"Вопросы тифлопедагогики". Под ред. чл.-корр. АПН РСФСР Б. И. Коваленко.
Изд-во Академии педагогических наук РСФСР, М., 1955 г. OCR Detskiysad.Ru Книга приведена с небольшими сокращениями
До Великой Октябрьской социалистической революции школы слепых были совершенно замкнутыми учреждениями. Подавляющее большинство их непосредственно находилось в ведении попечительства о слепых.
В первые годы революции эти учреждения переходили из одного ведомства в другое — отдел социального обеспечения, здравоохранение, а затем были включены в общую систему народного образования, после чего и началось сближение их с массовой школой на основе единства программы обучения. Положение, определяющее цели и задачи учреждений для слепых детей, их организацию и содержание педагогической работы, было утверждено Наркомпросом только в 1925 г.
В § 2 Положения читаем: «Цель учреждений для слепых — путем образования трудового и общественно-политического воспитания подготовить слепого ребенка к самостоятельной трудовой жизни».
В разделе «Педагогическая работа» содержание воспитательной работы в школах слепых раскрывается следующим образом: «... организация детской среды (самоуправление), связь в тех или иных формах с пионерским и юношеским коммунистическим движением: связь с общественной работой обществ взрослых слепых, участие детей в общественно-политических празднествах — является обязательным в работе учреждений для слепых и проводится по вырабатываемым на этот предмет инструкциям Главсоцвоса» (§ 24 Положения).
Установки в отношении учебно-воспитательной работы в школах слепых становятся общими с массовой советской школой. В соответствии с этими общими установками, в школах слепых возникают и детские организации; в отчете Казанской школы слепых говорится: «формой ученического самоуправления являются учком и общее собрание учащихся». Здесь же отмечается и роль детской организации в жизни учреждения: «... органы детского самоуправления пустили глубокие корни в жизнь учреждения и оказывают благотворное влияние на внутренний порядок и быт детей». Екатеринбургская (Свердловская) школа в своем отчете пишет: «...самоуправление детей заключается в периодических общих собраниях и постоянной работе деткома».
Подробнее организационные формы школьных ученических организаций раскрываются в отчете Воронежской школы: «...Во главе стоит общее собрание детей, на котором избираются исполком и ряд комиссий. Имеются постоянные кружки: драматический, музыкальный, политграмоты и антирелигиозный. Представитель детского коллектива входит в состав педагогического совета». Последнее соответствует утвержденному Положению для школ слепых, где в состав педагогического совета вводится «не менее двух представителей детского коллектива» (§ 56 Положения 1925 г.).
В некоторых школах в это время детские организации только еще возникают. Так, Омская школа в своем отчете пишет: «... Детское самоуправление налаживается. Дети принимают активное участие в комиссиях: в хозяйственной и культурно-просветительной».
Школы слепых, включенные в общую систему народного образования, росли и развивались. Вначале, даже в крупных центрах, таких, как Москва и Ленинград, они были начальными. Вскоре эти и другие школы слепых перерастают вначале в неполные средние, а некоторые и в средние. Своеобразием школ-слепых является то, что все они представляют собой соединение школы и детского дома, с тем отличием от последнего, что значительная часть детского состава живет в школе только в течение учебного периода, возвращаясь на каникулы в семью. Меньшая часть детей — сироты и полусироты — из недостаточно в материальном отношении обеспеченных семей остается в школе в течение всего школьного обучения.
Возрастная разнородность состава классов, различная ступень предшествующего жизненно-практического опыта, которым обладают дети в зависимости от срока слепоты, дополнительная нагрузка на нервную систему, вызываемая травмой, разная степень навыков ориентировки в окружающем пространстве, разная степень отсутствия зрения — вот, в основном, главные своеобразия, которые требуют самого внимательного и дифференцированного подхода к детскому коллективу со стороны учителей и воспитателей школ слепых.
Задача воспитания крепко сплоченного детского коллектива в школах слепых, где дети учатся и живут вместе, является бщей задачей всего педагогического коллектива и детских, пионерских и комсомольских организаций. Все те признаки здорового детского коллектива массовой советской школы, которые вкратце отмечены были мною в первой части доклада,
должны быть присущи коллективу школы слепых.
В школах-интернатах, какими являются школы слепых детей, имеется больше объектов для возникновения и развития школьных ученических организаций, чем в массовой школе. Вся разнообразная деятельность детей: трудовая — связанная с работой в классах, мастерских, на пришкольном участке; бытовая — связанная с питанием, одеждой, помещением; игровая, оздоровительная и художественная — все это служит объектом работы детских организаций, дает богатый материал и содержание и требует организованного оформления. Детские организации школ слепых обычно строятся по плану общешкольных организаций. Так построены детские организации в Московской, Глазовской, Костромской, Горьковской и других школах.
Школьная ученическая организация в Ленинградской средней школе слепых детей
В нашей школе слепых детей сложилась следующая структура организации учащихся. Общешкольным руководящим органом учащихся является ученический комитет, учком, состоящий из десяти учащихся, часть из них (7 человек) избираются на общем собрании учащихся — председатель, секретарь, 4 члена и ответственный редактор. В учком входят секретарь комитета комсомола, пионерский вожатый и председатель ячейки Общества слепых. Таким образом, учком связан, с комсомольской и пионерской организацией и общественной организацией в стенах школы — ячейкой ВОС. Кандидатуры председателя, секретаря и выборных членов учкома предварительно обсуждаются всей школьной общественностью. На заседаниях учкома присутствует директор.
Выборные члены учкома возглавляют четыре сектора (ранее называвшиеся комиссиями):
1. Сектор учебно-производственный, куда входят:
Председатель (член учкома).
Председатели классов V—XI и профгрупп (8 чел.).
Прикрепленный педагог.
2. Сектор культмассовый, куда входят:
Председатель (член учкома). Старосты кружков (9 чел.). Прикрепленный педагог.
3. Сектор хозяйственный, куда входят:
Председатель (член учкома). Представители классов (7 чел.). Старосты спален (4 чел.). Прикрепленный педагог. Завхоз. Кастелянша.
4. Сектор санитарный, куда входят:
Поедседатель (член учкома). Санитары класса (7 чел.). Санитары спален (4 чел.). Воач школы. Прикрепленный педагог.
Содержание работы этих школьных ученических организаций следующее:
Учком:
1. Руководит работой школьной ученической организации по всем ее разделам (учебной, трудовой, культмассовой, детской печати, физкультурной, санитарной и пр.).
2. Утверждает план работы секторов.
3. Заслушивает отчеты о работе секторов и редколлегии.
4. Организует общие собрания учащихся и подготовляет повестку собраний.
5. Обсуждает отдельные вопоосы, вносимые секторами.
6. Отчитывается в своей рабрте перед общим собранием.
1. Сектор учебно-производственный:
Ведет учет успеваемости учащихся и дисциплины. Организует помошь отстаюшим. Ооганизует помощь зав. учебными кабинетами. Составляет план работы и отчитывается перед учкомом.
2. Сектор культмассовый:
Ооганизует школьные вечера художественной самодеятельности. Организует культпоходы в театры и на концерты. Ооганизует работу школьного лектория. Заслушивает планы работы кружков. Организует выездные концерты детской художественной самодеятельности. Составляет план работы и отчитывается перед учкомом.
3. Сектор хозяйственный:
Организует общественнополезный труд — самообслуживание. Организует наблюдение за целостью школьного инвентаря. Организует подготовку помещений в дни концертов и праздников. Составляет план работы и отчитывается перед учкомом.
4. Сектор санитарный:
Ооганизует работу по уборке помещений. Обсуждает вопросы улучшения санитарного состояния детских помещений и личной гигиены. Организует наблюдение за санитарным режимом учреждения. Ооганизует наблюдение за поддержанием личной гигиены. Составляет план работы и отчитывается перед учкомом.
К каждому сектору учкома прикреплены педагоги и воспитатели (два учителя и два воспитателя) для руководства и помощи. К хозяйственному сектору, кроме того, прикреплены зав. хозяйством и кастелянша, которые приглашаются на заседания сектора по мере надобности. К санитарному сектору прикреплен врач школы, который помогает в отношении санитарно-просветительной работы. На заседания культурно-массового сектора, по мере надобности, приглашаются руководители кружков (специалисты-преподаватели).
В целях передачи организационных навыков, приобретенных в процессе работы, при выдвижении кандидатов в учком обыкновенно рекомендуются и утверждаются общим собранием два-три наиболее опытных ученика из старого состава учкома, который, таким образом, обновляется каждый год только частично. К секторам прикрепляются наиболее опытные и авторитетные педагоги.
Практика привада к убеждению, что для более успешной работы секторов необходимо иметь точно очерченный круг обязанностей входящих в него членов.
I. Председатель класса
1. Организует порядок и дисциплину класса во время отсутствия преподавателя и воспитателя.
2. Ведет учет успеваемости по классу.
3. Организует товарищескую помощь отстающим.
4. Получает и распределяет учебные пособия и учебники.
5. Сигнализирует классному руководителю о неудовлетворительной оценке, полученной товарищем по классу.
6. Провопит классные собрания в присутствии классного руководителя и воспитателя группы.
7. Назначает дежурных по классу.
II. Ответственный по хозяйству класса
1. Ведет учет хозяйственного инвентаря класса (составляет опись инвентаря).
2. Ведет наблюдение за сохранностью инвентаря (парты, шкафы, стулья и т. п.).
3. Выделяет по предложению председателя хозяйственного сектора учащихся для производства разных хозяйственных работ.
III. Санитар класса
1. Наблюдает за чистотой и проветриванием классного помещения.
2. Пооверяет соблюдение поавил личной гигиены учащимися класса.
3. Проверяет опрятность костюма учащихся класса.
IV. Староста музыкального кружка
1. Ведет учет инвентаря музыкального кружка (составляет опись музыкальных инструментов).
2. Наблюдает за бережным отношением членов кружка к своему инструменту.
3. По окончании рабочего дня проверяет наличие музыкальных инструментов и запиоает шкафы с инструментами.
4. Хранит ноты.
5. Ооганизует уход за музыкальными инструментами. 6. Следит в отсутствие руководителя за выполнением заданий членами кружка.
V. Староста хорового кружка
1. Приготовляет хоровой класс к занятиям хора (расставляет мебель).
2. Проверяет наличие членов кружка на занятиях и докладывает преподавателю о причине неявки отсутствующих членов кружка.
3. Помогает преподавателю при выступлении хора.
VI. Староста кружка художественного чтения
1. Организует переписку рельефом получаемой от руководителя литературы для занятий кружка.
2. Собирает кружок на занятия.
VII. Староста физкультурного кружка
1. Ведет учет всего гимнастического и спортивного инвентаря и наблюдает за его хранением.
2. Приготовляет гимнастический зал для занятий кружка.
3. Помогает преподавателю при проведении занятий (страховка).
4. Докладывает преподавателю о причине отсутствия членов кружка ва занятии (рапорт).
VIII. Староста шахматного кружка
1. Ведет учет и наблюдение за хранением шахмат.
2. Организует турниры.
IX. Староста кружка машинописи
1. Подготовляет комнату для занятий (топит печку, расставляет стулья, соблюдая расстояние между сидящими за машинками).
2. Собирает членов кружка, проверяя их наличие на занятиях, и об отсутствующих, так же как и о причинах отсутствия, докладывает руководителю.
3. Раздает бумагу для письма (после окончания занятий собирает и передает руководителю выполненное задание).
4. После занятий приводит машинки в надлежащее положение и запирает комнату для занятий.
X. Староста спальни
1. Отвечает за порядок в спальне и соблюдение режима (при подъеме и укладывании на сон).
2. Наблюдает за сохранностью инвентаря спальни.
3. Ведет учет инвентаря спальни (составляет опись инвентаря). 4. Получает и раздает постельное белье.
XI. Санитар спальни
1. Проверяет уборку кроватей.
2. Проверяет состояние прикроватных тумбочек.
3. Присутствует при санитарном обходе спальни санитарной комиссией.
4. Получает и раздает в спальне предметы личной гигиены (мыло, зубной порошок, зубные щетки).
5. Организует и наблюдает за вытряхиванием одеял (на дворе).
Учком и сектора имеют значительный выборный, актив (в составе 47 человек), из которых каждый несет определенные обязанности. Работа в ученической организации дает учащимся некоторые организационные навыки, которые оказываются полезными в их последующей самостоятельной жизни.
Рабочий день старших детей в школе слепых очень нагружен: начиная с VI класса, они имеют 40 учебных часов в неделю, кроме того, большая часть их участвует в различных кружках, требующих часто (например, музыкальные кружки) одного-двух часов в день для самостоятельной работы. Режим времени учащихся диктуется необходимостью соблюдать большую экономию во времени, отводимом на заседания ученических организаций.
В Ленинградской школе слепых детей принят следующий график работы ученической организации:
1. Общие собрания учащихся школы устраиваются один раз в учебную четверть и в начале и конце учебного года.
Продолжительность — 1—1,5 часа.
2. Заседания учкома устраиваются один раз в месяц.
Продолжительность не более, 1 часа.
3. Заседания секторов устраиваются один раз в месяц.
Продолжительность 30—45 минут.
4. Классное собрание еженедельно.
Продолжительность 20—30 минут.
В школах с небольшим числом учеников, естественно, несколько упрощается структура ученической организации.
В отношении участия в ученической организации детей с разной степенью зрения необходимо соблюдать индивидуальный подход. Так, в Ленинградской школе дети с остаточным зрением привлекаются к работе в качестве санитаров, дежурных по столовой, в бельевой и т. п.
Конкретная работа в детской ученической организации, естественно, сплачивает детский коллектив и облегчает школе выполнение высокой задачи — коммунистического воспитания подрастающего поколения, а детям помогает по выходе из школы вступить в ряды полноценных строителей коммунистического общества.
Приворот является магическим воздействием на человека помимо его воли. Принято различать два вида приворота – любовный и сексуальный. Чем же они отличаются между собой?
По данным статистики, наши соотечественницы ежегодно тратят баснословные суммы денег на экстрасенсов, гадалок. Воистину, вера в силу слова огромна. Но оправдана ли она?
Порча насылается на человека намеренно, при этом считается, что она действует на биоэнергетику жертвы. Наиболее уязвимыми являются дети, беременные и кормящие женщины.
Испокон веков люди пытались приворожить любимого человека и делали это с помощью магии. Существуют готовые рецепты приворотов, но надежнее обратиться к магу.
Достаточно ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на проснувшегося человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что данный сон был вещим. Вещие сны отличаются от обычных тем, что они, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий, запоминающийся...
Существует стойкое убеждение, что сны про умерших людей не относятся к жанру ужасов, а, напротив, часто являются вещими снами. Так, например, стоит прислушиваться к словам покойников, потому что все они как правило являются прямыми и правдивыми, в отличие от иносказаний, которые произносят другие персонажи наших сновидений...
Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...
Согласно Миллеру, сны, в которых снятся кошки – знак, предвещающий неудачу. Кроме случаев, когда кошку удается убить или прогнать. Если кошка нападает на сновидца, то это означает...
Как правило, змеи – это всегда что-то нехорошее, это предвестники будущих неприятностей. Если снятся змеи, которые активно шевелятся и извиваются, то говорят о том, что ...
Снятся деньги обычно к хлопотам, связанным с самыми разными сферами жизни людей. При этом надо обращать внимание, что за деньги снятся – медные, золотые или бумажные...
Сонник Миллера обещает, что если во сне паук плетет паутину, то в доме все будет спокойно и мирно, а если просто снятся пауки, то надо более внимательно отнестись к своей работе, и тогда...
При выборе имени для ребенка необходимо обращать внимание на сочетание выбранного имени и отчества. Предлагаем вам несколько практических советов и рекомендаций.
Хорошее сочетание имени и фамилии играет заметную роль для формирования комфортного существования и счастливой судьбы каждого из нас. Как же его добиться?
Еще недавно многие полагали, что брак по расчету - это архаический пережиток прошлого. Тем не менее, этот вид брака благополучно существует и в наши дни.
Очевидно, что уход за собой необходим любой девушке и женщине в любом возрасте. Но в чем он должен заключаться? С чего начать?
Представляем вам примерный список процедур по уходу за собой в домашних условиях, который вы можете взять за основу и переделать непосредственно под себя.
Та-а-а-к… Повеселилась вчера на дружеской вечеринке… а сегодня из зеркала смотрит на меня незнакомая тётя: убедительные круги под глазами, синева, а первые морщинки
просто кричат о моём биологическом возрасте всем окружающим. Выход один – маскироваться!
Нанесение косметических масок для кожи - одна из самых популярных и эффективных процедур, заметно улучшающая состояние кожных покровов и позволяющая насытить кожу лица необходимыми витаминами. Приготовление масок занимает буквально несколько минут!
Каждая женщина в состоянии выглядеть исключительно стильно, тратя на обновление своего гардероба вполне посильные суммы. И добиться этого совсем несложно – достаточно следовать нескольким простым правилам.
С давних времен и до наших дней люди верят в магическую силу камней, в то, что энергия камня сможет защитить от опасности, поможет человеку быть здоровым и счастливым.
Для выбора амулета не очень важно, соответствует ли минерал нужному знаку Зодиака его владельца. Тут дело совершенно в другом.