Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Требования к специалисту с высшим образованием и особенности развития личности студента


М. И. Дьяченко, Л. А. Кандыбович. "Психология высшей школы"
Изд-во БГУ им. В. И. Ленина, Минск, 1978 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Общее и специальное образование для взрослых выполняет не только культурную и техническую функцию, но и является одним из важнейших факторов, обеспечивающих высокую жизнеспособность и жизнестойкость человека. Развитие интеллекта и личности, способности к обучению, постоянному самообразованию является огромной силой, сохраняющей творческий потенциал и повышающей социальную ценность человека.

Требования к специалисту с высшим образованием

Методологию правильного подхода к вопросу о целях и задачах формирования личности создали К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин. Исходя из реальной действительности, уровня развития производства, классики марксизма-ленинизма определили цель формирования личности как подготовку всесторонне развитых строителей коммунистического общества во всей полноте человеческих проявлений.
Идеал всесторонне развитой личности, согласно К. Марксу, должен найти свое воплощение в каждом члене нового общества. «Общество, организованное на коммунистических началах, даст возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности».
Применительно к новым условиям вопрос о цели формирования личности развил В. И. Ленин. Он подчеркивал исторический характер цели, задач и содержания воспитания.
В. И. Ленин конкретизирует идею всестороннего развития человека в условиях социалистического общества сообразно с задачами его строительства на отдельных этапах, показывает место и роль таких факторов всестороннего развития личности, как ее умственное воспитание, политехническое образование в условиях соединения обучения с трудом и нравственное воспитание.
В разработке проблемы целей воспитания большую роль сыграли работы Н. К. Крупской и А. С. Макаренко, в которых в различных формах выражена мысль о том, что воспитателю нужно ясно представлять себе идеал человека коммунистического общества, знать, какие черты воли и характера прививать ему, какой должна быть система отношений каждого воспитанника к обществу, окружающим людям, к труду и себе. Н. К. Крупская писала: «Социалистическая школа мыслима только в определенных социальных условиях, ибо социалистической делает ее не то, что во главе ее стоят социалисты, а то, что цели ее соответствуют потребностям социалистического общества». А. С. Макаренко прямо отвечал на вопрос, откуда вытекает цель воспитательной работы: «Конечно, она вытекает из наших общественных нужд, из стремления советского народа, из целей и задач нашей революции».
Научные исследования последних лет, проведенные советскими учеными в области общей психологии и педагогики, а также философии, научного коммунизма, этики, социальной психологии, эстетики, конкретизируют и развивают понимание задач формирования личности в связи с научно-техническим прогрессом. Академик П. Л. Капица подчеркивает, что в современных условиях важно привить молодежи интерес к решению социальных проблем, воспитывать у нее духовные качества, необходимые для овладения научными достижениями, восприятия произведений искусства. Поскольку воспитание и развитие духовных качеств человека в значительной мере определяется образованием, то это и есть та новая задача, которая выдвинута научно-технической революцией перед школой и высшими учебными заведениями.
Научно-техническая революция проявляется и в том, что одни профессии исчезают, другие меняют свое содержание, и, кроме того, возникает много новых специальностей.
Встает вопрос о квалификации специалиста с высшим образованием. Понятие квалификации отражает качественную сторону подготовки специалистов. Через это понятие процесс подготовки конкретно связывается с психологией и педагогикой. Изучение его является для психологии высшей школы исходным началом анализа общественных, профессиональных и других требований к личности и деятельности специалиста.
Квалификация определяется местом специалиста в общественном производстве, сложностью и характером труда, с которым он успешно справляется. Квалификация — это совокупность личных возможностей и способностей специалиста выполнять свои обязанности. Эта совокупность выражается главным образом в профессионально важных знаниях, умениях, навыках, психических процессах и качествах личности.
Из сказанного вытекает необходимость взаимодействия ряда наук в решении вопроса о квалификации специалиста, в изучении современных требований к его личности и деятельности.
Здесь помимо психологии высшей школы должны внести свой вклад физиология и биология (при изучении особенностей высшей нервной деятельности студента, специалиста, их адаптации, физических качеств, нагрузок и т. д.), психология личности (изучающая направленность личности, ее способности, темперамент и характер), возрастная психология (изучающая особенности психики студентов, обусловленные возрастом), политическая экономия (позволяющая видеть в человеке носителя рабочей силы и производственных отношений), этика (раскрывающая нормы поведения специалиста, его моральные качества), социальная психология (изучающая особенности студенческого и кафедрального коллектива и др.), эргономика (изучающая рациональное оборудование рабочего места и т. д.).
Например, этика должна помочь высшей школе учесть новые явления и процессы во взаимоотношениях и общежитии людей, эргономика — раскрыть наиболее благоприятные условия деятельности специалиста, психология труда — изучить факторы и закономерности психической деятельности специалиста во время практической работы, охарактеризовать его индивидуально-психологические особенности, профессионально-важные качества, которые нужно сформировать в вузе. Это должно быть сделано на основе профессиографического раскрытия психологического своеобразия разных видов работы специалистов, выявления требований, которые отдельные специальности предъявляют к их личности.
Разработка профессиограмм будет способствовать формированию у педагогических коллективов вузов более четких и единых, чем в настоящее время, представлений о том, что должен дать тот или иной вуз «на выходе», и приведет к более научно продуманному составлению планов подготовки специалистов того или иного профиля — научно аргументированному отбору дисциплин, включаемых в учебный план, обоснованному определению их объема и последовательности чтения, к установлению оптимального соотношения между различными формами работы со студентами в учебном процессе.
Важно при этом выявлять типичные трудности, с которыми сталкиваются выпускники вузов, и порождающие их причины. Необходимо вести целеустремленные и систематические психологические исследования работы лучших специалистов. Это позволит определить, какие общеобразовательные, методологические и специальные знания, практические умения и навыки им необходимы для успешной деятельности. Психология должна выяснить, какие познавательные, организационные, идейно-политические и воспитательные задачи чаще всего приходится решать специалистам с высшим образованием, что лежит в основе их успешных действий, к чему надо готовить студентов.
Думается, что для конкретизации целей формирования личности специалиста необходимо составлять психограммы профессий, так как различные специалисты предъявляют своеобразные требования к практической деятельности и личности выпускника вуза: каждая профессия и специальность предполагает наличие специализированных и профессионально важных черт и качеств. Чтобы люди одной специальности успешно справлялись со своими разнообразными задачами, им необходимы не только некоторые общие, но и специфические черты и качества. Определить эти качества — значит наметить конкретные цели формирования личности студента. Примером общих качеств, необходимых любому советскому специалисту, являются: коммунистическая убежденность, дисциплинированность, мужество, выдержка, самообладание, уверенность в своих силах, решительность, организованность, настойчивость, инициативность, разнообразные способности: умственные, физические, организаторские, технические, педагогические; творческое мышление, глубина, гибкость, критичность, самостоятельность и дисциплинированность ума и т. д.
На некоторые важные общие качества, необходимые современному специалисту с высшим образованием, указал В. П. Елютин: «Современное общественное производство требует от специалиста умения творчески мыслить, самостоятельно ставить принципиально новые задачи, быть мобильным, динамичным, способным адаптироваться к непрерывно меняющимся условиям труда».
Сегодняшние студенты — это потенциальные организаторы производства. Многим из них придется решать вопросы о том, как организовать соревнование, морально и материально заинтересовать своих подчиненных и распределить премии, как развернуть изобретательство и рационализаторство. Все это не менее важно, чем производственная деятельность.
Выявление специфических черт и качеств, нужных специалисту, существенно зависит от психологического анализа требований к представителям отдельных специальностей. Такой анализ дает материал как о проявлении общих качеств в данной работе, так и раскрывает особые (для данной специальности) требования к личности и деятельности выпускника вуза. Известно, что в различных профессиях психические процессы и функции, особенности личности специалиста проявляются неодинаково, имеют разное значение. Выделение психологических особенностей, которые отличают одну специальность от другой, позволяет конкретно определить частные цели воспитания и обучения студентов вуза, наметить конкретные пути формирования у них в процессе учебы необходимых знаний, умений, навыков и профессионально важных психических особенностей.
Каждая профессия синтезирует ряд деятельностей. Именно поэтому крайне необходимо определить содержание психологического профиля выпускников отдельных вузов. Например, всем выпускникам должно быть присуще чувство ответственности, нужна мобильная память, творческое мышление, внимательность. Но в различных специальностях перечисленные качества своеобразно и по-разному влияют на результаты труда. Не зная этого, нельзя добиться глубокой целеустремленности в педагогическом процессе.
Психологическая характеристика профессии изменяется в зависимости от изменений условий и задач труда. Ее составление должно предшествовать всяким изменениям в учебных планах и программах. Следует подчеркнуть, что анализ будущей деятельности выпускников вузов является необходимой предпосылкой правильного решения вопроса о задачах воспитания и обучения. Этот анализ может быть выполнен рядом наук, но основную роль играет психология. Результатом такого анализа должны быть профессиограмма той или иной профессии и соответствующие требования к специалисту, к его знаниям, умениям, навыкам, убеждениям, моральным и волевым качествам, мышлению, воображению и т. д.
Адекватность личности специалиста этим требованиям получает выражение в форме определенных свойств и черт, находящихся в динамическом соотношении с соответствующими социальными и производственными потребностями. Необходимость такого подхода к конкретизации содержания цели формирования личности специалиста с высшим образованием связана с ускорением всех социально-экономических процессов в нашем обществе, с возрастающей ролью научного предвидения во всех сферах общественного развития, особенно в области трудовой деятельности.
Такого предвидения психология высшей школы может добиться только в том случае, если будет правильно решать вопрос о црофиле подготовки определенного специалиста. В ходе исследования сложилась следующая схема профиля выпускника вуза как будущего специалиста:
1. Общая характеристика специализации (социально-политическое и практическое значение, ее место в общественно-трудовой деятельности; связь с другими специализациями; варианты возможных должностей внутри специализации, типичные места работы).
2. Основные черты будущей работы (характерные черты внешних условий и средств деятельности; рабочая зона, основные операции и приемы работы; новые формы работы по данной специальности; эргономические и гигиенические условия, основные трудности и неудобства; влияние работы на психику и основные требования к психосенсорной сфере и психомоторике; интеллектуальные и эмоционально-волевые особенности деятельности; характерные черты групп, коллектива).
3. Черты направленности специалиста (идейно-политическая и профессиональная направленность специалиста, его отношение, интерес и любовь к профессии; характерные черты мировоззрения и личностных установок; система целей и мотивов, способствующих выполнению служебных обязанностей; структура и содержание духовных, интеллектуальных, нравственных и эстетических потребностей, направление развития интересов, склонностей, идеалов).
4. Общеобразовательная подготовка и общее умственное развитие (совокупность знаний, навыков, умений, привычек, необходимых для работы; внимательность, наблюдательность, особенности памяти, воображения и мышления; интеллектуальные способности).
5. Специальные качества и способности (черты характера, необходимые в работе; способности к деятельности по специальности; специализированно развитые качества познавательных психических процессов, быстрота переработки информации и т. д.).
Углубленный психологический анализ отдельных специальностей даст возможность наметить структуру и особенности необходимых качеств, определить их содержание.
Составление профессиограмм не решает полностью вопрос о конкретизации целей формирования личности студента, но это дает известный ориентир в вопросах: с какой целью, какой учебно-воспитательный материал и в каком количестве надо отобрать и положить в основу подготовки студентов определенного вуза.
Таким образом, конкретное определение каждым вузом целей и задач формирования личности специалиста основывается на марксистско-ленинском подходе к социальным функциям воспитания и образования, использования психологии высшей школы, данных других наук о профессиональной деятельности.

Особенности развития личности студента

Термин «студент» латинского происхождения, в переводе на русский язык означает усердно работающий, занимающийся, т. е. овладевающий знаниями. Студент — это представитель специфической социальной категории людей, готовящихся к производственному труду.
Еще в первые годы Советской власти В. И. Ленин подписал постановление, в котором говорилось, что все лица, принятые в число студентов, считаются зачисленными на государственную службу. Подчеркивалось, что, с одной стороны, учение в вузе — это не личная прихоть человека, а соединение его желания, его мечты об образовании и государственной необходимости, и, с другой стороны, отмечалось также все возрастающее значение такого вида общественного труда, как учеба в вузе, его потенциальное значение для нашей страны и ее прогресса.
Личность советского студента — это личность молодого человека, готовящегося к высококвалифицированному выполнению функций специалиста в той или иной области трудовой деятельности. В ходе обучения у студента должны быть сформированы необходимые для этого качества, знания, навыки, умения.
Советский студент входит в особую социальную группу, которая пополняет ряды интеллигенции. Главное направление в жизни студента— учиться, развивать свой интеллект, расти духовно, нравственно, физически, эстетически, овладевать профессией. Современный студент, пришедший на первый курс, и по возрасту, и по социальной зрелости совсем не тот, что в тридцатые, сороковые и даже пятидесятые годы. Сейчас до 70—80% всех первокурсников — моложе 20 лет. Такой процент «омоложения» имеет как положительные, так и отрицательные стороны.
Известно, что наилучшим для восприятия вузовских дисциплин считается возраст от 17 до 23 лет. Вместе с тем малый жизненный опыт затрудняет решение многих вопросов вузовской учебы. Оказывается, что не каждый окончивший школу (даже с золотой медалью) может успешно учиться в вузе. Для этого необходимо психологически созреть, дорасти сознанием до необходимости активной самостоятельной работы.
Студент как человек определенного возраста и как личность может характеризоваться с трех сторон:
1. С социальной, в которой воплощаются общественные отношения, качества, порождаемые принадлежностью студента к определенному классу, национальности, группе. Социальная сторона проявляется в личности студента благодаря включенности его в социальную студенческую группу, выполнению им функций учащегося в вузе.
2. С психологической, которая представляет собой единство психических процессов, состояний, образования и свойств личности. Главное в психологической стороне — психические свойства (направленность, темперамент, характер, способности), от которых, как уже отмечалось, зависит протекание психических процессов, возникновение психических состояний, проявление психических образований. Однако, изучая конкретного студента, надо учитывать вместе с тем особенности его психических процессов и состояний.
3. С биологической, которая включает тип высшей нервной деятельности, строение анализаторов, безусловные рефлексы, инстинкты, физическую силу, телосложение, черты лица, цвет кожи, глаз, рост и т. д. Эта сторона в основном предопределена наследственностью и врожденными задатками, но в известных пределах изменяется под влиянием условий жизни (разные ее элементы изменяются по-разному).
Изучение этих сторон раскрывает качества и возможности студента, его возрастные и личностные особенности. Так, если подойти к студенту как к человеку определенного возраста, то для него будут характерны, по выводам известного советского психолога Б. Г. Ананьева, наименьшие величины латентного периода реакций на простые, комбинированные и словесные сигналы, оптимум абсолютной и разностной чувствительности анализаторов, наибольшая пластичность в образовании сложных психомоторных и других навыков. Сравнительно с другими возрастами в юношеском возрасте отмечается наивысшая скорость оперативной памяти и переключения внимания, решения вербально-логических задач и т. д.
Если же изучить студента как личность, то возраст 18—20 лет — это период наиболее активного развития нравственных и эстетических чувств, становления и стабилизации характера и, что особенно важно, овладения полным комплексом социальных ролей взрослого человека: гражданских, общественно-политических, профессионально-трудовых и др. С этим периодом связано начало «экономической активности», под которой демографы понимают включение человека в самостоятельную производительную деятельность, начало трудовой биографии и создание собственной семьи. Преобразование мотивации, всей системы ценностных ориентации, с одной стороны, интенсивное формирование специальных способностей в связи с профессионализацией — с другой, выделяют этот возраст в качестве центрального периода становления характера и интеллекта. Это время спортивных рекордов, начало художественных, технических и научных достижений.
Юношеский возраст охватывает период от 15 до 25 лет: ранняя юность (15—17 лет) и юность второго периода (18—25). В юности заканчивается физическое созревание организма, приобретается та степень идейной и духовной зрелости, которая позволяет самостоятельно решать вопросы выбора профессии, участия в производительном труде после окончания школы или вуза. Для юности характерны и другие особенности.
Например, в задачу одного из исследований входило изучение особенностей восприятия и понимания самого себя студентами в зависимости от пола и возраста. Объектом исследования явились 800 человек студентов Кубанского университета от 18 до 23 лет. Основным методом исследования была «Свободная характеристика» с последующим контент-анализом, ранжирование, социометрия. Установлено: независимо от возраста и пола студенты пытаются дать целостную оценку своей личности (87% от общего числа испытуемых). Значимость качеств, относящихся к эмоционально-чувствительной сфере, у девушек выше, чем у юношей (соответственно — 70 и 52%). Для юношей выше значимость качеств, относящихся к рациональной сфере (у юношей — 63%, у девушек — 45%). Эта значимость с возрастом независимо от пола повышается. Выявлена степень неудовлетворенности развитием высокозначимых качеств, доминирующая у девушек.
Независимо от возраста и пола студенты описывают свою внешность как совокупность естественных и социальных характеристик. При этом наибольшую значимость имеют анатомические признаки (88,2%), меньшую — социальные (19,3%) и функциональные (12,74%), значимость которых заметно повышается к 21 году.
«Особенность юношеского возраста,— говорил М. И. Калинин,— заключается в огромном внутреннем стремлении к идеальным переживаниям. У молодежи всегда есть желание самопожертвования; у молодежи всегда есть желание обойти весь свет пешком, пойти в моряки, быть капитаном, открывать новые части света и т. д. и т. п. И, товарищи, это естественно... Затем еще следующее. Молодежь в своей массе необыкновенно искренна и пряма. Как бы ни был человек в зрелом возрасте искренен и прям, все-таки его жизненный опыт, практические толчки, которые он от жизни получил, эти бурные молодые стремления к правде, к искренности основательно выколачивают» и что «молодежи всех времен и поколений свойственно предаваться мечтаниям и разным фантазиям».
Ю. А. Самарин, положивший начало углубленному психологическому изучению студента, на III Всесоюзном съезде общества психологов СССР указал на несколько разного плана противоречий, присущих студенческому возрасту:
1. Между возросшими потребностями и экономическими возможностями ех удовлетворения.
2. Между стремлением к самостоятельности и жесткими методами и формами подготовки специалиста определенного профиля.
3. Между огромным количеством получаемой в вузе информации и недостаточностью времени и желания ее переработать и усвоить. Личность студента — развивающаяся и изменяющаяся личность. Уже у первокурсников, которые не далеко ушли от выпускников школы, есть новые качественные черты: повышенное чувство собственного достоинства: «Я — студент, а не школьник», возросшее чувство ответственности перед комсомолом, влияние которого в вузе значительно сильнее, чем в средней школе; многообразие интересов к различным отраслям знаний; новое в личных взглядах на представителей противоположного пола; относительно большая личная свобода и независимость от родителей...
Студенты первого курса более охотно, чем студенты других курсов, принимают участие в разнообразной общественной деятельности. Они более податливы влиянию преподавателей и общественных организаций. Им легче поручить, с них легче потребовать. Кроме того, у них сохраняется школьная привычка — добросовестная исполнительность в ущерб собственной инициативе.
Ко второму курсу студенты уже адаптируются к новой вузовской обстановке. На вопрос «Что нового Вы замечаете в себе по сравнению с первым курсом?», который задавался Е. К. Матлиным, студенты отвечают так: «Увереннее себя чувствуем; стали практичнее в распределении времени и стипендии; стали более самостоятельными, на ошибках учимся; стали духовно богаче; стали больше чувствовать ответственность; больше задумываемся над специальностью, больше увлекаемся специальными предметами и т. д.»
Заслуживают внимания различия в том влиянии, которое оказывает высшее образование на интеллект девушек и юношей. Оказывается, что в течение всех лет обучения в вузе юноши и девушки имеют разную успеваемость и различаются по уровню интеллектуального развития. На первом курсе общий интеллект выше у юношей (на 2 усл. ед.), на пятом курсе наблюдается обратное соотношение — девушки имеют более высокий показатель общего интеллекта (на 1,2 усл. ед.). Происходит это за счет изменений в обеих сторонах интеллекта, но более заметны изменения в уровневых показателях невербального интеллекта. За годы учения в вузе девушки догоняют своих сокурсников по уровню интеллектуального развития и даже слегка обгоняют, т. е. высшее образование оказывает более значительное влияние на развитие интеллекта женщин.
Что касается успеваемости, то студентки учились лучше как на первом, так и, в особенности, на пятом курсах. Этот разрыв увеличивается к моменту окончания университета: девушки стали учиться еще лучше, юноши снизили успеваемость.
Известное значение для изучения студентов имеют общие выводы о возрастном изменении уровня притязаний. Исследование, предпринятое с целью изучения динамики и характера притязаний в возрастном плане (была взята группа в возрасте 20—35 лет) показало, что чем выше уровень притязаний, тем менее склонны входящие в эту группу индивиды значительно изменять их после успеха или неудачи.
На уровень притязаний возрастные факторы непосредственно не влияют, однако с возрастом снижается неадекватность в реакциях на успех и на неудачу, что свидетельствует о стабилизации самооценки и повышении адекватности поведения.
В другом исследовании показано общее изменение самооценки студентов в зависимости от успеха или неудачи и что неуспех вызывает наиболее существенную переоценку ценностей.
Проведенные в высшей школе исследования свидетельствуют о том, что развитие личности студента на различных курсах имеет некоторые особые черты.
Первый курс решает задачи приобщения недавнего абитуриента к студенческим формам коллективной жизни. Поведение студентов отличается высокой степенью конформизма; у первокурсников отсутствует дифференцированный подход к своим ролям.
Второй курс — период самой напряженной учебной деятельности студентов. В жизнь второкурсников интенсивно включены все формы обучения и воспитания. Студенты получают общую подготовку, формируются их широкие культурные запросы и потребности. Процесс адаптации к данной среде в основном завершен.
Третий курс — начало специализации, укрепление интереса к научной работе как отражение дальнейшего развития и углубления профессиональных интересов студентов. Настоятельная необходимость в специализации зачастую приводит к сужению сферы разносторонних интересов личности.
Отныне формы становления личности в вузе в основных чертах определяются фактором специализации.
Четвертый курс — первое реальное знакомство со специальностью в период прохождения учебной производственной практики. Для поведения студентов характерен интенсивный поиск более рациональных путей и форм специальной подготовки, происходит переоценка студентами многих ценностей жизни и культуры.
Пятый курс — перспектива скорого окончания вуза — формирует четкие практические установки на будущий род деятельности. Проявляются новые, становящиеся все более актуальными ценности, связанные с материальным и семейным положением, местом работы и т. п. Студенты постепенно отходят от коллективных форм жизни вуза.
Таковы в общих чертах те факторы и обстоятельства, которые обусловливают специфику процесса становления личности на разных курсах вуза.
Можно отметить некоторые особенности профессиональной ориентации студентов технических, естественных и гуманитарных специальностей.
Студенты-естественники и гуманитарии более высоко, чем техники, оценивают необходимость культуры труда и умения организовать свою работу, научную активность. Техники же больше, чем студенты других специальностей, признают важность умения руководить коллективом. В этом отражается специфика будущей работы представителей различных специальностей. Гуманитарии и естественники чаще ориентируются на научно-исследовательскую деятельность — до 70% (в частности, студенты ЛГУ), студентов-техников и естественников (особенно медицинского профиля) больше привлекает практическая деятельность в соответствующих учреждениях или в сфере производства.
Характерно, что в университетах, расположенных в крупных научно-промышленных центрах и имеющих высокий престиж (ЛГУ, УрГУ и ТГУ), студенты несколько более ориентированы на качества, связанные с эрудицией, интеллектуальностью. Они выше оценили художест» венный вкус, знание современного искусства и знание культурного наследия прошлого, а на первое место поставили культуру мышления и речи. У студентов университетов, расположенных в не столь крупных центрах, несколько более выражена ориентация на качества, связанные с этикой, а также на культуру труда и самодеятельное творчество.
Взгляды, целеустремленность, интересы некоторых студентов могут быть неустойчивыми и даже не связанными с будущей профессией. Например, изучение показало, что около 50% студентов первого курса некоторых вузов не представляют себе содержания и условий будущей профессиональной действительности. Анкетирование среди студентов-выпускников (главным образом в Латвийской ССР) показало, что в медицинском институте профессию врача избрали сознательно 72%, по призванию поступило в институт физкультуры 66,5%, в консерваторию — 64, в художественную академию — 63, в университет — 40,5, в пединститут — только 37,5, в сельскохозяйственную академию — 30% от общего числа опрошенных.
В исследованиях, посвященных личности студента, показывается противоречивость внутреннего мира, сложность нахождения своей самобытности и формирования яркой, высококультурной индивидуальности. Вот выдержка из такого исследования:
«Студенческий возраст характерен и тем, что в этот период достигаются многие оптимумы равития интеллектуальных и физических сил. Но нередко одновременно проявляются «ножницы» между этими возможностями и их действительной реализацией. Непрерывно возрастающие творческие возможности, развитие интеллектуальных и физических сил, которые сопровождаются и расцветом внешней привлекательности, скрывают в себе и иллюзии, что это возрастание сил будет продолжаться «вечно», что вся лучшая жизнь еще впереди, что всего задуманного можно легко достичь.
В студенческие годы исчезают многие мечты, многие личностные свойства, связанные с детством и подростковым периодом. Финиширует детство, чтобы стартовала зрелость. Но иногда в этом процессе не происходит передачи эстафет. Все «детское», в том числе и хорошее, отбрасывается. Принимается порой «взрослость», точнее ее демонстрирование — курение (особенно среди студенток), своеобразная мода интеллигентности, «умное» или «усталое» выражение лица, напускной цинизм свидетельствуют будто бы о многочисленных переживаниях и т. п. Теряется та непосредственная «действенность», которая способствует творческому исканию истины и развитию искренности человека. Приобретается арсенал худших свойств «полуинтеллигента». «Полуинтеллигент» — фигура не просто анекдотичная, но, в известной степени, и вредная. Ведь это человек, у которого есть диплом, но нет культуры.
Личность студента — это, в основном, личность будущего интеллигента. Студенчество при всей его «самозначимости» есть лишь переходный этап к более значимой деятельности строителя нового общества. В личности студента объединяются не только те характерные черты, которые наиболее типичны для воспитанников всех вузов, но и те требования, которые выдвигает жизнь для будущих высококвалифицированных кадров, а также для полноценной культурной жизни в семье, в быту.
Человека как личность больше всего определяет не то, что он слышит и видит, а то, что он делает».
В целом же развитие личности студента как будущего специалиста с высшим образованием идет в ряде направлений:
укрепляется идейная убежденность, профессиональная направленность, развиваются необходимые способности;
совершенствуются, «профессионализируются» психические процессы, состояния, опыт;
повышается чувство долга, ответственность за успех профессиональной деятельности, рельефнее выступает индивидуальность студента;
растут притязания личности студента в области своей будущей профессии;
на основе интенсивной передачи социального и профессионального опыта и формирования нужных качеств растет общая зрелость и устойчивость личности студента;
повышается удельный вес самовоспитания студента в формировании качеств, опыта, необходимых ему как будущему специалисту;
крепнет профессиональная самостоятельность и готовность к будущей практической работе.
Психическое развитие личности студента — диалектический процесс возникновения и разрешения противоречий перехода внешнего во внутреннее, самодвижения, активной работы над собой.
Б. Г. Ананьев представлял развитие личности как возрастающую по масштабам и уровню интеграцию — образование подструктур и их все усложняющийся синтез. С другой стороны, происходит параллельный процесс возрастающей дифференциации психических функций (развитие, усложнение, «разветвление» психических процессов, состояний, свойств).
Особенности личности студента и особенности развития ее в личность специалиста необходимо учитывать в процессе воспитания, обучения и руководства в условиях вуза.

продолжение книги ...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +