектива кафедры — это долг каждого члена кафедры.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +