Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Общественное училищеведение


Сост. проф. В. Я. Струминский.
"Н. Х. Вессель. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России"
Гос. Учебно-педагогич. изд-во, М., 1959 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

ОДНА из главных причин, не позволяющих привести наше общественное воспитание и обучение в стройную органическую систему, основанную на здравых положительных началах, выведенных современной наукой о воспитании из законов развития человека, и удовлетворяющую потребностям современной жизни общества, народа и всего государства, состоит именно в том, что наши общественные учебные заведения подлежат различным ведомствам. Каждое министерство, каждое главное управление имеет, как известно, свои училища, вместе и специальные и общеобразовательные. Так, например, министерство юстиции имеет в своем ведомстве училище правоведения, состоящее из общеобразовательного курса и специального для приготовления практических юристов по судебной части; по главному управлению военно-учебных заведений находятся кадетские корпуса и училища также с общеобразовательными и специальными классами и академии, доставляющие учащимся офицерам высшие познания по различным отраслям военных наук и военного искусства, и между прочим самостоятельное геодезическое отделение Николаевской академии генерального штаба для образования специалистов по топографическим съемкам; а по ведомству военного министерства состоят аудиторские и другие военные училища (бывшие батальоны кантонистов) для образования военных практических юристов и военных топографов, кондукторов и писарей и, кроме того, особая школа топографов, подведомственная военно-топографическому депо. По почтовому ведомству состоят училища для воспитания детей нижних почтовых служителей. По духовному православному ведомству мы находим академии, семинарии, уездные и приходские училища, назначенные исключительно для воспитания и обучения детей лиц духовного звания и для приготовления их уже с самого раннего возраста к тому же званию. Народные сельские школы состоят в ведении министерства государственных имуществ и уделов; в министерстве же народного просвещения собственно нет ни одного самостоятельного народного училища, а только приходские городские, составляющие приготовительные училища к уездным, и самые низшие в нашей училищной системе. В прошлом году наше сельское православное духовенство в некоторых епархиях (особенно в Киевской и Черниговской) принялось с особенным усердием за великое дело распространения грамотности в сельском народонаселении и учредило много первоначальных народных училищ, которые, следовательно, de facto находятся в ведении духовенства. Кроме того, в конце прошлого года в газетах заявлено об учреждении народных школ при некоторых волостных правлениях временнообязанных крестьян, об открытии которых положено до составления общих правил сообщать местному училищному начальству министерства народного просвещения.
Женские учебные заведения, институты и различные училища 1-го, 2-го и 3-го разрядов «для применения воспитания девиц к состоянию их семейств и потребностям разных сословий» находятся главным образом в ведомстве учреждений императрицы Марии под непосредственным покровительством их императорских величеств, и другие - под покровительством ее и. в. великой княгини Елены Павловны. Открытые женские училища для приходящих девиц всех состояний, находясь также под покровительством государыни императрицы, состоят в Петербурге исключительно в ведении главного совета женских учебных заведений под ближайшим управлением попечителя, его и. в. принца Петра Георгиевича Ольденбургского и имеют своего особого непосредственного начальника. В губерниях учреждение этих училищ началось с 1859 г.; они разделяются на два разряда (смотря по объему учебного курса) и подлежат министерству народного просвещения; ближайшее же попечение вверено губернатору и особо составляемому местному попечительному совету под председательством уездного предводителя дворянства, а заведование учебною частью - местному директору училищ. Православное духовное ведомство имеет, свои особые училища для девиц, и, наконец, в приходских и сельских училищах министерств уделов и государственных имуществ девочки до известного возраста могут обучаться вместе с мальчиками.
Мы еще далеко не перечислили всех разнообразных училищ, подлежащих различным ведомствам, да полного перечисления мы и не имели в виду. Поименованных нами училищ достаточно, чтобы показать, какую стройную, органическую систему представляет административное устройство нашего общественного училищеведения.
Но мы считаем нужным указать еще на некоторые специальные училища, которые хотя и имеют в сущности одну и ту же специальность, но подлежат различным ведомствам. Так Константиновский межевой институт и школа межевых топографов находятся в ведении министерства юстиции под попечительством сенатора, заведующего межевой частью, а лесной институт и межевой институт, образованный по примеру военно-учебных заведений,- в ведомстве министерства государственных имуществ. Медико-хирургическая академия состоит в ведомстве военного министерства, а университетские медицинские факультеты подлежат ведению министерства народного просвещения. В С.-Петербургском университете есть юридический факультет с юридическим и административным (бывшим камеральным) разрядами и в Петербурге же существуют два высших учебных заведения: Императорский Александровский лицей, причисленный к заведениям, состоящим по IV отделению собственной его величества канцелярии, и Императорское училище правоведения, находящееся в ведении министерства юстиции. «Учреждение лицея имеет целью воспитание благородного юношества для гражданской службы по всем частям, требующим высшего образования, преимущественно же для служения по министерству внутренних дел». В лицее, соответственно цели его, преподаются сверх общих, потребных каждому благовоспитанному дворянину познаний науки словесные, юридические и камеральные. Т. е. в приготовительном курсе проходятся гимназические предметы, а в окончательном - литература, языки: русский, латинский, французский, немецкий и английский, и науки камерального факультета, но не вполне, потому что «воспитанникам Императорского лицея предоставляется также право по окончании курса наук в сем заведении по производстве их в классные чины слушать лекции в императорских российских университетах по избранному ими факультету с зачислением этого времени в действительную службу и с производством жалованья согласно § 60 (т. е. по 230, 200 и 175 р. сер.). Дабы мера эта была выполнена успешно, то ректор университета обязывается доносить попечителю лицея о полугодичных или годичных занятиях воспитанников, не подвергая, впрочем, их, как чиновников, университетской расправе. Воспитанники же обязываются извещать совет лицея в определенное время о своих занятиях».
«Училище правоведения имеет целью образование благородного юношества по части судебной»; поэтому, «соответственно цели училища правоведения, в нем преподаются сверх общих, каждому благовоспитанному дворянину познаний, в особенности те предметы, которые необходимы в гражданской службе по судебной части» . Перечисленные в § 13 устава учебные предметы как приготовительного, так и окончательного курса, на которые разделяется полный семиклассный курс ученья, показывают, что в училище правоведения проходится первые четыре года гимназический курс, а последние три - науки юридического факультета. Наконец, у нас есть два особых, довольно обширных учебно-воспитательных заведения, приготовляющие собственно канцелярских служителей и находящиеся в совершенно отдельных ведомствах, именно дом воспитания бедных детей, подведомственный Императорскому человеколюбивому обществу, и Гатчинский сиротский институт, состоящий при опекунском совете. Лучшие ученики из последнего определяются классными чиновниками в уездные и губернские присутственные места по усмотрению министров.
Мы не намерены здесь исследовать основания и причины, по которым и первоначально приготовительные училища и учебные заведения с приготовительными и окончательными курсами ученья или с общими и специальными классами, имеющие одно и то же специальное назначение, попали в различные ведомства. Это исследование слишком бы расширило пределы нашей статьи, да и отвлекло бы от главной цели ее, потому что повело бы нас к изложению истории всего училищеведения. Притом основания такого подведомственного распределения училищ тесно связаны с изолированным устройством наших отдельных административных ведомств. Мы пока только желали представить читателям настоящее положение нашей системы училищного управления.
Весьма любопытны разные экономические и другие явления, происходящие вследствие того, что все министерства и главные управления имеют свои особые учебно-воспитательные заведения с приготовительными и окончательными курсами. Приводим некоторые из них:
По штатам 1835 г. полагается на содержание университетов:
Императорского с.-петербургского - 77 785 рубл. 71 3/7 коп. серебром.
Императорского московского вместе с медицинским факультетом 129 771 руб. 42 6/7 коп. серебром.
По штату 1848 г. на содержание:
Императорского Александровского лицея - 117 717 руб. 71 коп. серебром.
По штату 1838 г. на содержание:
Императорского училища правоведения-73 272 руб. 14 2/7 коп. серебром.
В лицее по штату должны находиться 150 воспитанников, 50 казенных пансионеров и 100 своекоштных; следовательно, все содержание каждого воспитанника в год обходится в 784 руб. 78 коп. серебром.
Что стоит содержание воспитанника в училище правоведения, мы не можем вычислить, потому что не знаем, сколько там своекоштных пансионеров. По штату полагается 75 казенных и 75 своекоштных; но число последних, по мере способов помещения, дозволено увеличивать. В означенной штатной сумме 73 272 руб. 14 2/7 коп. серебром включено продовольственное содержание только 75 казенно-воспитанников. Во всяком случае, все годовое содержание воспитанника-правоведа должно составлять немалую сумму.
Такая значительная годовая стоимость воспитанника составляет самое естественное последствие учреждения высших специальных закрытых учебных заведений с приготовительными курсами, подлежащих различным ведомствам, потому что при этом становятся необходимыми особое непосредственное управление, особые наставники, воспитатели, особый священник и церковный причт и вообще все служащие, как и обширные здания для помещения управляющих, воспитывающих и воспитывающихся и особые учебные пособия. Содержание всего этого стоит относительно огромных сумм. Так содержание всех служащих в лицее (одной прислуги вольнонаемной и инвалидов по штату 69 человек) обходится в 60 078 руб. 64 коп. серебром, а в училище правоведения в 49228 руб. 57 коп. серебром.
Но, если значительность годовой стоимости воспитанника в лицее, в училище правоведения и в военно-учебных заведениях (см. статистические данные в прошлом номере журнала) еще можно объяснить себе высшим специальным назначением этих училищ (соответствует ли такой стоимости приносимая государству и обществу польза - это другой вопрос), то во всяком случае, становится непонятной стоимость воспитанника в Гатчинском сиротском институте, в котором воспитываются бедные сироты и получают, употребляя принятое у нас выражение, только среднее образование, потому что этот институт составляет среднее учебно-воспитательное заведение. В этом заведении число воспитывающихся сирот не превышает. 610 человек, а на содержание его отпускается 260 тыс. руб. серебром. Следовательно, каждый воспитанник стоит в год 426 руб. 23 коп.
Вот еще одно частное, но весьма интересное явление относительно целесообразного употребления значительных сумм, которое также составляет прямое следствие нашей административной училищной системы. В конце прошлого года открыта при Михайловском артиллерийском училище химическая лаборатория, устройство которой стоило до 150 тыс. руб. серебром. Как будто Михайловская артиллерийская академия и училище имеют целью образование химиков-специалистов.
А вот и другое в ином роде, но более общее явление, вытекающее из тех же административных причин. Мы были в запрошлом году проездом в г. Вольске Вологодской губернии. В этом городе нет уездного училища ведомства министерства народного просвещения, а есть удельное уездное училище при удельном приказе, в котором хотя было весьма незначительное число учеников, но городские обыватели не имели права посылать детей своих в это училище, потому что в нем могли обучаться только дети крестьян и служащих в удельном ведомстве.
Подобные оказии, вероятно, встречаются во многих уездных городах, где нет уездных училищ министерства народного просвещения. В сельских и земледельческих школах министерства уделов и государственных имуществ имеют право обучаться только им подведомые дети, а соседних других ведомств - нет.
Теперь взглянем на систему наших общественных училищ со стороны внутреннего, учебно-воспитательного устройства ее; посмотрим ближе, с какими целями учреждены те или другие училища. Здесь прежде всего является пред нами изложенное в III томе свода законов 1857 г. (статья 136 и следующие) общее тройственное разделение всех мужских училищ, гражданских и военных, относительно поступления учащихся в них в гражданскую службу, на: 1) учебные заведения, воспитанники коих определяются во всё ведомства гражданской службы (университеты, духовные училища, лицеи и военно-учебные заведения); 2) учебные заведения, воспитанники коих определяются в особые роды службы (медико-хирургическая академия и медицинские, фармацевтические и ветеринарные училища; межевые, лесные и земледельческие институты, училища и школы; корпус инженеров путей сообщения и институт горных инженеров; Императорская академия художеств и разные строительные и архитектурные училища и школы; Лазаревский институт восточных языков в Москве, состоящий в особом ведомстве, и учебные отделения восточных языков при министерстве иностранных дел и др.); 3) учебные заведения, воспитанников коих «вовсе запрещается принимать в гражданскую службу, хотя бы кто из них первоначально по происхождению своему и имел на то право» (технологический институт, подведомственный департаменту мануфактур и внутренней торговли, и военные училища: бывшие батальоны и полубатальоны кантонистов. Впрочем, сыновья дворян и обер-офицеров, воспитывающиеся в последних, если окажутся неспособны к военной службе, то отдаются гражданским губернским и уездным начальствам для размещения их на службу по их желанию в губернские и уездные присутственные места канцелярскими служителями).
Чтобы ознакомить читателей с учебно-воспитательными основаниями нашей общественной училищной системы, мы находим самым лучшим выписать из уставов и постановлений цели, с которыми учреждены четыре главные группы наших общественных училищ, именно: 1) военные, 2) средние и нижние ведомства министерства народного просвещения, 3) сельские училища министерства государственных имуществ и уделов и 4) женские учебные заведения. С целями большей части специальных училищ других ведомств мы уже выше более или менее познакомились.
1. «Военно-учебные заведения имеют целью приготовление юношества для всех отраслей военной службы» («Свод военных постановлений», кн. III, ч. 1, ст. 1).
«Военно-учебные заведения по цели учреждения их трех родов: 1) заведения, приготовляющие юношество исключительно для одного рода военной службы. (Николаевская инженерная и Михайловская артиллерийская академии, соединенные с инженерным и артиллерийским училищами. Николаевская академия генерального штаба хотя также имеет особенную специальную цель - приготовление офицеров для этого штаба, но вместе с тем и общую цель - распространение высших военных познаний между офицерами армии.)
2) Заведения, имеющие целью приготовление малолетних дворян к службе всех вообще родов оружия (Пажеский и сухопутные кадетские корпуса и Николаевское училище гвардейских юнкеров, московские кадетские корпуса и др.).
3) Военно-учебные заведения, учрежденные для детей нижних военных чинов. (Там же, ст. 2.) Первые два рода военно-учебных заведений находятся в ведении его и. в. Главного начальника военно-учебных заведений, а последние имеют свое особое управление.
«Военно-учебные заведения учреждены с той целью, чтобы юному российскому дворянству дать приличное званию сему воспитание, в том направлении, как ему быть должно; дабы, укоренив в воспитанниках сих правила благочестия и чистой нравственности и обучив их всему, что в предопределенном для них военном звании знать необходимо нужно, сделать их способными с пользой и честью служить государю и благосостояние всей жизни их основать на непоколебимой приверженности к престолу».
Военно-учебные заведения преимущественно для детей нижних военных чинов, или бывшие батальоны и полубатальоны военных кантонистов, а теперь училища военного ведомства, находятся в столицах и в 16 губернских городах и приготовляют своих воспитанников на службу в военные ведомства, но для различных занятий. В С.-Петербургском училище военного ведомства приготовляются: кондукторы и чертежники для корпуса военных инженеров; граверы, словорезы и топографы для военно-топографического депо; писаря для военного министерства; учителя для преподавания наук в военных училищах и учителя гимнастики. В Московском - писаря и топографы для войск и управлений военно-сухопутного ведомства, учителя гимнастики, горнисты и барабанщики (музыкантская рота). Прочие же военные училища предназначаются исключительно для приготовления писарей. Всех же учащихся в этих училищах 8 800.
В государстве, столь малонаселенном, как Россия, где обильные естественные производительные силы не приносят никакой пользы только потому, что совершенно-недостает разумных сил человеческих, столько людей с детства предназначаются и приготовляются к такому непроизводительному делу!
2. «Средние и низшие учебные заведения ведомства министерства народного просвещения. А) Гимназии. Учреждение гимназий имеет цель двоякую: доставить способы различного по званию их воспитания тем из молодых людей, кои не намерены или не могут продолжать ученье в университетах; а готовящихся вступить в оные снабдить необходимыми для сего предварительными знаниями». («Устав гимназий и училищ уездных и приходских 1828 г.», § 134.)
«Окончившие полный курс в гимназии и удостоенные похвальных аттестатов принимаются в гражданскую службу предпочтительно тем, кои не обучались в гимназиях или в других, по крайней мере ровных оным по предметам преподавания учебных заведениях: они определяются на места канцелярских служителей высшего разряда; сверх того для них сокращаются одним годом установленные высочайше утвержденным 14 октября 1827 г. положением о канцелярских служителях сроки производства, и родовые дворяне поступают в первый классный чин через год, дети дворян личных через три года, а прочие через пять лет действительной службы». (Там же, § 234.)
Б) «Уездные училища, открытые для всех состояний, в особенности предназначены для того, чтобы детям купцов, ремесленников и других городских обывателей вместе с средствами лучшего нравственного образования доставить те сведения, кои по образу жизни их, нуждам и упражнениям могут быть им наиболее полезные». (Там же, § 46.)
Сверх положенного уставом трехлетнего курса ученья, «при уездных училищах, смотря по местным потребностям, могут быть открываемы, с разрешения министра народного просвещения, особые дополнительные курсы для обучения тем искусствам и наукам, коих знание наиболее способствует успехам в оборотах торговли и в трудах промышленности». (Там же, § 58.)
«Молодые люди, окончившие в уездном училище назначенный уставом курс ученья и получившие в том свидетельство, если они на основании существующих узаконений имеют право вступать в гражданскую службу, определяются в оную предпочтительно тем, кои не обучались в уездных училищах или высших учебных заведениях». (Там же, § 153.)
в) Приходские училища. «Особенная цель учреждения приходских училищ есть распространение первоначальных, более или менее всякому нужных сведений между людьми и самых нижних состояний». (Там же, §4.)
«В приходские училища могут быть допускаемы дети всех состояний и обоего пола, но не моложе восьми лет, а девицы не старше одиннадцати; от поступающих не требуется никакой платы и никаких предварительных сведений». (Там же, § 13.)
«Во всех приходских училищах, в городах и селениях, обучаются: 1) закону божию, по краткому катехизису и свящ. истории; 2) чтению по книгам церковной и гражданской печати и чтению рукописей; 3) чистописанию и 4) четырем первым действиям арифметики». (Там же, § 15.)
«В посадах и селениях, где много ремесленников или иного рода промышленников, может быть учреждаем в приходских училищах второй класс для преподавания некоторых предметов, назначаемых для нижнего класса уездных училищ (т. е. начало русской грамматики, начало геометрии, географии, русской и всеобщей истории». (Там же, § 16.)
3) Сельские училища ведомства министерств государственных имуще с тв и уделов. Сельские училища министерства государственных имуществ первоначально, в 1830 г., явились под именем волостных училищ с чисто специальною целью - приготовлять способных волостных и сельских писарей. Но в 1842 г. они получили ту же основную цель, как и приходские училища министерства народного просвещения, именно «распространение и утверждение между государственными крестьянами религиозно-нравственного образования и первоначальных для каждого сословия более или менее нужных сведений». («Наставление для управления сельских и приходских училищ в селениях государственных крестьян 1843 г.».) Сельские училища, учрежденные для крестьян удельного ведомства, имеют целью, с одной стороны, приготовление писарей в удельные конторы и приказы и, с другой - доставление крестьянам необходимого образования. Во всех сельских училищах обоих ведомств обучаются дети обоего пола.
4) Женские учебные заведения ведомства учреждений императрицы Марии. «Заведения сии учреждены в разное время для распространения женского образования, основанного на религиозно-нравственных началах, во всех частях государства, сообразно с местными условиями семейного и общественного быта». («Устав женских учебных заведений ведомств, учреждений императрицы Марии 1855 г.», § 2.)
«Общая цель воспитания девиц в сих заведениях заключается в приготовлении их к добросовестному и строгому исполнению предстоящих им обязанностей, дабы они со временем могли быть добрыми женами и полезными матерями семейств». (Там же» §3.)
«Для применения воспитания девиц к состоянию их семейств и потребностям разных сословий заведения разделены на 3 разряда: 1-й высший - для дочерей дворян потомственных и лиц, приобретших военные и гражданские чины не ниже штаб-офицерского; 2-й средний - для дочерей личных дворян, военных и гражданских обер-офицеров, почетных граждан и купцов, а 3-й низший - для девиц прочих свободных состояний». (Там же, § 4 и 6.)
«Первый разряд женских учебных заведений, подразделяется на 2 отделения, из коих к 1-му, по происхождению определяемых детей и по объему учебного курса, относится одно только Воспитательное общество благородных девиц, а ко 2-му принадлежат все прочие заведения первого разряда». (Там же, § 7.)
«Большая часть женских учебных заведений закрытые: девицы находятся там постоянно во все время своего воспитания и состоят в сих закрытых заведениях на полном содержании». (Там же, § 8.)
«В закрытых заведениях не дозволяется приходящим воспитанницам посещать классы, кроме дочерей должностных лиц, живущих в самых зданиях заведений». (Там же, § 9.)
«К образованию воспитанниц относятся: а) физическое воспитание; б) нравственное воспитание и в) умственное образование». (Там же, § 47.)
«Цель физического воспитания заключается в стройном развитии и укреплении телесных сил воспитанниц и предохранении их от болезней». (Там ж е, § 97.)
«Нравственное воспитание должно основано быть на религии. Утверждая в сердцах девиц веру в бога, упование на его промысел, покорность святой его воле и христианскую любовь к ближнему, им должно в то же время внушать непоколебимую преданность к престолу, благоговейную признательность к августейшим их покровителям и пламенную любовь к отечеству и всеми мерами поддерживать в сердцах их привязанность и повиновение к родителям и воспитателям». (Там же, § 101.)
«Образование ума и вкуса воспитанниц совершается преподаванием им наук, языков и искусств, равно обучением их рукоделиям. Сообщаемые девицам сведения по всем предметам ученья дополняются собственными их упражнениями и чтением назидательных книг». (Там же, § 105.)
В 1858 г. «с высочайшего соизволения государя императора учреждено в С.-Петербурге, под покровительством государыни императрицы Марии Александровны, в ведении Главного совета женских учебных заведений, вверенное ближайшему управлению попечителя, его и. в. принца Петра Георгиевича Ольденбургского, Мариинское женское училище, цель коего состоит в том, чтобы доставить родителям возможность, не отлучая детей от семейств, давать им основательное и полное образование, за такую плату, которая не была бы стеснительна для людей самого умеренного состояния; чтобы поэтому дети, живя дома у родителей или родственников, приходили в училище только для слушания уроков; чтобы учебный курс заведения обнимал все те предметы, познание коих по настоящему состоянию просвещения нужно для каждой образованной женщины, и, наконец, чтобы при пособии от правительства сбор, поступающий с воспитанниц, не превышал размера, существенно необходимого для поддержания училища». («Объявление об учреждении Мариинского женского училища С.-Петербургского ведомства», 1858 г., № 74.)
Припомним, что во многоглаголании нет спасения.
Вслед за открытием Мариинского женского училища началось учреждение открытых женских училищ в столицах и в губернских и уездных городах на тех же основаниях. Об этом мы уже упоминали.
Из этих выписанных нами целей учреждения различных общественных училищ выясняются следующие общие учебно-воспитательные основания системы нашего общественного училищеведения:
1) основание сословного разделения и устройства училищ;
2) основание снабжения учащихся обоих полов необходимыми и приличными их званию сведениями;
3) основание воспитания и обучения всех учащихся для правительственных целей;
4) основание приготовления учащихся для гражданской службы вообще;
5) основание приготовления учащихся для военной службы вообще;
6) основание приготовления для особых родов гражданской и военной службы;
7) основание приготовления в канцелярские служителя;
8) основание приготовления в военные писаря, граверы, словорезы, топографы, кондукторы и пр.;
9) основание приготовления для известного технического дела или занятия (технологический институт и др.);
10) основание смешения общего образования со специальным.
Наконец, во всех наших высших и средних училищах господствуют еще принципы привлечения к поступлению в училище, поощрения и понуждения к занятиям и хорошему поведению. Принципы привлечения и поощрения весьма различны, смотря по привилегированности учебного заведения, и могут быть разделены на существенные и несущественные. Так учащимся в Императорской военной академии выдается двойное жалованье по чину и отлично окончившим курс следующий чин; Императорский Александровский лицей и Императорское училище правоведения доставляют отлично окончившим курс чин 9-го класса и всем окончившим ученье - казенные места. Военно-учебные заведения выпускают отличнейших в гвардию, а неспособных к военной службе с чинами 10-го, 12-го и 14-го классов, смотря по успехам, а университеты - право на чины 10-го и 12-го классов, также по успехам и проч. К несущественным поощрениям могут быть отнесены похвальные листы, книги, мраморные и красные доски и т. д.
В следующем номере мы представим читателям вторую половину этой статьи, в которой изложим, на каких основаниях, по нашему мнению, должно быть устроено в настоящее время наше общественное училищеведение.
Мы не имеем намерения изложить в этой статье полную, органическую систему общественного училищеведения во всех подробностях ея; напротив того, мы убеждены, что этого делать никак не следует, потому что подробности могут выработаться или, что то же самое, органическая система может правильно и вполне развиться только в самой жизни. Поэтому мы ограничимся обозначением оснований, на которых, по нашему мнению, должна быть устроена в настоящее время система нашего общественного училищеведения, и общим очертанием ее как с внешней, административной стороны, так и с внутренней учебно-воспитательной.
Все наши общественные учебно-воспитательные заведения представляют в то же время и специальные училища, потому что, как видно из уставов их, почти все они учреждены с следующими двумя специальными целями: 1) «для приготовления воспитывающихся к государственной службе» и 2) «для снабжения учащихся необходимыми и приличными их званию и состоянию сведениями».
Посмотрим прежде всего, состоятельно ли такое соединение в учебно-воспитательных заведениях общего образования с специальным направлением, и для этого постараемся разрешить вопрос: можно ли вообще учреждать учебно-воспитательные заведения с какою бы то ни было специальной целью?
Что такое цель? Что-нибудь известное, заранее предположенное, к чему мы стремимся, чего мы желаем достигнуть. Учебно-воспитательное заведение, учрежденное с известной специальной целью, естественно, будет стремиться к достижению ее и приготовлять своих питомцев к известному делу, постановляемому этой целью. А можно ли знать, будут ли 10-12-летние дети, помещаемые в такое учебно-воспитательное заведение, способны к тому делу, к которому их готовят в этом заведении? Конечно, нет. Поэтому, учреждая учебно-воспитательное заведение с известной специальной целью, мы вместе с тем заставляем и воспитывающихся в нем приготовляться с ранних лет к этой цели, т. е. мы заранее назначаем детям их будущее дело, хотя бы они по природе своей вовсе не были способны к нему; следовательно, мы своевольно распоряжаемся будущностью детей. Такое самовольное распоряжение участью человека в то время, когда он по малолетству своему, по слабости и неразвитости как телесных, так и духовных сил своих не в состоянии не только противодействовать нам, но даже понять, что мы с ним делаем, должно быть признано в настоящее время высшей безнравственностью, потому что оно нарушает основное естественное право человека, по которому только он один, а никто другой, может располагать собой, может определять себя на какое-нибудь дело. Кроме того, приготовляя воспитывающегося не к тому делу, которое соответствует его способностям, а к произвольно нами предназначенному, мы не только отвлекаем его от настоящего дела, но извращаем и разрушаем его природные способности, потому что неправильно упражняем и развиваем их, даем им направление, совершенно противное природе их. Прямое и неизбежное следствие такого зараннего предназначения и приготовления человека к известному делу есть то, что, окончив свое воспитание и обучение, он становится в большей части случаев ни к чему не способным, и даже то дело, к которому его приготовили, он в состоянии совершать только машинально. Мы не говорим здесь об исключениях: особенно одаренные, талантливые натуры всегда и везде выработаются, проложат себе путь и будут полезными деятелями; но таким натурам учебно-воспитательные заведения с специальной целью вовсе не облегчают хода их развития, а напротив того, неправильностью доставляемого образования затрудняют и оставляют навсегда в характере их и на всей последующей их деятельности следы неправильного, извращенного развития. Один из, самых даровитых и замечательных государственных деятелей наших, граф Сперанский, своей деятельностью подтверждает последние слова.
Наши учебно-воспитательные заведения со времен Петра Великого, когда у нас возникли первые новые общественные училища, приготовляя постоянно питомцев своих к государственной службе, с одной стороны, наготовили такое множество чиновников, статских и военных, что их девать некуда. Но, с другой стороны, при всем этом излишнем множестве чувствуется крайний недостаток в людях, способных исполнять те или другие служебные обязанности в настоящее время. Такое явление объясняется совершенно естественно, и в нем никак нельзя обвинять наши учебно-воспитательные заведения. Они строго исполняли то дело, для которого были назначены; они готовили воспитывающихся не для службы в наше время - время устроения нового порядка, а приготовляли чиновников, которые требовались при прежнем порядке. Что в сущности нужно было знать молодым людям при поступлении их на службу в различные ведомства, за исключением разве совершенно специальных, в прежнее, очень недавнее время? Для этого не нужно было почти никаких других сведений, кроме умения читать и грамотно писать. Дело служебное было дело безжизненное, форменное; для успешного совершения его нужен был механический навык, который можно было приобрести только на самой службе. Наши дельцы не только в губернских и уездных присутственных местах, но и в Сенате и в министерствах были именно люди не из высших учебных заведений, а прошедшие на практике весь курс бумажного дела, начиная с подшивания бумаг и записывания их в настольный реестр.
Теперь, при устраивающемся новом порядке, требования изменились; жизнь, жизнь народная и общественная, которой у нас не было, начинает проявлять себя, начинает принимать участие в государственной деятельности. Проявления этой жизни все менее и менее укладываются в прежние бумажные формы: они требуют водворения новой живой деятельности, требуют живых, сознательных деятелей.
А такими деятелями могут быть только люди с вполне и правильно развитыми духовными и телесными силами, способные сами себе избрать пригодную деятельность; учебно-воспитательное же заведение с специальной целью, как доказывают теория и наш собственный опыт, доставить правильного развития учащимся не может. Кроме того, мы едва переживаем то время, когда для всех учившихся считалась только одна деятельность приличной, именно служебная. Да, в прочем, для нее в сущности только и нужны были кое-какие предварительные сведения; всякая другая деятельность: сельскохозяйственная, промышленная, торговая и пр., вообще говоря, совершалась у нас и совершается еще до сих пор большей частью старинным порядком, по преданию, механически, навыком. Теоретические научные познания как-то оказывались у нас до сих пор слишком отвлеченными, чуждыми, не выгодно приложимыми к делу.
Причина тут опять в том, что все теории выработаны не нами, не у нас и не из сознания общего в отдельных проявлениях нашей жизни, а других народов. Мы, получая очень поверхностное и неправильное начальное образование, обращались и с специальным образованием всегда поверхностно и потом так же точно усваивали себе только одни верхи всех научных теорий, не проникая до основания их, заносили эти верхи без оснований в наше отечество и целиком думали применять их к делу, не спросясь и не соображаясь с местными условиями и потребностями. Поэтому у нас всегда выходила разладица теории с практикой.
Теперь мало-помалу все изменяется: всякая честная, полезная деятельность начинает считаться приличною для всех и каждого, из которого бы он звания и состояния не был, и признается служением отечеству. Для успешного же совершения такой деятельности становятся необходимыми основательное общее образование и известные предварительные познания. Таким образом, при новых жизненных условиях, в настоящее время ученье и образование делаются существенно полезными для всех, а не только для тех, которые готовятся к службе. Одним словом, возникающая новая общественная, народная и государственная жизнь нашего отечества требует во всех проявлениях своих людей вполне развитых, которые могут сознавать свои способности и по ним выбирать себе деятельность.
Из всего сказанного очевидно следует, что наши учебно-воспитательные заведения с специальными целями являются несостоятельными. Они должны теперь отказаться или, вернее, быть уволены от своей специальной цели «приготовления к службе», которой они руководствовались более полутораста лет в своей учебно-воспитательной деятельности. Они все должны иметь одно общее дело - воспитание и обучение или общее образование детей, состоящее в правильном и всестороннем развитии телесных и духовных сих их. Если же эти заведения сохранят и теперешние специальные цели свои, то, как бы мы их ни перестраивали, они никогда не будут доставлять питомцам своим правильного воспитания и обучения, следовательно, не разовьют правильно способностей их и не сделают их способными выбирать себе дело по уму и по сердцу.
Общие, основные законы как телесного, так и духовного развития человека одни и те же для всех людей; они неизменны и установлены самою природою человека. Поэтому все дети должны получать одно и то же воспитание и обучение или общее образование, и все общеобразовательные заведения должны: I) иметь одно кто жеобщее основание: правильное развитие всех телесных и духовных сил детей, согласное с природными законами развития их, и руководствоваться этим основанием во всей своей учебно-воспитательной деятельности. Но, развиваясь телесно и духовно по одним и тем же природным законам, человек в своем развитии подлежит сильному влиянию . той среды, в которой он рождается и растет, влиянию всего того, что его окружает, местной природы и вообще влиянию всех условий местной жизни. Общее образование детей должно обращать внимание на местные условия развития; поэтому и при устройстве общеобразовательных заведений должно принимать в соображение условия и потребности местной жизни, т. е.
II) общеобразовательные заведения должны непременно иметь более или менее свой особенный местный характер. Они, следовательно, находясь в различных местностях, не должны походить друг на друга, как две капли воды, как это постоянно случается у нас при существовании одного общего устава для училищ.
III) Общеобразовательные заведения воспитывают и обучают своих питомцев для жизни, т. е. чтобы они сделались способными сознательно избрать себе какое-нибудь дело, какое-нибудь занятие.
Вся область занятий может быть разделена на два главных отдела: 1) на занятия преимущественно практические и 2) преимущественно теоретические (умственные). Поэтому и общеобразовательные училища должны быть двух родов: 1) общеобразовательные заведения, в которых развитию учащихся дается более практическое направление и 2) более теоретическое. Но как те, так и другие должны сообщать одно общее образование, основанное на одних и тех же началах: на природных законах развития человека. Следовательно, различие между теми и другими общеобразовательными заведениями может состоять только в формальных средствах, развивающих наши способности, и в способе сообщения их (т. е. учебные предметы и способ преподавания их).
Так как трудовой практической деятельностью занимается преимущественно народ, то и общеобразовательные училища, дающие развитию практическое направление, назначаются преимущественно для образования детей народа, и потому они и называются народными училищами. За другими же общеобразовательными заведениями мы оставляем общепринятое название гимназий.
Рассмотрим теперь ближе как те, так и другие.
Народные училища. У нас нет народных училищ, а существуют довольно плохие приходские городские и сельские школы грамотности. Мы делали попытки в учреждении народных училищ: при Екатерине II был составлен особой комиссией в 1786 г. первый общий устав народных училищ (мы всегда начинали с составления уставов и теперь также) и вместе с тем повелело было открыть главные народные училища в 26 губернских городах и малые народные училища во всех городах империи, а где можно, и в деревнях. Первые действительно были открыты и существовали и впоследствии обратились в гимназии. Малые же народные училища хотя и открывались, но вскоре потом надо было их закрывать за неимением учеников и денежных средств. Только с 1828 г. начали свое постоянное существование приходские училища в уездных городах в том виде, в котором мы их находим и в наше время. Причины малого распространения даже этих первоначальных училищ следующие: 1) Народ наш только в настоящее время начал проявлять потребность в грамотности, и эта потребность возбуждена в нем новыми условиями жизни его. Прежде народу незачем было учиться. 2) Наши первые народные училища были устроены по образцу австрийских, следовательно, они не могли удовлетворять нашим потребностям и потому не могли и развиваться. 3) Мы мало обращали внимания на эти училища, сочиняли для них три раза (1786, 1804 и 1828 гг.) уставы и потом почти совсем не заботились об их существовании. 4) Мы нисколько не думали об образовании хороших учителей для народных училищ.
Но, какие бы ни были причины, дело все в том, что у нас нет народных училищ; а между тем чувствуется в них крайняя, насущная необходимость.
Народ если не везде, то по крайней мере во многих местностях выражает желание учиться; общество заявляет не только словами, но и на деле свою готовность по мере средств удовлетворить такому благому желанию народа. Что же делает министерство народного просвещения? Воспользовалось ли оно горячим сочувствием общества к делу народного образования? Постаралось ли оно в этом святом деле соединиться с обществом, идти с ним рука об руку, содействовать ему всеми средствами? Министерство народного просвещения вот уже несколько лет, в течение которых общество открыло и открывает воскресные школы, народные читальни, учреждает комитет грамотности, составляет различные общества для издания дельных книг для народа, заботится об учреждении училищ для приготовления народных учителей и т. п. - министерство народного просвещения занимается составлением проекта нового устава народных училищ, учительских институтов, прогимназий и гимназий и в настоящее время предоставило общественному обсуждению этот проект в третьей редакции. Мы не можем не выразить полной благодарности министерству за его желание узнать общественное мнение, и в одном из ближайших номеров нашего журнала постараемся сообщить подробный разбор проекта. Теперь же мы упомянули о нем только для того, чтобы указать, каким образом в одно и то же время общество и министерство содействуют образованию народа. Мы не знаем наверное, почему министерство избрало такой способ содействия этому святому делу; может быть, оно по-прежнему считает составление нового устава народных училищ самым действительным и ближайшим средством для того, чтобы подвинуть эти училища, сообщить им новую жизнь, скорее повсюду завести их. В прежнее время издание нового училищного устава действительно возбуждало новую жизнь в училищах, и они становились лучше. После устава 1828 г. у нас действительно возникли мало-помалу приходские училища в уездных городах и больших селениях; они хотя и очень плохи, но все-таки в них научаются читать и писать, и, следовательно, грамотность, конечно, в самом тесном смысле этого слова, сделалась доступною и самым бедным детям местных гoродских обитателей. Но если в этом отношении нельзя не признать полезным издания новых уставов в прежнее время, то, с другой стороны, не должно упускать из вида и тот вред, который уставы приносили народным училищам. Жизнь пробуждалась в них только вначале, и тотчас же, как устав был только издан, все опять замирало. Устав постановлял один и тот же учебный курс для всех наших приходских училищ, в какой бы местности они ни находились; выходить из пределов этого курса, устраивать его согласно с местными потребностями не дозволялось. Следовательно, самостоятельное, свободное развитие местных училищ, при существовании одного общего устава, было невозможно, а потому и жизни в них не могло быть. Кроме того, министерство должно было принять в соображение, что наше время совсем иное. Еще так недавно общество наше не принимало никакого участия ни в государственных, ни в общественных делах. Всем ведало одно правительство, все от него исходило, оно действовало, оно находило нужным издать то или другое постановление, сделать ту или другую перемену в существующем, и делало. Так было во всем, и особенно в деле народного образования. Народ наш не заявлял никакого желания обучаться, и причины такого нежелания были совершенно естественные; все вызывается возникающими потребностями, а могла ли возникнуть в народе потребность хоть бы в самой первоначальной грамотности при тех условиях жизни его, из которых он только что начинает выходить? В тех со всех сторон горемычных обстоятельствах, в которых жил наш труженик-крестьянин, о грамотности ли ему было думать? Да к чему и послужила бы ему гра- мота? Чтобы прочесть книжку да узнать, что и он человек, и еще увеличить этим сознанием свое горе горькое! Теперь, с изданием положений 19 февраля, открылась совершенно новая жизнь для крестьян; все условия этой новой свободной жизни прямо ставят крестьянина в необходимость учиться, по крайней мере обучаться чтению и письму.
Эта необходимость, конечно, еще только чувствуемая, но неясно сознаваемая, как известно, уже заявлена во многих местностях. В такое короткое время, в один год и этого уже много. Кто понимает новые условия жизни нашего народа, тот не усомнится, что потребность в более обширной и основательной грамоте быстро и повсеместно должна распространиться в народе. Следовательно, сельские училища должны возникнуть, но училища местные, согласные с местными потребностями, а не уставные, по одной мерке для всех местностей нашего необъятного отечества. Мы решительно не можем себе представить, как в настоящее время могла родиться мысль составить один общий устав народных училищ для всей России. Еще более непонятным становится для нас стремление привести в исполнение эту мысль, не имеющую никакого здравого основания, и убивать на писание проектов устава то дорогое и, может быть, единственное время, когда частные лица с полным одушевлением стремятся учреждать действительные школы, а не бумажные, устраивают общества для распространения образования в народе и т. д. Ведь новый общий устав теперь не только не принесет никакой пользы, не только не возбудит жизни в народных училищах, как это бывало с прежними новыми уставами, нет - он положительно отобьет всякую охоту в обществе участвовать в учреждении училищ, он произведет только несогласие между обществом и правительством, как это всегда и везде бывало с несвоевременными постановлениями и мерами, действующими прямо против проявляемых потребностей, вопреки выражаемым обществом желаниям. И кто могут быть у нас составители устава народных училищ? Ведь признано всеми, что ни настоящих народных училищ, ни настоящих народных учителей у нас нет. Дело учреждения таких училищ для нас дело новое, для выполнения которого требуются знание и опытность.
Проект устава, составлен в ученом комитете; члены его, без всякого сомнения, люди вполне образованные, сведущие по своим частям; но откуда приобрели они себе те знания, ту опытность, которые необходимы для начертания плана таких народных училищ, которые бы удовлетворяли потребностям народа в образовании во всех местностях России? Где могли узнать они эти потребности, которые теперь только что начали заявляться и далеко еще не повсеместно? Откуда взяли гг. составители те данные, по которым они написали один учебный курс для всех наших народных училищ? Может быть, возразят нам, что гг. ученые-составители изучили глубоко заграничные народные училища и по образцу их начертали учебный курс наш. Но по образцу каких? - спрашиваем мы.- По образцу английских, немецких, швейцарских, бельгийских и т. д.? Ведь везде образцы различные, выработавшиеся из жизни того или другого народа, и ни один из них не может быть вполне пригоден нам. Где гг. составители могли найти мерило пригодности для нас того или другого образца? В своей творческой фантазии, более нигде. Не для определения ли этого мерила министерство перевело на английский, французский и немецкий языки свои проекты уставов народных училищ, прогимназий, гимназий?
Скорее мы можем выразить свое мнение о заграничных училищных уставах, указать на некоторые несообразности в них, потому что мы сколько-нибудь да знаем быт и потребности западных государств в этом отношении; но что же могут посоветовать нам западные ученые касательно устройства наших училищ? Ведь наша земля для них совершенная terra incognita...
Мы не можем себе представить, чтобы министерство не сознавало совершенной бесцельности таких посыланий и бесполезной траты наших значительных сумм (значительных потому, что мы постоянно жалуемся на крайний недостаток в деньгах и не можем даже дать самое малое пособие приходским училищам). Для чего же совершаются подобные посылания? Разве только для прославления отечества, для того чтобы показать свету: вот как мы действуем, вот как мы идем вперед.
Мы просим министерство извинить нас за выражаемые нами мысли: народные училища слишком близки нашему сердцу; мы уже более пяти лет занимаемся ими, мы основательно познакомились с историей народных училищ и у нас, и на западе; мы знаем, как они возникали и развивались и каких результатов достигли. Мы глубоко сознаем все благое влияние, которое могут иметь настоящие народные училища на развитие нравственного и материального благосостояния в народе. Мы с увлечением приветствовали пробуждение в нашем обществе горячего участия к делу народного образования: в этом участии и в вызванных новых условиях жизни нашего народа лежит верный залог обширного и основательного развития плодотворной деятельности наших народных училищ; мы были убеждены, что министерство поспешит тотчас же соединиться с обществом в этом деле... И что же. Мы ошибались: министерство идет прежним путем, путем составления бумажных проектов; вместо того, чтобы открывать или по крайней мере содействовать посильными пособиями обществу и духовенству в открытии на первый случай школ, в которых бы народ мог учиться грамоте, все равно по каким методам и какими учителями, министерство народного просвещения пишет ни на чем не основанные проекты уставов и тратит дорогие деньги на переводы и на посылку их за границу для спроса мнений различных ученых мужей-специалистов, которые про нас ничего не знают...
Итак, определить учебный курс народных училищ в настоящее время мы не можем; он должен развиться органически на самом деле, из самой жизни. Чем нравственное развитие нашего народа пойдет далее вперед,, тем, само собою разумеется, и общеобразовательный курс народных училищ будет становиться полнее, обширнее. Постановить же уставом один учебный курс для всех народных училищ в России никогда нельзя будет, если только министерство решится, наконец, действовать согласно с потребностями народа, которые в различных местностях всегда более или менее различны. В противном случае уставные народные училища никогда не принесут той обильной пользы, какую могут принести нравственному и материальному благосостоянию и народа, и всего государства, потому что такие училища будут только задерживать нравственное развитие народа. Училища должны, если не вести вперед жизнь в развитии ее, то по крайней мере идти наравне с нею; жизнь же народная теперь будет развиваться постоянно, следовательно, нельзя и училища заключать в определенные, раз установленные формы.
Мы можем обозначить только в общих чертах, в чем, собственно, должно состоять дело народных училищ, как практических общеобразовательных заведений, потому что дело это общее для всех народных училищ и у всех народов; оно основывается не на каких-нибудь изменяемых временем и потребностями того или другого народа началах, а на неизменных природных законах развития человека.
По поводу вопроса о народном образовании многими у нас была высказана та мысль, что все сословия должны получать одно общее образование и что поэтому должны существовать одни и те же общеобразовательные заведения для всех классов народа, как бы ни была различна деятельность их. Эта мысль совершенно справедлива на теории, потому что все люди имеют одну и ту же человеческую природу и развиваются нравственно и физически по одним и тем же природным законам развития. Но теория представляет нам совершенство, идеал, который только в известной степени может быть осуществлен в известное время. Так вышеприведенная мысль на деле в настоящее время осуществиться не может. Вели общеобразовательные заведения наши будут состоять для всех сословий из первоначальных училищ и гимназий, то сельскому народонаселению придется довольствоваться только одним первоначальным обучением, потому что, во-первых, крестьяне живут и работают большей частью в одной и той же местности, а семейства их почти никогда не выезжают из своей деревни; следовательно, для того чтобы дети их могли обучаться, училища у них должны быть под рукой. Учредить же гимназию в каждой деревне или хоть на каждом селе - невозможно, потому что нет средств.
Во-вторых, если бы даже мы и имели все средства завести гимназии по деревням, то и в таком случае народ не стал бы учиться в них, по той причине, что полный гимназический курс продолжается слишком долго, да и преподается в гимназиях совершенно не то, что нужно для народа. Массам сельского народонаселения всегда будет предстоять чисто практическая, земледельческая деятельность, сосредоточенная преимущественно а той местности, где они родились и выросли. Поэтому, для производительного и сознательного совершения своей деятельности крестьянину необходимо самое близкое знакомство и изучение своей родины и общее практическое образование. Арифметика» алгебра, геометрия, всеобщая история, география и другие науки в тех размерах, как они необходимы для общеобразовательного гимназического курса, вовсе не нужны для будущей деятельности крестьянина. Могут явиться и, конечно, явятся много отдельных личностей из народа, которые по природным способностям своим имеют уже призвание к высшему образованию; для таких личностей настоящее народное училище не только не затруднит, но, напротив того, доставит полную нравственную возможность для перехода в гимназии и потом в университеты.
В прошлом году в № 2 нашего журнала мы подробно выяснили, в чем должно состоять дело, общее для всех народных училищ, в какой бы стране они ни находились, поэтому мы приводим здесь только выводы, которые были тогда сделаны нами. Народное училище есть практическое общеобразовательное заведение, следовательно, все дело народного училища состоит в правильном развитии как телесных, так и духовных сил учащихся, согласном с природными законами развития их. Каким образом оно может выполнять это дело?
Духовное развитие человека совершается посредством усвоения внешних впечатлений, получаемых от окружающих предметов, и соединения их в представления, понятия и суждения. Следовательно, при здравых природных духовных способностях основательность, содержание и объем нашего духовного развития зависят вполне от качества и количества внешних впечатлений и от последовательного правильного и сознательного усвоения их духовными силами нашими. Из этого общего основного закона нашего духовного развития естественно следует: 1) чем достаточнее будет количество здравых, верных впечатлений, чем в большей постепенности и последовательности они сообщаются человеку и чем глубже и основательнее усваиваются им, тем духовная деятельность его будет обширнее и энергичнее и самый организм его становится способнее для отправления этой деятельности; 2) скудость, постоянное однообразие, непоследовательность внешних впечатлений и только одно поверхностное усваивание их слабо возбуждают и развивают духовные силы человека, которые от того слабеют и засыпают; 3) мы не можем иметь никаких представлений о тех предметах или вообще о том, чего или чему подобного мы никогда не видали, не слыхали, не осязали и т. д., т. е. от чего мы не получали никаких впечатлений посредством хоть одного из наших чувств.
Вся окружающая среда, в которой родятся и вырастают наши крестьянские дети, доставляет им очень скудные и постоянно одни и те же, вполне бессознательные впечатления, притом в совершенном беспорядке, и, так сказать, только от одной внешности, наружности вещественных окружающих предметов и действий их. Кроме того, эти дети вовсе не получают никаких впечатлений от предметов духовных, отвлеченных. Им никогда и никто не потрудится дать хотя несколько разумное понятие о человеке, о природе, о боге, об обязанностях и правах человека. Поэтому обо всем этом они не имеют никаких ясных представлений, никаких светлых понятий, а если и имеют, то самые ограниченные и нелепые, опутанные суеверием и грубыми предрассудками.
Отсюда ясно следует, каким образом и на что должно действовать народное училище, чтобы доставить детям правильное и возможно полное развитие. Оно должно: 1) очистить, прояснить, углубить и привести в сознательный порядок те представления и понятия, которые уже составились в детях в продолжение их прежней домашней жизни, и приучить детей громко и правильно выражать, высказывать свои понятия. Вместе с этим дети совершенно естественно развиваются, подготовляются и становятся способными к восприятию новых, уже не столь простых представлений, понятий, сведений и т. д. Это важное основное дело самого первоначального возбуждения правильной и сознательной духовной деятельности в детях совершается скорее и вернее всего общенаглядным обучением. Поэтому ученье в настоящем народном училище должно начинаться с общенаглядного обучения.
2) Народное училище должно сообщать новые представления, понятия, суждения и дать возможность детям впоследствии самим приобретать и правильно выражать их посредством чтения, письма и счисления.
3) Народное училище должно с особенным тщанием доставлять детям возможно ясные и живые понятия о нравственном значении человека, о его правах и обязанностях, о боге, потому что в домашней семейной жизни дети не имеют случая приобретать эти священные понятия. Что же другое, как не религия, может доставить их дитяти. Потому-то преподавание закона божия должно составлять краеугольный камень всего ученья в народном училище.
4) Большинство, почти все дети, за весьма редкими исключениями, обучающиеся в народном училище, по окончании в нем ученья, не поступят в другое какое-нибудь училище, а прямо начнут заниматься трудовой практической деятельностью и в той же местности, где они родились и вырастали.
Поэтому народное училище обязано ознакомить детей как можно основательнее и всестороннее с местом жительства, с родиной их, чтобы все, что в ней совершается, живет, существует,было возможно, ясно, понятно и сознательно для детей. Следовательно, отчизноведение необходимо должно войти в учебный курс народного училища. Материал для отчизноведения доставляет местная природа со всеми ее проявлениями в топографическом, этнографическом, историческом и прочих отношениях. Начальные основания естествознания, насколько они нужны для объяснения и уразумения естественных явлений и произведений местной природы, сообщаются в отчизноведении.
5) Народное училище должно заботиться о здоровом телесном развитии детей, приспособлять организм их к духовной деятельности, сообщать правильность, развязность и ловкость движениям детей посредством разумных гимнастических упражнений и игр, содействующих правильному развитию всех мускулов, всего тела.
6) Дело народных училищ, как мы видели, не состоит только в сообщении всех этих понятий, знаний; нет, оно должно постепенно утверждать их в детях и, таким образом, возбудить в них постоянную потребность в разумной человеческой деятельности, стремление к дальнейшему развитию. Из этого следует, что народное училище должно быть не только учебным, но преимущественно воспитательным заведением. Какие же воспитательные средства может иметь бедное народное училище, в котором один учитель должен возиться по крайней мере с 60 мальчуганами и девочками. Воспитательные средства заключаются во всем ученье, во всех обозначенных учебных предметах.
К этим названным образовательно-воспитательным предметам для усиления воспитательных средств училища мы необходимо должны присоединить и обучение пению (церковному и светскому), музыке и рисованию, как искусствам, более и действительнее всего другого способным смягчить нравы и характер детей и возбудить в них простое сочувствие и стремление ко всему доброму, полезному и прекрасному.
Но все обозначенные нами учебные предметы не должны преподаваться как отдельные науки; нет, о науках и помину не должно быть в народном училище. Сначала должно брать весь материал для обучения их окружающей природы, из отношения детей к родителям, между собой, к соседям, вообще из самой жизни детей. Поэтому-то быть настоящим учителем в народном училище чрезвычайно трудно. Положим, что человек усердно, разумно и с любовью приготовлялся к этому скромному, высокому званию, что он усвоил себе известные настоящие приемы и способы преподавания, общие для всех народных городских и сельских училищ; но материал для преподавания в каждой местности должен быть более или менее другой, сообразный с условиями местной жизни. В каждой местности учитель встретит детей с известным количеством понятий, порожденных и вполне по содержанию и объему обусловливаемых местными потребностями, местными обычаями, нравами, преданиями, поверьями. Настоящий, образованный народный учитель не начинает прямо обучения детей грамоте, арифметике, отчизноведению, а станет сначала расспрашивать детей, постарается узнать их понятия, с причинами, их породившими, одним словом, как духовное, так и телесное состояние детей, чтобы знать, на что и как потом действовать преподаванием и какой материал надо употребить для преподавания. Одно отвлеченное, теоретическое обучение будет безжизненно, сухо и совершенно непонятно и чуждо для детей; оно с первого же раза совершенно озадачит их, испугает, оттолкнет от ученья. Следовательно, преподавание непременно должно быть наглядное, и материалом для него должны служить местные предметы, местная природа, местная жизнь, уже наружно знакомая детям.
Из всего сказанного ясно и естественно следует, что народное училище как по кругу деятельности своей, по прямому назначению своему, так и по средствам к выполнению этого назначения, по сообщаемым знаниям и особенно по методе преподавания есть вполне самостоятельное общеобразовательное заведение. Оно не может быть ни первоначальным, ни приготовительным училищем и не должно занимать низшую ступень между другими учебно-воспитательными заведениями. Воспитательная и учебная деятельность народного учителя есть совершенно самостоятельная, практически-образовательная деятельность, которая совершается особенным путем, особенными преподавательными приемами и способами и особым местным материалом. Об образовании таких учителей, которых у нас вовсе нет, следует более всего заботиться в настоящее время, без них народные училища не пойдут вперед, и у нас в таком случае настоящих народных училищ не будет. Для образования народных учителей должны быть устроены особые специально-образовательные заведения - учительские институты. Ученый комитет составил уже проект таких институтов. Но на каких основаниях он мог составить свой проект? Эти основания еще менее известны нам, чем данные для составления устава народных училищ. Учительские институты должны прежде всего научить своих питомцев полному курсу народных училищ. А ведь этот курс у нас еще не существует в действительности и, как мы видели, его нельзя написать, сочинить, а он может только выработаться и определиться в действительности. Поэтому нам кажется, что прежде следует образоваться настоящему народному училищу, а потом уже может возникнуть и учительский институт. Мы также в прошлом году, в № 4 нашего журнала, выразили наше мнение, каким образом устроиться нам в этом деле; мы и теперь имеем то же мнение, именно: мы предлагаем выбрать в каждом учебном округе по два учителя, которые бы желали посвятить себя народноучительскому званию, для отправления за границу с целью основательного изучения устройства заграничных народных училищ и учительских семинарий. Они могли бы предварительно быть причислены к министерству для изучения истории и теории западного народного училищеведения по книгам (например: Geschichte des deutschen Volksschulwesen's von Heppe; Geschichte der Padagogik von K. Schmidt), потому что это можно сделать и дома; а не зная исторического развития и теории народных училищ, нельзя сознательно понять и объяснить себе их современное устройство. Только по окончании этой работы они могли бы отправиться за границу, заняться в продолжение года в известных учительских семинариях (у Кеттигера в Геттингене, у Фрёлиха в Берне, у Любена в Бремене, у Тило в Берлине) практическим преподаванием под руководством опытных учителей и таким образом приобрести себе навык в употреблении хороших метод, особенно катехизического способа преподавания. Потом они могли бы поездить и внимательно осмотреть народные училища, особенно в Швейцарии, Саксонии, Пруссии и Бельгии. По возвращении они представили бы подробные отчеты о своей заграничной деятельности и свои соображения об устройстве у нас народных училищ. Если бы эти отчеты и соображения были одобрены, то тотчас же они могли бы открыть народное училище, только не вполне готовое, а собственно первый, начальный курс народного училища, и никак не в столицах и не в городах, а в соседних деревнях. Таким образом постепенно в течение нескольких лет мог бы определиться на самом деле сначала полный учебный курс образцового народного училища в наших более развитых местностях, а потом уже можно было бы открыть и учительский институт...
Полагаем, что министерство может найти средства для образования на первый случай 18 народных учителей, для каждого округа по два; это мы находим не менее, если еще не более необходимым, чем отправление молодых людей за границу с целью приготовления себя к университетским кафедрам. Да, средства без сомнения найдутся, особенно если соблюсти некоторую экономию в других отношениях, т. е. отстранить на первый случай все несущественно важные вопросы, разрешение которых тем не менее сопряжено с тратою денег. К таким вопросам принадлежит, например, вопрос о реальных училищах и гимназиях, который теперь даже не может быть исследован за границей, потому что прения и рассуждения о нем уже несколько лет как замолкли. Его можно изучить только по книгам, и мы позволяем себе рекомендовать г. профессору И. Б. Штейнману, который желает ехать за границу именно с этим поручением, прочесть предварительно «Die hohere Btirgerschule» Шейберта, «Die deutsche Burgerschule» Магера и отчеты о заседаниях учительских конференций по этому вопросу, помещенные в «Педагогическом обозрении» того же Магера за 1949 год. Может быть, прочтя означенные сочинения и статьи, г. профессор увидит, что ему незачем тревожить себя поездкою за границу на казенный счет...
Из всего изложенного здесь о народных училищах мы делаем следующий вывод: деятельность министерства в этом деле должна быть двоякая: министерство, с одной стороны, могло бы соединиться с обществом и сельским духовенством и содействовать им в учреждении каких бы то ни было училищ, лишь бы народ мог в них обучаться грамоте; с другой стороны, ему необходимо употреблять все средства для органического образования учительских институтов. Составление же новых уставов, право, можно было и оставить. Уничтожьте лучше то в нынешнем уставе, что оказывается негодным и что задерживает общественную деятельность в народном образовании... Об этом, как и о гимназиях, университетах и специальных училищах, мы поговорим в другой раз.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +