Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Из опыта работы со слепыми-заочниками Смоленской области по обучению их чтению и письму рельефа


"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с небольшими сокращениями

1. Введение

На основании постановления Министерства просвещения и указания Центрального правления Всероссийского общества слепых о ликвидации неграмотности взрослых слепых к 1953 г., Смоленский областной отдел Всероссийского общества слепых, в целях разрешения этой задачи, усилил работу по заочному обучению слепых чтению и письму рельефа. Опыт ряда лет показал, что путем заочного обучения можно разрешить вопрос ликвидации неграмотности в отношении чтения и письма рельефа среди слепых в городе и на селе. Большинство слепых, не владеющих чтением и письмом рельефа, проживают в сельской местности. Для многих из них заочное обучение чтению и письму рельефа является единственной возможностью усвоить эти навыки. В сельской местности заочное обучение должно стать основным.

2. Педагоги. Набор учащихся и комплектование групп заочной школы

Слепые преподаватели-консультанты вполне успешно обеспечивают работу заочной школы. Необходим зрячий секретарь-библиотекарь. Со слепыми, проживающими в сельской местности и не владеющими чтением и письмом рельефа, организационная работа проводится путем установления письменной связи. Сообщается о существовании заочной школы, ведется пропагандистская работа о необходимости овладения чтением и письмом рельефа и указываются условия приема в заочную школу. Образец такого письма дан в приложении 1. Учащийся должен подать заявление о зачислении его заочником, заполнить анкету для представления следующих сведений о себе: фамилия, имя, отчество, год рождения, общая грамотность, специальность, точный адрес. Образец заявления, который нужно посылать вместе с письмом, дан в приложении 2. Приславшие заявление и требуемые сведения зачисляются в заочную школу.
Сроки приема не устанавливаются. Набор учащихся может производиться на протяжении всего учебного года, так как это не будет очень мешать. Здесь обучение индивидуальное. Возможность зачисления в течение учебного года обеспечит больший охват заочным обучением. В основном же комплектование нужно производить летом (июль — август).
При комплектовании группы следует учитывать общую грамотность. В первую группу должны войти неграмотные, во вторую — бывшие грамотными до потери зрения. Такое комплектование необходимо для правильного ведения учебного процесса по заочному обучению.

3. Учебный план первой группы заочников

Программный материал проходится за десять месяцев (1 сентября — 30 июня). Программа в стационарных группах рассчитана на 96 учебных часов, а для заочников количество учебных часов увеличивается до 150, так как заочник не обучается непосредственно с преподавателем, и много идет времени на переписку. Распределение этих учебных часов по предметам: чтение — 70 час, письмо — 50 час. и арифметика — 30 час. Помесячно имеется на чтение 7 час. письмо — 5 час, арифметику — 3 часа.

4. Распределение программного материала первой группы заочников

Чтение.
Первый месяц, а) Система Брайля и предложенное им шеститочие. Номера точек при чтении; б) хранение книг и обращение с ними. Использование рук при чтении и положение книги по отношению к читающему; в) прочитать по букварю слова и предложения на буквы а, у, м, п, л, с, х до буквы о.
Контрольная. Название какого насекомого дано в прочитанных вами словах? Какое последнее слово перед буквой о. Запишите и пришлите эти слова. Сколько букв в словах: лапа, ус, пух?
Второй месяц. Чтение по букварю слов и предложений с буквами о, к, ш, и, г, н, б, р, д, ы, т до е.
Контрольная. Какую точку нужно прибавить к букве с, чтобы получить букву ы? Какие точки нужно приписать к букве и, чтобы получить букву ы? Составьте три слова из следующих букв: р, с, и. || о, ы, с. || ы, а, р, м.
Третий месяц. Чтение по букварю слов и предложений с буквами: е, в, ж, з, щ, ф, ц, ч, е, я.
Контрольная. Ответьте на следующие вопросы при чтении нового материала: Кто пас корову? Кого гнать из сада? Какой рыбы наловил Иван? У кого новые туфли? Кто дергал лен? Где растут цветы?
Четвертый месяц. Чтение с буквами: ь, ю, э, й, ъ.
Контрольная. Прислать ответы на загадки, помещенные в букваре, ответить, на каких страницах вы их прочитали.
Пятый месяц. Связный пересказ. Читать книгу Шоева «Да здравствует жизнь», «Родную речь» для IV класса.
Контрольная. Напишите изложение содержания своими словами прочитанного вами стихотворения.
Шестой месяц. Работа над оглавлением книги.
Контрольная. Переписать оглавление книги и пометить страницы.
Седьмой месяц. Повторение пройденного материала.
Контрольная. Напишите, какой рассказ вам понравился из прочитанной, книги и почему.
Восьмой месяц. Переход к построчному чтению.
Контрольная. Списать отрывок из рассказа Шоева «Учитель».
Девятый месяц. Работа с текущей литературой — журнал «Жизнь слепых». Подписаться на журнал «Жизнь слепых».
Контрольная. Напишите, что вы прочитали в журнале о жизни и работе слепых в №....
Десятый месяц. Проверка скорости чтения.
Контрольная. Напишите, за сколько минут вы прочитали страницу из ........
Письмо
Первый месяц, а) Прибор и грифель для письма. Нумерация точек при письме; б) хранение прибора и грифеля; обращение с ними. Использование рук при письме и положение прибора по отношению к пишущему; в) предложение, слово, слог, буква; как при письме отделить одно слово от другого. Контрольная. Написать шеститочие через строчку и через клетку. Составить из прочитанных букв а, у, м, п, л, с, х слова: лапа, ум, сам, пух.
Второй месяц, а) Знаки препинания, точка в конце предложения и запятая между словами, восклицательный знак. Знаки препинания пишутся в нижней части клетки, и это отличает их от букв, которые пишутся в верхней части клетки или во всей клетке; б) понятие о слоге.
Контрольная. Напишите два первых предложения из вашего букваря, после которых стоит точка. Найдите в букваре и запишите первые слова, после которых стоят запятые. Найдите первое предложение с восклицательным знаком и ответьте, на какой оно странице. Из скольких слогов состоят следующие слова: хата, Наташа, Тамара? На какой странице они написаны в вашем букваре?
Третий месяц. Употребление знака вопроса, значение тире.
Контрольная. Спишите с букваря по одной первой строчке на вновь пройденные буквы. Составьте слово из знакомых букв.
Четвертый месяц, а) мягкий знак в конце и в середине слова; б) двойные согласные (касса, Анна и т. д.).
Контрольная. Напишите по одной первой строчке из вновь изученных вами букв. Найдите в букваре на 58-й странице рассказ «Отец и сыновья» и спишите его.
Пятый месяц. Употребление скобок, кавычек, звездочки.
Контрольная. Дать диктант с употреблением указанных в теме знаков препинания.
Шестой месяц. Правописание гласных после шипящих: ши, жи, ча, ща, чу, шу.
Контрольная. Выписать слова из тех страниц, которые вы будете читать по книге «Да здравствует жизнь», на указанные в задании правила.
Седьмой месяц. Слова с непроизносимыми согласными (солнце, праздник и т. д.).
Контрольная. Дать проверочный диктант.
Восьмой месяц. Знаки параграфов, большой буквы и курсива. Изложение рассказа по плану.
Контрольная. Работа на эти знаки. Изложите присланный вам рассказ своими словами и ответьте на поставленные вопросы.
Девятый месяц. Деловая корреспонденция.
Контрольная. Напишите, подписались ли вы на журнал «Жизнь слепых», если нет, то почему. Написать заявление, доверенность и заметку в стенную газету по присланным образцам.
Десятый месяц. Повторение пройденного. Проверка скорости письма. Ознакомление с письмом плоским шрифтом печатными буквами; с этой целью выслать выпуклый алфавит.
Контрольная. Диктант на весь пройденный материал. Придумайте сами примеры и запишите их по следующему материалу: где поставить точку, знак восклицательный, знак вопроса. Запишите слова, в которых будет употреблен мягкий знак. Напишите слова с двойными согласными и такие слова, где встречаются шипящие буквы: жи, ши, ча, ща, чу, щу. Сообщите, во сколько минут вы написали полную страницу письменного прибора присланных вам предложений.
Арифметика
Первый месяц. Как пишутся цифры рельефом? Цифровой знак, письменная нумерация в пределах сотни.
Контрольная. Написать числа по порядку до 10 и круглыми десятками до сотни.
Второй месяц. Сложение и вычитание в пределах сотни в строчку, знаки арифметических действий.
Контрольная. Решить присланные примеры.
Третий месяц. Сложение и вычитание в столбик в пределах первой тысячи.
Контрольная. Решить присланные примеры.
Четвертый месяц. Умножение трехзначных чисел на однозначные. Деление трехзначных на однозначные.
Контрольная. Решить присланные примеры.
Пятый месяц. Умножение трехзначных на двузначные. Деление трехзначных на двузначные.
Контрольная. Решить присланные примеры.
Шестой месяц. Нахождение половины и четверти данного числа.
Контрольная. Решение присланных задач.
Седьмой месяц. Римские цифры в пределе сотни.
Контрольная. Запишите присланные вам числа римскими цифрами.
Восьмой месяц. Математические скобки. Примеры на круглые и квадратные скобки.
Контрольная. Работа на эти знаки.
Девятый месяц. Дать простейшие понятия о простых дробях.
Контрольная. Запись простых дробей.
Десятый месяц. Простейшие понятия о десятичных дробях и процентах.
Контрольная. Решить присланные примеры на весь пройденный материал.

5. Учебный план второй группы заочников

Во второй группе срок обучения шесть месяцев (сентябрь—февраль). Количество годовых часов — 144, месячных — 24.
Распределение учебных часов по предметам: чтение — 84, письмо — 42, арифметика — 18. Помесячно: чтение — 14, письмо — 7, арифметика — 3.

6. Распределение программного материала второй группы заочников

Чтение
Первый месяц, а) Система Брайля и предложенное им шеститочие. Нумерация точек при чтении; б) хранение книг и обращение с ними. Использование рук при чтении и положение книги по отношению к читающему; в) чтение по букварю до буквы ы с освоением знаков препинания.
Контрольная. На какой странице букваря вам встретилась первая фраза, в конце которой стоит точка? Запишите эту фразу и две последующие. Запишите первую фразу, где найдете запятую и фразу со знаком восклицательным, ответьте, на каких страницах расположены эти фразы. Напишите, под каким заголовком вам встретилось тире. Составьте самостоятельно несколько предложений из пройденных вами букв.
Второй месяц. Чтение букваря до конца.
Контрольная. Написать первую фразу со знаком вопроса, дать ответы на загадки, помещенные в букваре, ответить, на каких страницах вы их прочитали.
Третий месяц. Переход к построчному чтению. Литература «Родная речь» для IV класса или книга Шоева «Родина любимая».
Контрольная. Переписать оглавление книги и пометить страницы, на которых расположены заголовки.
Четвертый месяц. Работа с текущей литературой. Читать журнал «Жизнь слепых» и выяснить условия подписки на него.
Контрольная. Напишите, что вам понравилось из данного номера журнала. Ответьте на следующие вопросы: .... ........
Что в журнале для вас было неясно?
Пятый месяц. Дать небольшое художественное произведение я разобрать его с учетом возраста и образования учащегося.
Шестой месяц. Чтение книг библиотеки-передвижки с консультационной работой среди учащихся.
Проверки скорости чтения.
Контрольная. Ответить на присланные контрольные вопросы о прочитанной книге. Напишите, за сколько минут вы прочитаете страницу из.........
Письмо
Первый месяц, а) Прибор и грифель для письма. Нумерация точек при письме; б) хранение прибора и грифеля, обращение с ними; использование рук при письме и положение прибора по отношению к пишущему; в) усвоить пройденные буквы до буквы ы и знаки препинания попутно с чтением по букварю.
Контрольная. Написать страничку шеститочия через клетку и через строчку. Написать все пройденные буквы и знаки препинания в том порядке, как они идут при чтении букваря. Составить самостоятельные предложения из знакомых букв. Ставить между ними точку.
Второй месяц. Дать небольшой диктант. Чистописание.
Контрольная. Написать через клетку и через строчку весь алфавит. Самостоятельно списать рассказ из букваря «Отец и сыновья» и ответить, на какой странице помещен этот рассказ.
Третий месяц. Пунктуация. Дать диктант плоским шрифтом с целью усвоения знаков препинания. Списывание.
Контрольная. Напишите диктант рельефом, данный вам плоским шрифтом.
Четвертый месяц. Самостоятельное списывание из «Родной речи».
Контрольное задание. Списать басни Крылова «Ворона и Лисица», «Кукушка и Петух».
Пятый месяц. Деловая корреспонденция.
Контрольная, Напишите заявление, доверенность, заметку в стенгазету по присланному образцу. Напишите, подписались ли вы на журнал «Жизнь слепых», если нет, то почему.
Шестой месяц. Повторение пройденного, проверка скорости письма. Для занимающихся музыкой или пением простейшее ознакомление с нотописью.
Контрольная. Диктант на весь пройденный материал. Сочинение на заданную тему. Сообщите, во сколько минут вы написали полную страницу письменного прибора присланных вам предложений. Для занимающихся музыкой или пением — нотный диктант. Разъяснить, как приготовить транспарант для письма скорописью.
Арифметика
Первый месяц. Как пишутся рельефом цифры. Значение цифрового знака. Письменная нумерация в пределе тысячи. Нумерация страниц в букваре, чтение цифр грифелем в приборе.
Контрольная. Написать числа по порядку до 10, круглыми десятками до 100 и сотнями до 1 000. Записать год вашего рождения.
Второй месяц. Знаки арифметических действий. Как производить запись действий в строчку.
Контрольная. Решить присланные примеры в строчку на все четыре действия.
Третий месяц. Решение примеров на все четыре действия в столбик. Римские цифры.
Контрольная. Решить присланные примеры в столбик на все четыре действия. Перевести арабские цифры на римские в данных вам примерах.
Четвертый месяц. Математические скобки.
Контрольная. Решение примеров на круглые, квадратные и фигурные скобки.
Пятый месяц. Запись простых дробей.
Контрольная. Написать присланные примеры с простыми дробями.
Шестой месяц. Запись десятичных дробей. Знаков процентов, градуса.
Контрольная. Повторение пройденного материала. Написать примеры с десятичными дробями и процентами.

7. Конференции, задания и контрольные работы

В начале обучения, т. е. в сентябре, проводится первая конференция с заочниками, чтобы дать им соответствующие установки, познакомить с постановкой учебного процесса, показать, как нужно обращаться с учебными пособиями, и объяснить, в чем особенности учебных пособий для слепых. Вторая конференция организуется в феврале, по истечении срока обучения второй группы. Цель второй конференции — подведение итогов и выпуск учащихся. Если же заочник не справился с программой, то на второй конференции дается консультация по слабо усвоенным разделам. Третья конференция проводится в июне с целью выпуска учащихся первой группы. В месяц заочник получает одно задание по трем предметам: чтению, письму и арифметике. Чтение в задании ставится первым, так как заочник должен сначала познакомиться с тем, что напечатано в букваре, и уже после этого писать, зная то, что у него должно получаться при письме. В задание включается программный материал на данный месяц по перечисленным выше предметам. Вместе с заданиями отправляют: диктанты, материалы для списывания; арифметические примеры, написанные шрифтом зрячих, или в словесном изложении рельефом, и задачи.
К некоторым заданиям прилагают образцы выполненных работ, лишь несколько отличающихся по содержанию — заявления, доверенности, записи примеров, письменное решение задач и т. п. Когда это требуется, вместе с заданием даются дополнительные сведения и листовки. Первая половина заданий и приложений к ним дается шрифтом зрячих, а вторая половина — рельефным шрифтом.
В заданиях указываются сроки выполнения контрольных работ. Точный график отправки заданий сохранить трудно в связи с расхождением указанного срока выполнения контрольных работ и фактической даты выполнения. Однако нарушения графика бывают незначительными. Учебный материал дается в начале месяца, и, в порядке поступления контрольных работ от учащихся, ведется учет и проверка знаний. Выполняемые контрольные работы различаются в зависимости от индивидуальных своеобразий ученика. В приложениях 4 и 5 даются примеры типичных контрольных работ и страница журнала по учету успеваемости. Такая страница заводится на каждого ученика отдельно.

8. Учебные пособия и библиотека-передвижка

На первом этапе обучения каждого заочника следует обеспечить букварем двойного шрифта, письменным прибором, грифелем и специальной бумагой, а неграмотным нужно высылать и разрезную азбуку. Обязательно также обеспечить методическими указаниями по обучению чтению и письму слепых, которые будут необходимы заочникам и зрячим, помогающим слепым изучать чтение и письмо рельефа. Чтобы заочник знал, какие перед ним стоят задачи, нужно обеспечить его учебным планом и программой. На втором этапе обучения высылается послебукварная книга, художественная и текущая литература.
В заочной школе должна быть библиотека-передвижка, в которой следует сосредоточить все учебные пособия и литературу. Книги этой библиотеки не должны смешиваться с книгами городских и других библиотек. Через библиотеку ведется вся переписка с учащимися. Чтобы обслужить контингент учащихся, при передвижке должно быть два работника: преподаватель-консультант заочного обучения и секретарь-библиотекарь.
Если количество учащихся будет свыше 50 человек, нужны два преподавателя-консультанта. Преподаватель должен проводить консультационную работу и со зрячими, помогающими слепым заочникам.
Делопроизводство несложно. Имеется два журнала — входящий и исходящий.
В дело переписки, за исключением выделенного в особые дела, помещаются все полученные и копии посланных бумаг. Имеются отдельные личный дела. Обязательно иметь дело с копиями заданий и дела с контрольными работами по группам. Последние подкладываютс» с разбивкой по группам и ученикам. Кроме того, имеются журнал учета успеваемости по группам и с отдельными страницами на каждого ученика и протоколов — экзаменов и актов о выпускниках. Формы протоколов и актов приведены в приложениях 6 и 7. Ведется картотека.

9. Выпускники и их дальнейшее обучение

Заочная школа помогает учебными пособиями и дает консультации бывшим заочникам, которые овладели чтением и письмом рельефа, продолжают свое образование на общих основаниях. Заочники первой группы могут поступить в нормальную школу во второй класс. Заочники второй группы по окончании срока обучения могут учиться в том классе или другом учебном заведении, в которых они обучались до потери зрения.

10. Заключение

У нас работа проводилась по букварю Соловьевой и Успенской. Если нет этого букваря, то следует использовать материалы по заочному обучению, помещенные в сборнике статей и методических документов «В помощь учителям школ взрослых слепых». Там программный материал дан по букварю Белорукова и Редозубова.
В предлагаемой статье изложен опыт и даны материалы заочного обучения слепых Смоленской области чтению и письму рельефа. Ввиду новизны дела, приходилось самим намечать содержание, методы, приемы и организационные формы этого дела. Оно проводилось и в некоторых других местах творчески работавшими учителями.
По постановлению Совета Министров РСФСР от 17 января 1953 г. «О мероприятиях культурно-бытового обслуживания слепых», в 1953 г. в Москве, Ленинграде и Куйбышеве открыты межобластные заочные средние школы слепых. Работа, описанная в этой статье, является подготовкой для поступления в эти школы, так как они имеют V—X классы. Желательно в возможно скором времени в печати ознакомить тифлопедагогов со структурой, учебными планами, программами, методами и организационными формами работы в этих вновь организованных школах. Для улучшения заочного обучения слепых чтению и письму рельефа своевременно взаимно обменяться опытом, чему, как мы предполагаем, и должна служить наша статья.

МАТЕРИАЛЫ И ДОКУМЕНТЫ ПО ЗАОЧНОМУ ОБУЧЕНИЮ ВЗРОСЛЫХ СЛЕПЫХ ЧТЕНИЮ И ПИСЬМУ РЕЛЬЕФА

Письмо по вовлечению в заочное обучение

Каждый гражданин нашей Родины знает, что без трудового подъема и культурного роста трудящихся нельзя построить коммунистическое общество. Только на основе передовой науки и высокой техники, на основе упорной работы на трудовом и культурном фронте каждого гражданина Советского Союза в отдельности и всех трудящихся нашей страны, мы успешно разрешим поставленную перед нами задачу: построение коммунистического общества. Люди, потерявшие зрение, имеют право по нашей Конституции, так же как и все трудящиеся, на труд, образование и должны по мере своих возможностей принимать участие в трудовой кипучей жизни нашей Родины, не отставая от зрячих.
Смоленский областной отдел Всероссийского общества слепых сообщает вам о том, что при этом отделе организована школа по заочному обучению взрослых слепых чтению и письму рельефа. Нам известно, что вы не обучены этому специальному шрифту и остаетесь неграмотными и можете остаться вне общественной и вне трудовой жизни. Советуем вам включиться в учебу, это даст возможность стать на твердую трудовую дорогу и приблизит вас к нашему Обществу, которое, путем письменной связи с вами, учтет ваши нужды, наклонности и способности и, по мере возможности, направит вашу жизнь в нужное трудовое русло, откликнется на ваши запросы.
Для зачисления учеником по заочному обучению вам нужно написать заявление, в котором изъявить ваше желание к учебе. Вам необходимо также дать о себе сведения по следующим вопросам: точный адрес, год рождения, сколько окончили классов до потери зрения и какую специальность имели и чем занимаетесь в данный момент. При получении вышеуказанных сведений вы будете зачислены в школу по заочному обучению, получите все необходимые учебные пособия и указания преподавателя, как приступить к изучению письма и чтения рельефа.
Ответить на данное письмо нужно по адресу..........
Преподаватель школы по заочному обучению Григорьева

Образец заявления о зачислении на заочное обучение

В Смоленский областной отдел Всероссийского общества слепых от гр-ки А.......й П.
Заявление
Прошу Смоленский отдел ВОС принять меня в школу взрослых слепых, так как я хочу учиться. Я — 1930 г. рождения. Окончила 4 класса в 1944 г. при Ильинской начальной школе; чтению и письму рельефа не обучалась. Работала в колхозе, теперь не работаю.
Дата. Подпись.

Объяснительный материал к заданию № 1

Сообщаются основные сведения об азбуке слепых и обучении их грамоте. Азбуку для слепых изобрел Луи Брайль в 1829 г. О нем вы будете подробно читать в вашем букваре. Буквы слепых составляются из выпуклых или, как говорят, из рельефных точек. Учитель, комсомолец, брат, сестра, сосед или просто знакомый могут оказать вам неоценимую услугу в обучении чтению и письму рельефа.
Берегите пальцы от ожогов, ранений и прочего. Ведь пальцы заменят вам глаза. Учиться читать и писать нужно почти так же, как обучаются зрячие. Разница только в том, что зрячий буквы видит, а вы чувствуете буквы пальцами. Ваша азбука состоит из выпуклых точек, откройте последнюю страницу букваря. Здесь написана эта азбука и подписана по-зрячему. Зрячий товарищ покажет вам все буквы и цифры. Пока вы должны усвоить только то, что шеститочие — это основа азбуки слепых. Для букв и цифр слепых берутся только некоторые из этих точек, а другие пропускаются. Это нужно хорошо понять на тех буквах, которые нужно пройти, выполняя первое задание.

Чтение.

Читать нужно обеими руками, концами указательных пальцев. Когда указательные пальцы отсутствуют или повреждены, их заменяют другими. Первую половину строчки читают левой рукой, а вторую с начала слова — правой.
Буквы, которые указаны для усвоения в первом задании, в букваре идут в таком порядке: а, у, м, п, л, с, х. Будете читать до буквы о. Для справки зрячему, который вам помогает, в конце букваря есть азбука, цифры и знаки препинания, подписанные по-зрячему.
Мы с раннего детства научились выражать свои мысли словами, научились говорить и понимать друг друга. Грамотные люди умеют не только выражать свои мысли устно, но и при помощи знаков, которые называются буквами, они могут записать свою речь на бумаге. Каждая буква выражает какой-нибудь звук человеческого голоса. А если мы поставим одну за другой несколько букв, то получится обозначение нескольких звуков. Наша задача и будет состоять в том, чтобы понять, как из отдельных знаков-букв составляется слово и целые книги.
На первой странице букваря вы прочитаете предложение: ау мама. Это предложение записано двумя словами, в каждом слове есть несколько частей и звуков, обозначенных буквами: а, у. В этом слове две части и два, звука, обозначенных буквами. Если мы произнесем их одну за другой, то получится целое слово: ау. Теперь переставьте буквы сначала у, потом а, и вы получите уа. В слове мама две части, которые называются слогами. В слоге ма два звука при устной речи м и а и две буквы при письменной м и а. Пусть зрячий ваш грамотный товарищ поможет вам разобраться в этом.

Письмо

Прибор для письма состоит из двух пластинок. Положите его на стол вверх решеткой и раскройте так, чтобы решетчатая пластинка оказалась с левой стороны. Посмотрите вторую пластинку. На ней есть углубления, а также четыре шпинька — два вверху и два внизу. Положите на эту пластинку лист бумаги, чтобы края бумаги лежали на всех четырех шпиньках. Размеры листа бумаги должны быть сделаны по размеру письменного прибора. Покройте бумагу решетчатой пластинкой. Сделайте нажим на решетку вверху и внизу. Это нужно для того, чтобы закрепить бумагу на шпиньках, тогда бумага не будет двигаться. Писать будете грифелем, держите его не наклонно, как карандаш или вставочку с пером, а вертикально, чтобы указательный палец правой руки лежал на головке грифеля, большим пальцем и средним поддерживайте грифель снизу. В каждой клетке можно наколоть шесть точек. Три точки по правой стороне клетки и три — по левой. Прежде чем приступить к письму букв, поучимся писать шеститочие. Зрячие пишут слева направо, а мы должны писать наоборот — справа налево, потому что выпуклости точек получаются с обратной стороны листа. Это нужно хорошо помнить при письме букв. Чтобы не сбиваться со строчки, необходимо следить за строкой пальцами левой руки, не употребляя для этого указательного и большого. Поставьте кончик грифеля в правый верхний угол первой клетки и сделайте легкий нажим на головку грифеля. Вы получите первую точку или букву а. Чтобы получить вторую точку, нужно продвинуть грифель по правой стороне клетки до средины и снова сделать нажим,— получится буква «бэ». Прибавьте третью точку в нижнем правом углу этой клетки,— получите букву «эль». С помощью зрячего сверьте написанное по азбуке, помещенной в букваре. Прибавьте четвертую точку в левом верхнем углу клетки,— и вы получите из буквы «эль» букву «пэ». Пятую точку нужно наколоть с левой стороны посредине,— получится буква «че».
Сверьте по вашей азбуке. Шестую и последнюю точку нужно наколоть в нижнем левом углу клетки. Знак, состоящий из шести точек, не будет буквой. При письме его употребляют тогда, когда пишущий сделает ошибку. Прежде чем приступить к письму букв, поупражняйтесь в наколе шеститочия.
Письмо букв рельефом требует накола некоторых из точек шеститочия. Нужно только хорошо усвоить, в каких местах клетки делать накол точек для получения той или иной буквы.
Чтобы отделить одно слово от другого, следует пропускать между словами одну клетку.

Арифметика.
Для записи чисел есть тоже свои знаки, которые называются цифрами. Цифры рельефом пишутся такими же знаками, как и буквы. А чтобы отличить числа от слов, перед числом ставится особый значок, который называется цифровым знаком. В правом верхнем углу вашего букваря помечены страницы, найдите их и изучайте. Один пишется как буква а, два — как б, три — как ц и т. д. Но перед каждым числом будег стоять цифровой знак. Разберитесь, из каких точек этот знак.
В нашей речи, как вы знаете, очень много слов, но все они могут быть обозначены на бумаге при помощи 33 букв. Чисел тоже очень много, а цифр для записи этих чисел только 10. Как же нужно написать 10, 11, 12 и т. д.? Чтобы написать число 10, нужно к единице приписать ноль. Ноль не обозначает никакого числа, но если его приписать к числу, то оно увеличится в 10 раз. Приписав ноль к двойке — получим 20, приписав ноль к тройке — получим 30- и т. д. Если же мы отбросим ноль от написанного числа, оно уменьшится в 10 раз. Например, от 10 отбросим 0, получится 1. В числе 11 будет один десяток и одна единица. В числе 12 — один десяток и две единицы. В числе 25 — два десятка и пять единиц.
Так мы и будем писать: поставим подряд две единицы, первая будет обозначать десяток, а вторая — единицу, и получим 1-1. Если напишем подряд два и пять, получим два десятка и пять единиц, или число 25. Если мы напишем сначала пять, а потом два, то получим пять десятков и две единицы, т. е. число 52. Продумайте все это хорошенько.
Желаю успеха в учебе.
Учительница Григорьева Фаина Петровна.




Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +