Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Что такое народное училище и в чем состоит дело его


Сост. проф. В. Я. Струминский.
"Н. Х. Вессель. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России"
Гос. Учебно-педагогич. изд-во, М., 1959 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

ЧЕЛОВЕК рождается с стремлением и возможностью развиваться телесно и духовно.
Для телесного развития необходимы пища, вода, воздух, теплота и т. д.
Духовное развитие совершается вследствие постоянного воспринимания и усвоения впечатлений от внешних предметов посредством зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. Врожденных представлений, понятий, суждений человек не имеет.
Мы живем, развиваемся телесно, пока в нашем теле происходит постоянный обмен материи, т. е. непрерывное обновление и уничтожение веществ, образующих наше тело. Пока обмен материи совершается правильно, нормально, мы пользуемся здоровьем и расцветаем телом. С нарушением же правильности этого отправления, мы заболеваем и страдаем.
Следовательно, если человек имеет от природы здоровое телосложение, получает достаточную здоровую пищу и если питание его совершается нормально, правильно, то он пользуется здоровьем, и телесное развитие его идет правильно.
Точно так же мы развиваемся духовно, расширяем нашу духовную деятельность, пока в нас совершается обмен впечатлений, представлений, мыслей, суждений.
Следовательно, во-первых, правильность и здравость духовного развития нашего зависит от врожденных основных способностей, от впечатлений внешнего мира и от правильного соединения первых с последними посредством здоровых органов чувств; во-вторых, это развитие идет вперед, совершается до тех пор, пока внешние впечатления, так сказать, продолжают питать духовные силы наши, возбуждают, вызывают их на деятельность.
Положим теперь, что человек или целая община людей родятся, вырастают, живут почти постоянно на одном и том же месте, окруженные всегда одной и той же внешней природой, не имеют почти никаких продолжительных сообщений с другими людьми, от которых они могли бы перенять что-нибудь новое; а соседи их живут почти в тех же самых обстоятельствах, видят ту же внешнюю природу, имеют те же самые занятия, совершаемые одинаковым образом. Что же происходит? Далеко ли и долго ли идет духовное развитие человека, находящегося в таком положении? Он видит все одни и те же предметы, ведет целую жизнь однообразные занятия, которые возбуждаются только необходимостью удовлетворить самым первым потребностям животной жизни его и совершаются почти без размышления, навыком, по преданию. Сначала окружающие предметы действуют на человека, производят впечатления; но скоро, еще в детстве, когда все силы духа и тела слабы и нежны, они приглядываются ему, перестают иметь малейшее влияние. Поэтому человек, находящийся в таком положении, рано оканчивает свое бедное духовное развитие. В нем вообще нет и следа высших стремлений и. сознаний духа, составляющих главное различие разумной человеческой природы от чувственной животной. Да и не может быть этого следа; откуда же ему взяться? Стремление к развитию, врожденное каждому человеку, получает самую слабую, ничтожную пищу, не успевает окрепнуть. Силы душевные рано знакомятся совершенно коротко с тем, что возбуждает их деятельность, усваивают себе, так сказать, все работы, могут совершать весь механический труд свой, назначенный им на всю жизнь. Недовольные такой пищей, они, может быть, еще некоторое время имеют жизяь, ищут чего-то, но, не находя себе удовлетворения, утомляются в бесплодном напряжении, большей частью слабеют, теряют энергию или остаются постоянно в одном и том же состоянии, а иногда, если и развиваются, то в своем развитии принимают известное одностороннее направление, вынужденное окружающими обстоятельствами, например, стремление к лукавству, обманам и др.
Чтобы доказать еще разительнее и ощутительнее невозможность сознательного духовного развития и постепенное замирание его при скудости и постоянном однообразии внешних впечатлений и при отсутствии всякого малейшего внутреннего возбуждения духовных сил наших, мы обратимся к физиологии.
Основываясь на фактах, определенных и доказанных многими физиологическими наблюдениями, мы можем принять, что духовная наша деятельность сосредоточивается преимущественно в головном мозгу и что проводниками ей служат головные мозговые нервы. Те же наблюдения доказывают, что головной мозг наш изменяется в весе, качестве и форме от большей или меньшей духовной деятельности. Если человек очень мало и поверхностно работает головою, не имеет пищи для умственных занятий, то в этом случае головной мозг и нервы остаются в бездействии, не упражняются и потому слабеют, теряют чувствительность, энергию, восприимчивость, становятся дряблыми и мало-помалу совершенно неспособными быть проводниками духовной деятельности, точно так же, как наши мускулы слабнут и превращаются в хилое, дряблое вещество, если мы не упражняем их движениями.
Следовательно, если впечатления от окружающей природы будут постоянно скудны, однообразны, всегда одни и те же и если духовные силы человека не будут возбуждаемы и упражняемы другим каким-либо образом, то не только эти силы слабеют, но вместе с ними и организм наш грубеет, становится все более и более нечувствительным, неспособным для отправления духовной деятельности.
Далеко ли может простираться духовное развитие человека, если к таким подавляющим внешним обстоятельствам присоединяется еще гнет от других людей? Если еще другой Человек имеет право отнимать добытое тяжким трудом в поте лица, подавляет каждое малейшее самостоятельное человеческое проявление и если этот нравственный гнет продолжается не два, три года, а целые столетия?
Может ли быть в этом человеке хотя слабое сознание своего человеческого достоинства, понимание своих человеческих прав и обязанностей?
После всего сказанного не имеем ли мы полного основания утверждать, что человек или известная часть народа, проводящая свою жизнь постоянно в подобных безвыходно безотрадных обстоятельствах, будет трудиться только из-за того, чтобы не умереть с голода и холода? Больше незачем трудиться.
Кант говорит, что он тотчас бы слез с лошади и не иначе как с шляпою в руках обращался бы с этим благородным животным, если бы оно только могло подумать словцо я.
Не можем ли мы, основываясь на неопровержимых фактах, утверждать, что и в самых благоустроенных государствах все еще существуют целые многолюдные общины людей, которые имеют самое ограниченное, так сказать, одно чувственное понимание этого маленького словца, а о высоком нравственном значении его и соединенных с ним человеческих правах и обязанностях не имеют никакого понятия? Такое понятие не могло и возникнуть у них.
Эти люди совершенно естественным путем до того свыкаются с своей жизнью, что если у них есть только кусок чего-нибудь для утоления голода и кое-какое прикрытие от непогоды, то они вполне пребывают довольными судьбой своей. Все тело их и все члены тела до того уже привыкли к известному вековому роду жизни, к известным всегда одним и тем же движениям, сопряженным с однообразно, механически в продолжении целой жизни совершаемым трудом, что каждое малейшее уклонение от этого образа жизни, от движений, требующее нового, необычного изгиба в теле или тем более духовного напряжения, должно производить в этих людях вполне тревожное, даже болезненное ощущение.
Какова же может быть производительность страны, большая часть обитателей которой находится если не в совершенно таком положении, то по крайней мере в очень близком к нему?
Такая страна, сколь бы ни были обильны естественные производительные силы ее, не только не может наслаждаться благосостоянием, но постоянно будет претерпевать нужду и бедность.
Из всего предыдущего следует, что благосостояние страны — а к достижению его мы должны стремиться всеми мерами и учреждениями,— если только эта страна не совершенно обижена природой, обусловливается почти исключительно производительностью труда народа, которая в свою очередь находится в полной зависимости от состояния духовных и физических сил его.
Если эти силы здоровы и правильно развиваются, то можно сказать, что и благосостояние страны обеспечено. Так ли это? Мы видели уже, что наше духовное развитие совершается посредством усвоения внешних впечатлений и соединения их в представления, понятия и суждения. Следовательно, при здравых природных духовных способностях основательность, содержание и объем нашего духовного развития зависит вполне от качества внешних впечатлений и от последовательно правильного и сознательного усвоения их духовными силами нашими.
Из этого общего основного закона нашего духовного развития естественно следует: во-первых, чем достаточнее будет количество здравых, верных впечатлений, чем в большей постепенности и последовательности они сообщаются человеку и чем основательнее, глубже усваиваются им, тем духовная деятельность его будет обширнее и энергичнее и самый организм его становится способнее для отправления этой деятельности. Во-вторых, скудость, постоянное однообразие, непоследовательность и беспорядочность внешних впечатлений и только одно поверхностное, внешнее усваивание их мало возбуждают и развивают духовные силы человека, которые оттого слабеют, засыпают, и самое тело, как мы видели, становится все более и более неспособным к проявлению духовной деятельности. В-третьих, мы не можем иметь никаких представлений о тех предметах или вообще о том, чего или чему подобного мы никогда не видали, не слыхали, не осязали и т. д., т. е. от чего мы не получали никаких впечатлений посредством хоть одного из наших чувств.
Люди, находящиеся в вышеописанном нами положении, не только вообще получают очень бедные и постоянно однообразные впечатления, притом в совершенном беспорядке и, так сказать, только от одной внешности, наружности вещественных окружающих предметов и действий их; но, кроме того, они вовсе не имеют никаких впечатлений от предметов духовных, отвлеченных. Этим людям никогда никто не потрудился дать хоть несколько разумное понятие о человеке и природе, о боге, об обязанностях и правах человеческих. Поэтому обо всем этом они не имеют никаких представлений, никаких светлых понятий, а если и имеют, то самые ограниченные и нелепые, опутанные суеверием и грубыми предрассудками.
Какими же средствами, каким путем можно вывести этих людей из их совершенно неразвитого состояния, возбудить в них разумно-нравственную человеческую деятельность?
Можно ли этого достигнуть посредством различных административных, экономических, финансовых и подобных мер и учреждений? Положительно нет. Все такие меры будут слишком далеки от понимания народа, да притом эти меры при добросовестном выполнении их имеют более благодетельное влияние на проявляющуюся уже деятельность, могут содействовать, поощрять и развивать сознательный труд народа, когда он уже возник и совершается.
Самое простое и верное средство в этом случае, как и везде, есть уничтожение основных причин и обстоятельств, породивших такие грустные ненормальные явления и погрузивших целые массы народа в такое бедственное, унизительное положение. Эти причины и обстоятельства, как мы уже знаем, состоят в совершенной неразвитости понятий и в скудости и однообразии внешних впечатлений, которые не только не могут возбуждать и питать духовные силы народа, но расслабляют и останавливают деятельность их в самом начале развития.
Следовательно, прежде всего надо уничтожить указанные препятствия и потом стараться уяснять, распространять и углублять получаемые внешние впечатления и доставлять постепенно новые, еще совершенно неизвестные. Наконец, расширяя мало-помалу круг духовного зрения и понимания народа, образовывать и утверждать в нем хотя только самые начальные, необширные, но основательные, возможно ясные понятия о боге, о разумно-нравственном значении человека, об окружающей природе, и таким образом возбудить в народе внутреннюю, постоянную потребность усваивать себе новые представления, понятия, суждения, знания, сведения, одним словом, сознательную потребность идти постоянно вперед в своем развитии, а не оставаться на одной и той же ступени почти первобытного, естественного состояния человека. Ощущение этой высокой, благодатной потребности духовного развития есть первое, самое священное достояние человека, отделяющее его на неизмеримое расстояние от всех других созданий.
Мы теперь ясно видим, что достигнуть всех этих благодатных результатов можно единственно только распространением в народе истинного просвещения и образования. Следовательно, благосостояние государства, сила, могущество, производительность его обусловливается вполне состоянием просвещения и образования всего народа.
Просвещение распространяется в народе посредством училищ. Кто понимает такое безусловно важное значение народных училищ, как основных двигателей и виновников нравственного и материального благосостояния народа, тот не скажет, что государство может не иметь средств для учреждения оных.
Возбудите только и просветите производительные силы народа и потом всеми другими административными, финансовыми и экономическими учреждениями содействуйте свободному развитию их разумной деятельности — и каждая лишняя копейка, употребленная государством на это святое великое дело, возвратится сторицей.
Но каким же образом скромные народные училища могут совершать такие великие дела?
Они могут устранить и уничтожить одну из коренных причин духовной ограниченности и бездеятельности народной — бедность и постоянное однообразие внешних впечатлений и поверхностное, беспорядочное усваивание их. Проясняя и углубляя эти впечатления, приводя их в порядок и постепенно, последовательно доставляя новые, народное училище может образовать и утвердить в детях, а потом и во всем народе, по крайней мере начальные, возможно ясные и простые понятия о боге, о природе человеке.
Возбудить в народе разумную деятельность, расширить и углубить круг его духовного зрения, положить в нем прочное здравое основание и утвердить постоянную потребность разумно-нравственной деятельности,— не значит ли все это совершить великое дело, положить верный и обильный залог всему будущему благосостоянию государства?
Выразив таким образом наше понимание настоящего народного училища, мы вместе с этим определили его ближайшее прямое назначение, главные основные предметы ученья, общий характер преподавания,— одним словом, мы обозначили весь скромный и незаметный круг деятельности народного училища, развивающей и питающей зародыши будущих сознательно производительных, нравственных сил народа. Сделали ли мы это? Посмотрим. Народное училище, во-первых, должно очистить, прояснить, углубить и привести в сознательный порядок те представления и понятия, которые уже составились в детях в продолжение их домашней жизни, и приучить детей громко, ясно и правильно выражать, высказывать свои понимания. Вместе с этим дети совершенно естественно развиваются, подготовляются и становятся способными к восприятию новых, уже не столь простых представлений, понятий, сведений и проч. Это важное, основное дело самого начального возбуждения правильной и светлой духовной деятельности в детях совершается скорее и вернее всего общенаглядным обучением.
Сущность наглядного обучения и как должно совершать его, мы изложим подробно впоследствии.
Во-вторых, народное училище должно сообщать новые представления, понятия, суждения и дать возможность детям впоследствии самим приобретать и правильно выражать их посредством чтения, письма и счисления.
В самом деле, научая детей правильно и ясно читать, писать и считать, мы не только доставляем им новые понятия, сведения, мысли, проясняем и расширяем их понимание, но вместе с этим снабжаем их самым легким, удобным и верным средством постоянно впоследствии без посторонней помощи увеличивать количество своих сведений.
В-третьих, народное училище должно с особенным тщанием доставлять детям возможно ясные понятия, возбудить в них возможно светлое и живое сознание о нравственном значении человека, о его обязанностях, о боге.
В-четвертых, народное училище должно доставить обучающимся детям по крайней мере главные основные понятия о видимой природе, о трех царствах ее; следовательно, начало естествоведения должно также необходимо входить в число учебных предметов. Кроме того, естественные произведения природы, растения, животные, как ежедневно и постоянно встречаемые в сельской жизни, хотя только по общей наружности своей, уже знакомы детям и потому доставляют готовый и самый удобный материал для начального наглядного обучения.
В-пятых, народное училище должно заботиться о здоровом телесном развитии детей, приспособлять организм к их духовной деятельности, сообщать правильность, поворотливость, гибкость и ловкость движениям детей посредством разумных, систематических гимнастических упражнений и игр, действующих на правильное развитие всех мускулов.
В-шестых, дело народных училищ, как мы видели, не может ограничиваться только одним сообщением всех этих понятий, суждений и знаний; нет, оно должно постепенно утверждать их в детях и таким образом возбудить в них постоянную потребность разумной человеческой деятельности, стремление к дальнейшему развитию. Из этого следует, что народное училище должно быть не только учебным, но преимущественно воспитательным заведением. Какие же воспитательные средства имеет бедное народное училище, в котором один учитель должен возиться по крайней мере с 60 мальчуганами и девочками? Воспитательные средства заключаются во всем ученье, во всех обозначенных учебных предметах, особенно в преподавании закона божия и в гимнастике.
К этим названным учебным дисциплинам для усиления воспитательных средств школы мы необходимо должны присоединить и обучение пению, музыке и рисованию, как искусствам, более и действительнее всего другого способным смягчить нравы и характер детей и возбудить в них простое сочувствие и стремление ко всему доброму, полезному и хорошему. Гармония уже сама по себе, а тем более понимание и умение воспроизводить гармонию, невольно и незаметно, возвышает все помыслы человека, облегчает его тяжелые труды и занятия, заставляет забывать хоть на несколько минут горе и все волнения. Простые люди чувствуют внутреннюю потребность и выражают и горе и радость в безыскусственных звуках. Удовлетворим же такому природному, прекрасному влечению: осмыслим эти звуки, придадим им сознательную стройность и гармонию. Они вместе с чтением составят прекрасное, благородное и вполне нравственное занятие и увеселение народа в праздничный день, удержат его от пьянства, разврата и облегчат тяжкий труд его.
Постараемся теперь на основании всего сказанного еще проще и яснее обозначить главное дело народного училища. Оно существует не только для обучения детей, но преимущественно для воспитания их, и цель его не есть сообщение известных сведений, знаний, а образование и вкоренение возможно большего числа основных, полных, истинных понятий в ребенке посредством сообщения сведений и знаний. Народное училище должно прежде всего достигнуть того, чтобы дети, окончившие в нем свое обучение, ясно, правильно и возможно полно понимали и сознавали постоянно окружающую их природу, все, что совершается около них, все естественные несложные отношения их к родителям, к семье и дому своему, к соседям и т. д., одним словом, чтобы детям было вполне ясно и понятно все, что они ежедневно видят, слышат и делают. Если действительно в продолжение нескольких лет обучения в народном училище каждый из окружающих предметов будет просто, ясно и наглядно разъяснен детям в целом виде и в частях, если будет совершенно просто объяснено его образование, развитие и настоящая жизнь и назначение и если все это основательно и отчетливо усвоится детьми,— то естественно, что они приобретут много верных и ясных понятий. Вместе с этим духовные силы их до того окрепнут и до того приучатся такими постепенно-правильными упражнениями к сознательной, ясной деятельности, что уже потом сами будут искать себе новых впечатлений, новой сознательной деятельности. Да, они каждый раз до тех пор не будут спокойными, довольными, пока эта деятельность не сделается для них вполне ясною, потому что в них уже составились и утвердились известные нормы ясности понимания во время обучения.
Ученье в народном училище должно, как мы видели, начинаться с очищения и просветления тех понятий, которые уже имеются у детей. Для этого прежде всего надо узнать эти понятия, т. е. уметь выспрашивать у детей или заставлять их высказывать свои понятия громко и отчетливо. Эти понятия, приобретенные детьми еще до ученья, конечно, могут касаться только известных вещественных предметов, известных действий, одним словом, того, что дети видели, слышали и сами делали. Следовательно, для прояснения, очищения и углубления детских понятий необходимо в продолжение начального ученья, так сказать, мал о-пом"алу перебрать самые предметы и действия, породившие эти понятия, показывая и возможно всесторонне, просто и наглядно объясняя их детям. Этот естественный метод обучения по действительным предметам и есть, собственно, общенаглядное обучение. Таким образом, не только спутанные, поверхностные большей частью ложные и затемненные нелепыми предрассудками и суевериями понятия детей очищаются, проясняются и углубляются, но вместе с этим сами дети скоро начинают чувствовать светлую перемену в своем понимании; они развязнее, яснее и смелее начинают говорить; училище с самого начала не покажется им страшилищем, и они с радостью спешат на ученье. Потом следует сообщать новые понятия, вводя постепенно в круг детского понимания те из окружающих предметов, действий и отношений к семье и соседям, которые еще вовсе не обращали на себя внимание детей. Сама бедная окружающая природа может дать достаточное питание духовным силам человека, возбудить и поддерживать их деятельность и стремление к развитию, если только она не одною наружностью или внешними формами своими будет производить на него впечатление, а проявится ему при кратком, терпеливом и светлом посредничестве другого знающего человека-наставника, в своих скрытых силах и откроет ему свою внутреннюю деятельность с ее причинами и следствиями.
Вспомним, что большинство, да почти все дети, обучающиеся в народном училище, по окончании в нем ученья не поступают в другое какое-нибудь училище, а прямо начинают заниматься практической деятельностью, и в той же стране, где они родились и выросли. Поэтому-то первое и ближайшее дело обучения в народном училище и должно состоять в том, чтобы ознакомить детей как можно основательнее и обширнее с местом жительства, с родиной их, чтобы все, что в ней совершается, живет, существует, было возможно ясно, понятно и сознательно для детей. Обозначенные нами выше предметы первоначального народного обучения не должны преподаваться как отдельные науки. Нет, о науках и помину не должно быть в народном училище. Сначала должно брать весь материал для обучения из окружающей природы, из отношений детей к родителям, между собою, к соседям, вообще из самой жизни детей. Поэтому-то быть настоящим учителем в народном училище чрезвычайно трудно. Положим, что человек усердно, разумно и с любовью приготовлялся к этому скромно-высокому званию, что он усвоил себе известные настоящие приемы и способы преподавания, общие для всех народных городских и сельских училищ; но материал для преподавания в каждой местности должен быть более или менее другой, сообразный с условиями местного быта, понятиями, нравами, занятиями, одним словом, сообразный со всей местной жизнью народа. В каждой местности учитель встретит детей с известным количеством понятий, порожденных и вполне по объему и по содержанию обусловливаемых местными потребностями, местной жизнью. Каждая местность имеет более или менее свои отличительные занятия, свои обычаи, свои поверья, предрассудки, предания, от которых вполне зависит количество, объем и содержание детских понятий и степень развития детей. Настоящий, образованный и знающий народный учитель не может прямо приступить к обучению детей грамоте, счислению, естествознанию, религии. Он прежде всего должен познакомиться с местной жизнью и особенно узнать все понятия детей с причинами, их породившими, одним словом, как телесное, так и духовное состояние детей, чтобы знать, на что и как потом действовать преподаванием и какой материал надо употребить для преподавания. Одно отвлеченное, теоретическое обучение будет безжизненно, сухо и совершенно непонятно и чуждо для детей; оно с первого же раза совершенно озадачит их, оттолкнет от ученья. Следовательно, преподавание непременно должно быть наглядное, и материалом для него должны служить местные предметы, местная природа, местная жизнь, хотя только наружно знакомая детям. Сначала постепенно очищая, углубляя и расширяя таким наглядным путем уже составившиеся понимания детей, потом увеличивая и размножая их ясным и простым обучением религии, грамоте и прочему, учитель мало-помалу передает детям и утверждает в них верные начальные понятия и понимания, одним словом, возбуждает здравую духовную деятельность и дает им возможность впоследствии поддерживать и расширять эту деятельность преимущественно посредством чтения и письма и вообще посредством всего труда, который осмыслится, сделается сознательным.
Из всего предыдущего ясно и естественно следует, что народное училище как по кругу деятельности своей, по прямому назначению своему, так и по средствам к выполнению этого назначения, по сообщаемым знаниям и особенно по методу преподавания есть вполне самостоятельное, оконченное воспитательное учреждение. Оно не может быть приготовительным училищем и не должно занимать низшую ступень между другими учебными заведениями. Воспитательная и учебная деятельность, народного учителя есть совершенно самостоятельная, особенная, первоначально-образовательная деятельность, которая совершается особенным путем, особенными преподавательными приемами и способами. Превосходный профессор, отличный директор, инспектор, учитель гимназии могут быть вполне неспособными для деятельности в народном училище. Поэтому непосредственной административной зависимости и подчиненности народного училища гимназиям или другим каким учебным заведениям не должно быть. Дело мастера боится; только мастер дела может вполне хорошо совершать его; тем более наблюдение за совершением дела и управление им может быть поручено одному мастеру этого дела. Вмешательство же людей неопытных, не говоря уже про зависимость от них, разве только напортит, а добра никак не принесет. От одного и того же человека нельзя требовать, чтобы он знал все и имел время на все. Вполне довольно, если директор гимназии, зяая отчетливо свое дело, добросовестно, настоящим образом выполняет его. Дайте ему еще другую деятельность, и обе пойдут непременно плохо. Внешняя централизация в области воспитания не ведет ни к чему хорошему, а только задерживает, сжимает свободное правильное развитие отдельных самостоятельных частей. Если мы будем соединять внешней связью самостоятельные учебные заведения, подчинять по степеням их одно другому, го все наше народное образование уподобится безобразному и безжизненному зданию, подвальный этаж которого в таком случае неизбежно будут составлять народные училища. Не знаем, здорово ли жить постоянно в сырых, заплесневелых и полутемных подвалах?!
Система всего народного образования должна составлять живое органическое целое, а не мертвое безжизненное здание. Это органическое целое мы' лучше и вернее всего можем сравнить с живым, одушевленным организмом человека. В теле человеческом каждый из его членов вполне самостоятелен, нисколько не подчиняется другим членам, самостоятельно совершает свою особенную деятельность, вполне согласную с его назначением. Между тем все члены вместе находятся в постоянной живой внутренней связи между собою, составляют единоцелый, стройный, благообразный организм человека и, повинуясь только единой воле, согласно выполняют все назначение и всю деятельность этого организма. Отделенные от него, они умирают, теряют возможность существования. Но, с другой стороны, и весь организм здраво существует и живет только до тех пор, пока составляющие его члены находятся в органической связи между собою, существуют и живут. Следовательно, как отдельные члены, так и все тело человека живет, отправляет свою деятельность до тех пор, пока они находятся в живой органической связи между собою. Эту связь составляют и поддерживают не мускулы, не жилы, не артерии, а сама жизнь всего организма, все жизненные отправления его, состоящие, как известно, в постоянном обмене материи, в постоянном разложении, уничтожении и воспроизведении веществ тела посредством правильного и здорового питания и правильной деятельности каждого члена и всего организма.
Назначение как всего организма человеческого, так и каждого из членов его есть постоянное отправление жизни, вследствие травильного совершения соответствующей и назначенной каждому члену определенной деятельности. Назначение каждого училища и всей системы училищ состоит в распространении образования в народе. Каждое училище совершает это общее дело в том кpyгy и в той степени и с теми средствами, как ему назначено. Следовательно, надо прежде всего верно определить этот круг деятельности и снабдить училище надлежащими средствами, необходимыми для выполнения этой деятельности, и потом дозволить ей развиваться и совершаться свободно и самостоятельно под руководством людей, вполне знающих и посвятивших себя такой деятельности. Внутренняя же живая, органическая связь между всеми училищами возникает сама собой и самым естественным путем и будет состоять в согласном стремлении к одной общей цели — образованию народа. Скромная, ограниченная деятельность каждого рода училищ будет поддерживаться и находить себе приличное здоровое питание в общей благодатной деятельности всех учебных заведений, всей системы народного образования.
Следовательно, никаких ступеней не должно быть в системе народного образования, и народные училища, как и все другие общеобразовательные заведения, поэтому не могут составлять ни низшую, ни среднюю, ни высшую ступень; они должны быть вполне самостоятельными и иметь свое назначение и свой определенный круг деятельности. Все дело народных училищ состоит в том, чтобы очистить, прояснить, углубить и расширить понятия и понимания народа, возбудить в нем живую, сознательную духовную деятельность и, таким образом, вывести целые массы народа из нравственного оцепенения и усыпления, из невежества, огрубелости, лени, грязи, пьянства. Одним словом, народное обучение должно возбудить и развить в народе его здоровые, природные разумно-нравственные силы, чтобы треснула, распалась и слетела вековая кора предрассудков, суеверий, сжимавшая и подавлявшая эти силы, и чтобы они выглянули на свет божий, встрепенулись и с могучей юной энергией начали бы новый, сознательный, вполне производительный труд, единственно верный и обильный источник и материального, и нравственного благосостояния народа...

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +