К. Маркс писал: «Если же мы избрали профессию, для которой у нас нет необходимых способностей, то мы никогда не исполним ее достойным образом и вскоре с чувством стыда должны будем убедиться в своей собственной неспособности и сказать себе, что мы — бесполезные существа на свете».
Проведенные в последние десятилетия многочисленные социологические исследования показывают, что в, разных городах и районах страны 80—90 и более процентов выпускников дневных средних общеобразовательных школ связывают дальнейшее свое жизненное самоопределение с перспективой продолжения образования в дневных, вечерних и заочных учебных заведениях.
Так, по данным института психологии АН СССР, среди студентов пяти вузов только у 65,6% избранная профессия оказалась соответствующей индивидуальным наклонностям. Высказали намерение работать в соответствии со специальным образованием, полученным в вузе, только 57,3%. Другие исследования показывают, что из 2400 студентов различных вузов 18% юношей и 30% девушек выбрали специальность случайно и она не удовлетворяет их, сделанный выбор не считают окончательным 13% студентов, а 32% затрудняются ответить — окончательно ли сделан выбор.
В «типовых» технических вузах бывает, что за весь период учебы в институте на дневном отделении отсеивается один из шести — семи студентов, на вечернем — один из четырех, на заочном — каждый второй. Из МВТУ им. Баумана ежегодно отсеивается 800 человек, или одна треть приема.
Годовые затраты на обучение одного студента стационара составляют в медицинском институте 1393 руб., в университете в среднем 1318 руб., сельскохозяйственном институте 1268 руб., педагогическом 1173 руб. и политехническом институте 1145 руб. (на вечернем и заочном отделениях затраты ниже, но тоже достаточно весомые). Это значит, что отсев и второгодничество только в одном крупном институте приносят ущерб порядка миллиона рублей в год. Институтов же таких у нас сотни. Вот почему необходимы профессиональная ориентация и профессиональный отбор в высшую школу, которые предполагают профессиографию основных должностей, на которые может быть назначен специалист по выпуску из вуза; профессиональную ориентацию, представляющую собой единство профессионального просвещения и профессиональной консультации; профессионный отпор, профессиональную подготовку и воспитание, расстановку подготовленных специалистов на должности, соответствующие их склонностям, способностям и профессиональному мастерству.
Профессиональная ориентация
Большое значение проведению профориентации и профконсультации в Советском Союзе придавала Н. К. Крупская, ближайшая помощница В. И. Ленина по научной организации труда. За период с 1925 по 1936 г. она несколько раз выступала в печати по этим вопросам.
В 1932 г. в статье «Выбор профессии» Н. К. Крупская писала, что общество педагогов-марксистов считает вопросы выбора профессии составной частью политехнизации школы, а вопросы политехнизации школы — важнейшим участком борьбы за социализм. После постановления ЦК ВКП(б) от 4 июня 1936 г. «О педологических извращениях в системе Наркомпросов» вся работа по профессиональной ориентации, профконсультации, профотбору как в теоретическом, так и в практическом плане была прекращена, литература по профориентации была изъята, бюро профконсультации и психофизиологические лаборатории были закрыты. В течение ряда лет не велась работа по изучению способностей подрастающего поколения. Такая неправильная реакция на постановление была ошибочной.
Профориентация приобрела научно обоснованный характер только к середине 60-х годов. Этой проблеме была посвящена конференция, которая проходила в феврале 1967 г. в Киеве. Во Всесоюзном научно-исследовательском институте профессионально-технического образования в Ленинграде было проведено научное совещание по проблемам профориентации, в конце 1969 г. состоялось первое Всесоюзное совещание по вопросам профориентации, профконсультации в школе и т. д.
В ряде городов появились информационные бюро, по трудоустройству, где можно получить обширную информацию (что требует профессия, характер работы, сведения о зарплате и т. д.). При районных исполнительных комитетах существуют комиссии по трудоустройству молодежи. Они также дают информацию о профессиях, предлагают их выбор, оказывают административную помощь в устройстве на работу.
В некоторых городах страны открылись пункты профессиональной консультации (Вильнюс, Рига, Новокузнецк, Кемерово и др.), где работают комиссии в составе психолога, врача по трудовой экспертизе, педагога. Например, в Риге с июля 1974 г. работает профессионально-информационный центр, где выпускники средних школ, абитуриенты вечерних и заочных отделений могут получить консультацию, выбрать место будущей работы ¦или учебы. Свыше 400 профессий предлагают им для освоения предприятия и организации города.
В информационном центре постоянно дежурят представители Министерства высшего и среднего специального образования, а также Госкомиздата по профтехобразованию. Они располагают оперативными сведениями о ходе вступительных экзаменов, приеме документов на вечерние и заочные отделения, об условиях поступления в различные учебные заведения республики. Опытный врач и психолог в случае необходимости помогают определить, соответствует ли состояние здоровья, развитие психических функций абитуриента избранной профессии.
Работа этих профориентационных пунктов крайне необходима, поскольку непродуманный выбор вуза ведет к текучести, неудовлетворенности учебой и работой, что наносит большой материальный и моральный ущерб как отдельной личности, так и обществу в целом.
Вопросами профориентации занимаются и во многих других странах. В зарубежной психологии труда созданы психологические классификации профессий, однако всеобщим признанием они не пользуются. Широкое применение получили в США и других странах классификации, которые используются в справочниках, составляемых для целей профориентации, и рассчитаны как на консультантов по вопросам выбора профессий, так и на родителей и молодежь, выбирающих профессии. Основное место среди изданий по профориентации занимает двухтомный «Словарь профессий», содержащий сведения более чем о 35 тыс. профессий и специальностей, а также «Справочник профессий» с более подробными сведениями о 700 наиболее распространенных профессиях.
В ЧССР работа по профориентации включается в учебно-воспитательный процесс, что означает выявление связи учебного материала с определенными трудовыми процессами и профессиями. В соответствии с этим изменена и система подготовки учителей-предметников. С 1962 г. во всех школах-девятилетках и гимназиях введена должность воспитателя-консультанта. Он следит за развитием детей и вместе с классными руководителями, учителями, школьным врачом и родителями помогает выпускнику определить свою профессию. В этой стране с 1967 г. существуют консультации во всех областных центрах, а сейчас они есть и во многих районах. Всего только через консультации проходят ежегодно до 30% выпускников.
В Польской Народной Республике созданы специальные консультационные пункты. В Болгарии этими вопросами занимается специальная комиссия при Министерстве народного просвещения. Хорошей эффективности в ходе профориентации добились в ГДР. Как пишет в своей статье Э. Эммерлинг, раньше студенты первого курса нередко жаловались, что переход на качественно новую ступень обучения (вуз) был для них непривычен, но в последние годы (примерно с 1968/69 учебного года) положение изменилось. На это есть существенные причины:
1. Благодаря улучшению профориентационной работы со старшеклассниками, начиная с 9-го класса, индивидуальные способности, наклонности и возникающие в связи с ними интересы в учебе в большей степени стали соответствовать требованиям общества и возможностям дальнейшего обучения. Смена специальности после уже начавшегося вузовского обучения стала редким явлением, так как студенты изучают ту специальность, которую они хотят изучать, и поэтому занимаются с полной отдачей сил. 2. В настоящее время подготовка к обучению в вузе ведется в школе старшей ступени. Поэтому для большинства начинающих студентов сознательная совместная работа на лекциях, семинарах или самостоятельная работа по усвоению материала не является совершенно незнакомым делом, так как с применяемыми при этом формами, методами и средствами обучения они познакомились в школах старшей ступени.
3. Вузы уделяют в последнее время все больше внимания общему и специальному знакомству начинающих студентов с особенностями академических форм обучения.
Студентам первого курса оказывается помощь в овладении методикой, техникой учебной работы по той или иной специальности, что является предпосылкой их дальнейшего успешного обучения. Таков некоторый опыт.
В целом же общая трудность создания психологической классификации профессий, наиболее отвечающей целям профориентационной работы, состоит еще и в том, что их много и значительная часть профессий обладает рядом существенных особенностей, каждая из которых требует самого тщательного изучения.
О том, что количество профессий у нас в стране растет из года в год, говорят факты: словарь профессий при проведении переписи населения СССР в 1926 г. насчитывал 10 300 наименований, в 1939 г.— около 19 тыс., а по материалам переписи 1959 г. приближается в 30 тыс. наименований 59. В книге Е. А. Климова указывается, что сейчас уже существует около 40 тыс. различных специальностей. Это свидетельствует о том, что если не заниматься централизований изучением и описанием профессий, то при таком их обилии просто невозможно будет на научной основе организовать профориентацию.
Поскольку профессия — это вид трудовой деятельности, для осуществления которой человек должен иметь специальные знания, навыки и умения, способности, постольку профессиональная ориентация и весь дальнейший комплекс действий по профессиональному отбору в высшую школу должны основываться на профессиографии.
Без психологического изучения профессий и специальностей нельзя понять особенности профессиональной деятельности, требования, которые она предъявляет к личности. Например, инженер-оператор энергосистемы большую часть времени (дежурства) сидит или ходит, посматривает на приборы, иногда прикасается к ним своими руками, время от времени говорит по телефону. Казалось бы, ему почти нечего делать. Почему же оператор иногда вдруг бледнеет или краснеет, почему его лицо покрывается потом, почему его разговоры бывают резкими, быстрыми? Почему он, наконец, теряет за несколько часов работы килограмм веса? Объяснение всем этим явлениям можно дать только после проведения профессиографии или изучения уже готовой профессиограммы оператора энергосистемы. Зная психофизиологические требования, которые предъявляет профессия к человеку, и особенности профессиональной деятельности вообще, можно квалифицированно переходить к профессиональной ориентации.
Если проанализировать историю развития профессиональной ориентации в нашей стране, то видно, что она преследует в основном две цели: помочь молодежи выбрать необходимые профессии, чтобы каждый был лучшим исполнителем порученной ему работы; оказать помощь молодому человеку в выборе такой работы, которая доставила бы ему наибольшее творческое удовлетворение и в которой он мог бы лучше проявить себя.
Центральное место в проведении работы по профессиональной ориентации должно отводиться школе. Директор 79-й средней школы Москвы С. Богуславский отмечал, что самые многочисленные и самые интересные вопросы учащихся связаны с выбором профессии. Школа же пока своими мероприятиями по профориентации, скорее, раскрывает перед подростком богатый набор современных специальностей и пренебрегает простыми (вечными!) истинами — забывают «посвятить человека в проблему поиска себя». К этому следует добавить, что для сознательного «поиска себя», помимо различных профориентационных мероприятий, школьника надо обучить основам психологии, что пока учебными программами не предусмотрено.
Профориентация в средней школе включает: изучение учащихся, профессиональное просвещение, предварительную теоретическую и практическую подготовку к работе в избранной области, профессиональную консультацию и контроль.
Из этой структуры выделяют три этапа профессиональной ориентации: подготовительный, основной и уточняющий.
Подготовительный этап направлен на изучение учащихся в целях их профориентации и профессионального просвещения. Изучение учащихся должно включать в себя все, что имеет отношение к профессиональным устремлениям, начиная от социальных и семейных условий, в которых живет, развивается и формируется школьник, и кончая его успехами на занятиях по различным предметам и увлечениями.
Основной целью профпросвещения является ознакомление учащихся с народным хозяйством, с профессиями и их спецификой. С профессиональным просвещением неразрывно связана и пропаганда среди учащихся наиболее необходимых в данном экономическом районе массовых профессий.
Теоретическая и практическая подготовка к работе в избранной области относится, как и профессиональная консультация, к основному этапу.
На основном этапе учащиеся, исходя из своих способностей, посещают различные кружки, факультативные занятия по предметам, близким к профилю будущей избранной профессии, читают рекомендованную литературу, в том числе и художественную, где освещаются интересующие их вопросы, и т. д.
Профессиональная консультация помогает ученикам 8-х и 10-х классов сориентироваться и по возможности избрать дальнейший путь в соответствии с их целями, задатками и способностями.
Уточняющий этап связан с контролем за работой выпускников школ, анализом результатов этого контроля и выработкой предложений, направленных на более качественное проведение профориентации.
Таким образом, образуется замкнутая система с коррекцией посредством уточняющего этапа, что очень важно для гибкой и оперативной профессиональной ориентации и учета потребностей народного хозяйства в кадрах.
Профессиональная ориентация за последнее время стала приобретать важное значение в системе подготовки специалистов с высшим образованием. Имеющийся опыт свидетельствует о ее жизненной необходимости.
Профессиональный отбор в вуз
Профессиональный отбор — это прежде всего процесс выбора претендентов с такими личностными свойствами, которые наилучшим образом соответствовали бы требованиям будущей профессии и от которых можно ожидать максимальной профессиональной пригодности. Установление наибольшего соответствия между индивидуальными особенностями человека и спецификой, качественным своеобразием предназначенного ему поста является целью психологического определения профессиональной пригодности.
Объективная необходимость профессионального отбора вытекает из того, что между людьми имеются устойчивые и существенные различия в физиологических и психологических свойствах. На Всесоюзном совещании работников высшей школы В. П. Елютин отметил, что успехи высшей школы в подготовке специалистов в значительной степени зависят от качества отбора поступающих в вузы. Это высказывание подтверждается проводимыми исследованиями и имеющимися фактами. Так, Нельзя не согласиться с тем, что профессии интеллектуального труда более ответственны, подготовка специалистов таких профессий обходится дороже, следовательно, и отбор должен быть тщательнее, чем на рабочие профессии.
Отчисления по неуспеваемости, нежеланию учиться и другим причинам (10—23% от общего набора) являются следствием односторонности установленного критерия для зачисления в вуз.
В 1975 г. Министерство высшего и среднего специального образования СССР разрешило 10 вузам страны зачислять школьников, имеющих средний балл 4,5, после двух экзаменов при условии, если они наберут сумму баллов не ниже девяти. Через год подсчитали — прошлогодние обладатели «четырех с половиной» учатся лучше других. В 1976 г. право принимать обладателей «хороших» аттестатов получили 135 вузов страны.
Многолетний опыт работы ряда вузов показывает, что отбор только по критерию подготовленности за среднюю школу (проходному баллу на конкурсных вступительных экзаменах с учетом оценок аттестата зрелости) не только не отвечает профессиональным требованиям, предъявляемым к личности абитуриента вуза, но и не является достаточно убедительным основанием для его зачисления в учебное заведение.
По этой причине в вузы нередко зачисляются лица, которые не полностью удовлетворяют требованиям предстоящей учебной и будущей профессиональной деятельности.
В каждом человеке могут быть элементы способности и неспособности к тому или иному виду деятельности. Задача как раз и состоит в том, чтобы выявить эти полярные элементы и установить, какие из них преобладают.
Начало исследований по отбору людей с учетом их способностей к различным специальностям относится к концу XIX в., когда немецкий психолог Г. Мюнстерберг, получив задание страховых обществ с целью уменьшения выплаты пострадавшим при авариях городского транспорта, а следовательно, и уменьшения возможности таких аварий, разработал систему отбора вагоновожатых. Эта система в дальнейшем получила название психотехники и применялась в различных модификациях при отборе лиц для ряда гражданских и военных специальностей.
Психологический отбор в вуз является сложной проблемой, не нашедшей до настоящего времени достаточно полного теоретического и практического разрешения.
Сложность в организации и проведении профессиографии тех специальностей, на которые направляются выпускники вузов, и в подборе тестов и методик, определяющих как психофизиологические, так и личностные характеристики, способствующие успешной подготовке, а главное — высокой эффективности будущей профессиональной деятельности. Для решения этих задач необходимы научно обоснованные эксперименты, тщательные наблюдения и выявление прогностичных методик. Следует добавить, что система профессионального отбора в вуз юридически не узаконена, хотя и является актуальной.
Профессиональный отбор абитуриентов в вуз позволяет не только выявить кандидатов, которые по своим личностным свойствам отвечают требованиям специфики данного вуза, но и создает необходимые предпосылки для совершенствования системы профессионального обучения и воспитания. Информация о первоначальном уровне профессионально важных свойств личности каждого студента, принятого в вуз, которую можно получить в результате отбора, является важным элементом для построения всей системы профессионального обучения и воспитания студентов.
Теоретической и практической основой профессионального отбора в вуз является определение необходимых для успешного обучения и дальнейшего развития черт личности, психофизиологических и физических качеств и особенностей абитуриентов.
В этом смысле профессиональный отбор должен быть комплексным, т. е. оценку пригодности к обучению или реальной деятельности необходимо проводить по совокупности физиологических, психологических, социологических и других показателей.
Методологическим фундаментом профессионального отбора является марксистско-ленинская теория личности, которая исходит из того, что человек — существо общественное, деятельное и активное.
«Когда говорят,— писал В. И. Ленин,— что опыт и разум свидетельствуют, что люди не равны, то под равенством разумеют равенство способностей... людей.
Само собою разумеется, что в этом смысле люди не равны. Ни один разумный человек... не забывает этого».
Соблюдение личностного подхода требует создания такой системы профессионального отбора, которая учитывала бы особенности всей структуры личности в целом.
Социалистическое общество не только не приводит к унификации психического склада людей, но, напротив, создает условия для полного развития индивидуально-психологических особенностей каждого человека. Принцип социализма «от каждого по способности — каждому по труду» предполагает такую организацию труда, при которой каждый член общества имел бы возможность максимально проявлять свои способности.
«В ряде капиталистических государств практический аспект профориентации, профотбора развиты хорошо. Однако следует помнить, что эта работа направлена на воспроизводство капиталистических отношений и закрепление классово-эксплуататорской социальной структуры. Это определяет наше отношение к использованию опыта других государств. В нашей стране надо строить и совершенствовать такую систему профориентации и отбора которая, с одной стороны, учитывала бы мировой опыт, а с другой — согласовывалась с фундаментальными принципами социализма и коммунизма».
Процесс овладения определенными видами труда носит социальный характер. Приобретая те или иные свойства в труде, человек выражает в них свои, присущие только ему возможности. Развиваются профессионально значимые качества и особенности личности. Процесс профессионального становления сопровождается глубокой перестройкой и развитием личности в целом.
Профессиональный отбор должен строиться так, чтобы были выявлены личностные свойства абитуриента, особенности его психических процессов, состояний и опыта.
Прежде всего в ходе психологического отбора важно определить направленность личности абитуриента и мотивы его поступления в вуз. С этой целью необходимо понять не столько «что он хочет», сколько «почему он этого хочет», во имя чего он стремится в вуз. Для выявления направленности и мотивов поступления в вуз, а также характера, темперамента, способностей существует ряд порой и противоположных мнений. В беседе «за круглым столом» с ректорами двадцати двух педагогических вузов страны по проблеме набора студентов в педагогический институт выявились две резко противоположные позиции.
Первая позиция (ее представлял А. Д. Боборыкин — ректор Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена): учительская профессия — массовая. Ежегодно педагогические вузы принимают на первый курс около 100 тыс. студентов. Надо ориентироваться не на педагогические дарования, а на обыкновенных людей, окончивших среднюю школу. А сделать из них педагогов, научить их любить детей — это обязанность вуза. Вторая позиция (ее защищал В. Ф. Ноздрев — ректор Московского педагогического института им. Н. К. Крупской): настоящим учителем может стать только тот, кто имеет призвание, педагогические способности. Привить их за время учебы в вузе, если их нет, невозможно. Эту позицию поддерживал и И. М. Устенко — ректор Иваново-Франковского педагогического института. Он говорил, что авторитет педагогической профессии в среде молодежи низок. Из 1100 опрошенных только 9% хотели бы, чтобы их дети стали учителями. Посредственный, случайный учитель не станет примером для подражания, а вузы выпускают еще немало посредственных учителей.
Большинство ректоров поддержало позицию В. Ф. Ноздрева и И. М. Устенко. Массовость учительской профессии не освобождает от обязанностей отбирать наиболее достойных. (См.: «Учительская газета», 1971, 28 января.)
Методика определения личностных качеств и особенностей психических процессов, адекватных той или иной профессиональной деятельности, базируется на применении многих методов исследования, составляющих группы пассивных и активных методов.
К пассивным методам относятся изучение личных дел и анкетирование абитуриентов; это дает первые общие официальные сведения. Немаловажным является и заполнение абитуриентами специально разработанной вузом анкеты, которую можно предложить для заполнения в день первого официального сбора накануне сдачи экзаменов. Анкета позволяет первоначально определить степень выраженности мотивов, устойчивость профессиональных устремлений, получить сведения об общественно-политической работе до поступления в вуз и т. д. В ряде вузов абитуриентам предлагается написать сочинение, например, на тему: «Почему я выбрал профессию педагога?» и т. д.
Беседы, наблюдение и тестирование образуют группу активных методов исследования.
Беседа проводится в форме свободного разговора двух собеседников, как правило после сдачи первых экзаменов, и имеет целью:
1. Выявить мотивы, которыми руководствовался абитуриент при поступлении в вуз.
2. Оценить политические и нравственные качества абитуриента, особенности его характера.
3. Подтвердить (или опровергнуть) достоверность ответов на вопросы, поставленные в анкете, которую абитуриент заполнял до беседы.
К работе по организации беседы желательно привлекать работников деканата, заведующих кафедрами и наиболее опытных преподавателей. Перед началом беседы необходимо ознакомиться с анкетой абитуриента. Вопросы следует задавать согласно заранее подготовленному вопроснику. Первая группа вопросов преследует цель создания непринужденной обстановки между собеседующим и абитуриентом. С помощью вопросов второй группы определяется степень общественно-политической активности абитуриента. Третья группа вопросов направлена на определение профессиональных наклонностей и способностей применительно к профилю вуза и четвертая — на определение нравственных качеств абитуриента. В ходе беседы желательно соблюдать общепринятый порядок: не делать записей в момент беседы, не держать перед собой текст вопросов. По итогам беседы абитуриенту выставляется оценка в баллах.
Иногда полезными для общих выводов оказываются не только ответы собеседника, а моменты поведения, отношения к людям, окружающим вещам и т. д. Отношение абитуриента может быть самым различным (положительным, отрицательным, безразличным и др.). Очень важно выяснить причину такого отношения, установить, связано ли оно с особенностями личности или это результат случайного стечения обстоятельств. Большое значение имеет фиксация особенностей поведенческих реакций собеседника. Следует осторожно относиться к постановке вопросов о наличии у собеседника того или иного качества. Практика показывает, что ответы на такие вопросы чаще всего бывают ситуативными и не отражают внутреннего убеждения абитуриента. В данном случае целесообразно ставить косвенные вопросы или спрашивать мнение испытуемого, приводя разные примеры.
Наблюдение осуществляется постоянно. С его помощью можно собрать более достоверный материал для нужд профессионального отбора, расстановки кадров, чем при беседе, при условии, что наблюдающий обладает опытом, умением замечать и правильно истолковывать те или иные особенности в поведении наблюдаемого. Наблюдение позволяет собрать факты, свидетельствующие о чертах общественной активности и т. д.
Особенности психических процессов личности абитуриента можно определить специально подобранными тестами. С. Л. Рубинштейн дал следующее определение теста: «Тест — это испытание, которое ставит своей целью градуирование, определение рангового места личности в группе или коллективе, установление ее уровня. Тест направлен на личность, он должен служить средством диагноза и прогноза».
Тестирование обычно целесообразно проводить в период сдачи вступительных экзаменов специалистами, знающими специфику учебного процесса, знакомыми с требованиями, которые предъявляет профессиональная деятельность к психологическим качествам человека, а также обладающими навыками экспериментальных психологических исследований.
Для проведения обследования и первичной обработки его материала привлекаются два — три специально обученных ассистента. Порядок проведения тестового обследования основывается на использовании бланковых и аппаратурных методик, которые подбираются в зависимости от необходимости выявления тех или иных профессионально необходимых качеств.
К методическим приемам, рекомендуемым для использования в процессе профессионального отбора, предъявляется ряд требований. Степень соответствия методик этим требованиям должна быть проверена экспериментально. Главными из этих требований являются: 1. Прогностическая ценность методик и частное моделирование предстоящей деятельности в ходе их применения — это показатель, характеризующий степень возможности методик выявлять различия в развитии у абитуриентов тех или иных необходимых в будущем функций и качеств.
2. Надежность методик — это мера стабильности (постоянства, устойчивости) результатов, полученных с помощью конкретной методики при повторных исследованиях одного и того же испытуемого.
3. Дифференцированность методик — это требование означает, что каждая методика должна быть направлена на оценку определенной функции, качества или совокупности функций, качеств. Необходимо, чтобы корреляция между результатами избранной методики и других методик, направленных на оценку заведомо иных функций, качеств, была наименьшей.
Посредством наблюдения за поведением обследуемых в ходе решения ими психологических заданий можно получить ряд дополнительных сведений, характеризующих внимательность, честность, дисциплинированность, эмоциональную устойчивость, работоспособность и т. д.
Составление заключений по результатам психологического обследования производится специальной группой профессионального отбора на основе интегральной оценки результатов обследования с использованием экспериментально разработанных дифференциально-диагностических таблиц и результатов наблюдений во время обследования.
Дифференциально-диагностическая таблица представляет собой оценочную шкалу, в которой каждому возможному значению того или иного показателя соответствует определенный диагностический коэффициент. Значение коэффициента определяется характером распределения функции у лиц наиболее и наименее пригодных к обучению по какой-либо конкретной специальности, а также прогностической ценностью этого показателя. Интегральная оценка психологического обследования является алгебраической суммой диагностических коэффициентов, соответствующих определенным значениям информативных показателей психологических методик, используемых при обследовании.
Пороговые значения интегральной оценки определяются допустимой вероятностью возможных ошибок при отборе. Результаты обследования дают основание для вынесения заключения в трех формах: годен к обучению в вузе — прогноз благоприятный; не годен к обучению в вузе — прогноз неблагоприятный; прогноз неопределенный.
Результаты психологического отбора и дальнейшие наблюдения за студентами показывают, что между результатами обследования психических процессов, значением суммы баллов в аттестатах зрелости и на вступительных экзаменах, успешностью обучения и дальнейшей профессиональной деятельностью имеется прямая зависимость.
Следует указать на опыт работы со студентами, окончившими подготовительное отделение. У этой категории студентов наблюдается сильное тяготение к знаниям, самостоятельность мышления, целеустремленность. Они быстрее и активнее адаптируются к условиям обучения в вузе и с первых дней занятий становятся самыми активными участниками общественной жизни вузов.
Подготовительные отделения сыграли определенную роль в улучшении качественного состава студентов, позволили в некоторой степени ликвидировать отдельные недостатки в привлечении в вузы рабочей и сельской молодежи. (См.: «Современная высшая школа», 1974, № 3.)
Отсутствие профессионального отбора абитуриентов в ряде случаев отрицательно сказывается на результатах профессиональной деятельности людей. После окончания вуза зачастую можно услышать о некоторых специалистах, что этот человек не на своем месте. В связи с этим небезынтересно вспомнить один из исторических фактов, описанных Вл. Солоухиным. «Доктор Кох, в обязанности которого входило лечить обывателей небольшого города, сидел за перегородкой, никого к себе не пускал и сам не выходил навстречу. К нему приходили с насморком, гриппом, мигренью... «Ступайте прочь, оставьте меня в покое!»— говорил он. И на первый взгляд это казалось чудовищной бестактностью, жестокостью, возмутительным высокомерием. Обыватели были вправе возмущаться доктором. Но однажды доктор вышел и вынес людям «палочку Коха». Свое любимое дело человек вынужден был делать тайком и урывками, подвергаясь нападкам за то, что он не делал официально порученное ему дело. Проблемы профессиональной ориентации и отбора в высшую школу назрели и требуют своего конкретного практического решения. Они достаточно сложные в организационном плане, требуют соответствующей подготовки и определенных материальных затрат, но все это вполне окупится за счет морального и материального эффекта в ходе обучения и дальнейшей практической деятельности специалистов.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.