Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Психологические особенности основных видов деятельности студентов


М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. "Психология высшей школы"
Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Деятельность студента имеет определенную внутреннюю структуру: цели, мотивы, способы, через которые в ее психологическое содержание включаются влияния со стороны других людей, коллектива, а следовательно, и качества преподавания, руководства, проводимая в вузе воспитательная работа, идеология и мораль общества.

Учение - ведущая деятельность студентов

На основе общей характеристики деятельности, особенностей функционирования и проявления в ней психических свойств, процессов и состояний студентов можно более конкретно рассмотреть их учебную, общественную и научную деятельность. Ведущей деятельностью студентов является учебная. Именно в процессе учебной деятельности и посредством ее достигаются основные цели подготовки специалистов. Она наиболее интенсивно влияет на развитие психических процессов и свойств студента, на приобретение им профессионально важных знаний, навыков, умений.
Учебная деятельность студентов - явление сложное. Она характеризуется целями, мотивами, познавательными процессами, начиная с восприятия информации и кончая функционированием сложнейших творческих процессов, различных эмоциональных проявлений и т. д. Если ученье превращается в творчество, то это особенно благотворно влияет на эмоциональную сферу обучающегося, обостряет его память и внимание, вызывает чувство радости и удовлетворения, способствует повышению интереса к познавательной деятельности.
Все виды учебной деятельности студентов находятся в определенном соотношении между собой. Экспериментально некоторые количественные характеристики этого соотношения получены в исследовании А. А. Абдуразакова и Э. П. Назырова.
Приведем их, заменив в ряде случаев расширенное толкование авторами понятия «самостоятельная работа» более точным, на наш эзгляд, термином «учебная деятельность».
Основные виды учебной деятельности студентов в вузе можно расчленить на три компонента:
Рс = Рауд. + Рвнеауд.о б. + Рвнеауд.
Рауд.- аудиторная учебная деятельность студента, определенная учебным планом и программой изучаемых дисциплин. Она главным образом регламентируется учебным расписанием, но может быть также организована вне расписания по специальной программе и в соответствующим образом оборудованных аудиториях. Во всех случаях она проводится под руководством преподавателя и включает в себя: лекционные, практические и лабораторные занятия, контрольные работы, семинары, коллоквиумы и т. д. Результат работы оценивается преподавателем.
Рвнеауд.оо.- внеаудиторная обязательная учебная деятельность студентов. Она является логическим завершением аудиторных занятий. Затраты времени в данном случае не регламентируются расписанием. Режим и продолжительность работы выбирает сам студент в зависимости от своих способностей и конкретных усилий. Непосредственного контроля педагога нет, но результаты анализируются и оцениваются педагогом.
Рвнеауд.- внеаудиторная учебная деятельность студентов, связана с глубоким и всесторонним изучением прежде всего тех дисциплин, по которым студент специализируется или предполагает специализироваться. Она не входит в учебный план, но расширяет кругозор и углубляет знания по избранной специальности. Этот вид учебной деятельности имеет ярко выраженный творческий характер, включает самообразовательную работу студентов, участие в НИР. Она также должна направляться и корректироваться преподавателем.
Статистика показывает, что если успеваемость у студентов, выполняющих только первый вид (Рауд.) учебной деятельности, составляет, предположим, х%, то при выполнении первых двух видов (Рауд. + Рвнеауд.оо.) учебной деятельности прирост успеваемости составит приблизительно 15%, а при выполнении всех трех видов учебной деятельности прирост успеваемости составляет около 20%.
Опыт работы физического факультета Ташкентского университета указывает на то, что при планировании учебной деятельности студентов необходимо соблюдать определенные пропорции между отдельными видами этой деятельности в зависимости от курса обучения.
Учебная деятельность студента - это прежде всего напряженная умственная деятельность. Ее интенсивность зависит от многих факторов: содержания и сложности задач, уровня знаний, интеллектуальных умений и навыков, мотивов и общих психологических установок его личности. Положительная роль мотивов и установок в интенсификации учебной деятельности требует целеустремленной психологической мобилизации студентов в ходе педагогического процесса, четких и ясных инструкций о предстоящей работе.
В лабораториях института комплексных исследований ЛГУ показана зависимость между уровнем интеллектуальных возможностей студентов и энергетическими затратами, что характеризует индивидуальные особенности мозга. Высокий уровень проявления интеллекта обусловливается не только более высокой степенью напряжения внимания и продуктивностью умственной деятельности, но и меньшими энергетическими затратами на процесс этой деятельности. В отдельных случаях высокая умственная активность сопровождается исключительно большими энергетическими затратами, что влечет за собой истощение нервной системы.
Объем учебных нагрузок в вузе таков, что нужны достаточно сильные мотивы, чтобы их успешно преодолеть. Без желания учиться учение приобретает смысл внешне навязанной, чуждой работы, которую как-то надо выполнить, чтобы реализовать цели, находящиеся вне учения: получить назначение, зарабатывать и т. п.
Как показали исследования советских и зарубежных психологов (А. Н. Леонтьев, Л. Н. Божович, П. М. Якобсон, В. Оконь и др.), без достаточно положительных мотиваций невозможно достижение больших результатов в развитии личности учащегося. Бывает, если студент учится без старания, к нему применяют только меры внешнего принуждения, что не может привести к желаемому результату.
Изучение групп студентов с положительной мотивацией (системой мотивов) и недостаточной мотивацией показывает, что число отличных и хороших оценок резко отличают эти группы: отлично соответственно - 23 и 13%; хорошо -52 и 30%; удовлетворительно - 23 и 46%; плохо - 2 и 11%.
Положительными мотивами учения являются: чувство долга, понимание значимости овладения профессией, интерес к учебе и отдельным предметам, удовлетворение от познания нового материала, решения сложных задач. Положительная мотивация учения выявлена у 87% студентов (по нескольким вузам).
Встречающиеся негативные моменты в мотивации учения объясняются несоответствием сложившихся в средней школе представлений об учебе в вузе, познавательные трудности (сложность материала учебных дисциплин), пробелы в общем развитии и слабость умственных способностей, недостатки в методике преподавания и др.
Группа психологов и социологов Белорусского государственного университета провела исследования, направленные на выявление мотивов учебной деятельности и уровня учебной активности студентов.
Как выявлено в ходе опроса, главный мотив деятельности студентов - желание стать высококвалифицированным специалистом - 65,9%,
необходимость получения стипендии - 39 %;
стремление не подвести коллектив - 16,0%;
требования преподавателей, комсомольской организации группы - 5,1%.
Можно выделить несколько уровней учебной активности студентов.
Высший уровень. Его показатели: успеваемость 4,7-5,0 баллов, активные выступления почти на каждом семинаре, чтение литературы по специальности как предпочитаемый вид занятий в свободное время, авторитет среди однокурсников в области учебно-научной деятельности.
Высокий уровень. Успеваемость 4,1-4,6 балла, частые выступления на семинарах, чтение литературы по специальности в свободное время, авторитет в группе в области учебно-научной деятельности.
Средний уровень. Успеваемость 3,6-4,0 балла, редкие выступления на семинарских занятиях, отсутствие авторитета в группе в области учебно-научной деятельности.
Низкий уровень. Успеваемость 3-3,5 балла, выступления на семинарах только по предложению преподавателя, возможна академическая задолженность.
Студенты высшего уровня учебной активности в 2 раза чаще выполняют постоянные общественные поручения, чем те, кто отличаются низкой активностью в учебной деятельности.
В связи с мотивами учебной деятельности небезынтересно проследить связь между уровнем учебной активности и самооценкой студентов.
Программой исследований психологов и социологов БГУ предусматривалось выявить самооценку и групповую оценку основных социально-психологических свойств личности (27 качеств), которые по сходству признаков были сгруппированы следующим образом: волевые, эмоционально-динамические, интеллектуальные, моральные, отношение к себе, отношение к другим, отношение к учебе, труду.
Сопоставление данных самооценки и групповой оценки позволило проследить следующую закономерность. У студентов с наиболее высоким уровнем учебной активности (первой и второй) групповая оценка выше самооценки (разница около двух баллов), у пассивных в учебе наблюдается обратная зависимость. Так, например, по четвертому уровню разница между самооценкой и групповой оценкой составила до 4,75 балла.
Рассматривая самооценку как один из центральных элементов в структуре самосознания личности, исследователи пришли к выводу, что студенты, зарекомендовавшие себя невысоко в учебной деятельности, отличаются также некритическим подходом к оценке своих основных социально-психологических свойств, стремлением завысить их характеристику.
Некоторые из студентов считают, что нет нужды получать высокие оценки на экзаменах, достаточно учиться на «удовлетворительно» и сдавать зачеты и экзамены в установленные сроки, чтобы избежать претензий со стороны деканата и удержаться в вузе до окончания полного курса обучения. В ряде случаев это им удается, но чаще бывает так, что на старших курсах такие студенты под влиянием студенческой среды и преподавателей перестраиваются, начинают заниматься с интересом и целеустремленно.
Мотивы выбора вуза гуманитарного, технического и естественного профиля несколько различаются между собой. У студентов технических вузов на одно из ведущих мест (наряду с творческими возможностями профессии - 25%) выдвигается соображение о широкой сфере применения профессии (21-30%). Студенты гуманитарных факультетов университета больше руководствуются творческими возможностями, предоставляемыми профессией (36%), и ее общественным значением (45%). Мотивация студентов естественных факультетов почти не отличается от мотивации студентов технических вузов. Однако естественники значительно выше оценивают творческие возможности своей профессии. Наименее значим для всех студентов такой мотив, как материальная обеспеченность.
Мотивация учения подвержена изменениям: в первые же месяцы у большинства студентов она усиливается и только у третьей части их остается почти без изменений.
На мотивацию учения влияет: содержание занятий, методика преподавания, личность преподавателя, взаимоотношения в студенческом коллективе, достигнутые результаты, соревнование. Сила и характер мотивов учения зависят от значимости предполагаемого результата учебной деятельности, от того смысла, который вкладывает в него студент. Часто студенты высказывают недовольство элементарным уровнем преподавания. Их интересует включение в учебную деятельность творческих, исследовательских моментов.
Проведенное экспериментальное исследование со студентами позволяет определить некоторые условия, от которых зависит формирование положительных мотивов к учению: 1) осознание ближайших (непосредственных) и конечных (перспективных) целей обучения; 2) осознание теоретической и практической значимости усвоенных знаний (Н. Ф. Добрынин); 3) эмоциональная форма изложения научной информации; 4) наращивание содержания и новизна учебного материала; 5) профессиональная направленность учебной деятельности; 6) выбор адекватных задач, создающих информационные познавательные противоречия в самой структуре учебной деятельности; 7) поддержание любознательности и «познавательного психологического климата» в учебной группе 56. Актуальной остается проблема ритма деятельности студентов. Изучение расписаний показало, что при его составлении не всегда учитывается степень трудности изучаемых предметов, динамика работоспособности по дням недели, допускается различное время начала занятий в одних и тех же группах на протяжении недели (от 8 до 13 часов), что нарушает ритм, затрудняет выработку стереотипа основных режимных моментов. Анализ исследований, выполненных в различных учреждениях страны за последние годы, показывает, что эти недостатки существенно влияют на функциональное состояние и работоспособность студентов. Особенно это наблюдается в те дни, когда занятия начинаются в 8 часов, имеется четыре пары занятий и в расписании предусмотрены только лекционные занятия.
В условиях возрастающих умственных и эмоциональных нагрузок меняется длительность и интенсивность активного бодрствования, при этом социальный ритм жизни может вступать в противоречие с биологическими ритмами человека. В этой связи вопрос нормирования умственного труда с учетом биоритмологических особенностей организма приобретает важное значение.
Большая учебная нагрузка сдерживает естественную потребность организма в мышечной деятельности, приводит к гипокинезии. Это требует усиления внимания к организации физического воспитания в вузах, ибо может наблюдаться снижение функциональных возможностей организма от курса к курсу.
Мало работ посвящено изучению влияния общесанитарных условий обучения (влажность, температурный режим, освещенность, вентиляция и др.) на функциональное состояние организма и работоспособность студента. К важным, но недостаточно изученным вопросам следует отнести разработку научно обоснованных рекомендаций по проектированию и строительству вузовских комплексов, а также лабораторной и аудиторной мебели с учетом профиля вуза и климатической зоны.
Таким образом, для учебной деятельности студента характерны: большое умственное напряжение, включенность в ее осуществление высших психических процессов, различных мотивов и личности студента в целом.

Психологические особенности общественной деятельности студентов

Для всестороннего формирования личности студента наряду с учебной деятельностью необходимы и другие виды деятельности: общественная, культурно-эстетическая, производственная, спортивная и др. В постановлении ЦК КПСС от 5 июня 1974 г. говорится: «Добиваться, чтобы каждый студент прошел школу трудовой и общественной деятельности». Повышение общественно- политической активности - необходимая предпосылка развития духовной зрелости студента, накопления социального опыта, подготовки к решению организационных и других задач, которые встретятся на практической работе.
К. Маркс в одном из своих писем отмечал: «...общественная деятельность, какой бы скромный характер она ни носила, оказывает на каждого необычайно освежающее действие».
Студенты, занимающиеся общественной работой, хорошо понимают ее значение для подготовки к будущей деятельности, у них заметно выражен интерес к ней. Активисты, как правило, хорошо учатся, так как у них сильнее положительные мотивы учения. Наблюдается прямая зависимость между степенью участия студента в общественной работе и степенью уверенности в том, что он приобретает организаторские качества. Из студентов, занимающихся общественной работой, эту уверенность выразили 33%, а 18% не уверены. По группе не участвующих в общественной работе соответственно данные - 15 и 40% 60. Остальные воздержались от ответов.
Содержание и характер общественной деятельности студентов зависит от их возраста, жизненного опыта, курса, факультета, на котором они обучаются, интересов, способностей и т. д. С этой целью приведем некоторые данные результатов социологических исследований по ряду вузов Белоруссии, полученных исследователями БГУ им. В. И. Ленина.
Наиболее активно включаются в общественную работу студенты 24-26 лет, и особенно в 27-28 лет, наименее активно -до 18 лет. Это согласуется с участием студентов в общественной работе в зависимости от социального положения до поступления в вуз. Социальный состав студентов в возрасте 24-26 лет был представлен рабочими (45,6%), колхозниками (2,9%), служащими (36%), военнослужащими (15,5%), в возрасте 27-28 лет соответственно - 70, 0, 30, 0%. Уровень участия в общественно-политической деятельности пришедших в вуз с производства, из армии значительно выше, нежели у выпускников школ.
Большое участие студентов старшего возраста в общественной деятельности обусловлено прежде всего уровнем их предшествующей социализации. В основном это молодежь, имеющая большой стаж работы, среди которых лучшие в прошлом производственники и активисты.
Так, среди юношей и девушек, не имеющих стажа работы, 46,9% выполняют постоянные общественные поручения против 48,1%, имеющих год работы; 54,2%-до 2 лет стажа; 56,4% - от 2-х до 5 лет; 69,7% -свыше пяти лет работы. И наоборот, среди студентов, пришедших в вуз со школьной скамьи, больше пассивных в общественной работе, нежели среди бывших производственников.
Исследования социологов БГУ показывают, что нет прямой зависимости между участием в общественной работе и суммой денежного дохода в месяц на одного человека. Место жительства до поступления в вуз также не оказывает прямого воздействия на участие в общественной работе студентов. Студенты, проживающие в общежитии, более активны, нежели живущие на частной квартире, или у родителей. Уровень участия в общественной работе студентов различных факультетов колеблется от 79,8 до 94,2%.
Степень участия студентов гуманитарных и естественных факультетов мало чем отличается друг от Друга, практически резкого разграничения не наблюдается. Несколько ниже уровень участия в общественной деятельности наблюдается среди студентов технических вузов (БПИ). Определенное значение, вероятно, играет недопонимание и недооценка значения общественной деятельности в формировании у них качеств, необходимых специалисту высшей квалификации. Некоторые студенты технических вузов порой отодвигают решение вопроса «кем быть и каким быть» нл период послевузовской работы и рассуждают так: при наличии необходимых организаторских навыков могу стать руководителем производства, при отсутствии таковых - буду работать просто инженером и т. д.
Вероятно, некоторые выпускники технических вузов недопонимают, что они должны быть сведущими в вопросах теории воспитания, уметь работать с людьми, организовывать их труд, понимать перспективные и генеральные задачи становления коллектива, правильно их оценивать, бороться по мере необходимости с травмирующим личность психологическим климатом в бригаде, цехе, на участке и перестраивать его, создавать деловые и дружеские взаимопонимания между людьми.
Почти 5/6 абитуриентов, участвовавших в общественной работе до поступления в вуз, продолжают выполнять те или иные общественные поручения, что в определенной мере характеризует устойчивость полученных ранее навыков и интересов. Преемственность в общественной деятельности благотворно сказывается на активности личности, на отношении к выполнению различных общественных поручений.
На вопрос «Что побуждает Вас заниматься общественной работой?» были получены ответы, позволяющие определить значимость для них отдельных мотивов, отражающих структуру ценностей студентов в области общественно-политической деятельности. В целом эти и другие исследования показывают, что советскому студенчеству свойственна высокая значимость мотивов самоутверждения и личного самосовершенствования.
На первом месте выступают мотивы общественно-политической направленности-желание приносить пользу людям; на втором - чувство ответственности перед коллективом группы за порученное дело, желание постоянно находиться в коллективе и быть в курсе событий и дел в вузе, на факультете, т. е., другими словами,- общительность и коллективизм.
Анализ показывает, что наибольшая неудовлетворенность общественной работой возникает у студентов из-за формализма в проведении мероприятий (35,8%), отсутствия опыта в выполнении общественных поручений (20,1%) и желаемых результатов труда (16,2%), из-за неудачного выбора поручения и административного принуждения (соответственно 11,1 и 11%), отсутствия призвания к общественной работе (5,6%), т. е. несоответствия общественных поручений их потребностям, знаниям, способностям, уровню культуры.
Во многих вузах сложилась и эффективно функционирует система общественно-политической практики студентов. О такой системе, например, пишет Ф. Заостровский. Начальное звено общественно-политической практики - обучение первокурсников формам и методам агитационно-пропагандистской работы, а также привлечение юношей и девушек к активному участию в деятельности комсомольской организации, спортивных обществ, научных кружков. Студенты второго и третьего курсов овладевают навыками лекционной пропаганды. Старшекурсники, кроме того, занимаются проблемами научно-технического прогресса и эффективности социалистического соревнования.
В эту систему органически входит факультет общественных профессий. Здесь занимаются студенты, выразившие желание овладеть одной из семнадцати специальностей: лектора - международника, искусствоведа, телерадиорепортера, экскурсовода, руководителя художественной самодеятельности и т. д.
Росту политической активности студентов в немалой степени способствуют всесоюзные конкурсы по проблемам общественных наук. Популярными стали рефераты, посвящаемые актуальным вопросам экономики, философии, истории КПСС. В институте с рефератами выступает каждый студент. И не просто выступает, а защищает его в своей группе перед товарищами.
В институте стремятся, чтобы каждый студент за время учебы поработал в выборных органах группы, курса, факультета или института. На период производственной практики каждый студент получает путевку-задание.
Утвердившаяся в институте система общественно-политической практики студентов в определенной мере способствует решению поставленной XXV съездом КПСС задачи комплексного подхода к постановке всего дела формирования духовного облика молодежи, обеспечения тесного единства идейно-политического, трудового и нравственного воспитания.
Таким образом, психологические особенности общественной деятельности проявляются в отношении к ней со стороны студентов, в мотивах участия в ней, степени влияния ее на формирование их личности.

Особенности научной деятельности студентов

Многие вузы превратились в крупные учебно-научные центры, умело сочетающие подготовку высококвалифицированных специалистов с интенсивной научно-исследовательской работой.
Вузы стали больше внимания уделять вопросам внедрения результатов научно-исследовательских работ в производство. Только подтвержденный промышленностью экономический эффект от внедрения в народное хозяйство завершенных вузами научных исследований в 1973 г. составил около 1 млрд. 290 млн. руб.
В высшей школе занято более трети всех научных работников страны. В 1973 г. во всех формах научной работы принимали участие 1 млн. 284 тыс. студентов, т. е. 53% от общего контингента студентов дневного отделения. Около 150 тыс. студентов трудились в конструкторских, технологических или проектных бюро.
За 1973 г. студенты стали соавторами 1564 изобретений, на которые получены авторские свидетельства или патенты, участниками 76 тыс. работ, внедренных в производство.
Учитывая необходимость дальнейшего развития научно-исследовательской работы студентов, включенной в учебный процесс, Министерство высшего и среднего специального образования СССР подготовило и утвердило 20 декабря 1974 г. инструктивное письмо № 65 «О мероприятиях по совершенствованию научно-исследовательской работы студентов, включенной в учебный процесс высших учебных заведений», в котором имеется целый ряд важных рекомендаций.
Практика показывает, что выпускники тех вузов, в которых студенты вовлечены в проведение научных исследований, творчески подходят к своей профессии, у них выше уровень готовности к труду, а период адаптации к нему меньше.
Анализ работы молодых специалистов после окончания института показывает, что адаптация ускоряется у студентов, выполнявших творческие дипломные работы и проекты, независимо от их успеваемости до дипломирования. Увеличение сложности и длительности дипломного проектирования и обучения на старших курсах непропорционально увеличивает скорость адаптации. Так, студенты, обучавшиеся 5 лет и выполнявшие дипломный проект в течение 3-4 месяцев, входят в полноценную инженерную деятельность за 2-2,5 года. При длительности обучения 5,5-6 лет и написании дипломных проектов 7-8 месяцев молодой специалист становится полноценным инженером за 4-6 месяцев - настолько велика роль эффективной самостоятельной работы в последние годы обучения. Особенно ускоряется адаптация, если тема дипломной работы и проекта связана непосредственно с местом будущей работы молодого специалиста. В этом случае адаптация на производстве завершается за несколько недель.
Участие в научной работе развивает творческое мышление, инициативность, самостоятельность, умение разбираться в потоках информации и отбирать нужную.
Еще в 1972 г. В. П. Елютин писал, что «прошло то время, когда к научным исследованиям привлекалась небольшая часть наиболее одаренных студентов. Задача теперь состоит в том, чтобы каждый студент за время обучения получил навык самостоятельной, близкой к исследовательской, работы, освоил ее методы. Разумеется, для этого нужно, чтобы на кафедре была обстановка научного творчества».
Важнейшими особенностями научной деятельности студентов являются: во-первых, подчиненность ее целей учебным целям; во-вторых, основными ее мотивами являются познавательные; в-третьих,- она осуществляется под руководством преподавателей и научных сотрудников вузов.
Цель участия студентов в научной работе - формирование их профессиональной самостоятельности, способности к творческому решению практических задач с началом трудовой деятельности.
А. А. Ляпунов приводит характерный пример. Главный инженер завода обращается к молодому специалисту-математику с просьбой помочь, поскольку что-то не ладится в плавке металла, на что получает ответ: «Я ничего не понимаю в технологии. Вы мне дайте уравнение, и я его буду решать. Нас в институте учили, как решать уравнения». Инженер ему говорит: «У нас нет уравнений, у нас доменная печь». О чем здесь идет речь? Студента учили сугубо формально применять формулы по какому-то поводу, не учили ставить проблемы и решать их.
Мотивами научной деятельности студентов выступают: понимание ее общественной и личной значимости, стремление внести посильный вклад в решение практических и научных проблем, стремление к научному поиску, любознательность. Большинство студентов воспринимают свое участие в исследовательской работе как подготовку к будущей практической деятельности после окончания вуза.
Вместе с тем научная деятельность студента - это известное самовыражение его личности, стремление к жизненному самоутверждению. Мотивы его деятельности и мотивы деятельности большого ученого в известном отношении совпадают. «Наиболее близкие духу науки мотивы научного творчества - это желание самоутверждения, желание доказать себе и другим, что ты можешь довести задачу до конца. Другой мотив - стремление к самовыражению, то есть к наиболее полному проявлению своей индивидуальности. Но самый важный побуждающий мотив - это любопытство, желание узнать, как устроена природа. В этом случае чужой успех в науке радует не меньше, чем свой собственный. Обычно все эти три мотива смешиваются».
В ряде вузов проведены интересные исследования по определению мотивов научной деятельности студентов. Одной из групп таких мотивов являются познавательные. Так, например, мотив «Стремление к знаниям, отвечающим личным интересам и способностям» имеет средний балл 4,12. Мотив «Интерес к научному поиску» имеет средний балл 3,68.
Вторую группу мотивов составляют важные для личности студента социальные установки, желания, вопросы и т. д. Благодаря этим мотивам научная и учебная деятельность студента в вузе воспринимается как общественная обязанность, как подготовка к общественной и трудовой деятельности. Так, мотив «Желание принести больше пользы людям» имеет средний балл 3,74.
Третья группа мотивов - профессионально-ценностные мотивы, благодаря им студенты воспринимают научно-исследовательскую деятельность как подготовку к будущей научной и производственной деятельности. Эта группа мотивов явилась доминирующей в общей системе мотивов научной работы студентов. У мотива «Цель стать высококвалифицированным специалистом производства» наивысший средний балл 4,31.
Мотивы участия в научной работе у студентов зарождаются на первом курсе обучения (хотя в некоторых случаях истоки этих мотивов восходят к средней школе). Одним из важных факторов возбуждения мотивов научного творчества является воздействие на студентов первого курса преподавателей-лекторов, ученых вуза, товарищей-старшекурсников. Именно это воздействие на первом курсе может породить духовную потребность в интеллектуальном поиске новой информации.
Показателем развития мотивов, близких к мотивам научного творчества, у студентов является углубленное изучение и расширенное рассмотрение ими сложных учебных вопросов, задач и получение в этом процессе глубокого умственного и эстетического удовлетворения.
Основным фактором становления и формирования целей и мотивов научно-исследовательской деятельности студентов, включенной в учебный процесс, является организация их самостоятельной работы. Все студенты в той или иной степени участвуют в научно-исследовательской работе. В Московском институте стали и сплавов научно-исследовательская работа студентов включает:
курсовые научно-исследовательские работы;
научные рефераты;
научно-исследовательскую работу в период производственной практики;
дипломные работы;
обучение студентов старших курсов по одной из специальностей на базе академического института.
Причем курсовая научно-исследовательская работа с 1972 г. стала обязательной для всех специальностей факультетов. Ее объем 100 часов в семестр (6 часов в неделю). Начинают заниматься ею студенты с 1-го курса. При выполнении этой работы студенты учатся: а) искать и критически анализировать литературу по теме работы; б) методически правильно ставить эксперименты; в) работать на современном оборудовании; г) правильно вести рабочий журнал по теме исследований; д) квалифицированно обрабатывать и обсуждать полученные результаты; е) делать выводы; ж) оформлять отчеты; з) выступать с докладом о проделанной научной работе. Приказом ректора эти работы должны проводиться на современном оборудовании и в часы, предусмотренные расписанием. НИР студентов планируется с учетом нужд кафедр. Обстановка творческого поиска существенно помогает студенту в учебной деятельности, стимулирует процесс приобретения им знаний, знакомит с этическими сторонами коллективной работы. Но здесь есть и другие результаты: 320 работ были рекомендованы в производство, на 10 работ студенты получили авторские свидетельства. В 1974 г. 12 работ студентов института получили медали ВДНХ. Лучшие студенты могут быть зачислены кафедрами на хоздоговорные темы, в МИСиС таких студентов 1600 чел. Этот факт показывает разностороннее значение (познавательное, мотивационное, моральное, экономическое) хорошо организованной научно-исследовательской работы студентов в вузе.
Включение студентов в научно-исследовательскую работу в доступных для них формах целесообразно начинать с младших курсов. Например, в Калининградском университете на кафедре анатомии и физиологии человека и животных стараются привлечь к нировскои работе студентов младших курсов, хотя и не ведут с ними занятий. Это облегчается тем, что среди студентов существует своего рода «общественное мнение» о каждой кафедре, направлении исследований, организации работ, уровне требований и т. д.
Заинтересовавшимся научными исследованиями студентам кафедра предоставляет возможность начинать осваивать элементарные методы работы в лаборатории, наблюдать за работой студентов старших курсов и сотрудников (а зачастую и активно участвовать в ней), рекомендует в определенной последовательности читать литературу по специальности. Наиболее важным звеном в этой работе является обучение студентов младших курсов находить, доставлять и обрабатывать нужную литературу по интересующему вопросу. Для этого используются библиотека и межбиблиотечный абонемент.
Полезный опыт в привитии студентам навыков проведения научно-исследовательской работы накопили преподаватели кафедры товароведения и технологии животного сырья Московской ветеринарной академии. Они привлекают к активной творческой работе широкий круг студентов. Большая работа в этом направлении, как об этом пишет профессор, заслуженный деятель науки и техники РСФСР Б. Церевитинов, проводится доцентом К. Д. Хлудеевым. В течение ряда лет все студенты четвертого курса, изучающие товароведение и технологию кожевенного сырья, пишут рефераты по одному из разделов курса. При написании рефератов широко используются материалы исследовательских работ в этой области.
Наряду с написанием рефератов студенты проводят самостоятельные исследования свойств и показателей качества отдельных видов кожевенного сырья.
В декабре 1975 г. доцент К. Д. Хлудеев и ассистент Б. И. Кирилюк провели конференцию но результатам работ студентов. На конференции выступили с докладами 57 человек, т. е. все студенты четвертого курса.
Проведению конференции предшествовала большая подготовительная работа. Студенты консультировались с преподавателями по обработке экспериментальных данных, подготовке докладов, таблиц. И большинство студентов серьезно подготовились к конференции. Доклады содержали, как правило, обоснование актуальности изучаемого вопроса, сведения из литературных источников, результаты собственных исследований, выводы и предложения.
Итоги конференции показали, что студенты научились работать с литературными источниками, проводить экспериментальные исследования, обрабатывать их результаты, данные и делать соответствующие выводы и предложения.
Следует подчеркнуть, что исследовательский подход вырабатывается у студентов не только в процессе собственно научных изысканий, но и в процессе повседневного обучения. Показателями развития исследовательского подхода могут быть: умение следить (письменно и устно) за мыслями другого человека; способность сохранять приобретенные знания; умение оперировать и накопленными, и поступающими знаниями; способность восстанавливать, излагать, а в некоторой мере и передавать знания другим людям, прежде всего письменно.
Важными показателями являются также относительная новизна и оригинальность в компоновке учебного материала для ответа на тот или иной вопрос, умение самостоятельно «прореферировать» статью, книгу, выступить на семинаре с содержательным кратким обобщением материалов лекций, учебников и монографической литературы. Все это не работа памяти, а результаты творческого мышления, которое является одним из важнейших условий успешной научно-исследовательской деятельности.
Об эффективности научно-исследовательского подхода студентов можно судить по творческому уровню их выступлений не только на семинарах, но и по качеству курсовых и дипломных проектов, ответов на экзаменах и зачетах.
Положительно влияет на научно-исследовательскую работу студентов углубление их знаний по вопросам методологии и методики проведения исследований в области изучаемых дисциплин, ознакомление с историей научных открытий. Хорошо зарекомендовали себя в ряде вузов студенты, письменные контрольные работы которых были выполнены по заранее разработанным преподавателем узким проблемным вопросам. В данном случае потребовалось самостоятельное обобщение практики будущей профессиональной деятельности и ряда литературных источников.
Формированию исследовательского подхода как нельзя лучше способствует проблемное обучение, осуществление междисциплинарных связей, создание установок на творческий поиск истины, на анализ, выделение главного и критическое осмысливание материала из рекомендованных учебных пособий, самостоятельное выяснение с помощью словаря, справочника и т. д. точного научного содержания изучаемых понятий. Например, на консультации по теме «Всестороннее развитие личности при социализме и коммунизме. Коммунистическое воспитание трудящихся» преподаватель научного коммунизма пояснил студентам, что данная тема является одной из объемных и сложных. Определенные аспекты этой проблемы изучались студентами в курсах истории КПСС, философии, политэкономии, психологии и педагогики. Поэтому следует сосредоточиться на выяснении возросшей роли коммунистического воспитания в современных условиях и тех требований, которые к нему предъявляются КПСС. Для этого надо изучить указания В. И. Ленина о качествах советского человека, обстоятельно разобраться в статьях Конституции о государстве и личности, в объективных факторах формирования нового человека - строителя коммунизма. Следовательно, на консультации студенты были нацелены на самостоятельное, творческое и обобщенное изучение основных направлений, путей и условий коммунистического воспитания трудящихся.
Однажды приобретенные знания быстро устаревают. Так, по данным американской печати, 50% технических знаний инженера устаревают каждые 10 лет, а 70% всех знаний, которые потребуются будущим специалистам (сегодня являющимся студентами) в течение их трудовой деятельности, еще не известны и не открыты.
«Овеществление» теории всегда ставит исследовательские вопросы. Поэтому решение студентами практических постоянно усложняющихся задач формирует у них способность творчески использовать полученные знания и, что надо подчеркнуть, добывать новые. Этому вузы стали уделять все большее внимание.
Желательным результатом всех исследований, начиная с первого курса, является перерастание первых исследовательских попыток в курсовые и дипломные проекты.
Для всех студентов технических вузов, многих факультетов университетов учеба заканчивается защитой дипломных проектов. Она является для большинства выпускников первой углубленной научной работой.
Практический опыт показывает, что наиболее удачно решается этот этап работы студентами, которые занимаются в студенческом научном кружке. На основании углубленного изучения учебной и периодической литературы студент готовит доклад по будущей своей работе., с которым выступает на заседаниях кружка и студенческих научных конференциях. И если студент до первой производственной практики сделает доклад, хотя бы в порядке постановки вопроса, то он успешнее проходит и практику, так как уже на этом этапе учебы может более углубленно изучить практическую сторону вопроса и в период практики быстрее научиться пользоваться практическим материалом.
На четвертом курсе происходит углубление работы над темой, что затем проверяется в период преддипломной практики, а потом уже идет непосредственная подготовка к защите дипломного проекта.
На кафедрах, как правило, назначаются преподаватели, ответственные за работу студенческого научного общества. В их обязанности входит забота о доведении научных тем кафедры до студентов, периодическое проведение совещаний с членами научного общества, обучение их порядку работы, отыскание и сбор материала по теме, оформление полученных результатов, заслушивание отчетов членов научных кружков, оказание помощи в подготовке лучших работ на районные, городские, республиканские и всесоюзные конкурсы.
Таким образом, научно-исследовательская деятельность студентов повышает их интеллектуальную активность, помогает творчески осваивать учебный материал, развивать научное мышление, вырабатывать профессионально-важные качества личности.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +