Методологию правильного подхода к рассмотрению воспитания и обучения создали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Они впервые в истории научной мысли раскрыли подлинную сущность воспитания и обучения, социальную обусловленность их содержания и развития.
Признавая наличие природных различий людей, классики марксизма-ленинизма определили сущность человека как «совокупность всех общественных отношений». Они выдвинули положение о том, что человек — продукт обстоятельств и воспитания, а поскольку обстоятельства изменяются именно людьми, то «воспитатель сам должен быть воспитан». Установив, что обстоятельства в такой же мере творят людей, в какой люди творят обстоятельства, марксизм выдвинул положение о том, что люди в процессе своего активного воздействия на окружающую среду одновременно изменяют свою природу. К. Маркс и Ф. Энгельс в своих трудах доказывают, что история физического и духовного развития людей определяется историей развития производительных сил.
Воспитание и обучение в вузе призваны обеспечить формирование личности специалиста с такими качествами, опытом, которые бы соответствовали современным требованиям и гарантировали бы успех практической деятельности с самого начала ее осуществления. Эта цель выражает исторически назревшую потребность социалистического общества в подготовке специалистов, способных выполнить определенные социальные и деловые функции. Воспитание и обучение прежде всего должны быть эффективными, т. е. действительно приводить к ожидаемым результатам.
Согласимся с авторами, которые утверждают, что «в педагогике возможно использовать определения... понятий, имеющихся в математике и экономике, где эффективностью любого целенаправленного процесса принято называть соответствие результатов реально протекающего процесса заданным целям при ограничениях, налагаемых на него внешней средой».
К этому следует добавить, что достижение эффективности предполагает наиболее рациональное использование средств и времени, исключение нежелательных деформаций во внутреннем мире личности.
Вузовское воспитание и обучение должно оказывать на личность студента максимально развивающее влияние, т. е. действительно обеспечивать процесс его положительного изменения, приобретение качеств, опыта, нужных ему как будущему специалисту с высшим образованием.
Если взять конкретное осуществление воспитания и обучения, то в них выступают два субъекта: преподаватель, который уясняет педагогическую задачу, выбирает в зависимости от этой задачи средства и методы, проверяет результаты, уточняет собственные действия и оказывает влияние на действия обучаемых и т. д., и студент, который так или иначе относится к тому, что его обучают и воспитывают, переживает те или иные чувства, проявляет активность или пассивность и т. д. Вместе с тем воспитание и обучение — это совместная деятельность воспитателей и студентов, результаты которой зависят как от тех, кто учит, воспитывает, так и от тех, кто обучается, воспитывается, и от согласованности их общей деятельности.
Все эти и другие связи и зависимости по-разному выступают в воспитании и обучении, между которыми наряду с единством существует и проявляется различие.
Психологические особенности воспитания студентов
Воспитание студентов — это воздействие на их психику и деятельность с целью формирования личностных свойств и качеств — направленности, способностей, сознательности, чувства долга, дисциплинированности, умения работать с людьми, самокритичности и др.
Сознательность, идейная мотивация всей деятельности и поведения студентов, совпадение их убеждений, жизненных позиций, перспектив и целей, задач и интересов с целями, задачами и интересами социалистического общества представляют основной результат процесса воспитания.
Свойства и качества — это целостное выражение личности, включающее познавательные, мотивационные, эмоциональные и волевые компоненты в своеобразном сочетании их как по содержанию, так и по форме проявления. Так, например, самостоятельность складывается из понимания, соответствующей оценки ситуации и выбора способа поведения.
Зная природу и психологическую структуру того или иного качества, можно более успешно использовать воспитательные возможности различных предметов и условий вуза в целом. Началом формирования качества является понимание факта, явления, события. Далее идет усвоение и выработка положительного отношения к усвоенному, уверенности в его истинности. Затем происходит синтез интеллектуальных, эмоциональных, волевых и мо-тивационных процессов, превращение в устойчивое образование — качество. Например, в высшей школе воспитание интереса и любви к избранной профессии достигается путем выработки у студентов правильного представления об общественном значении и содержании работы в области своей профессии, о закономерностях ее развития; формирования у каждого студента убеждения в своей профессиональной пригодности, а также ясного понимания необходимости овладения всеми дисциплинами, видами подготовки, предусмотренными учебным планом данного вуза; формирования идеалов, связывающих личные стремления и жизненные цели студента с задачами общества; понимания роли своей профессиональной деятельности в борьбе за построение коммунистического общества; выработки стремления следить за всем прогрессивным в деятельности передовых специалистов; умения направлять свое самовоспитание на пользу работе, постоянно пополнять свои знания.
В этой связи надо подчеркнуть, что было бы неправильным сводить формирование того или иного качества только к овладению знаниями, навыками, умениями. Это необходимо, но не достаточно. Нужны еще мобилизация мотивов, воздействия на отношение к действительности, создание необходимых психических состояний, учет противоречий в развитии личности студента. Например, нельзя не считаться с тем, что первокурснику присуще обостренное чувство собственного достоинства, максимализма, категоричности и однозначности нравственных требований, оценок, фактов, событий своего поведения. Этому возрасту свойствен рационализм, нежелание брать все на веру, что создает излишнее недоверие к старшим, в том числе и к преподавателям вуза. Однозначность оценок, иногда необдуманный нигилизм, как своеобразная форма утверждения, требуют гибкости в подходе к воспитанию молодежи, умения использовать и развивать лучшие стороны ее психики, направлять по нужному руслу ее поведение, умения помочь сохранить свое юношеское горение, стремление к высоким нравственным идеалам, поступкам, высокое чувство политической и гражданской зрелости, энтузиазма.
Следует учитывать также и то, что в отличие от старшего поколения молодежь не прошла школы жизни и борьбы. Ей нередко не хватает и трудового опыта, который учит любить труд, уважать старших и их лучшие традиции, ценить материальные блага, созданные народом, объективно оценивать накопленные человечеством духовные ценности. Как отмечает И. С. Кон, «юность нуждается в руководстве (а не в надзоре)».
Успешное воспитание сознательного, всесторонне развитого специалиста, отвечающего современным требованиям советского общества, особенностям его будущей профессиональной деятельности, немыслимо без четкой постановки задач перед воспитателями и воспитуемыми, превращения целей коммунистического воспитания в их внутреннюю потребность.
Конечный результат воспитания студентов достигается путем решения частных, повседневных, постоянно изменяющихся и приобретающих самое различное выражение воспитательных задач, встающих перед преподавателями, руководителями, секретарями партийных и комсомольских организаций. Причем всегда важно определить ближайшие и более отдаленные задачи в развитии у каждого студента его профессионально важных качеств.
В этой связи нам представляется весьма плодотворной мысль С. Л. Рубинштейна, который писал: «Целью же должно быть не одно лишь формальное соответствие внешнего поведения требованиям общества, не внешнее приспособление к ним; целью должно быть формирование у человека таких внутренних устремлений, отвечающих не букве, а духу моральных требований общества, из которых в порядке внутренней закономерности вытекало бы моральное поведение».
Общеизвестно, что формирование личности человека происходит на протяжении всей жизни, но именно в вузе закладываются основы тех качеств специалиста, с которыми он затем вступит в новую для него атмосферу деятельности и в которой произойдет дальнейшая его шлифовка как личности.
Воспитание предполагает плановость и перспективность воспитательных воздействий. Воспитатель на основе отражения объективных потребностей общественного развития органически связывает процесс предвидения будущего (проектирование личности) и процесс преобразования действительности (активное воспитание), подчинения хода педагогических явлений целям, выражающим это будущее. «В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т. е. идеально».
Формированию качеств личности способствует применение принципов и методов воспитания. Известно, что принципами воспитания являются: коммунистическая целеустремленность и партийность, воспитание в коллективе, индивидуальный подход, опора на положительное и другие, а методами — убеждение, упражнение, поощрение, пример и т. д. Психологический смысл правильного использования принципов и методов воспитания заключается в том, что результатом является такая оптимизация деятельности и взаимодействия воспитателей и воспитуемых, которая наиболее эффективно ведет к достижению подготовки студентов, формированию их личности.
Психологические особенности обучения студентов
Обучение студентов — это воздействие на их психику и деятельность с целью вооружения знаниями, умениями, навыками. Однако последние не исчерпывают результатов обучения. В ходе обучения на основе его содержания развиваются различные стороны психики студентов. Обучение играет важную роль в формировании личности будущего специалиста в целом. Оно имеет непосредственное значение для совершенствования научного мировоззрения, развития интеллектуальных и других качеств.
Характер и количество знаний определяется особенностями нашего общественного строя, требованиями современного производства, трудовой деятельности к уровню подготовленности и развития личности специалиста определенного профиля.
Содержание вузовского обучения включает овладение студентами основами марксизма-ленинизма. Это необходимо для формирования научного мировоззрения, коммунистической направленности личности, высоких гражданских чувств и качеств.
Для специалиста, работающего в народном хозяйстве, характерен особый строй мышления, без которого невозможно решать большой круг вопросов, встающих перед ним в практической жизни. Поэтому его мышление не может ограничиться только специальными знаниями. Оно должно включать также умение анализировать явления природы и общественной жизни, вопросы технического развития с марксистско-ленинских позиций, умение использовать преимущества социализма и достижения научно-технической революции для решения практических задач коммунистического строительства. Частью образования студента должны стать знания, позволяющие ему ориентироваться в вопросах развития и воспитания людей, их взаимоотношениях (психология, педагогика и др.). Подготовка специалиста предполагает вооружение его общекультурными, нравственными, правовыми и эстетическими знаниями.
«В МГУ,— отмечал бывший ректор Р. Хохлов,— мы стараемся расширить подготовку студентов, в частности, путем введения гуманитарных дисциплин в учебные планы естественных факультетов. Считаем, что профессиональная узость кругозора наносит ущерб не только общекультурному развитию личности, развитию гуманистических качеств и устремлений на благо мира и социального прогресса, но и воспитанию в ней творческих начал. Богатый эмоциональный мир, художественное воображение развиваются гуманитарным образованием, заставляют по-иному глядеть и на свою специальность, и на мир вообще».
Знания, навыки, умения в области своей профессии — стержневая часть подготовки и развития студента. Так, в технических вузах образование содержит предпосылки для развития у них материалистических взглядов, технического мышления, бережного отношения к социалистической собственности и др.
Педагогическое образование включает знания о психических процессах, состояниях, свойствах человека, данные о психологии личности и условиях ее формирования. Кроме того, педагогическое образование вырабатывает у студентов навыки и умения учителя, организатора коллектива и воспитателя, вооружает методикой обучения и воспитания учащихся.
Для определения необходимой студенту системы знаний, навыков, умений нельзя ограничиться учебой только по профилю вуза и требованиями отдельных профессий. Надо еще правильно учесть потребности всестороннего формирования свойств и особенностей личности советского студента.
На сложность этих зависимостей указывает профессор В. М. Колобашкин. Он пишет, что воспитывать в человеке высокий профессионализм без опоры на общую культуру — все равно, что строить дом без фундамента: стены будут, но в любое мгновение могут рухнуть. Однако в ходе научно-технической революции постоянно возрастает ценность специальных знаний. Именно они позволяют раоо-тать на самых передовых участках исследований и производства и поэтому помогают полнее раскрыть мировоззрение, интеллект специалиста, воспитанные на основе широкого культурного богатства, высоких нравственных качеств. Важным элементом современного высшего образования является методологическая подготовка. Развитие науки и практики достигли такого уровня, что студент не в силах усвоить и запомнить все необходимое для своей будущей работы. Поэтому ему лучше усваивать такой учебный материал, который при своем минимальном количестве вооружит его максимальным объемом информации и, с другой стороны, позволит в дальнейшем успешно работать в ряде областей. Здесь встает задача наиболее экономного отбора научных знаний по всем предметам обучения в вузе. Но этого недостаточно. Важно вместе с тем всесторонне развивать общий интеллект у студентов, способности решать различные задачи.
Профессор Н. Ф. Талызина предлагает все множество известных частных явлений и методов рассмотреть как систему и найти то общее, что лежит в их основе.
Например, для усвоения пунктуации русского языка нет необходимости заучивать более 100 правил, каждое из которых до сих пор изучается отдельно, для каждого из которых формулируется умение пользоваться им. Рассмотрение всех зафиксированных в этом множестве правил частных случаев как системы показало, что все они суть проявления трех функций, которым служат знаки препинания: функции соединения (слов и предложений), функции выделения (слов и предложений) и функции разделения (слов и предложений). Другими словами, все эти 100 с лишним правил могут быть представлены как три подсистемы. Поэтому оказалось достаточным обучить лишь умению распознать и дифференцировать три указанные функции, не заучивая ни одного конкретного правила. Или при изучении математического анализа нет необходимости изучать каждую частную функцию отдельно. Достаточно выделить инвариант, лежащий в основе любой функции, и его сделать предметом изучения. Современный специалист — это специалист широкого профиля. К этому выводу приходят многие. Например, М. М. Гуренко говорит: практика убедительно показала, что при высоких темпах научно-технического прогресса знания и опыт узкого специалиста быстро морально устаревают: они используются в течение 5—6 лет, после чего необходимо переучиваться и, по существу, приобретать новую специальность, более соответствующую происшедшим изменениям в сфере инженерной деятельности без экономических, моральных и иных издержек для него при узком профиле его подготовки. Отсюда и возникло понятие «широкого профиля» как реакция на реально вскрытые противоречия и попытки сформулировать новый принцип построения модели современного технического специалиста. (См.: Гуренко М. М. Связь науки с производством и подготовка инженера Широкого профиля. Круглый стол «Вопросов философии».— «Вопросы философии», 1974, № 4,с. 58.) Для усвоения этого инварианта надо ввести лишь несколько частных функций, работая с которыми студенты усваивают метод, пригодный для анализа любой функции данного класса.
Таким образом, делает вывод Н. Ф. Талызина, для ликвидации перегрузки студентов необходим новый способ хранения информации: вместо хранения большого числа готовых знаний хранить метод, позволяющий анализировать и воссоздавать всю систему частных явлений.
Усвоение знаний, выработка навыков, умений основываются главным образом на познавательной деятельности, но в ходе обучения проявляются интересы, способности, темперамент, характер и другие стороны психики студентов. Поэтому, приступая к обучению, преподавателям необходимо уяснить, от каких психических процессов, состояний и свойств зависит достижение главной цели, как использовать учебный материал и условия обучения для всестороннего развития студентов, их теоретической и практической подготовки.
Многие подчеркивают значение учета психологической стороны обучения. Так, один из преподавателей философии пишет, что безукоризненная логика изложения материала, глубокое его содержание и целеустремленность, учет гносеологической природы учения, принципов диалектики и стремления реализовать их в соответствии со спецификой философии — все эти важнейшие слагаемые научной методики не дадут ожидаемых результатов, если преподаватель не учитывает или игнорирует психологическую сторону процесса обучения.
Скорость и прочность овладения знаниями, навыками, умениями, трудности, ошибки, обнаруживающиеся в ходе обучения, зависят от индивидуальных особенностей как познавательных процессов, так и мотивов учебной деятельности, способностей и других свойств личности студента.
В отличие от школы в вузе преподаватель должен не столько вести за собой учащегося, сколько указывать ему путь к знаниям. Уместно напомнить слова К. Маркса о том, что «в науке нет широкой столбовой дороги, и только тот может достигнуть ее сияющих вершин, кто, не страшась усталости, карабкается по ее каменистым тропам». Задача преподавателя вуза — указать направлен ние самостоятельной работы, познакомить с ее методикой, «карабкаться» же на вершину должен сам студент, не ожидая, пока его поднимет туда преподаватель.
Очень важно первокурсников сразу же ознакомить с особенностями вузовского обучения, создать у них нужные установки. Например, в Ленинградском педагогическом институте им. Герцена разработан ряд рекомендаций относительно того, как организованно начать учебу в вузе. Каждому поступившему выдается брошюра, в которой имеются методические советы о том, как сочетать учебу и отдых, как слушать и записывать лекции, как работать с книгой, составлять планы, конспекты, рефераты, как готовиться к семинару и экзаменационной сессии, что особенно важно для первокурсников, которые только начинают студенческую жизнь.
Изучая практику обучения студентов, психология высшей школы накапливает конкретные факты и обобщения, в которых выявляется связь, зависимость между педагогическими воздействиями и их результатами — изменения в личности студентов, в их поведении, в теоретической и драктической подготовке к будущей деятельности. Существенные связи между явлениями обучения отражаются в его принципах и методах.
Психологический смысл принципов обучения (научность, сознательность, учить тому, что необходимо на практической работе, наглядность и др.) и применения конкретных методов обучения (устное изложение, упражнение, самостоятельная работа и др.) заключается в построении наиболее рационального соотношения между деятельностью преподавателей и учебной деятельностью студентов.
Актуальными являются задачи развития активности студентов в обучении; сущность и особенности проблемного обучения в вузе; эффективные условия создания и организации решения проблемных ситуаций; дидактические основы разработки и использования познавательных задач по каждому предмету (включая и гуманитарные дисциплины); формы и методы организации в учебном процессе научного поиска студентов; выявление новых форм активизации учебной деятельности студентов, в частности широкое использование в учебном процессе дискуссий и т. д.
Таким образом, содержание, принципы и методы обучения студентов должны быть подчинены достижению основной учебно-воспитательной цели — обеспечить всестороннее развитие, высокую профессиональную подготовку студентов.
Психологический смысл единства воспитания и обучения студентов
Несмотря на различия, о которых шла речь, воспитание и обучение студентов находятся в единстве. Это две взаимосвязанные стороны процесса их подготовки и формирования личности. Достижение целей воспитания способствует обучению, осуществление обучения помогает воспитанию.
Каждый вуз не только дает знания студентам, но и обеспечивает их всестороннее развитие и профессиональную готовность. Все дальнейшее обучение в виде курсов повышения квалификации, аспирантуры и т. п. занимает в развитии личности специалиста место, которое определено в основном тем, для какой специальности, для какой профессии его готовили в вузе.
Психологический смысл единства обучения и воспитания заключается в том, что на основе определенного образования необходимо обеспечить развитие в процессе обучения направленности личности, характера, способностей студентов, их мировоззрения, высоких моральных чувств, интеллектуальных способностей, эстетических потребностей и вкусов, физических качеств. И здесь, решая задачи воспитания, нужно учитывать возрастные, социально-психологические и индивидуальные особенности студентов.
Студенты вузов — это сравнительно высокоразвитые люди. Их духовный мир, нравственный облик и физические качества являются существенным условием, положительно влияющим на дальнейшее движение вперед.
Обучаясь, воспитываясь, студенты развиваются как будущие высококвалифицированные специалисты. Существенным поэтому является подход к процессу их подготовки как единому процессу воспитания и обучения, в ходе которого происходит всестороннее развитие личности. Закономерности развития личности студента, раскрытие движущих сил этого развития требуют определенного способа и методов руководства данным процессом: воспитание должно одновременно укреплять стремление к самовоспитанию, обучение должно быть развивающим.
Общепризнано, что высшая школа формирует не только специальные знания и мышление своих воспитанников, но и их духовный мир. Сформировать личность возможно лишь в атмосфере творческого поиска, профессиональных раздумий. Хорошая книга, спектакль, концерт играют сегодня не меньшую роль, чем первоклассно оборудованная учебная лаборатория. Возмужание молодого человека происходит в сложном переплетении традиций и новаторства, где свежая мысль ученых института находит опору в производственной и культурной жизни народа.
В развитии личности студента большое место занимает его работа над собой. Повышая свое образование, вырабатывая и приобретая все новые навыки, студент может существенно изменяться, развивать свои способности, духовные потребности, вырабатывать сильный и твердый характер. Воспитание и обучение не могут дать ожидаемых результатов, если они не активизируют стремление студента к самовоспитанию.
Воздействие, оказываемое на нас любым событием в жизни, справедливо отмечал известный советский психолог С. Л. Рубинштейн, всегда обусловлено тем, что мы до того пережили и передумали, какую внутреннюю работу проделали.
Внешние воздействия влияют на человека через его мысли, чувства, настроения, опыт. Поэтому эффективным является такое педагогическое влияние, когда учитывают уже имеющиеся индивидуальные качества, текущие мотивы и психические состояния студентов.
Внутренние причины развития личности студента заключаются в особенностях его психики, в мотивах его поведения и индивидуальных качествах. Способ их проявления и изменения представляет собой внутренние закономерности развития личности студента. Основная черта этого проявления—закономерная последовательность отдельных этапов развития, которую воспитательное воздействие может ускорить или замедлить, но не может не считаться с ним.
Неравномерность психического развития проявляется в том, что отдельные психические процессы и качества, хотя они и являются взаимосвязанными, у разных студентов развиваются разными темпами. Это объясняется отчасти тем, что результаты воспитания и обучения в высшей школе в большей мере зависят от индивидуальных качеств и отношения студентов к избранной профессии, к учебному труду, к коллективу и себе. Поэтому подготовка специалиста с определенными качествами требует создания не только оптимальных внешних, но и внутренних условий, учета внутренних закономерностей развития личности студентов. Это является необходимой предпосылкой и чертой целеустремленно и планомерно осуществляемого воспитания и обучения. Педагогическое воздействие результативно только в том случае, когда его содержание и форма отвечают как целям воспитания и обучения, так и возрастным, индивидуальным и социально-психологическим особенностям студентов.
Учет возрастных и других особенностей студентов позволяет эффективнее осуществлять единство обучения и воспитания, добиваться качественного обучения (знания, навыки, умения) и воспитания (мировоззренческое и нравственное развитие, укрепление воли, профессионально важных качеств студента). В этой связи заметим, что в педагогической литературе некоторые авторы принципы вузовского обучения и воспитания сводят, по сути дела, к школьным. Но поскольку вузовское обучение и воспитание специфично, в нем помимо школьных действуют свои особые принципы, такие например, как:
учить тому, что необходимо на практической работе после вуза;
учитывать возрастные, социально-психологические и индивидуальные особенности студентов;
профессиональная направленность обучения и воспитания;
органическое соединение обучения с научной, общественной и производственной деятельностью.
В процессе обучения и воспитания студент должен быть активным, что обеспечивается формированием положительных мотивов, побуждающих его к деятельности. Воспитателю необходимо программировать не только учебно-воспитательный материал, но также и деятельность студента, преследуя этим достижение целей формирования определенных качеств и свойств его личности. Приобретенные знания, умения, навыки и свойства должны быть применены в последующей работе. Именно активная практическая деятельность формирует богатство отношений студента к учению, к коллективу, к себе, благодаря чему развивается личность будущего специалиста.
Соответствие деятельности преподавателей закономерному требованию — обеспечить единство воспитания и обучения будущих специалистов — это непрерывный и сложный процесс. Каждый преподаватель, который хочет успешно обучать и воспитывать, должен знать суть этого процесса, уметь им управлять. Учитывая состав студенческой учебной группы, индивидуальные особенности студентов, их отношение к учебным заданиям, преподаватели находят способы и приемы учебно-воспитательной работы, выбирают наилучшие педагогические решения. Так, например, все большую популярность приобретает так называемая система физтеха, рожденная в Московском физико-техническом институте. Она умело сочетает фундаментальную общенаучную подготовку студентов с последующей специализацией в НИИ, конструкторских бюро, на крупных предприятиях.
Практика постоянно ставит вопрос перед преподавателями, как добиться наилучшего использования педагогических и психологических факторов, как уменьшить возможные отрицательные явления (возникновение психологического барьера, формального отношения к учению и т. д.).
Обеспечить единство и достижение задач воспитания и обучения преподаватель сможет тогда, когда он будет отчетливо представлять себе личные качества, которыми должен обладать будущий специалист, степень соответствия их предъявляемым требованиям и закономерности развития этих качеств, реально определять учебно-воспитательные цели (в соответствии с динамикой развития студентов от курса к курсу).
Целевые установки отдельных предметов не являются простой дедукцией идейно-политических, научных и психолого-педагогических положений применительно к отдельным предметам. Они создаются с учетом общественной роли данного вуза, определенной науки, воспитательных возможностей, заложенных в данном предмете. Только сопоставляя эти функции, мы получим конкретное представление о целях предмета и его роли в системе подготовки специалиста. Основным при этом анализе должно быть не «освоение основ определенной науки», а прежде всего конкретное определение тех целей воспитания и обучения студентов, которые могут быть достигнуты в процессе преподавания данного предмета. Такой подход помогает преподавателям уяснить, какие качества личности будущего специалиста можно вырабатывать в ходе учебно-воспитательного процесса. Успешное использование воспитательных возможностей каждого предмета зависит также от того, насколько четко представляет себе преподаватель, какие знания должен получить всесторонне развитый специалист, какие мировоззренческие, нравственные, эстетические и физические качества необходимо формировать и совершенствовать у студентов, чтобы их деятельность и поведение отвечали нормам социалистического общества.
Формулировки целевых установок должны отражать сущность и особенности обучения тому или иному предмету. Это тесно связано с умением предвидеть то, что произойдет в развитии личности под влиянием воспитания, осуществляемого в ходе преподавания данной дисциплины. Если преподаватели увидят взаимоотношения целевых установок отдельных занятий в их перспективе, правильно определят, в какой мере они содействуют достижению единства воспитания и обучения, то довольно легко выберут из множества разнообразных методов и приемов своей работы самые необходимые.
Коллективы кафедр, разработав и согласовав целевые установки предметов, смогут эффективнее использовать их учебно-воспитательные возможности, соединять обучение с воспитанием, влиять на формирование личности студентов.
Таким образом, для решения воспитательных задач в процессе обучения требуется учет индивидуально-психологических, возрастных и социально-психологических особенностей студентов, содержания и структуры отдельных качеств и свойств, необходимых современному специалисту с высшим образованием, оптимальное соотношение методологической и профессиональной подготовки, целеустремленность во взаимодействии преподавателей и студентов. Важным условием достижения единства воспитания и обучения, успешного формирования личности студента является педагогическое мастерство преподавателей, их умение придавать идейную направленность преподаванию, творчески использовать воспитательные возможности своих предметов.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.