Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Развитие у слепых навыков ориентировки в пространстве


"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с небольшими сокращениями

1. Возможности и обязательность обучения слепых учеников пространственной ориентировке

В школах слепых дети должны быть подготовлены к полноценному участию в построении коммунистического общества. Для этого, наряду с многим другим, им необходимо дать навыки пространственной ориентировки. Умение ориентироваться в пространстве имеет в жизни слепых большое значение. Хорошо ориентируясь в пространстве, они делаются полноценными и самостоятельными в труде и быту. Навыки пространственной ориентировки достигаются в результате упорной и длительной работы над собой самих слепых и тех, кто помогает им в этом.
Большую роль в развитии навыков пространственной ориентировки играет школа. Слепых нужно учить ходить самостоятельно с дошкольного возраста и продолжать это в школе. В дошкольном возрасте в семье незрячих и ослепших детей часто вовсе не приучают к самостоятельной ходьбе: Учителя и воспитатели школы слепых должны учить ходьбе каждого ребенка с первого дня поступления его в школу, особое внимание уделяя отставшим в этом отношении.
При ориентировке главное место у незрячих и ослепших занимают слух и осязательно-двигательные восприятия, но часто большую помощь оказывает им и обоняние. У частично-зрячих на первом месте стоит остаточное зрение, но их нужно научить одновременно использовать слух, осязательно-двигательные восприятия, а иногда и обоняние. Большое значение имеет и ощущение препятствия на расстоянии. Этой способностью в большей или меньшей степени сознательно пользуются многие незрячие, а иногда и ослепшие. Частичнозрячие прибегают к ней редко. Не нужно проводить искусственных упражнений по развитию слуха, осязания и др., а следует развивать навыки их использования в ориентировке и прочем. Следует применять модели и планы класса, других школьных комнат, школы, школьного участка, улицы, на которой расположена школа, и других улиц города, лагеря. Существенно, чтобы при навыках пространственной ориентировки ученики имели достаточно точные пространственные представления о том, среди чего им приходится ориентироваться. Эти модели и планы даются ученикам готовыми, но лучше, когда сами ученики уже могут выполнять их.
После изучения учениками своего класса, спальни, столовой и некоторых других комнат, надо перейти к изучению здания, двора, пришкольного участка, ближайших улиц, а с учащимися старших классов надо изучать расположение города, лагеря. Практика работы показала, что незрячие ориентируются в пространстве лучше, чем ослепшие.
В 1948/49 уч. г. в V класс поступил мальчик Миша М. 15 лет, потерявший зрение в 1947 г. Он очень долго не мог достаточно самостоятельно ходить по классу и, особенно, по зданию. Ходил, не сгибая ног. Из беседы с ним выяснили, что ему мешает в ходьбе чувство страха. Мы поставили себе целью рассеять страх у мальчика, вселить ему уверенность в движениях.
Благодаря длительной работе с Мишей М., бесед о значении и использовании для ориентировки слуха, осязания ступней ног, обоняния и др., также практических упражнений в ориентировке, мальчик стал свободно ходить по зданию и во дворе школы. Для того, чтобы слепые могли быстрее привыкнуть ориентироваться в пространстве, нужно воспитать в них чувство смелости и уверенности. Из практики известно, что не только незрячие, но и ослепшие ориентируются в окружающей местности хорошо. Это те дети, которые обладают большой силой воли. При отсутствии этих качеств и упражнений, в пространстве ориентируются плохо даже частичнозрячие, несмотря на то, что имеющееся у них зрение очень помогает в ориентировке.
В своей работе мы руководствовались книгой Б. И. Коваленко «Возвращение ослепших к трудовой жизни». Практические работы показали, что материал, данный в указанной книге, полезен.

2. Ориентировка на школьном дворе и в школьном саду

Упражнения по изучению школьного двора и школьного сада начались весной в мае 1949 г., когда почва под ногами сделалась достаточно твердой. Была взята группа детей младших классов, которые не умели самостоятельно гулять на школьном дворе и в саду. Из I класса: Люся И., родившаяся слепой, Маня Л., ослепшая в раннем детстве, Боря А., ослепший в раннем детстве, Коля П., ослепший в раннем детстве. Из II класса: Нина Н., родившаяся слепой, Валя Ш., ослепшая в ранней детстве.
При первом упражнении здание школы медленно обошли снаружи и обследовали руками два раза — туда и обратно.
Начали упражнения с ходьбы возле школьного крыльца и стен школы. Дети, под руководством воспитательницы, обследовали руками крыльцо со всеми его выступами, стены со всеми имеющимися в них окнами и дверями, выведенный на двор водопроводный кран. Попутно проведено объяснение о назначении водопроводного крана, о значении поливки школьных парников, грядок, клумб. Дети удивлялись, что наша школа такая большая, так много имеет окон в первом этаже. На все вопросы детей даны исчерпывающие ответы.
Второе упражнение проводилось через три дня. Осмотр опять начали со школьного крыльца, но уже с новым заданием. Требовалось выяснить, из какой комнаты выходит на улицу каждое окно школьного здания, куда ведут две входные двери, имеющиеся со стороны школьного сада.
Для лучшего уяснения расположения дверей и окон, вся группа детей прошла за воспитательницей, входя в одни двери и выходя в другие и со стороны сада, и со стороны главного входа, т. е. с парадного крыльца.
Некоторые дети впервые узнали, что в здание школы можно проникнуть с улицы, со двора и из сада.
Третье упражнение имело своей целью изучение правой стороны двора школы со всеми ее особенностями. Сделано подробное устное описание этой части школьного двора. Осмотрены забор, кусты сирени, растущие вдоль всего забора, старая береза и цветочные клумбы. Потом особое внимание детей было обращено на рельефную поверхность этой площади двора. Под руководством воспитательницы, дети медленно ходили от куста к кусту, от клумбы к клумбе, обследуя руками все ориентиры. Затем от стен и крыльца школы, как от исходной точки, каждый из детей попытался самостоятельно сделать переход до называемых воспитательницей ориентиров, что некоторым из детей хорошо удавалось. Во время проведения самостоятельных переходов воспитательницей давались указания о том, как следует шагать, как держать руки, чтобы не отличаться от зрячих.
Четвертое упражнение было повторением третьего с добавлением выработки навыков у детей узнавать по движению воздуха, стоят ли открытыми или закрытыми ворота и калитка школьного двора. Различать это предлагалось и по звукам, производимым шагами прохожих и колесами автомашин, проходящих по ту сторону забора. В результате проведенной работы все дети, за исключением Мани Л., узнавали все безошибочно.
К проведению этих упражнений с воротами и калиткой присоединялись многие дети, гуляющие на крыльце и на дворе. Они рассказывали, как находят то, что требуется. Из их рассказов выяснилось, что они узнают это или по слуху, осязательно-двигательному восприятию, или при помощи кожи лица.
Целью пятого упражнения послужило самостоятельное нахождение имеющихся во дворе качелей, физкультурных приборов и садовых скамеек. Все эти предметы сравнительно быстро находились детьми, приближавшимися к ним парами или по одному. Исходной точкой служило крыльцо школы. Во время хождения Маня Л. и Боря А. делали попытки вытягивать вперед руки, на недопустимость чего им было указано при разборе проведенного упражнения. Все дети захотели узнать, какое впечатление осталось у воспитательницы от их самостоятельного передвижения по двору. Их желание было удовлетворено в форме рассказа описательного характера о каждом из них. Дети обещали не повторять неловких движений, на которые им было указано.
Шестое, седьмое и восьмое упражнения проведены по изучению левой стороны школьного двора, размером вдвое больше правой стороны. Обследовали руками все ориентиры: забор, кусты сирени, старые деревья (вяз и березу), кусты терновника, клумбы, скульптурные статуэтки, калитку забора, ведущую в школьный сад. После осмотра предметов, под руководством воспитательницы, дети самостоятельно переходили от одного ориентира к другому, одновременно изучая рельефную поверхность данной площади двора при помощи ног.
Наблюдение за их приемами исследования почвы ногами сделало понятной быстрое изнашивание обуви некоторыми слепыми детьми. При ходьбе они старательно исследовали ногами каждую впадинку, каждый бугорок под их ногами.
При повторении упражнений по передвижению самостоятельно, дети становились смелее, увереннее в движениях. Они возвращались к школьному крыльцу, называли один из предметов, к которому предполагали пройти, и направлялись к нему. Практиковали передвижение из двух исходных точек, но к одному из предметов и из одной исходной точки — к различным предметам. При разборе этих упражнений дети радовались своей самостоятельности и просили дать им новые задания.
Девятое упражнение проводилось уже в июне. Заключалось оно в выяснении местонахождения парников на школьном огороде, прилегающем ко двору. После предварительной беседы с детьми, парники были тщательно обследованы руками. Внимание детей привлекали застекленные рамы, устройство парников, растения, посаженные в них. После осмотра, парники были обильно политы водой при активном участии детей. На все их многочисленные вопросы даны исчерпывающие ответы.
Целевая установка этого упражнения — умение обходить парники при передвижении в огороде, чтобы не портить их и не разбить стекол в рамах.
Десятое упражнение провели на школьном огороде с целью ознакомления с расположением грядок. Воспитательницей даны объяснения, что посажено на каждой грядке, как нужно ходить между грядками, не повреждая последних. Группа детей под руководством воспитательницы направилась от левого черного крыльца школы к грядкам; дети аккуратно прошли по междурядиям и обследовали руками растительность каждой грядки, определяя и называя при этом огородное растение. При ошибках в названиях огородных культур, повторно обследовали и распознавали растения руками. Сравнительно легко и быстро дети научились различать капустную рассаду от помидорной, тыквы от огурцов, свеклу от моркови. Лук они распознавали лишь легким прикосновением рук, помидорную ботву свободно узнавали по запаху листьев.
Познакомились и с сорными травами — лебедой и пыреем, которые подвергли тщательному обследованию при помощи осязания и обоняния. Сорные травы рассматривались детьми на корню, а затем выдергивались и вновь исследовались.
Одиннадцатое и двенадцатое упражнения в ориентировке детей производились с целью изучения местонахождения на школьной усадьбе сараев для складывания топлива, строительных материалов, содержания животных, хранения экипажей и сельскохозяйственного инвентаря. Дети, вместе с воспитательницей, вышли из правого черного крыльца школы, находящегося ближе к сараю, медленно прошли вдоль стены сараев. Потом открыли по порядку все двери сараев и познакомились, насколько это оказалось возможным, с находящимся в них, обследуя руками. Особенное внимание уделили дети осмотру молодых поросят, которых вначале боялись трогать руками, а потом, убедившись в безопасности, старательно обследовали и присутствовали при их кормлении.
В другой раз при выполнении двенадцатого упражнения обошли сарай кругом. Дети подходили к нему самостоятельно из различных точек, но обязательно от здания школы или от забора, окружающего школу.
Так закончилось первоначальное исследование школьного двора и огорода. Все дальнейшие упражнения предполагаются в школьном саду.
Все упражнения проводились на основе предварительно изучавшегося рельефного плана, который был выполнен воспитательницей.

3. Ориентировка на улице, на которой находится школа

Остановимся на том, как было проведено ознакомление учеников со Стрелецкой улицей, на которой находится школа. Для этого ознакомления были взяты два ученика III класса: К., ослепшая в шестилетнем возрасте от разрыва мины, и Л., потерявший зрение в самом раннем детстве от болезни. До составления плана с этими детьми пошли по Стрелецкой улице. В руках у них были тросточки. Вышли из школьного двора, шагами измерили тротуар и длину школьного забора. Затем подошли к дому № 40 и познакомились с тем, что возле этого дома имеется скамейка. Таким образом мы с учениками измерили всю улицу. Сами дети обратили внимание на детский дом, который по величине гораздо больше других домов, расположенных на этой улице. Недалеко от детского дома на тротуаре имеются неровности. Их тоже дети заметили и по этому признаку хорошо запомнили местонахождение детского дома.
На обратном пути в школу дети обращали внимание на телеграфные столбы и деревья и запоминали те дома, возле которых находились столбы или деревья.
На следующий день с теми же детьми пошли измерять и изучать противоположную сторону улицы. Дойдя до дома № 31, около которого находится продуктовый ларек, дети измерили площадь, занимаемую им, и хорошо запомнили его. Обратили внимание на неровности дороги и тротуара. Через улицу они переходили самостоятельно, так как движение транспорта по этой улице небольшое.
Записав результаты измерений, приступили к составлению плана. На этом плане Стрелецкой улицы дома обозначали прямоугольниками, заборы — зазубренными полосками, деревья — вырезанными из бумаги маленькими деревцами, столбы — кружками, ларек — прямоугольником. Масштаб плана — 1 см = 1 м. Длина улицы — 431 м. На плане у каждого дома номерной знак. Когда план был нанесен на куски картона со всеми обозначениями, дети обследовали его руками. Основательно изучили все нанесенное на план: дома, заборы, телеграфные столбы, молодую посадку и старые деревья.
Изучив план, дети, вместе с воспитательницами, должны были найти детдом, зная, что он от школы по счету 11-й. Они нашли его быстро, пользуясь тросточками. Затем детям было дано задание найти детдом самостоятельно, а воспитательницы наблюдали за ними издали. С этим заданием дети тоже легко справились. Шли они очень уверенно, быстро. Потом дети получили задание найти продуктовый ларек и пройти до него под наблюдением воспитательниц. Эта работа по изучению ближайшей улицы позволяет сделать вывод, что при помощи плана дети хорошо ориентируются, так как они знают, какие признаки и препятствия должны встретиться им на пути. Когда дети идут одни, они прислушиваются ко всем звукам, которые окружают их, а также с помощью ног замечают все неровности дороги. Следовательно, при ориентировке слепых детей в пространстве большую роль играет звук и осязание ступней ног.
Намечено таким же образом продолжить изучение других ближайших улиц, чтобы дети лучше знали свой район.

4. Ориентировка на отдаленных от школы улицах

Приступая к ознакомлению слепых детей с ходьбой на отдаленных от школы улицах, воспитательница составила план этих улиц. Была взята конечная цель ориентировки — почтовый ящик в центре города по улице Первомайской. В план входили: овраг, расположенный между холмами до ул. Малые Ременники, и поворот на улицу Дзержинского. План начинается от моста, где кончается Стрелецкая улица. От моста до конца холмов идет прямая дорога без тротуаров, а на холмах имеются тропинки, по которым ходят. На дороге перед улицей Большие Ременники встречается водосточный люк, который находится на склоне горы. На улице Малые Ременники имеются дома, между которыми есть заборы. У последнего дома липовая аллея. Улица Малые Ременники выходит на улицу Дзержинского. На противоположной стороне находится дом, ббнесенный красивой железной оградой, где и прикреплен почтовый ящик. Масштаб плана — 1 м равняется 1 см.
Для упражнения по ориентировке были взяты дети: Жоржик И. и Миша Л. Оба незрячие. Жоржик И. имеет свето-ощущение, Миша Л. не видит совсем. Тому и другому по 12 лет. Оба находятся в школе три года.
По Стрелецкой, где стоит школа, дети ходят свободно до мостика, что воспитатели им разрешают. Сделанный на картоне план трех улиц был показан детям. Они обследовали его руками до конца ориентира. Было объяснено, где идет дорога, где встречаются телеграфные столбы и дома, водосточный люк, которого они очень боятся, так как иногда он бывает открыт. Воспитательница пошла вместе с детьми опустить письмо брату Жоржика.
Миша и Жоржик шли самостоятельно с тросточками, а воспитательница с другими детьми шла сзади, наблюдая за идущими самостоятельно. Они услыхали шум мотора идущей машины и свернули вправо, подойдя близко к горе, так как проезд в овраге очень узкий. Когда машина прошла, пошли дальше. Жоржик нащупал тросточкой водосточный люк и отошел влево. Миша Л. испугался и не мог идти один. Он пошел вместе с воспитательницей, а Жоржик шел один. Когда он дошел до улицы Дзержинского, то остановился, послушал, нет ли машин, перешел быстро через улицу к дому на противоположной стороне. Прикасаясь тростью к изгороди, он дошел до угла, завернул за угол на Первомайскую улицу, подошел к почтовому ящику и опустил письмо. Обратно шли тем же путем, заметили все неровности тротуара и знали, где и какие препятствия они могут встретить на пути.
С Мишей Л. еще два раза ходили до почтового ящика. По изученной дороге он шел с тросточкой самостоятельно, но в город ходить пока один не может. После каникул работа с ним будет продолжаться.
Чтобы дети запомнили дорогу и ходили самостоятельно, надо им объяснить все приметы и препятствия, которые встречаются на пути, чаще ходить с ними и наблюдать, как они разбираются в окружающем. Слепые дети при ходьбе чувствуют приближение к предмету, если он высокий, и быстро сворачивают вправо или влево. Это наблюдалось у ученика V класса Миши М., ослепшего 12 лет, который шел один без тросточки из бани, но руки он держал все время впереди. Приближаясь к дереву и телеграфному столбу, он быстро останавливался и сворачивал в ту или другую сторону и потом шел уже прямо. На вопрос, почему он сам останавливается, чувствуя препятствие, мальчик ответил, что он чувствует своим лицом, что на пути стоит дерево, столб или угол — выступ дома. Мише был дан совет пользоваться тросточкой, при помощи которой можно заметить любое препятствие. Ему же разъяснено, что вытянутые руки производят нехорошее впечатление на окружающих.
Однажды дети, в количестве 12 человек, с воспитательницей пошли в парк. Жоржик шел самостоятельно. Он шел медленно и отставал, но мы его ждали. Из парка Жоржик пошел один по направлению «Золотых ворот». Вскоре он научился ходить без посторонней помощи по главной улице города.
Наблюдения по ориентировке будут продолжаться, когда дети вернутся после каникул в школу.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +