Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Из опыта работы по обучению взрослых слепых


"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с небольшими сокращениями

Состояние дела обучения взрослых слепых

Организация работы и постановка обучения взрослых слепых существенным образом отличается от постановки этой работы со зрячими и наталкивается на целый ряд трудностей. Только в крупных промышленных центрах имеется реальная возможность организации специальных средних школ рабочей молодежи для слепых. Возможность получения среднего образования слепыми, проживающими в местностях, где нет крупных производств для слепых, осложнена.
Эта задача полностью может быть разрешена при условии проведения целого ряда мероприятий со стороны Министерства просвещения, Центрального правления Всероссийского общества слепых и местных отделов ВОС, направленных на улучшение и расширение работы уже существующей сети школ рабочей молодежи для слепых, а также путем изыскания новых организационных форм работы заочного и совместного обучения взрослых слепых и совместного обучения их со зрячими.
Одним из недостатков существующих специальных школ рабочей молодежи для слепых является их оторванность от органов народного образования. Лишь немногими школами для взрослых слепых непосредственно руководят городские и районные отделы народного образования. В большинстве случаев их участие сводится лишь к финансированию этой работы путем перечисления денежных средств на счет местных отделов ВОС, на которые и возлагается руководство всей общеобразовательной работой среди слепых и контроль над ней.
Это положение иногда ведет к грубому нарушению учебных планов, программ и существующей школьной документации, что, в конечном счете, тормозит развертывание работы по обучению взрослых слепых.
Даже там, где обучение взрослых слепых находится не только на бюджете, но и в ведении местных отделов народного образования, вследствие отсутствия в аппарате работников, знакомых с постановкой работы по обучению слепых и четкого руководства из центра, нередко можно встретиться с фактами этих же нарушений общеобязательных учебных планов и программ. В качестве примера можно привести исключение иностранного языка из учебного плана Архангельской неполной средней школы рабочей молодежи слепых. Это было проведено с ведома отдела народного образования и по инициативе директора школы.
Проведение этого мероприятия фактически лишает учащихся возможности продления образования после окончания семилетки. Работа по повышению квалификации учителей и оказанию им методической помощи, проводимая Министерством просвещения совместно с центральным правлением ВОС путем периодически организуемых семинаров и краткосрочных курсов, полностью не оправдывает своего назначения вследствие разнородности состава слушателей и их недостаточного общеобразовательного уровня подготовки. Так. на проводимых в Ленинграде в июле — августе 1951 г. курсах для преподавателей школ взрослых слепых Архангельской, Кировской, Вологодской, Ленинградской, Молотовской, Мурманской областей и Коми АССР большая часть курсантов имела незаконченное семилетнее образование. Это в значительной мере объясняет тот факт, что во всех указанных областях, за исключением Архангельской, вся работа по обучению взрослых слепых ограничивается обучением чтению и письму рельефа.
Оторванность школ взрослых слепых от руководства со стороны местных отделов народного образования и подмена этого руководства руководством местных отделов ВОС, из-за невозможности выделения штатных административных и технических единиц и вследствие незначительного контингента учащихся, может быть устранена путем организации отдельных классов для слепых при существующих школах рабочей и сельской молодежи для зрячих. На основе этого принципа разрешен организационный вопрос по обучению взрослых слепых в гор. Борисове, Могилевской области БССР.
Попытки организации в некоторых областях заочного обучения чтению и письму рельефа, а также обучения по программам отдельных классов неполной средней школы носят местный характер, в пределах одной области и лишены центрального руководства, не имеют стабильных заданий и целиком предоставлены на усмотрение местных работников.
В то же время организация заочного обучения чтению и письму как рельефа, так и по программе семилетней школы является назревшим вопросом, который все еще нуждается в разрешении.
Задача организации заочного обучения слепых может быть разрешена на базе использования опыта уже имеющихся стационарных школ рабочей молодежи слепых, а также опыта постановки заочного обучения зрячих. Эта работа может быть организована в масштабе нескольких областей и требует единого и систематического руководства. Постановление Совета Министров РСФСР от 17 января 1953 г. № 42 направлено на устранение этих и других недостатков.

Основные сведения о Ленинградской средней школе взрослых слепых

Начало обучения взрослых слепых по программе средней школы положено Ленинградской городской средней школой рабочей молодежи слепых.
За 19 лет существования школа переменила несколько названий: до 1941 г.— школа взрослых слепых; с осени 1941 г.— школа спецконтингента (во время ленинградской блокады); с 1943 г. по 1946 г.— школа для военноослепших и с 1946 г.— средняя школа рабочей молодежи слепых.
С 1941 г. по 1944 г. работа школы была ограничена обучением военноослепших, находящихся на излечении в ленинградских госпиталях. Но уже с 1944/45 уч. г. организована стационарная средняя школа слепых.
В 1945 г. состоялся первый выпуск окончивших среднюю школу. Всего с аттестатами зрелости окончили 27 человек. Трое окончили с медалями: один с золотой и двое с серебряными.
Из числа окончивших 21 чел. поступил в высшие учебные заведения, 10 чел. поступили на исторический, 3 чел. на философский, 3 на математический, 2 чел. на политико-экономический, 1 чел. на юридический, 1 чел. на дефектологический и 1 чел. на литературный. 16 чел. поступило в университет, 4 чел. в Педагогический институт, 1 чел. в Учительский институт. 7 чел. уже окончило высшие учебные заведения, из них трое поступили в аспирантуру, остальные трудоустроены и работают по специальности: две — преподавателями математики в средней школе, один — преподаватель политэкономии, и один работает в системе Министерства юстиции.
Средняя успеваемость окончивших школу во время прохождения курсов высших учебных заведений — выше четырех баллов.

Работа Ленинградской средней школы взрослых слепых по обучению их чтению и письму рельефа

Параллельно с работой по обучению слепых по программе начальной -и средней школы, проводится работа по обучению слепых чтению и письму рельефа. Помимо группового обучения чтению и письму рельефа в школе и при территориальных первичных организациях B0C, в цехах предприятий Ленгоротдела ВОС, эта работа проводится также в лечебных учреждениях и на дому у учащихся.
Опыт показал, что наличие дополнительной инвалидности (полная потеря слуха, повреждение рук, отсутствие кисти рук) не препятствует обучению чтению и письму рельефа. Среди обученных за послевоенные годы имеется значительное количество слепых с тяжелым повреждением рук. При норме чтения 600 букв и письма 60 букв в минуту они дают неплохие показатели. Так, например, Пятов, имеющий только один большой палец на правой руке, читает свыше 400 знаков в минуту, при хорошей технике письма. Филатов С. пишет и читает с помощью одного мизинца; Матвеев Л. читает вслух 230 знаков в минуту, читает про себя 250 знаков в минуту, пишет 30 знаков в минуту. Кроме полной потери зрения, у Матвеева отсутствуют кисти обеих рук, в связи с чем он читает с помощью верхней губы. В школе он обучается 5-й год и в текущем году заканчивает X класс. После операции Крукенберга правой руки, с помощью специального грифеля Матвеев Л. выполняет все письменные работы, производит математическую запись наравне со всеми учащимися и нисколько не задерживает класс во время письменных работ.
В том же положении находится учащийся VI класса, инвалид Отечественной войны С. С. Конощеков, который также овладел чтением и письмам рельефа. Юлиус Сирусас с полной потерей зрения и слуха и одной руки не только вполне усвоил чтение и письмо рельефа, но в настоящее время работает и перевыполняет норму в системе Леноблотдела ВОС.
В качестве печатного пособия при обучении чтению рельефа используется букварь Белорукова и Редозубова. Это пособие имеет ряд существенных недостатков: расположение букв в алфавитном порядке, одновременное сообщение учащимся после первых трех букв цифровых обозначений и знаков препинания усложняет усвоение учащимися букв и знаков.
Общепринятая система арифметической записи слепых подменена воспроизведенной рельефом арифметической записью плоского шрифта; использование предложений, смысл которых зависит от знаков внутри него, при занятиях с малограмотными учащимися ведет к смешению знаков препинания; наличие на первых 29 страницах обозначений плоским шрифтом побуждает учащихся читать текслг с помощью зрения.
Материал для упражнения в чтении сообщенных учащимся знаков, даваемых в виде связных предложений, хотя и желателен, но гораздо важнее, после сообщения каждого нового знака, дать его во всех возможных сочетаниях с уже известными учащимся знаками, что можно сделать только на отдельных словах, как это дано в букваре проф. Б. И. Коваленко.
Нуждаются в пересмотре также и учебные планы по обучению чтению и письму рельефа, разработанные Центральным правлением Общества слепых, по которым отводится 91 час как при групповом, так и при индивидуальном обучении.
По учебному плану ЦП ВОС из 91 часа отводится: 1) на вступительную беседу — 1 час; 2) изучение шеститочия — 4 часа; 3) понятие о системе Брайля — 2 часа; 4) прохождение алфавита — 20 час; 5) письмо — 20 час; 6) знаки препинания — 2 часа; 7) чтение статей послебукварной части — 5 час; 8) списывание с книги — 4 часа; 9) знакомство со знаками курсива, параграфа, большой буквы, звездочки — 1 час; 10) римские цифры — 1 час. Всего на чтение и письмо литературного текста — 60 час.
На письмо и чтение арифметического текста дается 21 час. 10 час. отведено на знакомство с рельефной географической картой.
Характерной особенностью оставшегося контингента необученных чтению и письму рельефа является недостаточный общеобразовательный уровень, часто сниженное осязание и предубеждение против занятий по обучению чтению и письму рельефа. Привлечение и обучение этого контингента связано с большими трудностями и требует большой настойчивости и терпения со стороны преподавателя.
Навык чтения таких учащихся гораздо хуже, чем навык письма. Практика работы с учащимися, работающими на производстве, показала необходимость уделения самого серьезного внимания развитию навыка чтения рельефа.
При условии почти полного отсутствия самостоятельной работы учащихся, необходимо как можно больше времени уделять развитию навыков чтения на уроке. Учитывая эти обстоятельства и практические показатели обучения чтению и письму, в текущем учебном году пересмотрен принцип параллельного обучения чтению и письму грамотных взрослых слепых. Проведен опыт раздельного обучения сначала чтению, а затем письму, а также пересмотрен учебный план обучения чтению и письму рельефа.
Обязательный при работе с детьми и обучении неграмотных принцип параллельного обучения чтению и письму на практике при работе со взрослыми часто затягивает срок обучения, осложняет и снижает качество обучения. Введение отдельного обучения позволило выделить на развитие навыка чтения то время, которое ранее отводилось на письмо. Это ускорило и облегчило прохождение знаков рельефа, улучшив навык чтения к концу обучения. Приобретение учащимися хотя бы самого незначительного навыка чтения повышает у них интерес к занятиям и убеждает в возможности дальнейшего развития этого навыка.
Занятия проводились по следующему плану, рассчитанному на 18 занятий по 2 часа каждое, всего 36 час.
1-е занятие: щеститочие, нумерация точек, проверка осязания, принцип системы рельефного шрифта, прибор, грифель, принцип рельефного письма, первые три буквы алфавита. Пособия: букварь, прибор, грифель, колодка с подвижным шеститочием.
2—7-е занятия: алфавит, знаки препинания, цифры (параллельно), пособие: букварь Белорукова.
8—11-е занятия: 1-й час — чтение послебукварного текста; 2-й час - запись под руководством преподавателя знакомого учащемуся стихотворного текста.
12—18-е занятия: 1-й час — чтение послебукварного текста или книги Шоева «Страна любимая».
2-й час — математическая запись:
а) запись примеров на все 4 действия и римские цифры;
б) дроби простые, десятичные и смешанные, процент, градус;
в) оложение, вычитание столбиком;
г) умножение столбиком;
д) деление столбиком;
е) запись примеров со скобками;
ж) закрепление.
Примечание. Знак большой буквы, ударение, курсив, даются в 8—11-м занятиях при чтении текста.
После 11 занятий учащемуся дается домашнее задание по списыванию с книги или запись знакомого текста.
Отсутствие стабильных форм документации работы по обучению чтению и письму редьефа поставило перед учебной частью вопрос о выработке собственных форм учета и документации этой работы.
Состояние работы по обучению чтению и письму рельефа, данные текущей успеваемости обсуждаются на ежемесячных педагогических советах преподавателей чтения и письма рельефа.
Помимо этих вопросов, на педагогических советах заслушиваются отчеты преподавателей, пересматриваются и обсуждаются изменения учебных планов и методов преподавания, планируется работа на ближайший месяц, обсуждаются данные контрольной проверки.
При проведении, работы по обучению чтению и письму рельефа поддерживается контакт с местными отделами ВОС. Совместно с отделом ВОС организуется работа по выявлению членов ВОС, не владеющих чтением и письмом рельефа, и привлечение их к обучению.
С целью поднятия интереса среди учащихся проводятся конкурсы по скорости чтения вновь обученных. Так, в конце декабря 1951 г. был проведен конкурс для окончивших занятия в последнем квартале 1951 г.
Условия и время проведения конкурса были заблаговременно сообщены учащимся. В процессе подготовки к конкурсу, два раза была проведена проверка навыка чтения всех обучающихся. Все допущенные к конкурсу показали скорость чтения от 56 до 120 знаков в минуту. 10 участников конкурса премированы.
Необходимо отметить, что все участники конкурса занимаются физическим трудом.

Работа Ленинградской средней школы взрослых слепых по общеобразовательным предметам и созданию условий, благоприятствующих обучению

При организации работы по обучению взрослых слепых по программам начальной, неполной средней и средней школы слепых необходимо уделять особое внимание вопросу трудоустройства учащихся и выработке школьного режима, согласованного с условиями работы учащихся на производстве.
Учащиеся должны быть обеспечены работой, не отражающейся на осязании и остаточном зрении. Лучше всего надомная работа. Среди имеющихся надомных видов работы наиболее подходящими являются следующие: плетение провизионных сумок, а также сумок из шнура, изготовление платяных крючков, наборка зубных щеток, нарезка гаек диаметром от 3 до 6 мм и т. д. При направлении на работу учитываются индивидуальные данные учащихся.
Трудоустройство учащихся на надомной работе позволяет организовать школьные занятия в утреннюю смену, что особенно важно для учащихся старших классов (VIII и X классы). Учащиеся утренней смены занимаются 3 раза в неделю, вместо 4 учебных дней в неделю, при занятиях в вечернюю смену.
По согласованию с Ленгоротделом ВОС, учащиеся школы, работающие в цехах, имеют сокращенную рабочую неделю; учащиеся восьмых — десятых классов — на 8 часов, учащиеся VII класса — на 6 часов, и учащиеся остальных классов — на 4 часа. Потеря учащимися заработка, в связи с сокращением рабочего времени, возмещается за счет учебно-производственных предприятий Ленгоротдела ВОС.
В основе учебного плана школы рабочей молодежи слепых лежит сетка часов школ рабочей молодежи зрячих.
Часы, отведенные на черчение в седьмых и восьмых классах, используются на математику, а в IX классе — на математику и литературу. В ленинградской средней школе взрослых слепых имеются III—X классы. Работа в этих классах проводится по программам массовой школы.
Вследствие недостаточности навыка чтения и письма у большинства вновь поступающих в школу, а также необходимость восстановления знаний учащихся, утраченных в связи с перерывом в учении, в 1951/52 уч. г. при школе организовано два подготовительных класса: один подготовительный класс рассчитан на имеющих семилетнее образование и ставит перед собой цель подготовить учащихся к поступлению в VIII класс; второй подготовительный класс рассчитан на окончивших 9 классов и ставит цель подготовить к поступлению в X класс. Подготовительные классы занимаются по два раза в неделю, имея 10 недельных часов: 4 часа отводится занятиям по русскому языку, 3 часа на математику и 3 часа на немецкий язык.
План работы подготовительных групп на 1952/53 уч. г. пересмотрен на основе учета работы. При наличии контингента целесообразна организация подготовительных групп по подготовке также и в другие классы.
Во время экзаменов учащиеся VII—X классов, согласно постановлению, получают дополнительный отпуск с сохранением заработка. Учащиеся остальных классов, работающие на предприятиях Ленгоротдела ВОС, также обеспечиваются дополнительным отпуском на время экзаменов от 6 до 12 дней по согласованию с Ленгоротделом ВОС.
Наиболее успевающие ежемесячно, получают определенную сумму на покрытие расходов, связанных с обучением (оплата чтеца, разъезды и т. д.). Средства на оказание материальной помощи учащимся в сумме 15 000 рублей в год предоставляются Ленгоротделом ВОС.
Постановление Совета Министров РСФСР от 17 января 1953 г. за № 42 «О мероприятиях по улучшению культурно-бытового обслуживания слепых» открывает широкие перспективы значительного расширения и улучшения всей постановки обучения взрослых слепых.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +