Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Педагогическая публицистика Н. X. Весселя


Сост. проф. В. Я. Струминский.
"Н. Х. Вессель. Очерки об общем образовании и системе народного образования в России"
Гос. Учебно-педагогич. изд-во, М., 1959 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с некоторыми сокращениями

Немногочисленные биографические факты жизни и деятельности Н. X. Весселя, хотя и бросают некоторый свет на содержание этой деятельности, не характеризуют ее исчерпывающе. Подойти ближе к этому содержанию возможно только через непосредственное изучение педагогических работ Н. X. Весселя. В самом общем виде литературно-педагогическая деятельность его может быть охарактеризована одним словом — публицистика. И если в бытовом употреблении этот род литературы оценивается несколько пренебрежительно, то фактически его роль в культурной жизни неоценима. Задача публициста — быстро схватывать и оценивать новые явления жизни, доводить их до общего сознания. Публицист всегда отражает очередные, положительные или отрицательные явления жизни и соответственно этому роль его всегда является значительной: он стоит на передних флангах жизненной борьбы, так или иначе освещая ее ближайшие задачи и перспективы.
Как педагог-публицист, Н. X. Вессель в своих первых произведениях очень ярко отразил исторически сложившееся различие в культурных, а следовательно, и в педагогических уровнях капиталистической Европы и феодальной России. Отсюда в его педагогической публицистике на первый план выдвинулась задача расширения культурного и педагогического кругозора у деятелей по народному образованию через внимательное изучение того, что уже добыто в этом отношении Европой. Только при условии поднятия на тот уровень, на котором уже стоит Европа, можно продуктивно работать в области отечественной педагогики. В этом отношении особенно характерна первая статья Весселя, напечатанная им в «Журнале для воспитания» (1859, № 10) под характерным заголовком «О необходимости введения народной системы образования и о предварительных для этого занятиях». В своем роде это программная статья Весселя, основные положения которой он будет развивать в своей последующей деятельности. Уже заголовок статьи, говорящий о необходимости введения народной системы образования, тем самым подчеркивает, что такой системы до сих пор не существовало в России. Статья доказывает необходимость реорганизации старой, ненародной, сословно-феодальной системы образования, игнорировавшей интересы народа. Народная система должна развивать силы народа, должна делать его способным для производительной, творческой работы. Она должна, пишет Вессель, сделать науку «нашей неотъемлемой народной собственностью, должна озарить наши народные производительные силы своим светом, должна сделаться народным достоянием». Система народного образования должна поставить своей задачей широкое умственное развитие учащихся, которое бы открыло народным массам возможность рационально заниматься производственной деятельностью, а не коснеть веками в старинных, еще далекими предками изобретенных формах хозяйства.
Как на достойный„пример для подражания в России, автор указывает на европейские государства: Германию, Францию, Англию, которые «в течение трех столетий работали над своим просвещением и выработали свои собственные системы образования, соответствующие их народному развитию». Но если спросить, что сделано в России на поприще народного образования, то ничего оригинального здесь сделано не было. «Мы, — пишет автор, — только подражали, плохо перенимали. Мы, не спросясь условий нашего народного развития и быта, не сознавая потребностей нашей народной жизни, переносили в отечество только внешние формы высших, средних и низших учебных заведений, не исследовав, не усвоив себе общих начал систем образования западных народов. По этим внешним формам, поверхностно понятым, думали мы устроить наши системы образования, учреждали университеты, лицеи, кадетские корпуса, заводили гимназии, уездные училища, приходские и сельские школы. Оттого вся система нашего образования не есть ни германская, ни французская, ни английская и менее всего русская». Говоря так, автор, однако же, вовсе не намерен был звать к перенесению в Россию европейских систем образования, как это делалось нередко и ранее. У Запада надо позаимствовать те общие начала, которые там уже выработаны и оправданы в течение веков: но применение этих начал в русской жизни должно быть оригинальным и самобытным. «Действительное применение и развитие этих общих начал необходимо должно согласоваться с потребностями народной жизни и обусловливаться ими. Каждый народ имеет свои нравы, свои обычаи, свой взгляд на жизнь, свою главную деятельность, ибо развивается в своей среде, под влиянием окружающей природы, под влиянием своих соседей и зависит в своем развитии от различных исторических событий и вообще от разных внешних обстоятельств».
Конечный вывод автора сводится к тому, что «нам нужна наука и знание родины; а чтобы приобрести то и другое, нам необходима народная русская система образования, вполне соответствующая условиям нашего развития и удовлетворяющая потребностям нашей жизни». Изучение опыта стран Европы показывает, что рациональная система образования складывается из двух главных отделов — общего и специального образования. Специальное образование должно начинаться только тогда, когда молодой человек сознал свои силы и то, к чему он способен. Это возможно только на основе общего образования, которое помогает человеку развить свои способности и осознать свои индивидуальные склонности. «Цель общего образования, по мысли автора, может быть только одна: привести учащихся к сознанию их собственных сил духа и тела, к ясному и светлому самопознанию. Только этого и можно, и должно требовать от общего образования. Если человек знает свои силы, сознает самого себя; если он чувствует, к какому делу способен, то положительно может избрать себе это дело и будет с пользой заниматься им». В задачу педагогической науки и входит разработать системы построения общего и специального образования. Чтобы построить эти системы, необходимо в первую очередь изучить основательно (а не поверхностно, как это делалось в прежнее время), теоретически и практически все, что сделано в области образования у западных европейских народов, и исследовать условия развития и потребности нашего отечества. С этой целью в разных местах своей статьи Вессель перечислял к сведению читателей иностранную литературу, которая с точки зрения 60-х годов считалась выражающей передовые достижения европейской педагогики и которая с исторической точки зрения не потеряла значения и для нашего времени. Это литература по вопросам систем народного образования, по вопросам логики, психологии, философии, собственно педагогики. Знакомство с этой литературой, хотя бы первоначальное, Вессель считал безусловно обязательным для тех лиц, которые желают работать в области народного образования более или менее продуктивно.
Программное и методологическое содержание своей первой педагогической статьи Вессель подробно разрабатывал на страницах журнала «Учитель». Как публицист-педагог, Вессель имел в виду привлечь внимание работников школы к той новой постановке вопросов педагогики в России, которая назрела к средине XIX в. И если до этого времени система народного образования в России строилась в расчете на подготовку специалистов преимущественно из привилегированных слоев населения, крестьянская же масса оставалась вне школы, то Вессель в качестве особо настоятельной задачи мыслит создание школ народных, хотя и называемых крестьянскими, но мыслимых не как узкосословные школы, а как школы общенародные. «С полной любовью, с чувством благоговения приступаем мы к изложению наших посильных мыслей об этом священном деле. В наше время, когда помещичьим крестьянам предстоит другая участь, потерпим ли мы, чтобы они оставались в прежнем невежестве, грязи и лени? Неужели не порадеем мы из всех сил наших сбросить это наследие татарщины? А чем же мы можем совершить это? Только освежением и возбуждением духовных сил народа посредством здоровой духовной пищи. Неужели же не пробудим в крестьянине светлого сознания, что он также человек? Нам нужна система народного образования, основанная на здравых началах, удовлетворяющая насущные потребности нашего простого народа».
Вот почему целый ряд статей в журнале «Учитель» Вессель посвятил подробному описанию школьных порядков, царящих в Европе. Для этой цели он воспользовался описанием педагогического путешествия по Европе, которое по предложению финляндского правительства совершил пастор Сигнеус с целью учета положительных и отрицательных сторон в устройстве европейских школ. Описывая для русских читателей путешествие Сигнеуса, Вессель часто останавливается на вопросе о причинах неудовлетворительности правительственных систем образования и видит эту причину в том, что правительство естественно не считается с потребностями народных масс, что сама система народного образования часто является только средством для правительства держать народ в темноте и тем самым закреплять за господствующими классами их преимущества. Если кое-где и организуются школы для народа, то они находятся в забросе, не имеют правильной организации, не получают хороших учителей и чаще всего находятся под ближайшим надзором духовенства. Между тем «подтверждается опытом многих стран, что священники вообще не принадлежат к счастливым педагогам. Это происходит от весьма естественной причины. Священник привык к немым слушателям, а потому и в школе легко впадает в тон проповеди и говорит сам много. Это, конечно, удобнее, нежели заставить говорить ребенка, но имеет в школе, то вредное последствие, что дети делаются тупыми, немыслящими и невнимательными, ибо то, что говорится безостановочно, для ребенка нередко только выходящий из уст ветер, под дуновением которого он может думать, о чем ему угодно». Вот почему по этим и другим причинам заводимые для народа школы как за границей, так и в России не пользуются его сочувствием: они не рассчитаны на удовлетворение его действительных потребностей. «Наши уездные и приходские училища, не говоря уже про сельские школы, — добавляет автор о русских школах, — также не приносят почти никакой пользы».
Отмечая вслед за Сигнеусом положительные и отрицательные стороны европейской жизни в области народного образования, а вслед за этим подчеркивая недостатки русской школы и поднимая вопрос о необходимости рационального устройства русской системы образования, которая бы обновила силы народа и вызвала к жизни задавленное развитие его производительных сил, автор все время направляет мысль своего читателя к выводу, что отсутствие правильно устроенной системы народного образования имеет причину в тех природных и социальных условиях, которые насильно гнетут народную мысль и держат ее десятки и сотни лет в неразвитом, угнетенном состоянии. Как отмечается им, борьба за лучшую систему народного образования неразрывно связана с борьбой за переделку сил природы и за переустройство социальных отношений, которые в совокупности создают то отсталое, неразвитое состояние, в котором сплошь и рядом пребывают народные массы. «Если, — пишет Вессель, — впечатления от окружающей природы будут постоянно скудны, однообразны, всегда одни и те же и если духовные силы человека не будут возбуждаемы и упражняемы другим каким-либо образом, то не только эти силы слабеют, но вместе с ними и организм наш грубеет, становится все более и более нечувствительным, неспособным для отправления духовной деятельности. Далеко ли может простираться духовное развитие человека, если к таким подавляющим внешним обстоятельствам присоединяется еще гнет от других людей? если еще другой человек имеет право отнимать добытое тяжким трудом в поте лица, подавляет каждое малейшее самостоятельное человеческое проявление, и если этот нравственный гнет продолжается не два-три года, а целые столетия?» Из такого рода разъяснений можно было бы делать далеко идущие выводы. Их подсказывает сам автор, делая, впрочем, в самой общей и не детализированной форме следующее заключение: «Самое простое и верное. средство в этом случае, как и везде, есть уничтожение основных причин и обстоятельств, породивших такие грустные, ненормальные явления и погрузивших целые массы народа в такое бедственное, унизительное положение». Это значит, что необходимо стать на путь преодоления как природных, так и социально-политических обстоятельств, стоящих на пути нормального развития народной системы образования.
Приведенными образцами социально-политической аргументации Весселя в пользу необходимости преобразования прежней, бюрократической, сословно-феодальной системы образования в новую, подлинно народную, по прогрессивным педагогическим принципам организованную систему исчерпывались задачи педагогической публицистики Весселя. Но его публицистические выступления не были обычной популяризацией взглядов, усвоенных извне: за ними скрывались его собственные теоретические идеи в области педагогики, которые постепенно им выяснялись и, конечно, изменялись, уточнялись и углублялись на протяжении всей второй половины XIX в. без изменения раз усвоенного основного направления, продиктованного эпохой. Выяснение этих теоретических взглядов Весселя раскроет суть его идей как теоретика педагогики.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +