В Конституции СССР большое внимание уделяется вопросу всестороннего развития личности каждого советского человека. В частности, в статье 20-й говорится: «В соответствии с коммунистическим идеалом «Свободное развитие каждого есть условие свободного развития всех» государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей и дарований, для всестороннего развития личности».
Формирование личности будущего специалиста в вузе - сложный и многосторонний процесс, успех которого обеспечивается прежде всего организацией и планированием деятельности студентов, активным выполнением ими определенных задач, созданием внешних и внутренних условий для интенсивного проявления необходимых качеств. Формирование личности советского студента связано не только с дальнейшим развитием и закалкой качеств, полученных им до поступления, но и с развитием новых, с приобретением знаний, умений и навыков, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности. Особенно важно выработать коммунистически выдержанную внутреннюю позицию, нравственный идеал будущего специалиста, придать профессиональную направленность жизненным стремлениям и мотивам поведения студента. Эта задача решается тем эффективнее, чем полнее учитываются психологические особенности и компоненты деятельности студентов, проявленные в ней.
Психологическое изучение деятельности является в то же время изучением психологии личности и коллектива
в процессе деятельности. Поэтому анализ деятельности студентов целесообразно начать с рассмотрения единства личности и деятельности. Деятельность в социальном смысле - это целенаправленный процесс преобразования действительности, создания материальных и духовных ценностей. В психологическом смысле деятельность - это мотивированный процесс использования тех или иных средств (внешних и внутренних) для достижения цели. Особенности деятельности определяются содержанием ее целей, предметом, на который она направлена, обстановкой, средствами и способами, с помощью которых она осуществляется, результатами. Деятельность и личность находятся в единстве: личность - это субъект деятельности. Все психические процессы, свойства, опыт человека проявляются и формируются в деятельности (в ее различных видах).
К. Маркс и Ф. Энгельс доказали, что вместе с изменением предмета и орудий труда изменяется содержание и характер трудовых действий, духовные и физические качества человека: «...присвоение определенной совокупности орудий производства равносильно развитию определенной совокупности способностей у самих индивидов».
Советская психология, руководствуясь учением классиков марксизма-ленинизма, показывает влияние деятельности на личность человека, на его мышление, чувства, волю, отношение к жизни (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев, Б. Г. Ананьев, Б. М. Теплов, Б. Ф. Ломов и др.). Состав психических процессов, состояний, свойств, мотивов, знаний, навыков человека, проявляемых в деятельности (психологическое содержание), обусловливается ее предметом, средствами, условиями, а также особенностями самой личности. Психика выполняет ориентирующие, контролирующие, регулирующие, побуждающие и смыслообразующие функции в деятельности.
Процесс деятельности состоит из связанных между собой действий и начинается с постановки цели на основе потребностей и мотивов (или осознания поставленной другими людьми задачи). Далее идет выработка плана, установок, моделей, схем предстоящих действий. Затем совершаются предметные действия, пускаются в ход средства деятельности, ее внешние и внутренние приемы, сравнивается ход и промежуточные результаты со стоящей целью, вносятся коррективы. На процесс деятельности личности и коллектива влияет руководство (управление деятельностью).
Условия деятельности могут быть благоприятными, повышать ее эффективность, и неблагоприятными - крайне трудными, экстремальными.
Общая характеристика деятельности студентов
Деятельность студентов является своеобразной по своим целям и задачам, содержанию внешним и внутренним условиям, средствам, трудностям, особенностям протекания психических процессов, проявлениям мотивации, состояний личности и коллектива, по осуществлению управления и руководства. Психологическое содержание и структура студенческой деятельности имеют специфические особенности, выявление которых - одна из важных задач психологии высшей школы.
Деятельность студента имеет большое социальное значение, так как ее главное назначение - обеспечить подготовку специалистов для разных отраслей народного хозяйства, реализовать общественные потребности в людях с высшим образованием и соответствующим воспитанием.
В отличие от труда вообще, который, по определению К. Маркса, есть целесообразная деятельность для создания потребительных стоимостей, студенческая деятельность в целом не относится к сфере материального производства. Основное в деятельности студента - учиться, участвовать в научной и общественной жизни, в различных мероприятиях, которые проводятся с учебной и воспитательной целью.
К числу особенностей деятельности студентов следует отнести: своеобразие целей и результатов (подготовка к самостоятельному труду, овладение знаниями, навыками, умениями, развитие личных качеств); особый характер объекта изучения (научные знания, информация о будущем труде и т. д.); деятельность студентов протекает в запланированных условиях (программы, сроки обучения) ; особые средства деятельности - книги, лабораторное оборудование, натурные и другие модели будущего профессионального труда и т. д.; для деятельности студентов характерна интенсивность функционирования психики, необычайно высокое интеллектуальное напряжение; в ходе деятельности у студентов возникают перегрузки и появляются задачи, вызывающие напряженность (сдача экзаменов, зачетов, выполнение контрольных работ, защита дипломных проектов и т. д.).
В трудных ситуациях учебной или общественной работы могут наступить некоторые нежелательные изменения в деятельности: утрата внутренней организованности психических процессов; снижение памяти, ухудшение мышления (встречается на экзамене, во время первых публичных выступлений); колебание эффективности, понижение точности практических действий (при выполнении зачетных заданий); смещение или потеря цели (только лучшая оценка на экзамене, а не содержание ответа на вопрос); ослабление активности и снижение уровня работоспособности (вследствие перегрузок, отсутствия научной организации учебного труда); приостановка учения, отказ, срыв (подача заявления об уходе).
Предотвращение и преодоление этих изменений предполагает практическое использование выводов из психологического анализа деятельности студентов (о предпосылках ее успешности, адаптации к ней и т. д.).
Таким образом, деятельность студента - это процесс достижения целей подготовки к самостоятельному профессиональному труду, развития и формирования необходимых для этого качеств, знаний, навыков, умений.
Учеба студента на различных курсах имеет свои специфические особенности. В частности, переход от обучения в средней школе к обучению в вузе характеризуется резким изменением условий, в которых происходит познавательная деятельность.
Вместе с поступлением в вуз происходят и возрастные изменения - количественные и качественные. Следует учитывать известные положения возрастной психологии: чем дальше воспитуемый отстоит от взрослого человека, тем больше в его сознании качественной специфики; чем он моложе, тем быстрее темп его развития. Сравнительно велики также различия в индивидуальном темпе «взросления», особенно если сравнивать мальчиков и девочек; процесс развития личности имеет качественные переходы, и границы возрастов определяются прежде всего психологическими факторами.
Какой бы ни был предмет деятельности студента, ее психологическое содержание представляет собой целостное единство психических процессов, состояний, образо- е ваний и свойств его личности. Коллективная (групповая) деятельность студентов наполняется психологическим содержанием благодаря умственным, эмоциональным, волевым и мотивационным особенностям коллектива, его опыту и традициям. Особенности деятельности студента ярко проявляются уже на первом курсе. Переход от обучения в средней школе к обучению в вузе характеризуется резким изменением условий, в которых осуществляется деятельность. Непрерывно меняется учебный материал, преподавательский состав, происходит изменение окружающей обстановки в аудитории, учебном заведении, по месту жительства и т. д. Все изменения определенным образом влияют на психическое состояние обучаемых и в конечном итоге сказываются на ходе учебной и общественной деятельности. Отсюда зачастую возникают существенные различия в деятельности, а особенно ее результатах при обучении одного и того же человека в школе и вузе.
Студентам третьего курса пединститута, сдавшим экзамены по психологии и педагогике и способным понять суть стоящей перед ними задачи, была предложена с вариантами ответа анкета 3, в которой надо было дать ответ на вопрос «Как проходил у Вас процесс адаптации на первом курсе?»
Обобщение ответов привело к следующим выводам о причинах трудностей адаптации:
1. Резкая смена содержания, объема, характера учебного материала, форм, методов учебного процесса, научной эрудиции педагогов при отсутствии у студентов необходимых навыков самостоятельной жизни и студенческого труда. Психологическое утрирование этого несоответствия в страхе перед сессией и возможным отчислением из вуза.
2. Сильно переживается неподготовленность к учебе в вузе в связи с особыми субъективными причинами и факторами. Это относится к выпускникам некоторых сельских школ, к студентам, чувствующим недостаток способностей, к лицам, на которых сказался перерыв в учении. Обостренный анализ и самоанализ этих причин и факторов, опасения оказаться за стенами вуза.
3. Мнительность, сосредоточенность на своих нравственных, интеллектуальных, волевых недостатках перед возросшими требованиями вуза, при этом с акцентом на пристальный самоанализ, а не на активное самовоздействие, самовоспитание.
4. Разлука с семьей, с людьми привычного круга общения, острота которой подчеркивается неудачными обстоятельствами учения и быта, студенческой жизни.
5. Тревожные сомнения в правильном выборе вуза, отсутствие необходимых стимулов учения.
6. Неудовлетворительный контакт с преподавателем по трудному для студентов предмету, боязнь обратиться за консультацией и усиливающиеся с отставанием опасения «провалиться» по этому предмету на сессии. Подобные переживания гиперболизируются и бывают довольно нередки.
Эти выводы можно подтвердить и рядом других фактов. В Тольяттинском политехническом институте также провели анкетирование студентов первых курсов. Был задан вопрос: «В чем состоят основные трудности обучения в институте по сравнению с обучением в средней школе?» Анкета была не нормирована, т.е. не содержала предположительных ответов.
Ответы классифицировались по определенным группам. На отсутствие навыков самостоятельности в учебной работе указало 40% студентов. Часть из них заявила, что «после школы, где с нами попросту няньчились, очень трудно сразу привыкнуть к самостоятельности. Поэтому хотя бы на первом курсе надо несколько подробней и детальней прорабатывать со студентами изучаемый материал».
Многие студенты видят основную трудность обучения в отсутствии повседневного контроля знаний. Были также жалобы на бессистемность работы на протяжении семестра. 14% опрошенных указали на резкое увеличение объема сообщаемого материала, на несоответствие лекционных и практических занятий по времени, слабое закрепление теории на практических занятиях и т. д. Отмечалось неумение конспектировать первоисточники, правильно записывать лекции, указывалось на отсутствие опыта работы с книгой и сдачи экзаменов и зачетов в небольшой промежуток времени и т. д.
В исследовании 1973 г. под руководством С. А. Умрейко по вузам Белоруссии, согласно мнению членов аттестационных комиссий, наиболее значительную группу лиц составляют студенты, старающиеся учиться, но это старание по ряду субъективных причин не всегда приводит к желаемым результатам. Чаще всего это длительный перерыв в учебе или слабая подготовка в средней школе.
Из исследований видно, что примерно каждый третий студент учится ниже своих возможностей. Наиболее существенной причиной является отсутствие навыков самостоятельной работы. Именно на это как на одну из объективных причин ссылается каждый третий из опрошенных первокурсников и каждый четвертый студент второго курса.
К сказанному можно добавить, что рабочий день студента значительно уплотнен и в сумме с аудиторными занятиями составляет 8-9 часов. Это превышает ежедневную занятость рабочих на производстве. Характерен следующий факт: студент, который получил первое место по идейно-политическому развитию и научно-технической грамотности, по эстетическому развитию не получил ни одного балла. Исследования показали, что среди отлично успевающих студентов такое положение имеет массовый характер. Это говорит об односторонности их развития. Вероятно, нельзя переоценивать результаты этих исследований, но надо признать, что перегрузка студентов учебными заданиями оставляет у них мало свободного времени.
Все это говорит о необходимости научного обоснования объема учебных и других нагрузок, а также выделения ряда направлений учебно-воспитательной работы по осуществлению преемственности между деятельностью учащихся в вузе и школе. К таким направлениям относятся:
1. Выработка у молодежи перспективной целевой установки и стремления к ее выполнению.
2. Профессиональная ориентация молодежи.
3. Повышение познавательной активности, интеллектуальных способностей, общего развития обучаемых.
4. Формирование у обучаемых навыков самообразования, самоорганизации, самовоспитания.
5. Преемственность в содержании обучения.
6. Преемственность в формах и методах обучения.
7. Стремление к единству требований в школе и вузе.
Деятельность студента в вузе - специфическое продолжение его деятельности в школе. Это подтверждает специальное обследование студентов7 (всего 710 человек) педагогического и медицинского институтов г. Краснодара, в частности юношей и девушек, чьи школьные успехи были отмечены медалями. Регистрация оценок, получаемых медалистами на экзаменационных сессиях в вузах, и сравнение их с баллом аттестата позволили выделить в составе обследованных три типологические группы:
1. Студенты, оставшиеся на высшем уровне успеваемости (стабильная группа).
2. Студенты, несколько снизившие успеваемость (промежуточная группа).
3. Студенты, значительно снизившие уровень своей успеваемости (нестабильная группа).
Стабильность учебных успехов - показатель устойчивости ориентации на высшее образование как способ жизненного самоопределения и соответствия школьной подготовки условиям обучения в вузе. Для 80% обследованных такой устойчивости и такого соответствия зафиксировать не удалось.
Показателем специфичности деятельности студента в вузе является то, что снижение успеваемости медалистов никак не связано с так называемыми трудностями адаптации к вузу (успеваемость от курса к курсу, как правило, не растет). Нестабильность учебных успехов медалистов объективно зависит от замены определенной по нагрузке познавательной работы в школе аритмичной, предполагающей высокий уровень внутренней организованной деятельности в вузе; низкого престижа вузовских оценок, почти не влияющих на ценность диплома о высшем образовании, на перспективы трудоустройства молодых специалистов; относительно меньшей (по сравнению со школой) интенсивности систематического контроля за успеваемостью, организацией самостоятельной работы, досуга и т. п.; учебной «перегрузки»; недостаточной научной обоснованности критериев оценки успеваемости студентов; недостатка у студентов навыков самостоятельной работы в условиях освобождения от повседневной опеки со стороны семьи и преподавателей; неразвитости волевых качеств и недостатка организованности.
К числу условий успешной адаптации студентов к обучению в вузе проф. П. А. Просецкий относит следующие. Во-первых, когда помощь поступившим организуется с первых дней пребывания их в вузе. Во-вторых, когда в эту работу вовлекается весь вузовский коллектив (научно-педагогические работники, студенческие общественные организации, студенты старших курсов). В-третьих, когда в работе строго учитываются индивидуальные особенности студентов.
Необходимым в деятельности студента в вузе является его участие, особенно на старших курсах, в профессиональном труде. Например, для студентов университетов и педвузов - это работа преподавателями, воспитателями, пионервожатыми в школах города и области, шефство над трудновоспитуемыми детьми и подростками, организация подготовительных курсов для поступающих в вузы. Для медицинских институтов - диспансеризация и профилактический осмотр рабочих на предприятиях, работа санитарных дружин и патрулей, организация здравпунктов на общественных началах, работа по выявлению причин временной нетрудоспособности и влияния их на экономику производства. Для студентов консерватории - пропаганда музыки в школах и на предприятиях, создание музыкальных школ на общественных началах при заводах. Для студентов юридических институтов - бригады содействия милиции, массовое участие в народной дружине и т. д.
В настоящее время в ряде вузов страны сложилась стройная система общественно-политической практики студентов. Например, в Уральском политехническом институте первокурсника обучают формам и методам агитационно-пропагандистской работы, а также привлекают юношей и девушек к активному участию в деятельности комсомольской организации, спортивных обществ, научных кружков. Студенты второго и третьего курсов овладевают навыками лекционной пропаганды. Старшекурсники, кроме того, занимаются проблемами научно-технического прогресса и эффективности социалистического соревнования. В эту же систему органически входит и факультет общественных профессий.
Данные исследований показывают, что основными целями и мотивами студентов вузов являются: быть полезным Родине, стать хорошим специалистом, хорошо учиться, участвовать в общественной работе, достигнуть определенных результатов в спорте или в некоторых других видах деятельности. Мотивация студентов в ходе обучения повышается по своему уровню, они все настойчивее реализуют цель - успешно подготовиться к будущей трудовой деятельности, выработать в себе качества, необходимые специалисту. Однако встречаются случаи, когда мотивами деятельности студентов выступают лишь желание учиться, получить образование. Некоторые студенты приходят в вуз без достаточно мотивированной цели.
Вот что показали ответы на вопрос «Если бы у вас стало больше свободного времени, то как бы вы его использовали?», который был задан почти полутора тысячам первокурсников. Учеба заняла в ответах лишь четвертое место - после посещения театров, кино, просмотров телепередач, занятий спортом и чтения художественной литературы, газет и журналов. И совсем мало времени они планируют выделить на общественную работу, участие в СНО и на занятия в художественной самодеятельности. Таким образом, деятельность студента в вузе специфична по своим целям, условиям, мотивам, соотношению с учебой в школе. Вместе с тем она является основным путем формирования личности будущего специалиста с высшим образованием.
Проявление свойств личности в деятельности студентов
В управлении деятельностью студента важную роль играет обратная связь: всестороннее и глубокое понимание воспитателями ее хода и результатов. Чаще эта связь содержит информацию о знаниях студентов, уровне усвоения ими изучаемых наук, умениях и навыках, их общественной деятельности, культуры поведения. Гораздо меньше в ней представлены знания (и учет!) о проявлении более глубоких психологических особенностей личности: направленности, темперамента, характера и способностей. В то же время изучение именно этих особенностей, учет их роли в деятельности студентов в значительной мере определяют успех учебно-воспитательной работы в вузе.
Направленность, как отмечалось,- одно из важнейших свойств личности студента. Она выражается в целях и мотивах его поведения, потребностях, интересах, идеалах, убеждениях, установках. Диалектическая связь между потребностями, мотивами и целями является с психологической точки зрения узловым пунктом динамической схемы направленности личности студента. В этом смысле анализ содержания мотивационной сферы студента помогает раскрыть то, к чему он стремится, почему он этого хочет и во имя чего - словом, помогает раскрыть его направленность и механизм целеустремленности всей его деятельности.
В целевой активности студента важную роль играет установка - своеобразная форма направленности личности, определяющая ее готовность к деятельности в данных условиях. Благодаря установке происходит объединение потребностей и ситуации, в которой она удовлетворяется.
Один из существенных вопросов содержания и структуры направленности студента связан с тем, что может конкретно побуждать его к различным видам деятельности. П. М. Якобсон в своей монографии выделяет несколько групп различных психических явлений, приобретающих в известных условиях свойства побуждения: 1) политические, нравственные идеалы, представления о будущем, о перспективе; 2) действенные интересы различного характера; 3) стремление к организации жизни и быта, влечение к труду, к семейной жизни и т. д.; 4) потребность в чем-то (в книгах, деньгах, тех или иных предметах); 5) достаточно сильное чувство (любовь, признательность, страх, гнев и др.); 6) моральные убеждения; 7) привычки к определенному поведению, традиции, предрассудки; 8) подражание определенному образцу поведения, следование примеру, мода на одежду и т. п.?
Л. И. Божович мотивы учения подразделяет на широкие общественные, которые связаны с широкими жизненными отношениями человека, и мотивы, порождаемые преимущественно процессом учебной деятельности.
Направленность в психологическом плане представляет собой сложное образование, которое входит в структуру личности и наиболее полно выражает способ ее общественного поведения и деятельности.
До сих пор отсутствует достаточно четкое определение направленности. Встречаются понятия: устремленность, цель, мотивы, доминирующие мотивы, система побуждений, интересы, идеалы, мировоззрение, избирательность отношений и т. д.
В последнее время психологи стремятся более полно и глубоко охарактеризовать причины активности личности путем раскрытия доминирующих мотивов и жизненных целей, которые в основном определяют направленность как относительно устойчивое свойство. Направленность может быть узко личной или носить общественный характер. Она может быть неустойчивой (всецело зависеть от ситуации) или же устойчивой (длительно определять линию поведения). У студентов должно быть развито стремление к успешному овладению вузовской программой, устойчивая направленность применять свои знания, способности и опыт на пользу обществу, показать себя творческим специалистом. Другими словами, студентам нужна профессиональная направленность личности, о которой подробнее будет сказано в пятнадцатой главе.
В основе направленности личности лежат ее потребности, которые могут быть материальными (потребность в пище, одежде, жилище, воздухе и т. д.) и духовными (потребность в познании, музыке, книге, труде, дружбе, самообразовании и т. д.).
Потребности предполагают свое дальнейшее удовлетворение и поэтому порождают влечения, желания, стремления, эмоциональные состояния, которые заставляют студента проявлять активность. Потребности могут быть ясно осознанными (выражаться в виде стремлений) и неосознанными или осознанными лишь частично, смутно (влечения). Стремление стать хорошим специалистом, освоить преподаваемые дисциплины, стать эрудированным и культурным человеком - это выражение четко осознанных духовных и материальных потребностей студента.
Одной из важных потребностей является потребность в общении. У студентов первых курсов она проявляется особенно заметно: у многих из них прерываются личные контакты, сложившиеся до поступления в вуз. В общении студенты познают не только других, но и себя, овладевают опытом социальной жизни. Потребность в общении способствует установлению многообразных связей, развитию товарищества, дружбы, стимулирует обмен знаниями и опытом, мнениями, настроениями и переживаниями.
Жизнь студентов специфична по возможностям удовлетворения ряда потребностей. Имеются известные ограничения в удовлетворении их духовных и материальных потребностей. Поэтому от преподавателя требуется наряду с развитием потребностей студентов воспитывать у них умение контролировать, а если необходимо, то и ограничивать некоторые из них.
Данные исследований показывают, что повышение эффективности деятельности студентов связано прежде всего с развитием их духовных потребностей в соответствии с требованиями учения в вузе и будущей профессии. Усиление общественных мотивов в поведении студентов способствует развитию у них потребности оценить качества своей личности под углом зрения определенных профессиональных требований.
Из психологической литературы и обобщения воспитательной практики в вузах видно, что в ходе учения происходит изменение и усложнение содержания мотивов деятельности студентов. Важным показателем развития направленности студентов является постановка ими общественно важных целей, касающихся учебы, и выработка личной профессиональной целеустремленности. Развивающиеся мотивы побуждают студента к постановке все более значимых целей, а через их достижение удовлетворяются его духовные потребности.
Соотношение учебно-воспитательной работы с мотивационными особенностями студентов является динамическим процессом, .в котором рождаются и развиваются (или регрессируют) их цели и мотивы.
Определение социального уровня направленности студента предполагает решение вопроса о том, какой из видов доминирующих мотивов (общественных, ситуативных, узко личных) занимает ведущее место в его деятельности. Учебная деятельность, дисциплина и общественная работа студентов побуждаются системой целей и мотивов, находящихся между собой в сложной взаимосвязи. Наряду с ситуативными мотивами, непосредственно побуждающими к деятельности, важную роль имеют мотивы, воплощающие в себе устремления студента в будущее. Воспитателю трудно воздействовать на студентов, не представляя этих широких общественных мотивов. Знание их и забота об их дальнейшем развитии позволят более продуктивно организовать самостоятельную работу студентов.
На мотивы учения влияет создание ясных представлений о профессии и характере будущего труда.
Важным элементом направленности личности являются интересы, разнообразные по содержанию: к преподаваемым предметам, спорту, музыке, технике и т. д. Они различаются также по устойчивости, широте, влиянию на деятельность. Устойчивый интерес студента к своей будущей профессии вызывает у него активность, творчество, стремление быстрее и лучше овладеть специальностью.
И. П. Павлов рассматривал интерес как то, что тонизирует, вызывает деятельное состояние коры мозга. Работа, отвечающая интересам, осуществляется легко и продуктивно. Возникновение глубоких и устойчивых интересов студентов к учению, различным предметам является важным условием успешного формирования их личности. Познавательные интересы могут развиваться, но могут и затухать.
Причиной затухания интереса к учению может быть появление больших трудностей, недостатки в методике обучения, организации учебных занятий и т. п.
В структуру направленности может включаться склонность, которая вырастает из интереса. Склонность, как выраженная тенденция заниматься какой-либо деятельностью, удовлетворяет главным образом потребность в действии. Большинство студентов имеют склонность к участию в деятельности различного рода: к работе в научных кружках, к общественной работе, культурно-массовой деятельности, к занятиям спортом и др.
В обучении и воспитании студентов необходимо учитывать их склонности, соответственно использовать и развивать их. Студенты с выраженной склонностью в определенной области деятельности добиваются значительных успехов.
Преподавателю важно знать и учитывать идеалы студентов. Идеалы выступают в качестве побудителя и цели, а также примера для подражания. В зависимости от того, на кого хочет быть похож студент, кому он хочет подражать и чему следовать в своей жизни, формируется его личность. Профессиональный идеал служит одним из мотивов самовоспитания студента, его работы над собой, становится внутренней его опорой и целью, помогает не только преодолеть отдельные недостатки, но и изменять поведение и личные качества.
В деятельности и развитии студентов большую роль играет мировоззрение - система представлений, идей, убеждений, взглядов на окружающую действительность. Оно проявляется в понимании и оценке действительности, различных событий и фактов, в социальном поведении человека, его поступках, деятельности, накладывает отпечаток на чувства, волю, мотивы.
Существенные особенности в поведении и деятельности студентов вызываются различиями в их темпераментах.
Темперамент влияет не только на проявление чувств или скорость переключения внимания, но и на другие психические процессы, а также на проявление черт характера, на поведение студентов на занятиях, на их реакции в сложной ситуации, на вопросы, задания, оценки. Темперамент влияет на ход и результаты различных видов деятельности.
Научное объяснение различий в темпераментах дает учение И. П. Павлова о типах высшей нервной деятельности. Основные нервные корковые процессы - это возбуждение и торможение. У разных людей они различны по силе, уравновешенности и подвижности. Эти особенности нервных процессов, сочетаясь, образуют типы нервной системы, выражением которых являются темпераменты. Сильный, возбудимый, неуравновешенный тип - это физиологическая основа холерического темперамента; сильный, подвижный, уравновешенный - сангвинического; сильный, малоподвижный, инертный тип - лежит в основе флегматического; слабый тип - в основе меланхолического темперамента.
Физиологический механизм индивидуально-типических различий исследовался Б. М. Тепловым (1961), В. Д. Небылицыным (1966), В. С. Мерлиным (1958, 1964), И. М. Палеем (1958, 1961) и др. Как указывают авторы, несмотря на то, что свойства типа нервной системы оказывают заметное влияние на динамику поведения, высокий уровень достижений в деятельности (учебной, трудовой, спортивной) возможен на различном типологическом фоне. При этом равноценные достижения в учебной деятельности, например у представителей подвижного и инертного, сильного и слабого типов, проявляются только в том случае, если система способов воздействия на обучаемого (студента) индивидуализирована с учетом его типологических особенностей.
Н. С. Лейтес (1960) пришел к заключению, что среди отличников учебы можно встретить студентов с различным типом нервной системы. К тем же выводам пришел Л. И. Уманский (1967), изучавший зависимость способностей к организаторской работе от типа нервной системы. Г. С. Костюк (1969) полагает, что тип нервной системы вообще не определяет образующихся психических свойств, но оказывает влияние на скорость их развития. Различия типологического характера влияют на черты личности опосредованно, через продуктивность и успешность обучения. Иначе говоря, взгляды на цель занятий, степень уверенности в себе, стабильность самооценки, уровень притязаний, способ разрешения возникших конфликтов - все эти качества различны у хорошо и слабо успевающих лиц.
Из научных работ (К. М. Гуревич, 1970; Е. А. Климов, 1969; Н. С. Лейтес, 1960; Н. И. Петрова, 1970; Ю. А. Самарин, 1962; В. М. Шадрин, 1966) известно, что люди, различные в типологическом отношении, по-разному приспосабливаются к условиям деятельности. В частности, для подвижных характерна легкая приспособляемость к обстановке, неравномерный темп деятельности, быстрая перестройка знаний в соответствии с данной конкретной задачей; для инертных - равномерный темп деятельности, большая прочность условных связей, наличие предупредительных операций.
Педагогическое воздействие, организация деятельности могут повлиять на проявление того или иного темперамента. Например: у флегматиков можно повысить скорость ответных реакций, у холериков - снять неуравновешенность, склонность к аффектам, у меланхоликов - выработать уверенность и т. п. Это происходит главным образом за счет формирования навыков, привычек, умения владеть собой, влияния на выбор товарища. Немаловажное значение для влияния на темперамент имеет правильная самооценка студентами плюсов и минусов личной динамики психики и поведения.
Соблюдая такт, надо помочь каждому студенту правильно осознать и оценить плюсы и минусы своего темперамента и вызвать стремление к его совершенствованию. У холерика положительной чертой является активность; у сангвиника - живость, бодрость; у флегматика - неторопливость, сдержанность, упорство; у меланхолика - глубина и устойчивость эмоций, чувств. Отрицательными чертами холерика могут быть резкость, поверхностность; сангвиника- легковесность, неустойчивость; флегматика- медлительность, равнодушие, вялость; меланхолика - замкнутость, пессимизм. Отрицательные черты темперамента можно выравнивать, как говорил И. П. Павлов, лишь «с течением времени посредством медленных и повторных упражнений».
Лучшие черты темпераментов развиваются там, где господствует бодрая, жизнерадостная обстановка, где поощряется активность, инициатива, смелость, поддерживается хорошее рабочее настроение, приподнятость, уверенность.
Наряду с направленностью личности, темпераментом в деятельности студентов проявляется их характер. Под характером понимают относительно устойчивый психический склад человека. Это совокупность черт, влияющих на все его поведение. В характере выражается отношение к окружающему миру, к труду, к другим людям, к себе самому. Преподавателю важно глубоко изучать и знать характер каждого студента, его положительные и отрицательные стороны. Это одно из условий правильного, целенаправленного и эффективного воспитания, обучения и руководства деятельностью студентов.
Характер студента представляет собой целостное образование, состоящее из ряда черт, которые можно классифицировать по группам. Это, во-первых, группа интеллектуальных черт - наблюдательность, рассудительность, гибкость ума; во-вторых, группа эмоциональных черт - уверенность, жизнерадостность, бодрость; в-третьих, группа волевых черт - целеустремленность, инициативность, выдержка, решительность, мужество, дисциплинированность и др.; четвертая группа - нравственные черты - честность, правдивость, чувство долга, коллективизма и др. Вместе с тем надо подчеркнуть, что характер человека представляет некоторое единство, целостное свойство личности.
Характеры делятся на сильные и слабые, замкнутые и общительные, общественно направленные и эгоистичные, цельные и противоречивые.
Главное, что раскрывает характер студента - это поступки и действия, особенно поведение в коллективе, успеваемость и общественная работа. Однако внешнее поведение не обязательно адекватно внутренним качествам человека: социально-полезное поведение не всегда свидетельствует о положительных чертах характера.
Практически важным является вопрос о недостатках характера (лень, скрытность, недисциплинированность, нечестность, жестокость и др.), причинах проявления и путях их преодоления у того или иного студента, о воспитании у него коммунистических черт характера. Недостатки в характере могут быть порождены еще до вуза, но случается, что отрицательные черты усиливаются или появляются из-за неудач в учебе, конфликтов, потери интереса к будущей профессии. Преодоление недостатков в характере того или иного студента является важной задачей воспитательной работы в вузе.
Характер формируется в процессе деятельности в зависимости от ее мотивов и общего отношения студента к окружающей действительности.
В деятельности студентов ярко проявляются способности, т. е. такие их психологические особенности, которые позволяют успешно овладевать программой вуза, эффективно совершенствоваться как будущим специалистам. В структуру способностей входят внимательность, наблюдательность, определенные качества мышления, памяти, воображение и т. д. Например, технические способности включают хорошую техническую память и мышление, пространственное воображение, математические - умение обобщать материал, формализовать рассуждения, получать полезную информацию при восприятии задачи, менять направление движения мыслей и т. д.
Способности студентов развиваются вместе с совершенствованием их внимания, памяти, творческого воображения, мышления и других психических процессов и свойств личности, а также путем компенсации недостающих качеств. Нельзя быть способным педагогом, врачом, инженером, физиком, не будучи наблюдательным, не имея запаса нужных представлений и знаний, не обладая живым воображением, хорошей памятью, глубоким мышлением, не проявляя интереса к своей работе. По данным исследования Н. С. Лейтес, необходимыми предпосылками развития как общих, так и специальных способностей являются активность и саморегуляция - универсальные внутренние условия осуществления деятельности.
Вместе с тем очевидно, что не занимаясь той или иной деятельностью, невозможно развить к ней способности. Способности складываются на основе закрепления проявлений психических процессов, мотивации поведения и свойств человека в связи с особенностями его деятельности. Поэтому моделирование будущей деятельности, практика, стажировка имеют большое значение для развития профессиональных способностей студентов.
Одной из предпосылок успешного развития способностей у студентов является их интерес к своей будущей профессии, трудолюбие и настойчивость, понимание ответственности за свою подготовленность. Чтобы развить свои дарования, даже талантливые люди должны упорно работать. Полезно самих студентов нацелить на самовоспитание способностей.
Развивающее обучение в вузе предполагает формирование у студентов потребности, интереса и умений совершенствовать свой ум, свои способности.
Сознательно готовиться к будущей профессиональной деятельности - значит развивать необходимые способности, совершенствовать свои умственные качества.
Познавательные психические процессы в деятельности студентов
Психические познавательные процессы (ощущения, восприятия, память, представления, воображение, мышление и речь) играют важную роль в деятельности, обучении и воспитании студентов. Усвоение знаний, выработка убеждений, практические действия основываются на работе психических процессов, особенно мышления.
Эффективность деятельности специалиста определяется не только свойствами его личности, но и уровнем функционирования познавательных процессов. Поэтому формирование личности специалиста предполагает активизацию и совершенствование психических познавательных процессов в соответствии с требованиями специальности и профессиональной деятельности в целом.
Студенческий возраст - возраст достаточно высокого развития познавательных процессов. Даже студенты первого курса обладают, как правило, достаточно устойчивым вниманием, способностью слушать и наблюдать демонстрируемые предметы и явления, умением следить за логически развивающейся мыслью лектора.
Преподаватель вправе рассчитывать на достаточно развитое воображение студентов, способное дать им конкретное представление об описываемых в лекциях предметах и явлениях, машинах, приборах, сооружениях, новых по своему характеру технических процессах, а также методах и приемах работы.
Основы воспроизводящего и творческого воображения закладываются еще в общеобразовательной школе.
У молодежи студенческого возраста хорошо развита словесно-логическая память, на которую лектор часто ориентируется. Студент склонен к размышлению, рассуждению, к поискам решения научных проблем как в процессе слушания лекций, так и в процессе выполнения самостоятельной работы.
Исследования, проведенные под руководством Б. Г. Ананьева, показали, что лишь у 14,2% людей в возрасте 18-35 лет наблюдаются периоды застоя в психологическом развитии, причем длительность их не превышает 2-3 лет. Для подавляющего же большинства - это возраст интенсивного развития.
Простейшим познавательным психическим процессом является ощущение - отражение отдельных признаков и свойств предметов, явлений, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения - предпосылка для создания образов объектов, их познания. «Иначе, как через ощущения,- писал В. И. Ленин,- мы ни о каких формах вещества и ни о каких формах движения ничего узнать не можем...»
Раскрывая познавательное значение ощущений, В. И. Ленин указывает на их источник - объективную действительность: «...ощущение есть... непосредственная связь сознания с внешним миром, есть превращение энергии внешнего раздражения в факт сознания».
Учитывая познавательное значение ощущений, полезно строить учебный процесс так, чтобы включать в деятельность студентов слуховые, двигательные, зрительные, осязательные и другие ощущения. Это улучшает запоминание и усвоение учебного материала студентами.
Восприятие по сравнению с ощущением более сложный психический познавательный процесс. Между ними есть сходство: ощущение и восприятие - это формы непосредственного отражения предметов и явлений. Различаются они тем, что в восприятии отражаются предметы в целом, во всей совокупности их свойств и признаков, а в ощущении, как уже говорилось,- отдельные признаки и свойства объектов.
Таким образом, восприятие - это отражение непосредственно воздействующих на органы чувств предметов, явлений во всей совокупности их свойств и признаков.
Свойства восприятия: целостность (объект отражается как единое целое), осмысленность (внесение в восприятие знаний и опыта), избирательность (выделение объекта из ряда других), константность (относительное постоянство образов), апперцепция (зависимость восприятия от психического состояния, опыта и качеств человека).
Некоторые из этих свойств, например осмысленность, ярко проявляются в процессе обучения. Так, полнее и точнее воспринимается хорошо понятный учебный материал, при усвоении которого студенты используют имеющиеся знания и практический опыт. Восприятие учебного материала облегчается, если изучаемый объект резко выделяется, подчеркивается преподавателем. Для этого в устном изложении применяется пауза, интонация, с помощью которых выделяется главное. При зарисовке на доске используют цветные мелки, при проверке контрольных работ ошибки подчеркиваются красными чернилами и т. д.
Создание оптимальных условий для работы студеНтбй предполагает учет того факта* что освещенность, звуковая среда, окраска и т. п. влияют на ощущение, восприятие, быстроту развития утомления. Так, цифры на шкалах должны быть просты по начертанию, расположены вертикально, цвет делений и надписи должны контрастировать с цветом фона. Красный цвет возбуждает, привлекает внимание, голубой действует успокаивающе. Исследования показали, что правильно выбранная окраска помещения и оборудования повышает производительность труда на 15-20%.
Содержание и характер протекания восприятия зависят от опыта студентов, общей направленности их личности, психических состояний. Бывают случаи, когда человек воспринимает не то, что есть, а то, что ему хочется.
Налаживание успешного взаимодействия специалистов предполагает правильное восприятие ими качеств и действий друг у друга. Такое восприятие формируется в процессе коллективной деятельности, уточняющей взаимооценки и углубляющей с помощью преподавателя взаимопонимание.
Вместе с ощущениями и восприятием в учении и всей деятельности студента большую роль играют представления. Они возникают на основе конкретных образов предмета или явления, которые ранее воздействовали на органы чувств, но в данный момент непосредственно не воспринимаются. Представления обычно менее ярки и устойчивы, чем восприятия, но зато они более изменчивы, подвижны, в них больше обобщенности.
Представления разделяют по ведущему анализатору (зрительные, двигательные и т. д.), по содержанию (технические, географические, педагогические и т. п.). Их делят также, в зависимости от степени обобщенности и новизны образов, на единичные и общие, представления памяти и представления воображения.
Следствием сочетания различных представлений является схематическое представление, охватывающее группу объектов, их соотношение в пространстве и времени. Например, инженер может представить в пространстве и времени работу сложных технических систем.
Представления являются необходимой переходной ступенью от восприятий конкретных предметов и явлений, наглядного установления связей и отношений между ними к обобщенному познанию действительности в форме отвлеченного логического мышления.
Представления влияют на такие психические процессы, как память, мышление, воображение, чувства и воля. Напоминая человеку о чем-то важном для него, можно повысить активность определенных представлений и тем самым повлиять на ход его мышления, на волевые и эмоциональные процессы. Представления служат опорой узнавания и сравнения объектов, наглядным строительным материалом для воображения и планирования поведения и деятельности.
Результаты учебной деятельности студентов зависят от памяти, таких ее процессов, как запоминание, сохранение и воспроизведение.
В зависимости от того, что запоминается и воспроизводится, различают четыре вида памяти: образную, словесно-логическую, двигательную, эмоциональную.
Изучение памяти у 18-21-летних показало, что память и ее виды в этом возрасте развивается разнонаправленно.
Высокий уровень мнемической функции сочетается обычно с более равномерным развитием различных процессов и видов памяти, что не исключает больших индивидуальных различий. Шкальные оценки памяти у мужчин в той или иной мере выше оценок памяти женщин.
Память может быть кратковременной и долговременной. Следы от впечатлений закрепляются не сразу, для этого нужны десятки секунд, а то и минут, сильные помехи могут прекратить фиксацию следов. Запоминание учебного материала зависит от установок и приемов деятельности студентов.
В Тартуском университете методом анкетирования было выяснено, какими приемами и установками пользуются студенты в совершенствовании своей памяти. Оказалось, что 56% из них пользуются самыми примитивными методами в запоминании, т. е. повторяют беспрерывно одно и то же, слабо пользуются логической системой запоминания, и, что самое неожиданное, по данным эксперимента, студенты не хотят изменять приемы запоминания. Это значит, что большинство студентов не знакомо с более рациональными приемами и методами мнемической деятельности.
Важное место в деятельности студентов принадлежит воображению, мышлению и речи.
Воображение - это деятельность сознания, в процессе которой создаются новые образы, идеи на основе имеющихся представлений, знаний. Стимулом к воображению являются задачи, стоящие перед человеком, его потребности, желания, чувства, настроения, мировоззрение. Создавая посредством воображения новые образы, человек мысленно предвидит события, результаты своего труда, заглядывает в будущее. Это позволяет ему настойчиво стремиться к цели, преодолевать трудности. В. И. Ленин говорил, что «фантазия есть качество величайшей ценности».
Сила и яркость воображения у разных студентов развиты неодинаково, они отличаются друг от друга по содержанию и направленности воображения. Реальное и точное воображение содействует лучшему пониманию учебного материала, предохраняет от неправильных действий, помогает находить наиболее целесообразные пути решения задач.
Роль воображения повышается при изучении сложной техники: ведь ее не всегда можно наглядно видеть в действии, ибо принцип ее работы, электронные или иные процессы скрыты от непосредственного восприятия.
Мышление - сложный психический процесс, позволяющий познавать как наглядные связи, отношения объектов, явлений, так и их сущность. Оно может быть наглядным, отвлеченным, оперативным и т. д. Все виды мышления обычно выступают в единстве, преобладание того или иного из них в деятельности зависит от задачи, опыта, знаний, индивидуальных особенностей, интересов и возраста человека.
Мышление начинается с постановки задачи, вопроса. Затем идет поиск, построение предварительного ответа (гипотезы), умственная или практическая проверка принятого решения. Если оно оказалось неверным, процесс повторяется. Особый характер носит творческое мышление, которому чужд способ проб и ошибок или простейший перебор известных вариантов решения, сходных задач. Творческое мышление предполагает выход за пределы исходных даных, нахождение новых связей и отношений между объектами, широкую, но целенаправленную мобилизацию знаний, опыта.
Уровень мышления студента характеризуется не механическим, пассивным применением знаний, а их активным использованием, разносторонностью подхода к проблемам своей деятельности, последовательностью, четкостью, самостоятельностью и точностью их решения.
Самое общее, что характеризует направление развития мышления с возрастом - это повышение возможностей оперировать отвлеченными понятиями.
Известный зарубежный психолог Ж. Пиаже считает, что интеллект человека, пройдя в детстве сенсорную и перцептивную стадии, у взрослого достигает высшей ступени - формально-логической, на которой он развивается по особым законам, независимым от состояния сенсорики и перцепции.
Сопоставление данных, полученных на первых и пятых курсах, позволяет установить характер интеллектуальных изменений у студентов в процессе их обучения в вузе.
Как показали исследования, в университет поступают молодые люди, уровень интеллектуального развития которых совпадает в среднем с разрядом «хорошая норма» (110-119 усл. ед.), а у выпускников этот показатель поднимается до разряда «высокий интеллект» (120-129 усл. ед.). За годы обучения в университете уровень интеллекта повышается на 5 усл. ед. - со 116 до 121.
В Удмуртском университете на кафедре педагогики и психологии исследуется общий интеллект и педагогические способности студентов.
Выявленные в специальных экспериментах индивидуальные показатели общего интеллекта у изучаемых студентов различных факультетов показали, что самые высокие результаты обнаружены у студентов физико-математического факультета, более низкие - на филологическом факультете. Обнаружено также, что в оценке знаний студентов, особенно на филологическом факультете, слабо учитывается их умственное развитие (корреляции между оценками и показателями развития интеллекта нет).
Данные об изменениях умственного развития в процессе обучения в вузе вскрыли, с одной стороны, возможности повышения интеллекта в период учебы (у 52% изучаемых студентов показатель интеллекта повысился к пятому курсу), с другой стороны - недостаточное использование этих возможностей: у 46% студентов он не изменился.
Материалы этого исследования также показали, что более благоприятные условия для умственного развития имели слабые и средние по интеллекту студенты: к пятому курсу их стало меньше в 2,2 раза. Для сильных студентов таких условий не было, уровень их интеллекта не повысился. Это говорит о необходимости значительного усиления дифференцированного подхода в вузовском обучении.
Эксперименты показали также, что интеллект и его совершенствование зависят от способов умственного труда студентов: показатели уровня интеллекта были выше у тех испытуемых, которые выполняли тестовые (и учебные) задания более рациональным способом.
Изучение возрастных изменений мышления (18-21 год) показало, что между видами мышления существует сложное единство, свидетельствующее о связи образных, логических и действенных компонентов. Если у 18-19-летних вербально-логическое мышление теснее связано с образным мышлением, то у 20-21-летних - с практическим.
Мышление человека функционирует и проявляется в единстве с его речью. В любом виде мышления обнаруживается роль речи, которая «...есть непосредственная действительность мысли».
Слова являются средством образования и выражения понятий, суждений, отражения предметов, явлений в сознании. Содержание и форма речи человека зависят от его профессии, ситуации, опыта, темперамента, характера, способностей, интересов, состояний. С помощью речи студенты изучают учебный материал, общаются, влияют друг на друга и воздействуют на себя. Чем активнее студенты совершенствуют устную, письменную, монологическую и другие виды речи, свой профессиональный словарь, тем выше уровень их познавательных возможностей.
Внимание повышает эффективность всей деятельности студентов по выполнению задач учебы, общественной работы. Все то, что является предметом внимания, яснее воспринимается и осознается, лучше запоминается. Оно может быть направлено как на внешнее явление, так и на внутреннюю жизнь человека. Внимание - это направленность и сосредоточенность сознания на тех или иных предметах или явлениях. Известный русский педагог К. Д. Ушинский называл внимание дверью, через которую входят все наши знания.
Внимание обусловлено единством субъективных и объективных причин. В зависимости от действия этих причин оно может быть непроизвольным, т. ё. возникать помимо сознательного намерения человека, и произвольным, сознательно регулируемым, направляемым. Есть еще и послепроизвольное внимание, которое появляется в процессе деятельности под влиянием интереса. Так, студент в начале занятия может заставить себя слушать преподавателя, не отвлекаясь на различные помехи. Когда же занятия его увлекают, ему не нужны волевые усилия. Произвольное внимание перешло в послепроизвольное. При проведении занятий желательно проявление всех видов внимания.
В деятельности студентов проявляются различные свойства внимания: устойчивость, концентрация, объем, распределение, переключение, колебание. Каждое из них весьма существенно. Например, устойчивость и концентрация позволяют студенту длительное время сосредоточиться на своей работе даже в условиях внешних помех. А вот колебание и отвлечение внимания ухудшают четкость восприятия, точность запоминания, скорость реакции.
Исследование возрастных изменений внимания (18- 21 год) показало, что в качестве центральных свойств выступают его объем и устойчивость, объединяющие вокруг себя отдельные свойства. У 18-летних хорошо развитыми свойствами оказались объем, переключение, концентрация и избирательность. Показатели двух последних свойств несколько превосходят показатели первых. Наиболее в этом возрасте развита устойчивость внимания. У 19-летних устойчивость несколько ниже, чем у 18-летних. У 20-летних уровень концентрации внимания повышается (незначительно), а уровень переключения снижается более значительно. У 21-летних показатель объема несколько повышается. Наименее развитыми оказались переключение и устойчивость. Эти данные говорят о широком диапазоне изменения внимания.
Возможности внимания можно охарактеризовать количественно: человек способен одновременно воспринимать 4-6 разных объекта; полная устойчивость сохраняется 15-20 мин.; в течение 1 сек. можно 3-4 раза переключить внимание и т. д.
Специальное изучение некоторых психических качеств первокурсников в течение ряда лет различными методами показало35, что у юноши, перешедшего из школьного коллектива в студенческий, быстрее изменяются интересы и навыки, чем особенности памяти и внимания. Данное обстоятельство обязывает преподавателей вузов постоянно заботиться не только о сообщении новой научной информации в соответствии с программой, но и формировать у первокурсников необходимое качество для успешного обучения в вузе: умение продолжительное время внимательно работать. При исследовании диапазон напряженности внимания студентов (работа без смысловых помех по методу Н. Ф. Добрынина) был равен от 0,7-10 до 700-900 условных единиц. Причем у подавляющего большинства показатели не превышали 100-200. При осмысленных помехах показатель напряженности резко снижается. Поэтому студенты на лекциях зачастую или только слушают и не записывают, или записывают все подряд, не понимая сущности излагаемого материала.
Рассмотренные познавательные процессы взаимосвязаны и развиваются в зависимости от возраста и года обучения в вузе. Имеются связи между объемом памяти, объемом внимания и показателями мышления. Мышление и речь влияют на протекание ощущений, восприятия, памяти и других процессов: восприятие становится осмысленным и контролируемым, память - логической и управляемой, воображение - более глубоким и т. д.
Исследования показывают, что в возрасте от 18 до 25 лет мышление имеет более высокие по уровню показатели, тогда как внимание - сравнительно низкие. С 26 до 29 лет в мышлении обнаруживаются самые низкие показатели, тогда как во внимании - высокие. От 30 до 33 лет наблюдается совпадение уровней внимания и мышления, а в 34-35 их спад.
Точки спада уровня развития внимания и мышления совпадают. Точки наивысшего подъема во внимании приходятся на 22 года, 24 года, 26 лет, тогда как уровень мышления в эти годы понижается. Точки наивысшего подъема в мышлении - на 20 лет, 23 года, 25 лет и 32 года. Уровень вниманий в эти годы, за исключением 32 лет, понижается.
Снижение или повышение функциональных мнемических возможностей сказывается на характере мыслительного поиска человека37. Снижение мнемического потенциала приводит к тому, что человек начинает обращаться к импульсному поиску или к рискованным решениям. Самый первый пик в развитии памяти приходится на 19 лет. Между 20 и 26 годами наблюдается неравномерность в развитии памяти и мышления, в последующие годы начинается подъем как в развитии памяти, так и в развитии эвристических процессов, однако пик памяти падает на 30 лет, в то время как пик эвристических процессов на 32 года. Снижение памяти начинается с 31 года, снижение эвристических процессов - с 33 лет.
Этими же исследованиями установлено, что наибольшего уровня в развитии логического мышления достигают 20-летние, на втором месте находятся 25-летние. Третье и четвертое место поделили 19-летние и 32-летние. Далее идут 24-летние и 30-летние.
Объем кратковременной памяти по слуховой модальности у 20-летних находится на одном уровне с 19-летними и незначительно выше у 24-летних, которые по уровню развития логического мышления показали результаты ниже среднешкольной оценки.
У 25-летних объем вербальной кратковременной памяти по слуховой модальности оказался на самом низком уровне. Таким образом, прямого влияния уровня развития кратковременной памяти на слух и уровень развития логического мышления не наблюдается.
Применение типологического анализа к данным комплексного исследования студентов дало следующие результаты. Студенты, имеющие более высокий показатель общего интеллекта, значительно выше и по вербальному, и по невербальному интеллекту. Успеваемость у них намного лучше - как на первом курсе, так и на всех последующих. У более интеллектуальных выше показатели перцептивного внимания. Они более интравертивны и несколько нейротичнее (по данным методики Г. Айзена). Социометрический статус у них значительно выше, эмоциональная экспансивность меньше, оба показателя взаимности выборов одинаковы, уровень притязаний выше и адекватнее. Высокоинтеллектуальные более стрессоустойчивы. Связь с показателями активированности (по измерениям нейродинамических характеристик) - без отчетливой тенденции.
Взаимосвязь познавательных процессов ярко проявляется в наблюдательности студентов. Наблюдательностъ - это не только способность детально видеть предмет, явление. Она предполагает целенаправленное и осмысленное восприятие, проникновение в сущность того, что видит студент, установление особенностей и связей между объектами. Наблюдательность - это закрепившийся в деятельности способ организации и проявления познавательных процессов. Она развивается у студентов благодаря приспособлению и совершенствованию их восприятия, внимания, воображения, мышления и речи в соответствии с требованиями профессиональной деятельности.
Таким образом, психические познавательные процессы играют важную роль в деятельности студентов. Они протекают в связи с особенностями их личности, взглядами, убеждениями, мотивами и целями.
Эмоционально-волевые процессы и психические состояния в деятельности студентов
В эмоциональных процессах студента своеобразно отражаются условия и задачи его деятельности, проявляется его отношение к ним, ко всему тому, что он познает и делает, что происходит вокруг.
Эмоции, чувства студента обогащают его внутренний мир, делают его восприятия яркими и содержательными, побуждают к активности, к преодолению трудностей. «...Без «человеческих эмоций»,- говорил В. И. Ленин,- никогда не бывало, нет и быть не может человеческого искания истины».
В науке хорошо изучены возникающие при эмоциях и чувствах физиологические сдвиги в организме (изменения в работе сердца, дыхания, пищеварения, желез внутренней секреции), влияние эмоций и чувств на познавательные психические процессы (на восприятие, внимание, память, мышление и др.). Изучены также поведенческие проявления эмоций и чувств (уход от их источника, агрессивность и т. п.), их внешнее выражение и роль в общении, в искусстве и литературе.
Эмоции и чувства могут быть как приятными, так и неприятными для человека, отсюда их деление (надо заметить, не вполне обоснованное) на положительные и отрицательные. Они могут быть стенйческйми (активизировать деятельность) и астеническими (вызывать пассивность). По сложности и содержанию эмоции и чувства подразделяют на простые (элементарные) и сложные (высшие). Первые возникают, например, при удовлетворении или неудовлетворении органических потребностей (эмоции жажды, голода и т. п.), вторые - при переживании отношения к Родине, долгу, идеям, принципам, научным и художественным ценностям. К высшим эмоциям и чувствам относятся прежде всего морально-политические, интеллектуальные и эстетические.
Эмоции и чувства ярко проявляются и играют важную роль в деятельности студента, особенно в напряженные ее периоды (поступление в вуз, государственные экзамены и т. п.), когда они могут способствовать усилению мотивов к достижению цели и мобилизации сил. Участвуя в общей активизации организма, личности, они могут ускорить расходование ресурсов и энергии человека. Переживание тех или иных эмоций и чувств влияет на формирование личности студента, на перестройку его взглядов, отношений к действительности.
Для эмоциональных процессов студентов в учении характерны: большая интенсивность (особенно интеллектуальных чувств), разнообразие, переходы от одних к другим, ускоренное формирование высших чувств. Неподверженность эмоциональных процессов отрицательным влияниям (внешним и внутренним) - эмоциональная устойчивость - выступает как условие сохранения надежности деятельности в сложных для студента ситуациях. В широком спектре эмоций и чувств студента особую значимость для эффективности его деятельности имеет чувство ответственности за свою успеваемость, чувство нового и др.
В лаборатории программированного обучения Воронежского университета Т. Г. Скибина изучала эмоциональные реакции студентов при текущем контроле знаний на машине К-54. Путем эксперимента проверялись контрольные программы по психологии, политэкономии, геометрии. При активной интеллектуальной работе с машиной возникал комплекс положительных чувств, волнение от новизны, удивление, удовлетворение, интерес.
Такой комплекс положительных эмоций возникает тогда, когда умственная деятельность не встречает грубых «ситуаций затруднения», когда студент на уровне все возрастающих, но преодолимых интеллектуальных трудностей справляется с контрольной программой. Следует отметить, что такие чувства, как радость, удовольствие от умственного напряжения, поднимают тонус, являясь психостимуляторами в дальнейшей активной самостоятельной работе по курсу. Эксперимент показал, что у студентов может быть и отрицатель. ный комплекс интеллектуальных эмоций: неудовлетворение, разочарование, гнев, подавленность, чувство бессилия. Отрицательные переживания возникают в том случае, если умственная деятельность по характеру программы чрезвычайно затруднена, когда студент не справляется с заданием или часто делает ошибки и не получает разъяснения их сути. Если интеллектуальное затруднение не разряжается, то возникающее чувство бессилия может явиться психотормозом и снизить активность в целом в самостоятельной работе по конкретной дисциплине.
В деятельности студента не исключен эмоциональный стресс - напряженность в трудных ситуациях. Она вызывается оценочной ситуацией (экзамен), непривычными условиями, возрастанием ответственности, большими умственными и волевыми нагрузками, необходимостью преодолеть переутомление, крайнее напряжение сил. Например, изучение эмоциональных состояний, связанных с экзаменом, показывает, что они разнообразные и динамичные. Их интенсивность то нарастает, то спадает, достигая кульминационной точки в момент получения билета и ознакомления с ним. В период подготовки к ответу ярких эмоциональных реакций, как правило, не бывает, доминирует интеллектуальное напряжение, за исключением изменения цвета лица, некоторой тревожности. В основном же после экзаменов активность спадает, хотя эмоциональная напряженность остается высокой. В зависимости от уровня притязаний, индивидуальных особенностей личности и отношения к оценке студенты испытывают радость, облегчение, расслабленность или же, наоборот, пустоту, недовольство и т. п.
Первый экзамен - особый в деятельности студента. Наличие незнакомой ранее ситуации ведет нередко на первом экзамене к экзаменационному стрессу отрицательного характера.
В лабораториях МЭИ объективно, физиологическими методами изучалась утомляемость студентов. Были найдены математические критерии стрессовых состояний. Изучению подвергались и эмоциональные состояния студентов, связанные со сдачей зачетов и экзаменов. Было показано, что во время зачетов в кабинете программированного обучения у отличников организм тонизировался в целом, а у двоечников критерий стресса был примерно таким же, как у пожилых людей, перенесших в жизни огромные эмоциональные нагрузки, т. е. наблюдался резкий спад тонуса организма. Отрицательные эмоции создают стрессовые состояния, которые снижают интеллектуальную деятельность человека,- наблюдается дисфункция сенсорных, мнемических, интеллектуальных реакций. Отсутствие сильных отрицательных эмоций позволяет поддерживать неизмеримо более высокий тонус психических функций в процессе усвоения знаний. Поэтому самым пагубным в учебной деятельности студента является такая организация методов преподавания, которая вызывает отрицательные эмоции неудовольствия, бессилия, огорчения и т. д. Понижая жизненный тонус, они значительно снижают активность познавательной деятельности.
Возникающее состояние стресса имеет известную целесообразность и защитное значение, так как оно мобилизует ресурсы нервной системы и организма, может, ускорить психические процессы. Вместе с тем стресс может ухудшить восприятие, внимание, память, мышление, точность движения.
Состояние стресса у студентов в процессе деятельности предупреждается психологической подготовкой к выполняемым учебным и другим задачам, формированием устойчивых качеств и навыков, умелым управлением их поведением со стороны преподавателей и руководителей вуза.
Таким образом, в деятельности студентов эмоции и чувства выступают в роли регулятора, усиливающего и побуждающего психологическую активность, они влияют (положительно или отрицательно) на восприятие и переработку информации, на направленность внимания и действия.
Выполнение учебных, общественных и других задач деятельности требует определения цели, принятия решения, преодоления трудностей, мобилизации сил, управления собой, т. е. проявлений воли. Поэтому высокий уровень саморегуляции, умение управлять своим поведением является важной психологической предпосылкой успешной деятельности студента.
Неподверженность волевых процессов отрицательным влияниям условий и содержания деятельности студента (волевая устойчивость) предохраняет его от растерянности, шаблонных действий, способствует проявлению настойчивости, упорства в учебе, полному использованию знаний в сложных ситуациях.
На экзамене, зачете, во время выступления на семинаре студенту необходимо мобилизовать интеллектуальные возможности, в полной мере использовать свои знания, опыт учения в вузе. Вместе с тем студенту надо упорно работать, чтобы овладеть учебным материалом и справиться с общественными поручениями.
Волевые процессы в его деятельности тесно связаны с вниманием, мышлением, воображением, памятью, эмоциями, чувствами и свойствами личности. «Воля,- писал И. М. Сеченов,- не есть какой-то безличный агент, распоряжающийся только движением,- это деятельная сторона разума и морального чувства».
Человек преодолевает трудности и препятствия не только благодаря воле, но и под влиянием своих потребностей, мотивов, чувств, опыта, знаний, привычек. Поэтому нельзя считать единственным критерием оценки воли студента преодоление трудностей. Специфика волевого психического процесса состоит в сознательном усилии, направленном на активизацию всех возможностей для достижения цели. Вот почему при прочих равных условиях волевой студент покажет более высокие результаты в своей работе.
Ученые ГДР Опель и Шеффер показали, что сильные учащиеся при выполнении умственной деятельности обнаруживают более высокий, по сравнению со слабыми, уровень вегетативных реакций (частоты пульса и кровяного давления). В отличие от слабых у сильных учащихся к началу деятельности наступает резкое учащение пульса как проявление мобилизующей активности, что обеспечивает благоприятное для психической деятельности состояние, которое можно рассматривать как активную физическую и психическую настройку индивида на деятельность.
Многие волевые действия студенты совершают по необходимости (заданию). Важно, чтобы учебные и другие задания осознавались и внутренне воспринимались как свои собственные. Ведь если задание выполняется без внутреннего одобрения, вопреки личным желаниям, то трудности возрастают.
Уровень развития воли у студентов может быть различным. Это зависит от мотивов их поведения, опыта, привычек и убеждений. Одному студенту присущи упорство в достижении цели, соответствие слов делу, неподверженность отрицательному влиянию сложных ситуаций, другому - противоречивость поведения, излишняя зависимость от обстоятельств, расхождение слов с делами и т. д. Недостатки воли могут быть причиной нарушения учебной дисциплины, неправильного использования студентом знаний, понижения его интеллектуальных способностей на экзамене, зачете. Слабоволие характеризуется отвращением личности к усилиям при исполнении действия, переводом психологической активности в план лишь внутренних переживаний без попытки на деле преодолеть встретившиеся препятствия, добиться цели.
Психические состояния студента - это временные целостные состояния его психики, влияющие на протекание психических процессов и проявление свойств личности. Психические состояния, закрепляясь в деятельности, могут переходить в устойчивые черты личности. Влияние внешних воздействий на поведение студента зависит от его психического состояния, в зависимости от которого, в свою очередь, протекают психические процессы и строятся практические действия.
Сложность изучения психических состояний в том, что их очень много. Об этом свидетельствует подсчет количества слов, употребляемых для обозначения состояний человека. В результате изучения словарей В. Даля, Д. Ушакова, С. Ожегова и других было обнаружено около 500 слов, обозначающих определенные состояния человека.
К психическим состояниям относятся: подъем, воодушевление, бодрость, уверенность, решительность, неуверенность, тоска, печаль и др.
Психические состояния (положительные или отрицательные) влияют на ход и достижение результатов деятельности студентов, на их успеваемость, качество знаний, навыков, умений, на формирование профессионально-важных качеств личности и т. д.
Максимальная продуктивность умственной работы возможна только при наличии душевного психического равновесия и спокойствия. Погоня за случайными удовольствиями и удовлетворение каких-либо отдельных инстинктов и желаний неизбежно приводит к потере психического равновесия, к резкому снижению продуктивности умственной работы.
Среди психических состояний выделяют:
1. Личностные и ситуативные. Личностные состояния обусловливаются мировоззрением, качествами, опытом человека, ситуативные - данной ситуацией - временной или длительной.
2. Глубокие и поверхностные.
3. Положительно или отрицательно действующие на человека.
4. Продолжительные и короткие.
5. Осознанные и неосознанные.
Психические состояния, испытываемые студентами в данное время и в данных конкретных обстоятельствах, определяются прежде всего их прошлым опытом, всей практикой их жизни до поступления в вуз, свойствами личности, всеми уже сформированными до этого моральными и физическими качествами. Великий русский психолог и физиолог И. М. Сеченов отмечал, что «всякое душевное движение, как бы просто оно ни было, представляет собой результат всего предшествующего и настоящего развития человека».
Большое влияние на психические состояния студентов оказывают успехи в учебе, выдержка, такт преподавателя, его доброжелательность, уважение их достоинства.
Взаимоотношения, социально-психологическая атмосфера в коллективе всегда оказывают влияние на психические состояния студентов. Состояния вызываются значимыми для личности студента или же слабыми, но длительно действующими воздействиями. Особенности состояний зависят прежде всего от психических свойств личности, мотивации и типа нервной системы.
После поступления в вуз на психическое состояние студента влияет отрыв от дома (если поступление было связано с переменой места жительства), необходимость адаптации к условиям и задачам более сложной, чем раньше, деятельности, повышенные требования к самостоятельной работе и т. д. В некоторых вузах студентам первых курсов приходится усваивать учебного материала примерно в 2,7 раза больше, чем в средней школе.
Как вызвать, поддерживать и мобилизовывать положительные психические состояния студентов и как нейтрализовать, снять, предупредить отрицательные? Средства и методы для этого - научная организация труда студентов, убеждение, внушение, поощрение, культурно-массовая работа, спорт, индивидуальные беседы, заботы о разумном удовлетворении материальных и духовных потребностей. Большая роль в поддержании положительных психических состояний принадлежит преподавателю, который, начиная занятия, может настроить студентов на активную работу, создать атмосферу творческого подъема. Установление взаимопонимания, бодрость, оптимизм преподавателя, продуманность, четкость, планомерность действий, выдержка способствуют появлению у студентов положительных психических состояний. В случае неуспеха студента важно объяснить ему причину, поддержать словом, обещать помощь, посоветовать, как лучше организовать самостоятельную работу. Активизация преподавателем высших чувств студентов, чувства долга, ответственности помогают им сохранить положительные психические состояния. Зная суть и причины возникновения психических состояний, преподаватель эффективнее управляет деятельностью студентов, обучает и воспитывает.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.