Семья и дети
Кулинарные рецепты
Здоровье
Семейный юрист
Сонник
Праздники и подарки
Значение имен
Цитаты и афоризмы
Комнатные растения
Мода и стиль
Магия камней
Красота и косметика
Аудиосказки
Гороскопы
Искусство
Фонотека
Фотогалерея
Путешествия
Работа и карьера

Детский сад.Ру >> Электронная библиотека >> Книги по педагогике и психологии >>

Трехлетний опыт проведения пионерского лагеря слепых детей со зрячими


"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г.
OCR Detskiysad.Ru
Книга приведена с небольшими сокращениями

Слепые дети нашей страны учатся, отдыхают и работают наравне со зрячими. Наряду с другим, ценны совместные мероприятия слепых со зрячими во внеклассное и внешкольное время. Зрячие товарищи в совместном досуге, развлечениях, на прогулках, экскурсиях, в художественных выступлениях дополняют и расширяют впечатления и общий кругозор слепых. Совместные мероприятия слепых со зрячими должны проводиться систематически и повседневно. Так, во время учебного года учащиеся Кисловодской школы слепых детей устраивают с учащимися массовых школ № 1, 3, 4, 5, 14 товарищеские встречи в игре по шахматам, танцы, художественные выступления и т. д. Дети дружны между собой. Они оживленно делятся впечатлениями о прочитанной художественной литературе, о кинокартинах, о проведенных экскурсиях и прогулках. У незрячих обогащается запас пространственных представлений. Зрительные образы ослепших и частичнозрячих уточняются, особенно у тех, которые потеряли зрение уже в более старшем возрасте. Дети становятся бодрее, жизнерадостнее, вырастают активными общественниками, любящими Родину. По выходе из школы слепые учащиеся вступают в жизнь вместе со зрячими. Одни из них работают в мастерских, другие оканчивают курсы массажистов, третьи идут в высшие учебные заведения, а затем работают. И везде они имеют тесную связь со зрячими.

Опыт 1951 г.

Мысль о совместном летнем отдыхе слепых со зрячими возникла в связв с поступлением в нашу школу учащихся из Грозного, которые рассказывали нашим детям об отлично проведенных днях в пионерском лагере вместе со зрячими. Каждый год Грозненское областное общество слепых совместно со школой предоставляют путевки ученикам в пионерский лагерь вместе с каким-либо из детских домов (школы № 3, 5, 6). На одном из общих собраний членов ВОС в нашей школе в марте 1951 г. учащиеся выразили желание поехать в пионерский лагерь вместе со зрячими или организовать такой лагерь в Кисловодске. Администрация школы и Ставропольское краевое общество слепых живо откликнулись на инициативу учащихся. Устройство детей нашей школы в совместный со зрячими пионерский лагерь было поручено председателю первичной организации Общества слепых, который являлся и преподавателем данной школы.
Мы заранее подготовили список учащихся, которые будут оставлены в пионерском лагере. Бюро первичной организации ВОС, комитет комсомола и совет дружины, под руководством администрации школы, разработали план подготовки к этому новому мероприятию. Было проведено несколько бесед на сборах дружины, отряда, на общем собрании ВОС о значении постоянного общения со зрячими. Из наблюдений известно, что те дети, которые дружат со своими зрячими сверстниками, являются наиболее развитыми, жизнерадостными. Толик К. поделился с товарищами своими воспоминаниями о совместных со зрячими прогулках в лес, о купании на реке, о том, как они научили Толю плавать. Зина О. и Галя У. потеряли зрение в раннем возрасте. Зина дружила со своей младшей сестрой и ее подругами. Это очень помогло ей стать развитой, жизнерадостной девочкой. Галя У.— единственная дочь у матери, но у нее было много зрячих подруг. Девочки в индивидуальных беседах, на сборе пионерских дружин делились своими впечатлениями о прочитанных со зрячими книгах, шумных играх и интересных детских приключениях. Сима Г., учащаяся Грозненской школы, очень увлекательно рассказывала о пионерских кострах, об интересных, дальних экскурсиях.
Беседы детей были настолько ярки и задушевны, что учащиеся пятых и шестых классов выразили желание провести после экзаменов прощальный пионерский костер. Сами готовили художественную самодеятельность, выступали охотно, с воодушевлением. Они пригласили к себе учащихся массовых школ, которые также приняли участие в выступлениях (школы № 3, 5). До позднего вечера пела и танцевала детвора вокруг костра. 29 мая, уезжая домой, многие ребята говорили нам: «Мы не останемся в лагере, но чувствуем, как будет весело тем, кто останется».
Ученики нашей школы с большим нетерпением ожидали дня отъезда в лагерь. 15 июня восемь пионеров получили путевки в г. Пятигорск. В тот же день преподаватель вместе с воспитательницей повезли детей в лагерь. Их знакомство со зрячими пионерами было радостным. Быстрому сближению детей помогло то обстоятельство, что здесь отдыхали и зрячие дети слепых рабочих. К совместному отдыху слепых детей со зрячими местные организации Пятигорска и руководство пионерского лагеря вначале отнеслись несколько недоверчиво, но вскоре от этого недоверия не осталось и следа.
После 15 дней пребывания пионеров нашей школы в лагере, воспитательница, которая работала с ними, тяжело заболела. Это обстоятельство осложнило работу. До второго потока оставалась одна неделя и мы за это время подыскали другую воспитательницу. Слепые пионеры были оставлены на второй поток. Отрадно было наблюдать, как пионеры нашей школы с увлечением играли в шахматы, домино, шашки, читали на досуге художественную литературу, напечатанную рельефом, а частичнозрячие — плоским шрифтом, весело бегали на широком школьном дворе, дружно пели и ходили гулять. Зрячие пионеры относились к своим слепым товарищам тепло и дружески. Их дружба со зрячими во время совместного отдыха дала много радости, богатых впечатлений, расширила их кругозор.
Когда я была ученицей Ростовской-на-Дону школы слепых детей, я испытала это отрадное чувство на себе. Время, проведенное в совместном лагере, оставило и у меня лично самое светлое воспоминание и подготовило к сближению со зрячими.

Опыт 1952 г.

На следующий год директору нашей школы было предложено краевыми организациями сдать помещение школы для пионерского лагеря Союза политпросветработников с условием, что дети нашей школы останутся в лагере на все лето. Директор, зная о хороших взаимоотношениях между пионерами нашей школы и зрячими пионерами, согласился. Лагерь был организован. Городские организации города Кисловодска и Ставрополя отнеслись к этому очень хорошо.
Из числа учащихся нашей школы оставалось 14 человек, остальные уехали на летние каникулы к родителям. Оставшиеся дети знали об организации лагеря в школе еще в мае. Они с нетерпением ждали открытия лагеря в нашей школе, мечтая встретить своих друзей по совместному лагерю со зрячими. Ученица Люда С. однажды сказала: «Давайте, ребята, хорошо примем пионеров, мы ведь хозяева в школе, а они гости у нас». Подготовка зрячих пионеров к их совместному отдыху со слепыми детьми была краткой и осуществлена только по приезде их в город Кисловодск.
Руководители слепых и зрячих провели беседу с учащимися, объяснили, какие мероприятия будут проводиться совместно, как надо готовиться к открытию лагеря. Затем началось знакомство детей. Оно проходило быстро и непринужденно. Зрячих ребят интересовал способ письма и чтения слепых, игра в шахматы и другие настольные игры. Это и послужило началом тесной дружбы наших ребят с их новыми знакомыми.
Все 170 человек были распределены по отрядам. Пионеры нашей школы составляли 1-е звено 1-го отряда. После знакомства ребят с территорией лагеря, вожатые отрядов и воспитатели распределили их по спальням, указали каждому пионеру его место и объяснили, как заправлять постель по новому способу (конвертом). Наши учащиеся с первых же дней давали пример соблюдения образцового порядка в спальнях.
В первые же дни был организован ряд кружков (хоровой, физкультурный, танцевальный, струнный и др.), в которых пионеры нашей школы принимали активное участие. Начались горячие дни подготовки пионеров к открытию лагеря. Каждый отряд старался подготовиться лучше.
Пионеры оборудовали спортивную площадку, привели в порядок двор, ходили в поле за цветами для украшения лагеря. Так проходили дни. Открытие лагеря состоялось 29 июня 1952 г. Дети были празднично одеты. Их лица сияли радостью и весельем. Окончены последние приготовления. Счастливая детвора выстраивается в линейку. В наступившей тишине начальник лагеря произнес вступительное слово, после которого под звуки горна и призывный бой барабанов над лагерем взвился алый флаг, возвестивший об открытии лагеря. Первая торжественная лагерная линейка окончена. Дети дружно уселись у костра и запели веселые пионерские песни. Пионеры каждого из четырех отрядов выступали с художественной самодеятельностью. Хору всего пионерского лагеря и каждого из отрядов аккомпанировал на баяне наш выпускник (1952/53 уч. г.), ныне учащийся Ессентукской музыкальной школы Юрий П.
Пионерка нашей Кисловодской школы Люся Ф. в своем дневнике пишет о впечатлении, произведенном на нее открытием лагеря: «Мне очень понравилось выступление учащихся нашей школы. Юрий П. с большим умением исполнил вальс «Солнышко» собственного сочинения. Валя Н. очень хорошо исполнила «Соловей» Алябьева и «Ручеек». Маруся В. протанцевала несколько танцев и прочла стихотворение «Мать». Открытие лагеря оставило у пионеров незабываемое впечатление».
Как в первом, так и во втором потоке пионерские костры проходили оживленно и интересно. Любимыми развлечениями пионеров были конкурсы на лучшее художественное исполнение и викторины. Вот примерные вопросы викторины: «Кто является председателем Комитета защиты мира?», «Кто написал «Сын полка»?, «Путешествие Гулливера»?, «Кто написал Гимн Советского Союза?», «Кто из певцов был другом Горького?», «Когда был сдан в эксплуатацию канал Волго-Дон?», «Назовите самый большой теплоход на Черном море», «Почему лед и снег закрывают летом соломой и войлоком?», «В каком чайнике скорее закипит вода — в медном или железном?», «Какой формы получается волна от камня, брошенного в реку, в отличие от волны на стоячей воде?», «Как получить простым способом из воздуха воду?», «У кого больше шейных позвонков — у жирафы или мыши?».
Отгадай загадки: «Крякнула утка через море чутко», «Зубастые, а не кусаются» и др.
Вопросы викторины рассчитаны на различное развитие и возраст пионеров. Проводились и аттракционы — срезали ножницами предметы с веревочки, бегали в мешках и т. д. Участвуя в викторинах, аттракционах и других развлечениях, ребята нашей школы, выбирая доступное, не уступали по своему развитию и ловкостиг зрячим и этим завоевывали еще больший авторитет и укрепляли дружбу. Большинство мероприятий в пионерском лагере как в первом, так и во втором потоке проводились слепыми и зрячими совместно. К этим мероприятиям относятся: линейки, прогулки, викторины и т. п. Раздельно проводилась подготовка каждого звена к вечерам художественной самодеятельности, к лагерным кострам. Мероприятия, которые проводились в первом потоке, в большинстве своем повторялись в во втором, так как контингент пионеров в большей части его был различен. Нужно было заинтересовать тех, кто остался на второй поток. Таких, в общей сложности, нашлось не менее 50 человек, в том числе и пионеры нашей школы. В течение учебного года он» уже совершали экскурсии в Краеведческий музей г. Пятигорска, к замку «Коварство и любовь», к «Стеклянной струе», «Храму воздуха», «Лермонтовской скале», на «Рим-гору» и т. д. Ребята делились впечатлениями об этих экскурсиях со своими новыми товарищами и заинтересовывали их. Например, в дневнике Валя С. записала о том, как девочка рассказывала подругам перед экскурсией на «Красные камни» легенду о происхождении их. Она сообщила, что в парке на высоте 912 м над уровнем моря имеются красные камни-песчаники. Железные соли придают им такую окраску. Аналогичная беседа между местными и приезжими пионерами была и о «Рим-горе». Учащийся нашей школы Леня В. вспоминает об экскурсии на «Кольцо-гору». Ему приятно то, что при осмотре горы он понял, почему она так названа. Зрячие товарищи дополняли впечатление об интересной экскурсии описанием окружающей природы. Каждая прогулка, экскурсия оставляла у ребят неизгладимое впечатление.

Опыт 1953 г.

Летом 1953 г. состав детей в лагере был другой. Слепых пионеров было только десять, причем из отдыхавших в лагере в 1952 г. в 1953 г. отдыхали только двое. Возраст слепых пионеров был различным. Начальником лагеря была И. С. Мельникова — завуч нашей школы. Состав вожатых и воспитателей был совсем другой. Ввиду того, что слепые пионеры распределялись по отрядам зрячих, особого воспитателя для слепых пионеров выделено не было. То, что слепые будут распределены по отрядам зрячих, нам внушало некоторое опасение, но результат оказался хороший.
Содержание подготовительных бесед со слепыми пионерами в общем соответствовало содержанию бесед предыдущих лет.
Подготовительные беседы со зрячими о совместном отдыхе со слепыми проводились по приезде зрячих детей. Вот запись о таких беседах из дневника вожатой отряда № 3 А. Н. Желткевич: «Предварительно я беседовала с сотрудниками школы слепых о работе с детьми. Кроме того, я знала о дружеских встречах слепых детей со зрячими массовых школ Кисловодска. Содержание подготовительной беседы со зрячими пионерами я сообщила на совещании вожатым лагеря и просила их провести подробные беседы в своих отрядах.
В беседе я рассказала о том, что в нашей стране незрячие дети учатся и отдыхают так же, как и все. Они умеют играть в шахматы, петь, веселиться, совершать дальние прогулки, имеют прекрасный школьный участок.
14 делянок они распределили между собой и ухаживают за ними сами. На своих участках весной дети посадили самые различные растения: пшеницу, рожь, овес, люцерну, клевер, тимофеевку, картофель, капусту, свеклу и др. Летом дети старательно поливали растения, производили опыты. Так, Аня Ш. вырыла весной довольно глубокую ямку и посадила в нее картофель, а затем, по мере роста растения, она каждый раз засыпала его землей. В результате стебель картофеля был выше 1 метра, а клубни его были также очень большие. Пионеры школы незрячих детей очень хотели бы привлечь к уходу за растениями зрячих юннатов, приезжающих в лагерь».
Зрячим детям, после знакомства со слепыми, преподаватели и воспитатели нашей школы показывали книги, письменные приборы, наглядные пособия — рельефные карты и другое. Они рассказывали о хорошей успеваемости детей.
Работа по содержанию была, в основном, та же, как и в предыдущем году. Например, проводились экскурсии, дальние прогулки, встречи с героями, демонстрировались кинокартины. Пионерам памятны встречи с соседним лагерем детей колхозников. Слепые активно участвовали во всех мероприятиях и успешно выполняли общественные поручения. Так, ученик А. являлся ответственным за хранение книг. Валя Н. заведовала настольными играми в пионерской комнате. Коля С. и Юра П. были руководителями хорового кружка. Зоя Е. была активной участницей художественной самодеятельности.
В физкультурных спартакиадах, наряду со зрячими, хороших результатов добивались и слепые. Все это повысило авторитет слепых среди зрячих товарищей.
Особенно памятен всем пионерам прощальный костер, посвященный закрытию лагеря. Подготовку к нему начали за 10 дней. В отрядных протоколах мы читаем решения о серьезной подготовке к закрытию лагеря. Обычно проходили лагерные мероприятия, но особенно тщательно дети готовились к прощальному костру.
4 августа с самого утра пионеры хлопотали по уборке помещения и двора. Настроение было праздничное. По сигналу горна все собрались на последнюю лагерную линейку. Дана команда председателя Совета дружины для сдачи рапортов, затем выступил начальник лагеря, который подвел итог работы. Наряду со зрячими пионерами, начальник лагеря отметил премиями за активное участие в лагерной жизни и учащихся Школы слепых. Так, Мария В. была премирована сборником сочинений Н. В. Гоголя, Зоя Е. и Валя Н. были также премированы ценными подарками.
Затем выступали пионеры. Они благодарила свою Родину, Коммунистическую партию, Советское правительство за заботу о детях. После этого была дана команда: «Смирно»,— дети поют Гимн Советского Союза, флаг спущен. После небольшого перерыва, все собрались вокруг костра. Ночь была чудесная, звездная. Под звуки горна и бой барабанов шесть пионеров, которым была оказана честь зажечь костер, прошли с горящими факелами по оставленным проходам и зажгли костео. Пионеры запели песню «Ты гори, костер, гори». Началась художественная самодеятельность. Была поставлена пьеса, большим успехом пользовались физкультурные выступления, потом опять пели песни, выступал каждый отряд в отдельности и общелагерный хор. Костер закончился массовыми танцами.

Заключение

Исходя из всего сказанного, можно полагать, что совместный отдых слепых со зрячими в пионерском лагере вполне возможен и даже необходим, так как имеет большое воспитательное значение. В организационном отношении в течение 3 лет работа строилась каждый год по-разному.
При направлении слепых пионеров Грозненской школы, в лагерь зрячих не встречалось особых затруднений. У нас они были, так как местная организация и руководство лагеря сомневались в возможности совместного лагеря зрячих и слепых пионеров. При проведении пионерского лагеря в самой школе слепых мы уже не знали этих трудностей.
Есть основание считать, что целесообразнее слепых не выделять в особые звенья, а лучше их распределять по звеньям зрячих. По высказываниям самих пионеров Зои Е. и Марии В. и других, можно судить о том, что распределение по различным отрядам необходимо прежде всего потому, что возраст их различный. При таком распределении удобнее готовиться к пионерским кострам, конкурсам, ходить на прогулки, экскурсии, читать художественную литературу и проводить другие мероприятия в лагере. Распределение слепых по звеньям зрячих содействовало взаимному сближению и повысило активность слепых пионеров.
Слепые и зрячие пионеры, совместно отдыхавшие в лагерях, расстались большими друзьями.
Эта статья далеко не исчерпывает вопросов, связанных с темой «Совместный отдых слепых детей со зрячими». Чем теснее будет связь между школами слепых, тем шире и ярче будет освещена эта тема. Нам, работникам школ слепых детей, необходимо повседневно вести наблюдения и находить новые пути и методы для наилучшего решения поставленной задачи — обучения и воспитания слепых детей.

продолжение книги...





Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»


.

Магия приворота


Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?

Читать статью >>
.

Заговоры: да или нет?


По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?

Читать статью >>
.

Сглаз и порча


Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.

Читать статью >>
.

Как приворожить?


Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.

Читать статью >>





Когда снятся вещие сны?


Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...

Прочитать полностью >>



Почему снятся ушедшие из жизни люди?


Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...

Прочитать полностью >>



Если приснился плохой сон...


Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Прочитать полностью >>


.

К чему снятся кошки


Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...

Читать статью >>
.

К чему снятся змеи


Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...

Читать статью >>
.

К чему снятся деньги


Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...

Читать статью >>
.

К чему снятся пауки


Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...

Читать статью >>




Что вам сегодня приснилось?



.

Гороскоп совместимости



.

Выбор имени по святцам

Традиция давать имя в честь святых возникла давно. Как же нужно выбирать имя для ребенка согласно святцам - церковному календарю?

читать далее >>

Календарь именин

В старину празднование дня Ангела было доброй традицией в любой православной семье. На какой день приходятся именины у человека?

читать далее >>


.


Сочетание имени и отчества


При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.

Читать далее >>


Сочетание имени и фамилии


Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?

Читать далее >>


.

Психология совместной жизни

Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.

читать далее >>
Брак с «заморским принцем» по-прежнему остается мечтой многих наших соотечественниц. Однако будет нелишним оценить и негативные стороны такого шага.

читать далее >>

.

Рецепты ухода за собой


Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?

Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.

прочитать полностью >>

.

Совместимость имен в браке


Психологи говорят, что совместимость имен в паре создает твердую почву для успешности любовных отношений и отношений в кругу семьи.

Если проанализировать ситуацию людей, находящихся в успешном браке долгие годы, можно легко в этом убедиться. Почему так происходит?

прочитать полностью >>

.

Искусство тонкой маскировки

Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!

прочитать полностью >>
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!

прочитать полностью >>

.

О серебре


Серебро неразрывно связано с магическими обрядами и ритуалами: способно уберечь от негативного воздействия.

читать далее >>

О красоте


Все женщины, независимо от возраста и социального положения, стремятся иметь стройное тело и молодую кожу.

читать далее >>


.


Стильно и недорого - как?


Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.

читать статью полностью >>


.

Как работает оберег?


С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.

Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.

прочитать полностью >>

.

Камни-талисманы


Благородный камень – один из самых красивых и загадочных предметов, используемых в качестве талисмана.

Согласно старинной персидской легенде, драгоценные и полудрагоценные камни создал Сатана.

Как утверждают астрологи, неправильно подобранный камень для талисмана может стать причиной страшной трагедии.

прочитать полностью >>

 

Написать нам    Поиск на сайте    Реклама на сайте    О проекте    Наша аудитория    Библиотека    Сайт семейного юриста    Видеоконсультации    Дзен-канал «Юридические тонкости»    Главная страница
   При цитировании гиперссылка на сайт Детский сад.Ру обязательна.       наша кнопка    © Все права на статьи принадлежат авторам сайта, если не указано иное.    16 +